Реферат Курсовая Конспект
Культурология в системе гуманитарного знания - раздел Культура, 1.культурология В Системе Гуманитарного Знания. 1. Гуманитарное Знан...
|
1.Культурология в системе гуманитарного знания.
1. Гуманитарное знание сформировалось в 18 веке.(деление на 2 типа: знания о душе и культуре). После изучения знаний о душе и культуре в 19 веке нарицательное гуманистическое перешло в собственное гуманитарное.
2. 1909-1915 гг. в Европе происходил гуманитарный симпозиум, на котором обсуждались различные научные направления. С работой «Система наук» выступил немецкий химик Вильгельм Освальд, в которой он вводит понятие «культурология», которое должно определять науку, изучающую общие закономерности культурно-исторического процесса и специфику человеческой деятельности.
Культурология как дисциплина изучает объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в преумножении и передачи культурных ценностей от поколения к поколению.
Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека, который дополняет собой мир природы. О двойственности мира догадывались древние, заметившие, что человек не сводим к мускулам, скелету и кровообращению. Так возникла идея дуализма души и тела в человеке.
Мир человека складывается из элементов:
Сам человек как существо историческое;
Произведения человеческой деятельности- артефакты;
Человеческая деятельность как таковая- практика;
Общественные формы, в которых совершается эта деятельность- соц.институты.
Гуманитарии XIX века стараются применить биологические методы, чтобы понять мир человека. Их предшественники прибегали к помощи механики.
Центральной фигурой человеческого мира является сам человек: существо, наделенное сознанием, волей, творческим гением. Человек неповторим.
Исследователь не в состоянии изучать мир человека объективно. Он всегда погружен в этот мир, живет его проблемами, разделяет его предрассудки.
Несводимость мира человека к миру природы определяет особенность гуманитарного знания: гуманитарное знание многомерно. Оно включает в себя разнородные компоненты: НАУКУ, ИСКУССТВО, СОЦИАЛЬНУЮ РЕФЛЕКСИЮ - размышления над миром человека, над его историей.
Гуманитарное знание отличается от естествознания не только предметом и способом изучения, но и конечным продуктом. Наряду с монографиями и учебниками гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в философских трактатах, исторических описаниях
Именно поэтому в гуманитарных науках расхождения во взглядах между учеными – обыденное явление, а совпадения - исключительный случай. Попытки договориться о содержании терминов чаще всего бывают бесплодными.
Все это вместе взятое делает изучение гуманитарных наук занятием повышенной сложности. Особенно это касается новых научных дисциплин, в том числе и культурологии.
Американский культуролог Лейсли Уайт положил начало основам культурологи как самостоятельной области знаний, введя сам термин «культурология», а потом и самостоятельную учебную дисциплину.
Для европейских мыслителей XIX столетия культура тождественна искусству, либо просвещению. На уровне личностном культура что-то вроде усвоенных правил поведения и приличия в обществе, отличающих человека воспитанного от грубого и неотесанного мужлана.
В начале XX столетия происходит смена культурных эпох: стиля культуры, ее идеалов. (Н.Коротков) XX век принес с собой новое искусство.
Одновременно происходит то, что современники окрестили революцией нравов - уход от прежних норм поведения, запрещающих, например, женщине заниматься мужскими (общественными) делами: быть продавцом, учителем...
Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных формах, видах, в ее функционировании и конфликтах. Причем, культура понимается:
как сложное образование, вбирающая в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д.;
как целостное образование, в котором все его составляющие объединены системными связями;
как образование, меняющееся во времени и пространстве;
как образование всеобъемлющее по отношению к миру человека с его артефактами, практикой и институтами.
Культурология - компонент гуманитарного знания, прежде всего его научной части.
В рамках культурологии сложилась собственная система терминов - слов, имеющих строго определенное значение. Эти слова заимствованы из разных источников: из иных отраслей знания: философии, социологии, истории; из языка повседневной жизни - и потому очень важно найти их культурологическое содержание, договориться об однозначном употреблении и понимании.
У культурологии есть и собственные методы изучения и включают в себя: наблюдение, истолкование, проверку, наконец, включение в большую теорию. Нельзя понять культуру общества или человека, не сжившись с нею, не погрузившись в ее смысл, не разделяя ее глубинных ценностей.
2.Основные задачи культурологии.
1. анализ культуры как системы культурных феноменов.
2. Исследование типологии культур, культурных единиц и элементов культуры.
Близкие по основным чертам культурные единицы составляют основу культурным типам на основе сущностных характеристик. Сущностной характеристикой(типологическим признаком) может быть признана некая сущность, определяющая природно-климатическую, религиозную, хозяйственную сферу человеческой деятельности.
3. Разрешение проблем социокультурной динамики.
Изменения, которые происходят под влиянием внешних и внутренних сил, определяют характер динамического развития культуры в целом.
4. Исследование культурных кодов, знаков, символов культуры.
Культурный код- сочетание знаков и символов культуры.
Культурный знак- основное средство фиксации и оценки культуры(например, картины и т.д.)
Культурный символ – условно-опознавательный знак(например, крест)
5. Выделение типов связи между элементами культуры. (информационная и технологическая связь поясняет причину исследования и взаимосвязи элементов культуры). Типы связи могут выделятся по характеру взаимодействия: постфигуративный(традиционный), конфигуративный(вынужденное присутствие в обществе, где происходят очень быстрые изменения), префигуративный(заставляет старое поколение жить по новому)
3.Аспекты культурологического изучения дисциплины: гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный, социологический.
В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в
процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные цен-
ности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, с другой - выступают как специ-
фический объект освоения. Исходя из этого понимания, нередко дают следующее определение: Куль-
тура - это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функциони-
рование и взаимосвязь своих институтов (П.А. Сорокин). В этом и заключается суть аксиологического
(ценностного) аспекта культуры.
В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных,
творческих способностей. Отсюда такое определение: Культура - это производство самого человека во
всём богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его об-
щественного бытия (В.М. Межуев).
В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в об-
ществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются
не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между
людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и
т.д.). Это - тоже культура.
В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного соци-
ального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие
того или иного способа производства.
Таким образом, культура - это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее бук-
вально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура - ядро, основа, душа общест-
ва это:
- материальные и духовные ценности человека;
- способ жизнедеятельности людей;
- их отношения между собой;
- своеобразие жизни наций и народов;
- уровень развития общества;
- накапливаемая в истории общества информация;
- совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;
- религия, мифология, наука, искусство, политика;
- особая знаковая система и т.д
Уровни культуры в культурологи: элитарная, народная, массовая.
Раздел "история мировой художественной культуры" в культурологии.
Свет больше ничего не нашла!
XIX столетие считается золотым веком романа. Именно тогда появились произведения Ч. Диккенса, В. Гюго, Л. Толстого и Ф. Достоевского. Эра классической прозы закончилась публикацией в 1922 году «Улисса» Дж. Джойса. Это произведение стало революцией в жанре романа. Автор оставил в стороне социальные темы, вернувшись к мифологическим сюжетам. Вторая половина XX века являет собой как бы творческую лабораторию, в которой создаются и распадаются новые жанры, виды, темы прозаической литературы. В качестве примера могут служить готические рассказы, романы, детективные истории, вестерны , «ужастики», исторические романы, военные повествования, шпионские рассказы (триллеры) и научная фантастика. Для XX столетия характерны связи художественной литературы с другими, преимущественно новыми видами искусства — кино, радио, телевидением.
Культурные нормы и традиции.
О всеобщности диалога как основы человеческого взаимопонимания.
«Диалогические отношения... — это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Где начинается сознание, там... начинается и диалог». «Все в жизни диалог — то есть диалогическая противоположность».
О нетождественности бахтинского понимания «всеобщности диалога» с прямым обобщением. Об исторической и духовной особенности, уникальности, диалогизма Бахтина.
«Диалогическое проникновение обязательно в филологии (ведь без него невозможно никакое понимание): оно раскрывает новые моменты в слове (смысловые в широком смысле), которые, будучи раскрыты диалогическим путем, затем овеществляются. Всякому продвижению науки о слове предшествует ее „гениальная стадия" — обостренно диалогическое отношение к слову».
Два полюса диалога в понимании Бахтина:
Один полюс. — «Микро-диалог», пронизывающий каждый атом, каждую единицу сознания и речи индивида (в горизонте личности), совпадающий с определением самого субъекта сознания и деятельности. Этот «внутренний диалог (то есть, — микродиалог)» конгениален, по мысли Бахтина, высотам художественной «литературы..., где я и другой сочетаются особым и неповторимым образом: я — в форме другого, другой — в форме я)». Микродиалог живет и тогда, когда реального внешнего собеседника не существует. «Второй собеседник присутствует незримо, его слов нет, но глубокий след этих слов определяет все наличные слова первого собеседника. Мы чувствуем, что это беседа, хотя говорит один, и беседа напряжённейшая, ибо каждое наличное слово всеми своими фибрами отзывается и реагирует на невидимого собеседника, указывает вне себя, за свои пределы, на несказанное чужое слово».
Второй полюс— Диалог Большого времени («макродиалог») осуществляется в нашем сознании (и — выходит за пределы сознания...). Этот макродиалог составляет запредельный смысл сознания, — всегда, знаем мы об этом или нет, хотя, конечно, лучше, если знаем, если мера нашего эстетического самосознания острее, яснее. То есть если мы ближе к движению внутреннего диалога в контексте духа и идеи. Ближе к тем воображаемым средоточиям, в которых идея сознания тождественна идее личности.
Перевес «макродиалога» означает растворение того я («малого я»), который реально ведет диалог и разрешает свою уникальную судьбу, — в анонимном культурном диалоге; означает, что и сам этот диалог культур оказывается беспредметным, рафинированным и пустым.
Теория культуры немецких просветителей: И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте
Гердер
По его мнению, не существует культуры, которая оставалась бы неизменной на протяжении всех тысячелетий существования человеческого рода. По мере того как человечество продвигается по пути исторического развития, по мере того как растет «масштаб исторического действия» и расширяется поле приложения человеческих сил, изменяется и культура, которая становится более многогранной и сложной.
С его точки зрения, мир культуры возникает потому, что существуют объективные человеческие потребности, которые не могут удовлетворяться только тем, что людям предоставляет природа. Нужда — вот что лежит, по Гердеру, в основе культурно-творческой деятельности человека, вот что является конечной причиной, вызывающей к жизни культуру и детерминирующей процесс ее развития.
Новая» культура, согласно мысли Гердера, отнюдь не отрицает «старой». Из последней она сохраняет все самое ценное, дополняя и развивая его. Закон преемственности, по Гердеру, действует не только внутри национальной культуры, но ему подчиняется и бытование культуры человеческого рода. Культурная традиция передается от одной нации к другой, и так возводится совместными усилиями различных этносов величественное здание культуры мирового сообщества.
Исчезновение языка для Гердера — предпосылка утраты культуры. Поэтому в сохранении и развитии языка нации он видит важнейшую государственную задачу.
Кант
Кант считает, что культура существует в виде «культуры умения» и «культуры воспитания. Если первая из них позволяет достигать цели, то вторая дает возможность выбирать их. Она позволяет человеку избежать «деспотизма вожделений», освобождает его от прикованности к вещам, дает возможность понять, в чем истинный, а не ложный смысл его бытия.
Только человек, способный ставить перед собой цели и делать свободный выбор, может называться человеком культурным. Соответственно, культурным является лишь то общество, которое обеспечивает свободное волеизъявление своих граждан, принявших нравственные установления в качестве руководства к действию.
Гегель
Культура - не что иное, как инобытие мирового духа.
Другими словами, культура порождается как субъективным, так и объективным и абсолютным духом. Это дает основание говорить о ее различных видах, что, собственно и делает Гегель, выделяя в качестве структурных элементов культуры прежде всего высокую и низкую культуру.
Культура самым непосредственным образом связана с самопознанием абсолютного духа.
Погружение в мир культуры означает приобщение к абсолюту, позволяет познать сущность вещей и явлений.
Культура не существует без свободы, как и свобода не существует без культуры. Только в культуре человек обретает себя, осознает, кто он, подобно тому, как происходит постижение абсолютной идеи.
Существование высокой культуры Гегель связывает с достижением индивидами нравственного совершенства и переходом от морали к нравственности, от сообщества, где действует закон сильного, к гражданскому обществу и правовому государству.
Низкая культура, по Гегелю, свойственна народам прежде всего кочевым, которые не поднялись до осознания того факта, что «народ как государство есть дух в своей субстанциональности и непосредственной действительности, поэтому он есть абсолютная власть на земле»
Фихте
Система философии Фихте базируется на трёх основоположениях. Первое из них – абсолютно-безусловное основоположение. «Абсолютно» значит: по форме и содержанию. Второе – по своему содержанию обусловленное основоположение, и третье – по форме своей обусловленное основоположение.
Глубокий смысл этих положений состоит в том, что субъект, «Я» сам себя производит. Если учесть, что «Я» Фихте – абстрактное, идеалистическое изображение человека, то тезис Фихте утверждает, что человек – результат своего собственного дела» «Я сам делаю себя: своё бытие посредством своего мышления». «Я – безусловно своё собственное создание».
51. Натуралистическая школа.
Главная черта этого направления состоит в стремлении подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Школа объединяет преимущественно медиков, психологов, биологов, которые пытаются объяснить культуру от псих-о-биологической природы человека. Культура представляется им таким же приспособлением человека и окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире.Главные представители З.Фрейд (1856-1939), К.Г.Юнг (1875-1961).Зигмунд Фрейд - австрийский врач и психолог, основатель психологического учения (психоанализа) - считал, что культура обеспечивает совместную жизнь людей, ограничивая их антисоциальные влечения и предоставляя вытесненным влечениям некоторые запасные выходы на основе сублимации. Фрейд исходил из предпосылки, согласно которой отдельный человек не знал ограничений в своем следовании принципу удовольствия, тогда как член общества характеризуется очевидным нарушением автоматического и немедленного удовлетворения своих влечений. Поэтому культура, по Фрейду, есть нечто иное, как отказ от удовлетворения желаний бессознательного, и следовательно, прогресс культуры означает уменьшение человеческого счастья (а счастье - это "естественное" счастье, достигаемое в следовании "принципу удовольствия"). Хотя "естественное" счастье и недостижимо, культура, считает Фрейд, должна создать особые механизмы для обеспечения отказов от требований "принципа удовольствия". Культура не сможет существовать, если внешнее ограничение влечения не станет внутренним. Этому должны способствовать три фактора: 1) любовь (но без сексуальных целей); 2) общие переживания, общественные идеалы и ценности; 3) религия, которая формирует особые общие переживания. В своей концепции о происхождении культуры З.Фрейд опирался на так называемый биологический закон, согласно которому индивидуальное развитие организма (онтогенез) в сжатой форме повторяет главные этапы развития всего вида (филогенез).Карл Густав Юнг - швейцарский психолог и философ культуры - главным понятием своей концепции культуры делает коллективное бессознательное. Главным в развитии культуры, по Юнгу, является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. В связи с этим культуре угрожают две опасности. С одной стороны, это растворение личностного начала в стихии "коллективного бессознательного", что характерно для мистических религиозных культов Востока. С другой - абсолютизация человеческого "я", при которой архетипически-бессознательное подавляется и игнорируется (это характерно для индивидуалистической и технократической европейской культуры). Подлинной задачей культуры, считает Юнг, является индивидуация, т.е. определенное уравновешивание сознательного и бессознательного начал. Цель культуры состоит в том, чтобы осуществлять толкование архетипической символики и тем самым облегчать процесс индивидуации.1 - социум;2 - культура;3 – природа.
52.Культу́рная антрополо́гиянаука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. Ее представителями были Херсковиц и Лнви-Стросс, о которых мы поговорим.
М. Херсковиц, (1895 -1963) - американский антрополог, оказавший значительное влияние на общетеоретический аспект исследования культур, создатель "культурного релятивизма" (относительности) как способа понимания ценностей культур. В общем плане ученый определял культуру как созданную человеком среду. В современных культурологических исследованиях М. Херсковиц понимал культуру в качестве психологической реальности. В каждой культуре он видел неповторимо уникальную модель, определяемую постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей.
Леви-Стросс - французский этнограф и социолог. Испытал влияние французской социологической школы и американской антропологии . Главный концептуальный акцент в творчестве Леви-Стросса - анализ структур мышления и социальной жизни, не зависящих от индивидуального сознания и выбора. Леви-Стросс считает разум "скорее продуктом, чем причиной культурной эволюции". Культура обладает примерно одинаковым набором признаков в различных обществах. Леви-Стросс выдвигает концепцию "нового гуманизма",Основу такого гуманизма составляет "сверхрационализм", предполагающий единство чувственного и рационального. Леви-Стросс обнаруживал единство физических, физиологических, психологических и социальных закономерностей.
53.
Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский. Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур. Общественно- историческая школа выделила 2 ответа на вопрос о единстве и развитии истории мир. культуры. Первый ответ изложен в концепции Данилевского и Тоинби: идея о несуществовании единого мнения развития. Второй ответ в концепции Монтескьё и Канта: идея универсальности и всемирности истории.
Тоинби в своей работе «Постижение истории» создал концепцию вызова - ответа: на возникновение и становление цивилизации влияет неблагоприятная среда, которая бросает вызов об-ву, а об-во находит решение проблем, т.е. ответом на вызов яв-ся акт культурного созидания.
54.
Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.
Статья Бердяева Н.А. «Человек и машина» бесспорно, актуальна и по сей день, представляя свою остроту проблематики техники в свете современности. Здесь раскрывается личное понимание Бердяева на проблемы, связанные напрямую с техникой и современностью. Создается впечатление, что работа посвящена нашим дням, хотя написана в начале ХХ в. Появление машины оценивается Бердяевым как проявление традиционного гуманизма и его ценностей, где человек выступает в подчиненности технике. В своей статье Бердяев оценил особо взгляд на проблему кризиса человека и общества, вызванного бурным развитием техники. В своей работе Бердяев простирает свой взгляд в будущее, где человек через духовную доминанту возвысится вновь над своим творением, подчинив его во благо человечеству. Еще в работе, автор пишет про то, что нельзя недооценивать технику, про зависимость человека по отношению к техники и про то, что техника убивает и поглощает душу человека. Без сомнения, она привносит в нашу жизнь комфорт, но она же и влияет на наше бытие, занимая главенствующее положение в нашем образе мышления, что влияет на нашу душу.
55. Диалектика природы и культуры в работе Кардинера «Клеймо угнетения»
Кардинер Абрам (1891-1981) - амер. психиатр и психоаналитик. Получил мед. образование в Нью-Йорке; в 1917 защитил докт. дис. по медицине в Корнеллском ун-те. В 1921-22 изучал психоанализ у Фрейда.
Его Концепция базисных типов личности сама по себе не была чем-то новым, поскольку продолжала давнюю традицию изучения нац. характера. Новизной отличалась разработанная К. методология выявления базисного типа личности: в ее основу были положены принципы психодинамики, развитые в работах Фрейда; однако К. несколько модифицировал их, поставив в центр своего подхода понятие адаптации. Структура личности рассматривалась как результат адаптации индивида к условиям, в к-рых он родился и вырос; идентичность переживаний раннего детства, определяемая доминирующими в данном об-ве методами воспитания, находит далее выражение в общих чертах характера, свойственных индивидам данного об-ва (базисном типе личности), а также в особенностях религии, мифологии и т.д. Т.е., становилось возможным выявление базисной структуры личности при помощи психодинамич. анализа первичных и вторичных институтов; для такого анализа использовался разнообр. фактич. материал (этногр. отчеты, биографии, рез-ты проективных тестов).
Применение этой методологии было продемонстрировано на примере нескольких “примитивных” культур (команчи, маркизцы, танала, алорцы и др.). В 1946-51 К. опробовал эту методологию на материале современного Американского общества; предметом исследования был базисный тип личности амер. негра. Результаты опубликованы в книге “Клеймо угнетения” (1951), написанной совместно с Л. Оувси; в ней выявлены две осноаные особенности, характерные для личности американского негра: заниженная самооценка и агрессивность. Эти две психол. “констелляции”, которые тесно связаны друг с другом и образуют “ядро” характера, доминирующее среди чернокожего населения США, объяснялись как результат адаптации негров к условиям их жизни в Америке, т.е. условиям бесправия, угнетения и расовой дискриминации. В этой же книге К. рассмотрел и проанализировал различные превращения, происходящие с агрессивностью вследствие ее вытеснения (пассивность, заискивание, снижение аффективного потенциала, сдерживаемая ярость, ненависть, страх, уступчивость, раздражительность, дерзость и т.д.); анализ паттернов агрессивности имел определенное Теоретическое значение.
56) Диалектика культуры личности в работе М Маклюэна "Культура -наше дело"
В своих книгах «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимание средств связи» (1964), «Культура - наше дело» (1970) . Маклюэн утверждал, что смена культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникации: языком, печатью, компьютером, телевидением и т.д.
Динамично развивающаяся в конце XX века компьютеризация всех сторон жизни современных высокоразвитых стран на практике вновь и вновь подтверждает многие аспекты культурологической теории Маклюэна. Формирование информационной культуры значительно меняет представления человека о природе, обществе и о самом себе.
В своих работах «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Понимание средств связи» (1964 г.), «Культура наше дело» (1970 г.) Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная информация». По словам Маклюэна, печатная техника — создала публику, электронная — массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэнь подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.
57) Историческая типология культур А. Тойнби и его работа “Цивилизация перед судом истории”
. Историческая типология культур: глобальные и локальные.
В современной культурологии сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития и многообразия. Первый называют линейно-прогрессистским. Он тесно связан с философскими концепциями истории, а также с наличием исторического и эмпирического материала.
Существенной проблемой для всякого исторически масштабного исследования является установление неких дискретных временных отрезков - периодов. Периодизация - база дальнейших типологических исследований культуры, необходимый инструмент в работе с непрерывно текущим реальным временем.
Членение времени, представление его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. (Геродот, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).
"Линейная" схема в понимании исторического развития культуры утвердилась во второй половине 19 века в исторической науке, этнографии и археологии. Древний мир - Средние века - Новое время (Новейшее). Археологи выделяют Каменный век (палеолит - мезолит - неолит) и века металлов (медный век - бронзовый век - железный век).
Другой подход связан с выделением локальных культур. Формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Ф Ницше, А.Тойнби, П.А. Сорокин)
«Цивилизация перед судом истории»посвящен, главным образом, вопросам столкновения цивилизаций в современную эпоху.
В исследовании «Постижение истории» на основе глубокого изучения колоссального объема фактов мировой истории Тойнби предпринимает попытку переосмыслить тенденции общественно-исторического развития человечества в духе теории локальных цивилизаций. Мысли, концепции, определения, факты, страны и народы, прошлое и будущее сливаются в сложнейший узор, скорее указывающий на присутствие тайны, чем придающий четкость и последовательность изложений событий прошлого.
Тойнби полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев - словом, в области культуры». Тойнби отмечает, что под цивилизацией понимается «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны». Именно эти пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации. Для Тойнби цивилизация - это достигшая пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая или глобальная цивилизация. Шкала критериев классификации цивилизаций у Тойнби весьма подвижна, хотя два из них остаются стабильными - это религия и форма ее организации, а также «степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло».
Начиная с 21 цивилизации, Тойнби к концу своего многотомного сочинения по ходу дела утрачивает 8, но, кажется, не дает себе труда заметить потерю, увлекаемый потоком осмысления движения или неподвижности истории.
ВОПРОС 64
ВОПРОС 66
– Конец работы –
Используемые теги: Культурология, системе, гуманитарного, знания0.066
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культурология в системе гуманитарного знания
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов