Физическая культура

Физическая культура это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом.

Очевидно, что физическую культуру не стоит связывать только с успехами в том или ином виде спорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье составляет физическую культуру. Исследования специалистов показали, что занятие каким-либо одним видом спорта, даже красивым или популярным, развивает человека слишком односторонне. Кроме того, профессиональные спортсмены подвержены также и профессиональным заболеваниям. И последнее: спорт требует постоянного увеличения нагрузок, а человек при всей универсальности своих возможностей все же конечен. Так что же, отказаться от спорта? Ни в коем случае. Мы знаем, как ценят редкие, но насыщенные минуты спортивных занятий деловые люди всего мира. Наличие физической культуры предполагает, что главная цель человека — это овладение (по возможности) особенностями своего организма, умение им пользоваться, постоянно сохраняя работоспособность и уравновешенность, адекватно реагируя на быстро меняющиеся условия жизни и труда.

В 60-е годы прошлого века у нас в стране было расхожим представление о слиянии умственного и физического труда. Очень часто это понималось по аналогии с известными строками В. В. Маяковского (1893-1930):

 

Сидят

папаши.

Каждый

хитр.

Землю попашет,

попишет

стихи.

(Поэма “Хорошо!”, гл. 19)

 

Многие не замечали скрытой иронии в этих стихах, поэтому в обыденном сознании и укрепилось такое примитивное представление. Настоящее единство умственного и физического труда возможно лишь тогда, когда физическое здоровье, выносливость, умение владеть собой позволяют сохранить высокую работоспособность в умственной деятельности независимо от внешних факторов, а умственная деятельность определяет эффективность физического труда.

Физическое здоровье не всегда выступает показателем физической и общей культуры. Миру известны люди, не только не обладавшие здоровьем Геркулеса, но и просто бывшие инвалидами, которые достигли высоких ступеней совершенства в интеллектуальной и культурной деятельности. Например, президент США Франклин Делано Рузвельт был прикован к инвалидному креслу, но тем не менее он мог руководить страной даже в самые трудные для всего мира годы — во время второй мировой войны. Глухонемой, парализованный с детства англичанин Стивен Хокинг — один из выдающихся физиков-теоретиков нашего века. Только умение концентрировать возможности своего организма, полное владение им позволили этим людям действовать, а это и составляет сущность физической культуры. Среди таких людей не только те, кто потерял одно какое-либо чувство — слух или зрение, но и слепоглухонемая Ольга Скороходова, ставшая кандидатом наук, поэтом, автором книг. В. Титов, написавший повесть “Всем смертям назло”, молодой шахтер, чтобы избежать аварии и спасти жизни своих товарищей, руками замкнул электрический провод под напряжением 6000 вольт. Он перенес множество сложнейших операций, потерял руки, хождение для него было затруднительным. Чтобы не стать никому обузой, он, никогда до этого не занимавшийся литературным трудом, превозмог все и писал, держа карандаш в зубах. Н. Хилл говорит: “Бетховен был глухим, Мильтон был слепым, но их имена умрут вместе со Вселенной, потому что они умели не только мечтать, но и преобразовывать, организовывать свои мечты” [307, с. 30].

Такого рода примеры можно множить, и каждый раз мы будем видеть, как организует культура физические возможности человека. Но нам одновременно будет ясно, что каждое такое преодоление — торжество не только тела, но и духа, ибо только человек существует в единстве материального и духовного, он — носитель культуры как целого.