рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория культуры в работах французских мыслителей : Ж Ж Руссо, Ж П Сартр

Теория культуры в работах французских мыслителей : Ж Ж Руссо, Ж П Сартр - раздел Культура, Культурология в системе гуманитарного знания Мощным Диссонансом Оптимизму Просветителейxviii В. Прозвучала Критика Культур...

Мощным диссонансом оптимизму просветителейXVIII в. прозвучала критика культурных основ человеческого общества. Вдохновителем этой критики стал Жан-Жак Руссо (1712—1778).

В основе концепции культуры Руссо лежат следующие идеи:

1.Современная цивилизация (то есть культура) - плод и источник неравенства. И это потому, что наука и искусство «обязаны своим происхождением нашим порокам».

2. Общественный прогресс имеет место, но он глубоко противоречив и не идеален. Развитие просвещения не тождественно увеличению человеческой мудрости.
Идея Руссо о противоречивости прогресса связана с начавшимся в социальной философии осознанием отчуждения. Отчуждение — социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Объективное развитие общества и интересы индивидов не совпадают. Поступая в распоряжение общества, научные изобретения и художественные произведения превращаются в средства социального прогресса.

3. Природа отчуждения и механизм ее развития обусловлены исторически возникающим разрывом между подлинной пользой и искаженными личными интересами людей, который ведет к отчуждению правителей от их подданных и потребностей государства. Кроме этого политического отчуждения, Руссо указывает на отчуждение социально-экономическое (частная собственность порождает социальное зло), моральное (стремясь жить лучше, люди ввергают себя в нравственное оскудение), психологическое (по мере развития общества людьми овладевает чувство одиночества) и общекультурное (лживость и фальшь проникают в искусство, науку и отношения между людьми).

4. Развивается моральное оскудение. На смену естественному эгоизму приходит извращенная страсть самолюбия тщеславного, властолюбивого и кровожадного.
«Дикарь живет в себе самом, а человек общежительный всегда вне самого себя; он может жить лишь во мнении других; и одно только это мнение дает ему, так сказать, ощущение его бытия... Все сводится к внешности, все становится деланным и притворным, и честь, и дружба, и добродетель, а часто и самые пороки, так как люди открыли, в конце концов, тайну выдавать и их за особые достоинства... Мы имеем теперь, несмотря на всю нашу философию, гуманность и воспитанность, несмотря на все наши высокие принципы, одну только обманчивую и пустую внешность, честь без добродетели, разум без мудрости и удовольствие без счастья... Одно только общество и порождаемое им неравенство так изменили и извратили все наши естественные склонности».

5. Моральное оскудение перерастает в опустошенность личности. Чувствуя себя двояким — и свободным и рабом одновременно, — человек пытается возвратиться к себе, к природе, но в условиях извращенной цивилизации это невозможно

6. Всеобщий «разлом» культуры как кульминация отчуждения.
Это та картина, которая поразила одного из героев «Новой Элоизы», когда он приехал в Париж: поляризация роскоши и нищеты, показной блеск и ставка на внешней престиж, ложь и обман на каждом шагу, бездушность искусства и всеобщая утрата искренности. В «обширной пустыне» французской столицы люди «становятся иными, чем они есть на самом деле, и общество придает им, так сказать, сущность, несходную с их сущностью».

7. Призыв «возвратиться к истокам», бежать от всего социального, рассудочного к естественному сентиментально искреннему, устремиться от культуры к природе.

8. Грусть о прошлом не означает буквально возврат назад, к тому первобытному состоянию, когда у людей не было ни наук, ни искусств. Идеал лежит в будущем. Это будущее должно возродить ряд черт прошлого «естественного состояния».

9. Признаки естественного состояния — люди равны в имущественном отношении, политическая жизнь отсутствует; люди свободны, не имеют узаконенной частной собственности и живут независимо друг от друга. Они либо совершенно взаимообособленны, либо собираются, без взаимных обязательств, в «свободные союзы». Возрождение прошлого и должно состоять в натурализации культуры, гарантирующей людям счастье.

По сартру: Наука — это стихия человеческой активности и свободы. Французский философ Ж.-П. Сартр неоднократно подчеркивал мысль о том, что человек должен быть свободным для того, чтобы этой свободой «сделать себя». Добавим, что не только себя, но и свое дело. Вместе с тем научная деятельность, как и всякая другая, имеет определенные нравственные нормы, допускающие, что для ученого в его научном поиске является приемлемым, а что нет.

Культура ничего и никого не спасает, да и не оправдывает. Но она - создание человека: он себя проецирует в нее, узнает в ней себя; только в этом критическом зеркале видит он свой облик". Вообще, слово "проекция"-одно из наиболее любимых у Сартра, невольно оно становится таковым и у тех, кто сталкивается с точкой зрения Ж.-П.Сартра. Согласно теории о том, что существование предшествует сущности, человек, по Сартру, становится человеком после того, как сделает себя сам. Человек - это проект. Человек проецирует себя в будущее.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология в системе гуманитарного знания

Гуманитарное знание сформировалось в веке деление на типа знания о душе и культуре После изучения знаний о душе и культуре в веке... гг в Европе происходил гуманитарный симпозиум на котором... Культурология как дисциплина изучает объективные закономерности мирового и национального культурного процесса...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория культуры в работах французских мыслителей : Ж Ж Руссо, Ж П Сартр

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие культуры в культурологи, исторические этапы её развития.
Слово культура произошло от латинского cultura: «возделывание и обрабатывание земли» Во всех случаях раннего употребления слово «культура» означало культивирование или выращивание животных

Наука культурология и её междисциплинарные связи
Необходимо подчеркнуть, что культурология возникла на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика

Элитарная культура
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая

Народная культура
Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творен

Массовая культура
Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, т

Доминирующая культура
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая ку

Методы культурологических исследований
К самому первому методу нужно отнести эволюционный метод, который результативно использовался на начальном этапе развития культурологии сначала английской школой Э. Тайлора, а затем в первой полови

Функции,формы и категории культуры
1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания"

Quot;материальная цивилизация,экономика и капитализм"Ф.Броделя:феномен культурного бытия человека и повседневная культура
Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV- XVIII вв.», отстоящая от «Средиземноморья» на 30 лет, повторила и актуализировала успех, который выпал на долю этой более ранней работы, но так

Вопр. № 19
Норберт Элиас - немецкий социолог, один из ведущих представителей исторической социологии и интеграционного подхода в социологии. Понятие «цивилизация» применяют по отноше

Культурные нормы
Люди сами создают различные культурные образцы которым впоследствии подчиняются и которые принимают за само собой разумеющиеся. Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение

Социодинамика культуры в историческом процессе ,шкала времени социодинамических процессов.
В 19 веке в рамках эволюционизма возникло первое представление о развитии культуры. Данное представление абсолютизировалось. Поскольку учитывался только прогрессивный процесс в развитии культуры. Д

Теория волнообразной социокультурной динамики сорокина
Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин. Развитие з

Гумилев и его теория пассионарности
Становление теории пассионарности Лев Николаевич Гумилев был великим историком, этнографом и этнологом. Занимаясь исследованиями развития отдельно взятых этносов, он предложил свою теорию

Наука синергетика и ее значение в формировании современной культуры.
Синерге́тика— междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подс

И.Р.Пригожин и его синергетическая модель в работе «Порядок из хаоса».
Илья́ Рома́новичПриго́жин(25 января 1917, Москва — 28 мая 2003) — бельгийский и американский физик и химик российского происхождения, лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года, в

Эволюционизм Г.Спенсера и его однолинейная и многолинейная модель культуры.
Ге́рбертСпе́нсер (англ. HerbertSpencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи кото

Quot;Человек играющий": игровая концепция культуры Й. Хейзинга
Игра - прежде всего свободная деятельность. Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом идеалистом Й. Хейзингом(1872-1945гг.) в работе, “Hom

Аспекты коммуникации в культурологии: интеграция, ассимиляция, аккультурация.
Интеграцияобозначает состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами. Под интеграцией часто

Формы интеграции и ассимиляции
Интеграция – Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными клас

Паравербальная коммуникация и ее основные средства для достижения определенных целей и намерений.
Под паравербальной коммуникацией понимают совокупность звуковыхсигналов, сопровождающих устную речь с их физическими и количественными характеристиками. Назначение паравербальной коммуникации заклю

Виды социокультурной коммуникации.
Социокультурная коммуникация- процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью воспроизведения, хранения и

Диалог культур в работе М.М. Бахтина « Эстетика словесного творчества».
Означенной проблемой в культуре интересовался М.М. Бахтин, придерживающийся той точки зрения, что познать суть явлений культуры как системы (а также отдельных культурных систем) возможно при помощи

О всеобщности диалога как основы всех речевых жанров. О невместимости понятия «диалог» в понятие «спор».
Бахтин возражает против «узкого понимания диалогизма как спора, полемики, пародии». Он утверждает: «Это— внешние, наиболее очевидные, но грубые формы диалогизма. Доверие к чужому слову, благоговейн

Инновации культуры
Инновации по своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретения и заимствования. Первая - продукт внутрикультурного конфликта, вызванного необходимостью привести в соответств

Маритин Хайдеггер и его теория культуры в сочинении бытие и время
Проблема культуры рассматривается X. в контексте его учения о бытии и обоснования сущности совр. техники. Полное “забвение истины бытия”, которое угрожает человечеству в совр. “техн. цивилизации”,

Диалектика системы: культура-общество-человек.
культура является сложным социальным явлением. Одно из основных противоречий культуры состоит в том, что она, несмотря на непрерывность ее существование, имеет непреодолимый и неизбежный предел в к

ТЕАТР АБСУРДА САМЮЭЛЯ БЕККЕТА
Самюэль Беккет (1906-1989) – ирландский писатель, драматург, романист, один из основоположников театра абсурда. Лауреат многих литературных премий, в том числе Нобелевской в 1969.Писал на английско

ВОПРОС 65
ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ: ТИП «ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК» Герберт Маркузе (1898 – 1979) - немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы.Формирование взгляд

ЮРГЕН ХАБЕРМАС: ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Ю́ргенХа́бермас (род. 1929) - немецкий философ и социолог.В центре философских размышлений Хабермаса — понятие коммуникативного разума.«Сознание», выступавшее в традиционной европейской о

Вопр.№ 67.
Типология культур М.Мид выделение трех типов культур. Это: постфигуративные культуры, тысячелетиями сохраняющие свои нормы и обычаи. Здесь личность воспроизводится неизменным образом. Само воспитан

Вопр. № 68.
Слово «примат» латинского происхождения и обозначает «преимущественное значение». Его используют редко и в разных словосочетаниях, например, примат духовности или

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги