рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культурология

Культурология - раздел Культура, Министерство Здравоохранения И Социального Развития Рф...

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия

 

Культурология

Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»

Для самостоятельной подготовки

К семинарским занятиям студентов УГМА

 

 

Екатеринбург

 

 

УДК 008 (075. 8)

ББК Ч110я 73-1

К 906

 

Культурология/ Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»

Для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям

  ISBN 978-5-89895-397-3  

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………….…....4

Планы семинарских занятий по курсу культурологии……..…………………. 6

Приложение № 1. Темы рефератов…………………………….…………….…37

Приложение № 2. Обязательный понятийный минимум

Словари: Понятийный фонд к каждой теме…………………...........................38

Приложение № 3. Вопросы для подготовки к зачёту по курсу

«культурология» …………………………………………………………….….90

Демонстрационный вариант теста по культурологии…………………..…..…91

Возможные задания Интернет-тестирования………………............................94

 

Введение

 

«Культурология» является важной частью федерального компонента высшего профессионального медицинского образования РФ (ГОС ВПО, март 2000г., раздел Ф.04), и определена как одна из 4 обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла. Данное пособие рассчитано на студентов первого курса и предполагает путем изучения курса культурологии расширить круг концепций и представлений о культуре, сложившихся в мировой науке, позволит полнее реализовать цели социально – гуманитарного образования

Главная задача курса формулируется в соответствии с концепцией гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Это воспитание специалиста, обладающего широкой культурой, эрудицией и навыками творческой работы.

Предложенный для изучения курс содержит все необходимые дидактические единицы и рассчитан на 36 часов (18 часов - лекций и 18 часов - семинарских занятий). Предусмотрена и самостоятельная подготовка студентов. Курс разработан в соответствие с рекомендациями и часовой нагрузкой базовой программы «Культурология», предложенной Всероссийским учебно–научно–методологическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию при Минздраве РФ (март 2001 г.). Почасовая разбивка тематических планов лекций и семинарских занятий также проведена в соответствии с нормами, утвержденными учебно-методическим управлением УГМА. Изучение курса завершается зачетом, поэтому в пособии предусмотрены соответствующие виды отчетности.

Данное учебно-методическое пособие включает тематический план лекций и семинарских занятий, перечень рекомендуемой литературы, словари к каждой теме и обязательный понятийный минимум по дисциплине, перечень тем докладов и рефератов, вопросы и тестовые задания для подготовки к зачету.

 

Тематический план лекций

 

Тематический план семинаров

Планы семинарских занятий по курсу культурологи

Тема 1. Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции культуры

1. Понятие и сущность культуры. Структура и состав современного культурологического знания. Множественность определений культуры и ее причины. 2. Морфология культуры: структура и функции культуры. Материальная и духовная… 3. Историческая типология культуры. Философия и проблемы типологии культуры. Основополагающие теоретические концепции…

Доклад 1. Концепция локальньгх культур как альтернатива универсализма линейно-исторической модели культуры. О. Шпенглер: цивилизация как закат культуры

План доклада:

1. Кратко рассказать об О. Шпенглере как учёном.

2. Раскрыть его взгляды на культуру и цивилизацию. При этом необходимо уделить внимание следующим вопросам:

2.1 Существует ли, по мысли философа, общечеловеческая культура?

2.2 Что такое «душа культуры»?

2.3 В чём состоит своеобразие «фаустовской» души европейской культуры?

2.4 Каким образом развивается каждая из культур, как они сосуществуют?

2.5 Что О. Шпенглер понимал под цивилизацией?

Литература к докладу:

1. Введение в кулыурологию/ Под ред. Е.В.Попова. М., 1996. Глава 1.

2. Гуревич П.С. Культурология. Курск, 1996. Глава 5.

3. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2 томах. СПб., 1998. Статьи: Тойнби А.К., Шпенглер О.

4. Культурология/ Под ред. А.А. Радугина. М., 2003. Глава 2.

5. Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология. СПб, 2008. Глава 14.

6. Шпенглер О. Закат Европы. Том 1 . М., l 993.

7. Шпенглер О. Закат Европы/ Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Хрестоматия. М., 2000. С. 129-142.

Доклад 2. Психоаналитическая концепция культуры Зигмунда Фрейда и Карла-Густава Юнга

Приведите краткие сведения о З. Фрейде как учёном. Раскройте его взгляды на соотношение структуры психики человека и культуры. При этом обратите… 11. Приведите краткие сведения о К. Юнге как исследователе, после чего… В заключение следует определить роль рассмотренных теорий в культуре ХХ века.

Доклад 3. Игровая концепция культуры И. Хейзинги

1. Почему Й. Хейзинга считает, что человеческая культура не может существовать без определенного игрового содержания? 2. Что такое игра в его понимании? 3. Как аргументирует Хейзинга тезис, что игра старше культуры?

Доклад 4. Ценности как основополагющий принцип культуры. Концепция П.А. Сорокина

Расскажите краткие сведения о П. Сорокине как учёном. Затем раскройте его теорию социокультурной динамики. При этом ответьте на следующие вопросы.… Литература к докладу: 1. Зюзев А.А. Питирим Сорокин: «собирание» человека// Человек. 2004. №5.

Доклад 5. Концепция осевого времеии в развитии мировой культуры К.C.Ясперса: происхождение личности, философии и религии

Привести краткие сведения о научной деятельности К. Ясперса. Раскрыть его теорию «осевого времени». Развитие культуры, по мнению философа,… Литература к докладу:

Тема 2. Генезис культуры. Миф как ядро первобытной культуры

1. Первобытная культура как первый «традиционный» тип культуры, ее синкретический характер. 2. Миф как ядро первобытной культуры. Характерные черты первобытного мифа.… 3. Структура и функции мифа. Виды мифов. Миф. Сказка. Легенда.

Доклад 1. Пережитки первобытной культуры

1. Э. Б. Тайлор о пережитках культуры. 2. Примеры пережитков в различных культурах. 3. Суеверия в современной культуре.

Доклад 2. Миф и магия. Лечебная магия и анимистическая концепция болезни

1. Дж. Фрэзер как основоположник научного исследования магии. 2. Определение магии, законы магии, ее виды. 3. Лечебная магия в древних культурах. Анимистическая концепция болезни.

Доклад 3. Тотемизм как характерная черта мифа. Образы животных в мифах

1. Определение тотемизма, социокультурная функция тотемизма. 2. Мифы о животных-первопредках. 3. Образы животных в более поздних формах религии. Зооморфизм богов как пережиток тотемизма.

Доклад 6. Мифология древних славян

1.Высшие и низшие персонажи славянской мифологии. 2. Реконструкция космологического мифа. 3. Культ мертвых в Древней Руси.

Доклад 7. Особенности современного мифотворчества

Мифы массового сознания, мифы политические, научные. Гендерные мифологии и стереотипы. Мифы о лекарствах в обыденном массовом сознании.

Тема 3. Религия как феномен культуры и социальный институт

1. Происхождение и сущность религии. Две парадигмы в объяснении религии. Социальные функции религии. 2. Исторические формы религии: ранние формы религии, народно-национальные,… 3. Священные книги как памятники мировой культуры: история их создания, структура и содержание. Библия и медицина.…

Тема 4. Искусство как зеркало культуры. Роль науки и техники в развитии культуры

1. Природа искусства, ранние формы искусства, специфика искусства. 2. Понятие о видах и жанрах искусства. Новые художественные направления. 3. Наука и техника как феномены культуры. Этапы развития науки и техники.

Доклад 1. Происхождение и ранние формы искусства

1. Определение искусства, различные концепции происхождения искусства. 2. Этапы развития первобытного искусства. Литература к докладу:

Доклад 4. Наука и техника как феномены культуры

Становление и развитие науки и техники в разные культурно-исторические эпохи. Научные революции как смена парадигм научного мышления. Нсобенности современной науки; развитие техносферы и ноосферы.

Тема 5. Русская культура. Место и роль России в мировой культуре

2. Истоки русской культуры: Язычество и процесс христианизации Руси. 3. Петровские реформы в области культуры . Русское Просвещение. 4. Духовно-нравственные уроки классической русской литературы 19-20 веков.

Доклад 1. Крещение Руси и язычество. Ситуация «двоеверия», ее отражение в культуре. Анимистическая концепция болезни

1. Краткая характеристика верований древних славян. Основные божества и культы. Определение термина «язычество». 2. Какова была историческая обстановка в Древнерусском государстве в XI веке… 3. Отразить важность выбора православной ветви христианской веры. По какой причине не был выбран ислам, католицизм. …

Доклад 2.Искусство Древней Руси

Религиозно-символический характер древнерусского искусства. Символика образов иконы и православного храма. Сохранение элементов языческого мировоззрения в картине мира.

Доклад 3. Реформы Петра и культура России в XVIII веке

1. Краткая характеристика исторической обстановки в Московской Руси начала XVIII века. Понятие церковного раскола. 2. Суть рефррматорской деятельности Петра I. 2.1 Развитие науки и техники.

Доклад 4. Русский национальный характер и русская культура

Определение национального характера. Н. А. Бердяев о противоречивости русского характера. Отражение черт национального характера в фольклоре, художественном творчестве, философии.

Доклад 6. Советская цивилизация и советский человек

Основные черты и общие характеристики культуры советской эпохи. Теория и практика культурной революции. Герои советской эпохи. Менталитет советского человека. Советский человек: «совок», герой или обычный человек?

Тема 6. Проблемы и особенности развития современной культуры. Культура постмодернизма

1. Научно-технический прогресс и культура XX века. 2. Модернизм в культуре XX века. 3. Массовая культура, ее сущность и проблемы.

Доклад 4. Современная музыкальная культура. Рок-музыка.

План доклада: 1. Джаз, рок-н-ролл, рок. 2. История рока, советский рок как протест против господствующей идеологии.

Тема 7. Культурные ценности и нормы. Этика и этикет в культуре

1. Культурные ценности и нормы как воплощение смысла и цели деятельности человека. 2. Историческая эволюция понятий «этика», «мораль», «нравственность».… 3. Этикет. Эволюция этикета в историческом развитии: традиции, табу, ритуал, придворный этикет, буржуазный этикет.

Доклад 2. Взаимосвязь этики и культуры поведения

1. Культура общения и культура поведения. 2. Позиции соблюдения этических норм: честность и порядочность,… Литература к докладу:

Доклад 4. Современный этикет

1. Этические основания современного этикета. 2. Принципы общегражданского и делового этикета. 3.Требования национального, дипломатического, повседневного и застольного этикета в различных жизненных ситуациях. …

Тема 8. Культура, личность, общество

1. Механизмы взаимодействия культуры и общества. 2. Специфические и серединные культуры. Массовая и элитарная культура.… 3. Личность как субъект культуры. Механизмы вхождения в культуру.

Доклад 1. Понятие контркультуры и субкультуры. Молодежные субкультуры: поиск идентичности

1. Понятие «субкультуры», «контркультуры». 2. Влияние западных молодежных субкультурных феноменов. 3. Российская специфика молодежных субкультур.

Доклад 2. Массовая культура как феномен культуры ХХ века

1. Понятие «элитарной культуры, понятие «массовой культуры», «массовое общество». 2. Основные отличия массовой и немассовой культуры. 3. Причины распространения массовой культуры как культурная проблема.

Доклад 4. Творческая личность: уникальность жизни и ее реализация в творчестве

Раскрыть особенности творческой личности на материале биографий выдающихся людей. Например: Художественный мир Андрея Тарковского. Литература к докладу:

Тема 9. Диалог культур. «Восток» и «Запад» как культурологические понятия

2. Проблема взаимоотношения между западной и восточной культурами. Судьба национальных культур в условиях глобализации. 3. Основные направления диалога культур. Актуальность диалогичного отношения…  

Доклад 1. Мировая культура как результат диалога национальных культур. Национальные менталитеты

1. Дать краткое определение понятий «менталитет», «национальная культура», «этническая культура». 2. Рассказ об особенностях одной национальной культуры (на выбор… 2.1 Географические особенности, соседние культуры.

Доклад 3. Запад как культурологическое понятие

1. Понятие «западной» культуры. 2. Исторические особенности развития западной (европейской культуры) a. Античная культура, кратко её противоречия.

Приложение № 2 Обязательный понятийный минимум.

Словари. Основной понятийный фонд к каждой теме

Обязательный понятийный минимум

Аккультурация (англ.- образование, развитие) – процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры донора), обычно…

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 1

Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции культуры

История культурологи как научной дисциплины

Современное культурологическое знание складыва­лось как осознание кризиса культуры, невозможнос­ти гармонии человека и природы. Происходит отказ от…

Культурология и история культуры

Мировая культура зарождалась и развивалась в ряде очагов. Европейская культура многими сущностными сторонами обязана античности, потому…

Культурология и культурная антропология

Культурология и социология культуры— одно из направлений в современной гумани­тарной науке, развивающееся на стыке культуроло­гического и… Культурология и философия культуры -взаимосвязанные научные дисциплины,…

Культурология теоретическая и прикладная

Теоретическое исследование культуры опирается на глубокие философские традиции, которые ее генети­чески связывают с философией истории и философи­ей… Во многом это зависит от решения вопроса о соот­ношении К. как науки…

Культура

Культурная картина мира - это мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Можно сказать, что содержательной… Ядром культурной картины мира является менталитет(от латинского –мышление,…

Морфология культуры

Функции культуры

Выполнение этого обеспечивают следующие функции культуры: функция трансляции, передачи социального опыта, информативная функция. Эта… Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт…

Динамика и статика культуры

Культуры символ(от др.-греч. sumbolon — ус­ловный знак, признак, знамение) — чувственно вос­принимаемый предмет, представляющий некоторый другой…

Методы Культурологии

Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования называется герменевтический метод. … В культуре папуасов Новой Гвинеи обрезание, являясь формой символической… Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление…

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО СЕМИНАРУ № 2

Генезис культуры. Миф как ядро первобытной культуры

жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира, характерная черта первобытного мышления, по мнению Э.Б. Тайлора. Архетипы культурные – это архаические культурные первообразы,…

Вера

Особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Возникает по поводу тех процессов, событий,идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов.

Инициации

Культ

Религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами

Магия

Совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность, одна из форм древней духовной культуры. Основоположником научного изучения магии считается Дж. Фрэзер. В своей знаменитой книге «Золотая ветвь» Фрезер выделил две главных разновидности симпатической магии: гомеопатическую и контагиозную(заразительную) магию. Фрэзер считал, что симпатическая магия является своеобразной первобытной наукой, или преднаукой. Она основывается на следующих законах: подобное порождает подобное; вещи, хоть раз бывшие в соприкосновении, сохраняют мистическую связь и на расстоянии.

Миф

(От греч. mytos — сказание) — появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире

Обряд

Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются определенные религиозные представления, бытовые традиции.

Религиозное действие, совершаемое верующими с различными целями. Например, некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы.

Политеизм

(греч.- многобожие), почитание многих богов, самая распространенная форма религий у древних и современных первобытных народов; различают различные виды П.: анимизм, фетишизм, тератеизм, тотемизм, сабеизм и др. Основа П. состоит в поклонении таинственным силам и явлениям природы (небесные светила, море, реки, ветер, горы, растения и животные, плодородие земли и пр.), которые олицетворяются в живые существа и изображаются в форме идолов, статуй и пр.

Ритуал

[От латин. ritualis - обрядовый] (книжн.).

Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-н. религиозного акта. Р. погребения. Р. свадьбы.

Сакральное

Символ

(От греческого «знак, опознавательная примета») — это любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни. Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений, как для отдельного человека, так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.

Синкретизм

Табу́ Термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне…

Тотемизм

Древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений.

Фетишизм

Одна из древних форм религии, характеризуется культом неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.

Шаманизм

Религия (разнообразные верования), несущей конструкцией которой выступает богоподобный авторитет шамана - харизматической личности (медиума), способной впадать в транс, исцелять больных и убогих, а также находящаяся в контакте с загробными мирами.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 3

Религия как феномен культуры и социальный институт

Бог (нем. Gott; порт. Deus) · «В религиях мира Высшее, создающее и устраивающее мир, дающее вещам,… · По другому распространённому определению, Бог - «одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую…

Трансцендентный

Политеи́зм(от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «бог, божество») — букв.… Политеизм противостоит монотеизму – вере в единого Бога и атеизму, отрицающему…

БУДДИЗМ

Сиддхартха Гаутама - индийский царевич. По одной из версий, родился в день майского полнолуния в 623 году до н.э. в Капилавастху, на границе Непала… Буддизм - религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от… В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о…

Четыре благородные истины Будды

· Существует причина страдания. · Существует возможность освобождения от страдания. · Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.

Дхарма

Санскр. - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа.

Одно из важнейших понятий древнеиндийской философии. В самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле - частное нравственное установление (долг, добродетель и т.п.).

Нирвана (санскр. «угасание, прекращение») — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.

Принципиально сейчас принято различать 3 вида нирваны:

Моментальная нирвана — кратковременное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку.

Жизненная нирвана — состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни.

Вечная нирвана — состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела.

Сансара

Санскр., прохождение через что-либо, перерождение - одна из основных концепций индийской философии и религии.

Концепция сансары заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами, при этом перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного.

ХРИСТИАНСТВО

Би́блия(от греч. βιβλία — книги, ед. ч) — собрание древних текстов, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15… Библия состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет

Первая, по времени создания, часть Библии в иудаизме называется Танах, в христианстве она получила название Ветхий завет, в отличие от «Нового». Используется также название — «еврейская Библия». Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на еврейском языке задолго до нашей эры и отобранных в качестве священных из прочей литературы древнееврейскими законоучителями. Эта часть Библии является общим Священным Писанием, как для иудаизма, так и для христианства.

Новый Завет

Ева́нгелие(греч. εὐαγγέλιον — «благая весть»; араб.… Евангелия разделены на четыре книги и составляют часть Нового Завета Эти… Икона (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч.…

ИСЛАМ

Исла́м (араб.,от корня слова син-лям-мим).

Религия Мира. монотеистическая религия, признающая Мухаммада пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы ислама называются мусульманами (от слова араб.‎, муслимуна,приставка му- и огласовка кясра) формирует прилагательное от этого корня.

Кора́н(араб. Qur'ān) — религиозная книга, священная для приверженцев всех мусульманских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства как религиозного, так и гражданского.

Название книги происходит от слова на арабском языке "аль-куран" - "чтение вслух, наизусть". Как считают мусульмане, она передавалась Мухаммеду частями в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Новой Эры через архангела Джебраила

Столпы ислама

Шахада (свидетельство): Нет иного божества, кроме Аллаха (Единого и Единственного Творца Вселенной) (Ля иляhа илля Ллаhу) и Мухаммад посланник Его…   Салят (намаз, молитва);

Искусство как зеркало культуры. Роль науки и техники в развитии культуры

Барокко

Искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века

Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви.

Гуманизм

Жанр

Род произведений в пределах какого-н. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками

Искусство

Отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному.

Неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты;

Канон

Греч.Kanon – правило.

В изобразительном искусстве - нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задает совокупность художественных приемов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

Катарсис(от греч. Katharsis – очищение) – 1. В «Поэтике» Аристотеля – возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем страдание и освободившись от него; позже – духовное очищение и внутреннее освобождение, которое испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии.

Классицизм

Одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.

Художественный образ

Это образ искусства, т.е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписаным) законам субъектом искусства – художником, – феномен

Реализм

Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), Эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в… Рококо (Rococo),

Романтизм

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность,… Стиль(от греч. stilos — остроконечная палочка для письма, манера письма,…

Техногенная цивилизация

Общество, для которого характерны:

- стремление преобразовать природу в своих интересах;

- свобода индивидуальной деятельности, определяющая относительную независимость по отношению к социальным группам;

- свобода определяется развитием технических средств (персональные компьютеры, сотовая связь);

- развитие техники становится определяющим фактором и самоцелью развития цивилизации.

Виртуальная реальность

Информационная технология Information technology фр.Technologie d'information -совокупность методов,…

Мультимедиа

Научно-технический прогресс (НТП) Единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники,…

Научно-техническая революция

Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу.

Эклектизм, эклектика

(гр. eklektikos- выбирающий) – в искусстве отсутствие единства целостности, формальное, механическое соединение разных стилей.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 5

Русская культура. Место и роль России в мировой культуре

Понятия, относящиеся к древнерусской культуре

Житие

Описание жизни святых и лиц, канонизированных христианской церковью («Житие Сергия Радонежского», «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича…»).

Кремль

Крепость в старых русских городах, например: московский кремль.

Крестово-купольный храм

Крещение Руси

Летопись

1) Вид русской повествовательной литературы 11-17 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи.

2) Перен.- то же, что история. Летопись боевой славы.

Поучение

Наставление, назидательный совет.

Демократическая сатира

Литературный жанр 2-ой пол. 17 в. В сатирических произведениях, например, обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и передавалась из столетия в столетие.

Московское барокко

Архитектурный стиль 2-ой пол. 17 в. Его характерные черты: многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчёркнутая устремлённость здания вверх.

Скоморохи

В Древней Руси: певец – музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат.

Строгановская школа

Условное название стиля русской иконописи первой половины XVII в. с элементами западноевропейского влияния, развивавшегося при поддержке купцов-меценатов Строгановых в иконописных мастерских Москвы и Сольвычегодска, где находилось их имение.

Фреска -1) картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке, например, древнерусские фрески;

2) вид живописи – настенная роспись.

Фольклор

Народная мудрость (англ.). Произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, поговорки, песни и др.)

Язычество

Понятия истории русской культуры XVII-XIX вв.

Дворянская культура

Культура, построенная на утончённых манерах и светском (дворянском) этикете, основы культуры – образованность и воспитанность, это было необходимо для вхождения в общеевропейское сообщество.

Парсуна

(Искажение слова «персона») – условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца 16-17 вв., сохраняющих приемы иконописи. Возглавил направление Симон Ушаков. В 80 - 90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны, для них характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

Просвещение

Идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки Эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789гг.

Западники

(Середина 19 в.) – представители философии и общественной мысли в России, требовали воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей её полноте: П.В. Анненков, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Л.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.

Славянофилы

(Середина 19 в.) – представители идейно-политического течения в России, которые требовали более внимательного отношения к национальным корням и традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.). Они усматривали самобытность России в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве.

Передвижники

«Товарищество передвижных художественных выставок» основано в 1870 г. по инициативе М.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова.

Понятия истории русской культуры к. XIX – XX вв.

«Серебряный век»

В русском искусстве – 90-е годы 19 века – 20-е годы 20 в.

Акмеизм

(Греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской литературе 20 в., провозгласившее освобождение от символизма. Представители: С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.А. Мандельштам.

«Мир искусства»

(1898 – 1924 г.) творческое объединение поэтов-символистов и художников, созданное в Санкт-Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым.

Социалистический реализм

В СССР - творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Тоталитарная культура

(От латинского totus –весь, целый, совокупный) – культура, характеризуемая открытым преследованием инакомыслия.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 6

Проблемы и особенности развития современной культуры.

Культура постмодернизма

Авангардизм

А. постулирует: 1) отказ "современного" (modern) общества от традиционной интенции культуры на поиски стабильной основы того, что…

Декадентство

Инновация

Появление и распространение объекта или черты, ранее не имеющейся в рамках данной культуры. Инновация может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.

Модерн

(от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau) — художественное направление в искусстве, бывшее популярным во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Модерн - стиль в архитектуре конца XIX — начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д.

Модернизм

Направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся:
-разрывом с историческим опытом художественного творчества;
-стремлением утвердить новые начала искусства;
-условностью стиля;
-непрерывным обновлением художественных форм.

Информационное общество

И.О. характеризуется определяющей ролью и высоким уровнем развития информационных технологий. Главным фактором общественных изменений становится…

Постиндустриальное общество

В доиндустриальном обществе определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, с церковью и армией как главными институтами общества; в… Конструктивизм Направление в искусстве и архитектуре 1930-х годов, сущность которого состоит в конструировании материальной среды,…

Постмодернизм

В архитектуре и изобразительных искусствах 1970-1980 годов для постмодернизма характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных…

Импрессионизм

Постимпрессионизм

Сюрреализм

Символизм

Направление в искусстве конца XIX начала ХХ в., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщения, особой ассоциативности. Творцы символизма (Г. Ибсен, Сологуб, Белый, Блок, Вяч. Иванов и др.) видели в искусстве магическую силу обновления жизни, мировоззрения и жизнедеятельности людей.

Натурализм

Прагматизм

(Гр. pragma – дело, действие): 1) субъективно-идеалистическое течение в современной буржуазной философии (преимущественно, американской), которое отрицает объективность истины. Истинным считает не то, что соответствует объективной действительности, а то, что даёт практически полезные результаты; 2) в истории – направление, характеризующееся изложением событий в их внешней связи и последовательности, без вскрытия объективных законов исторического развития.

Позитивизм

(Фр. pjsitivisme; лат. positivis - положительный) – идеалистическое направление современной философии, пытающееся возвысится над материализмом и идеализмом; позитивизм исходит из того, что источником истинного знания являются специальные науки, роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов, а не их объяснением; позитивизм отрицает познавательную ценность философского исследования.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 7

Культурные ценности и нормы. Этика и этикет в культуре

В культурологи проблема ценностей занимает особое место, в связи широко распространенным толкованием культуры как совокупности всех ценностей,… Калокагатия (греч. – красивый и хороший) – этико-эстетический идеал… Мораль – это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла. Смысл,…

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 8

Культура, личность, общество

Культуры субъект

Культура и личность

2) Л. воссоздает, изменяет, открывает новое в К. Без Л. нет К., так как Л. не только движущая сила и создатель К., но и главная цель ее… Без Л. невозможно обновление и преемственность культурных процессов,…

Инкультурация

Означает постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Процесс И. длится всю жизнь.

Социализация

Процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.

Серединная (традиционная) культура

Субкультура

Контркультура

Имеет место, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в «ядро» срединной, доминирующей культуры. В этом случае специфическая культура старается занять место доминирующей, заменить ее фундаментальные ценности своими.

Массовая культура

- Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; стандартизованных по форме и содержанию; предполагающих коммерческий успех; и распространяемых средствами массовой информации.

Элитарная культура

Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 9

Диалог культур. «Восток» и «Запад» как культурологические понятия

Глобализа́ция

Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.

Запад и Восток как культурологические понятия

В течение долгого времени проблема «Восток – Запад» рассматривалась преимущественно с позиций европоцентризма. Различие между восточной и западной… Особенности западной и восточной культуры: · разные типы мировоззрения. Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его…

Межкультурная коммуникация

Межкультурная коммуникация как общественный феномен была вызвана к жизни практическими потребностями послевоенного мира, подкреплявшимися… Практические потребности возникли вследствие бурного экономического развития…

Менталитет

(Фр – mentalitete лат - mens (mentis) – ум, мышление, образ мыслей). Образ, способ мышления и мировосприятия личности, национальной или социальной…

Ментальность

(От лат. mentalis – умственный, духовный, психический) – духовность; 1) характерный для личности или общественной группы способ мышления; склад ума; 2) образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

Нация

(Лат.), совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего. Ни один из указанных признаков (раса, язык или религия) не являются существенной принадлежностью нации (разнообразие расовых отличий, языков имеется у некоторых наций). Национальное сознание создается всей совокупностью биологических и социальных элементов и является сравнительно поздним продуктом исторического процесса.

Этническая культура

Национальная культура

Толерантность

(Лат.Tolerantia – терпение). Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Эмпатия

  Приложение № 3. Вопросы для подготовки к зачёту : тестовые задания Вопросы для подготовки к зачёту по курсу «культурология»

Демонстрационный вариант теста по культурологии

 

Задание №1

Культурология – это наука…

Варианты ответов:

1) структурно-функциональном 2) видах материально-преобразующей

аспекте человеческой деятельности деятельности

3) наиболее общих законах 4) функционировании языков

функционирования человеческого социальной коммуникации

общества

 

Задание №2

Объектом исследования культурной антропологии является…

Варианты ответов:

1) конкретные формы существования 2) динамика социальных организмов

культуры

3) частные и специфические формы 4) человек как условный

культурной деятельности функциональный субъект

культурных процессов

 

 

Задание №3

Область культурологического знания, которая изучает каждую отдельную

культуру как уникальное и оригинальное явление, сравнивает разные культуры между собой

Варианты ответов:

1) прикладная культурология 2) культурная антропология

3) история культуры 4) социология культуры

 

Задание №4

Исследовать функции культуры или её отдельных элементов позволяет

___________ метод культурологии

Варианты ответов:

1) сравнительно-исторический 2) историко-генетический

3) историко-типологический 4) структурно-функциональный

 

Задание №5

Гносеологическая функция культуры – это…

Варианты ответов:

1) функция регулирования различных 2) познавательная функция

сторон, видов общественной и

личной деятельности человека

3) манкуртизм 4) функция передачи

социального опыта

Задание №6

Установите соответствие между аспектами культуры и их характеристикой.

1) морфология

2) функции

3) динамика

4) эволюция

Варианты ответов:

А) процессы или история культуры В) прогресс или развитие культуры

С) строение или структура культуры D) действия или влияния культуры

 

Задание №7

Ценность – это…

Варианты ответов:

1) конкретный предмет, 2) значимость чего-либо для людей

удовлетворяющий потребность и само значимое

3) критерий оценки людьми 4) смысложизненная ориентация

происходящих событий людей

 

Задание №8

Автор, понимающий непрерывные изменения в культуре как «изменения,

реализуемые в порядке взрыва», - …

Варианты ответов:

1) Н. Бердяев 2) Ю. Лотман

3) М. Гефтер 4) Н. Кондратьев

 

Задание №9

Два неразрывно связанных процесса становления Homo sapiens:________и

____________

Варианты ответов:

1) антропогенез 2) филогенез

3) культурогенез 4) этногенез

 

Задание №10

Культура социальных отношений определяется…

Варианты ответов:

1) ценностями, идеалами 2) политической установкой

3) идеологическими нормами 4) кодексом законов

 

Задание №11

Двумя условиями формирования этнической культуры являются:

Варианты ответов:

1) язык 2) природная среда

3) общность интересов 4) единое государство

 

Задание №12

Символом восточной культуры является человек…

Варианты ответов:

1) в лодке без весел 2) кузнец своего счастья

3) борец 4) бог

 

Задание №13

Установите соответствие между исторической эпохой и её характеристикой:

1) палеолит

2) мезолит

3) неолит

Варианты ответов:

1) эпоха перехода от присваивающего 2) эпоха лука и стрел

к производящему хозяйству

3) эпоха появления человека разумного

 

Задание №14

Для русской культуры характерна…

Варианты ответов:

1) вера в технический прогресс 2) ориентация на сильную,

свободную личность

3) вера в эволюционный путь развития 4) ориентация на прошлое

Возможные задания из Интернет-тестирования*:

1. Культурология своим появлением в современной системе наук:

а) завершила «большую тройку» наук об антропо-социо-культурной системе;

б) подняла на высокий теоретический уровень искусствоведческие знания;

в) конкретизировала и верифицировала культурофилософские знания;

г) объединила психологию и социологию в единую науку о культурной системе

 

2. Для представителей гуманитарного направления приоритетным является следующее утверждение:

а) культуру необходимо понимать, а не превращать в средство;

б) человек и природа суть двух разных образований;

в) природу, общество и самого человека можно спроектировать;

г) все законы природы можно познать и поставить на службу человеку

 

3. Две группы разделов культурологии:

а) методологический, исторический;

б) статический, методический;

в) теоретический, прикладной;

г) политический, социальный

 

4. Из области естественно-научного знания в культурологии больше всего применяется:

а) метод моделирования конструкций;

б) аксиологический метод;

в) метод системного анализа;

г) синергетический метод

 

5. Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования называется:

а) синергетический;

б) аксиологический;

в) типологический;

г) герменевтический

 

6. Как способ взаимодействия со средой, как деятельность человека культура рассматривается в ________ определении

а) семиотическом;

б) адаптационном;

в) информационном;

г) идеационном

 

7. Определение антрополога К. Уислера культуры как образа жизни, которому следует община и племя, как совокупность стандартизированных верований и практик можно отнести к ___________ определениям

а) философским;

б) антропологическим;

в) нормативным;

г) психологическим

 

8. Определение культуры как обозначение для наученного поведения, которое должно усваивать каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей, принадлежащее Р.Бенедикт относится к ________определениям

а) историческим;

б) структурным;

в) психологическим;

г) экономическим

 

9. Функция культуры, которая - обеспечивает усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу:

а) адаптивная;

б) информационная;

в) интеграционная;

г) социализации

 

10. Функция культуры, направленная на поддержание равновесия в обществе, в целях обеспечения выживания общества или его части, называется:

а) организационно-регулятивной;

б) познавательной;

в) функцией социализации;

г) коммуникативно-информационной;

 

11. Установите соответствие между сферами культуры и преобладающими в них элементами (даны правильные соответствия):

а) Духовная - знания и ценности;

б) Социальные отношения - ценности и нормы;

в) Технологическая - знания и нормы;

г) Коммуникативная - знаки и тексты

 

12. «Шкала» этической оценки чего-либо - это…

а) Хорошее – плохое;

б) Приятное – неприятное;

в) Полезное – бесполезное;

г) Священное - греховное

 

13. Наука семиотика занимается:

а) изучением культуры как знаковой системы;

б) изучением текстов, содержит ценные культурологические тексты;

в) символами;

г) сравниванием анализом различных культур

 

14. Семиотический метод позволяет:

а) рассматривать культуру как универсальное свойство общества;

б) культуру как текст;

в) изучить культуру с точки зрения их возникновения и развития;

г) проводить сравнительно-исторический анализ различных культур в определенном временном интервале

 

15. Установите соответствие между культурным явлением и его определением

(даны правильные соответствия):

а) культурный код – базовая смысловая структура культуры, обеспечивающая её идентичность и целостность;

б) культурный тип – своеобразный, относительно целостный культурный мир знаний, ценностей и норм;

в) культурный символ – носитель фундаментальных смыслов культуры, объединяющий людей в культурное сообщество

 

16. Два наиболее динамичных культурных процесса:

а) культурная традиция;

б) культурная инновация;

в) культурная инерция;

г) культурная диффузия

 

17. Двумя противоположными по своему характеру культурными процессами являются _______ и ______

а) инновация

б) интеграция

в) дифференциация

г) эволюция

 

18. Национальная идентичность лежит в основании соперничества. Столкновение различных цивилизаций станет доминирующим фактором политики – полагал…

а) Д.Белл

б) К.Леви-Стросс

в) Н.Данилевский

г) С.Ф.Хантингтон

 

19. В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает…

а) немедленное удовлетворение любых социальных потребностей личности.

б) забвение собственных интересов ради интересов общества.

в) полное равенство людей

г) развоплощение человеческой личности

 

20. В рамках культурной модернизации культурные ценности того или иного народа необходимо рассматривать как…

а) основу социокультурного творчества

б) архаичные элементы

в) образцовые художественные методы

г) консервацию традиций

 

21. Двумя характерным чертами этнической культуры являются:

а) стандартность

б) оригинальность

в) консерватизм

г) альтернативность

 

22. Двумя важнейшими факторами формирования национальной культуры является:

а) язык

б) государство

в) единство территории

г) этноним

 

23. Двумя важнейшими факторами формирования доминирующей культуры является:

а) одновременное наличие ценностей и стандартов различных культур

б) наличие культурных форм, разделяемых всеми членами общества

в) ориентированность на ценности избранной части общества

г) ориентированность на ценности большинства

 

24. Два важных фактора формирования маргинальной культуры:

а) нивелирование различий в отношении других культур

б) отсутствие культурной идентичности

в) противоречивость культурных установок

г) альтернативность доминирующей культуре

 

25. Двумя характерными чертами элитарной культуры являются:

а) тривиальность

б) стандартность

в) эстетическая свобода

г) нонконформизм

 

26. Отсутствие стремления к техническому прогрессу, тяга к самоизоляции характерны для __________ культуры

а) античной

б) американской

в) современной западной

г) восточной

 

27. Активность, либеральность, утилитаризм, большое разнообразие норм социального поведения, предприимчивость, быстрое расшатывание традиций, отражают этические установки:

а) западной культуры

б) восточной культуры

в) национальной культуры

г) массовой культуры

 

28. Установите соответствие между культурой исторической эпохи и ее характеристикой (даны правильные соответствия):

а) традиционная - ориентация на метафизические ценности и мировоззренческое знание, отсутствие отложенного спроса;

б) современная - ориентация на индивидуальный опыт, стандартизация культурных ценностей;

в) глобальная - ориентация на инструментальные ценности и на науку, производство ради будущего.

 

29. Согласно русскому мифологизированному сознанию:

а) бунт- путь к воле

б) источник власти – народ

в) царь добр к простому народу

г) царь не интересуется судьбами простых людей культуры

 

30. Тема культуры в русской мысли впервые получает серьезное теоретическое осмысление начиная с «Философских писем», автором которых является:

а) Н.А.Бердяев

б) В.С.Соловьев

в) А.С.Хомяков

г) П.Я.Чаадаев

*PS:Данные задания уже встречались в ходе Интернет-тестирования по культурологи в прошлые годы.

Демо-тест. Правильные ответы: 1.1; 2.1; 3.2; 4.4; 5.2; 6(1с, 2d, 3a,4b); 7.2; 8.2; 9.1, 3; 10.1; 11.1,2; 12.1; 13(1c, 2b,3a); 14.4.

Задания из Интернет-тестирования. Правильные ответы:1) а; 2) а; 3) в; 4) в; 5) г; 6) б; 7) в; 8) в; 9) г; 10) а; 12) а; 13) а; 14) б; 16) б, г; 17) б, в; 18) г; 19) г; 20) а; 21) б, в; 22)а, б; 23)б, г; 24) б, в; 25) в, г; 26) г; 27) а; 29) в; 30) г

– Конец работы –

Используемые теги: Культурология0.056

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культурология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культурология. Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию... Кафедра философии биоэтики и культурологии...

Культурология
Культурология лат cultura возделывание земледелие воспитание почитание др греч мысль причина наука... Культурология сравнительно молодая наука Условно можно принять за дату ее... Одним из первых термин культура ввел в оборот И Гердер В его понимании культура содержит в качестве...

Культурология в системе гуманитарного знания
Гуманитарное знание сформировалось в веке деление на типа знания о душе и культуре После изучения знаний о душе и культуре в веке... гг в Европе происходил гуманитарный симпозиум на котором... Культурология как дисциплина изучает объективные закономерности мирового и национального культурного процесса...

Культурология как наука, ее предмет и связь с другими гуманитарными дисциплинами
В эту эпоху были разработаны основные категории которыми мы мыслим по сей день заложены основы мировых религий и сегодня определяющих жизнь... Этот процесс заставил многих пересмотреть поставить под вопрос подвергнуть... Мифологической эпохе с е спокойной устойчивостью пришел конец Основные идеи греческих индийских китайских...

Дисциплина: Культурология
Кафедра истории... Дисциплина Культурология...

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические рекомендации для самостоятельной работы Настоящие методические... Раздел Основы культурологии... Тема Феномен культуры...

Тема I. Культурология как наука
Время в которое мы живем знаменует собой не только смену веков и... Смена парадигмальных оснований произошла и в гуманитарных исследованиях Проблемы культуры вчера еще представлявшиеся...

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ ПРЕДМЕТА Уже в античности можно... Итак культурология есть наука о сущности и фор мах проявления культуры как... Данное определение как и определение любой другой науки еще не дает ясного представления о самой науке последнее...

По дисциплине Культурология Конспект лекций
по дисциплине Культурология... для технических специальностей вуза... Тема КУЛЬТУРОЛОГИЯ предмет сущность основные функции Культурология не...

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Тюменская государственная Академия искусств и культуры... Кафедра культурологии... канд филос наук доц каф культурологии...

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Культурология НОУ ВПО Западно Уральский институт экономики и права... Культурология Учебное пособие...
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ Федеральное государственное бюджетное... образовательное учреждение... высшего профессионального образования Магнитогорский государственный технический...
  • Культурология Культурология... учебное пособие... Gaudeamus igitur Juvenes dum sunuis...
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ Российской Федерации... ГОУ ВПО Российский химико технологический университет... им Д И Менделеева...
  • Культурология На сайте allrefs.net читайте: "Культурология"