Статус философии в современной культуре

Отличительной чертой нашего времени является его трагичность. ХХІ век, в который мы недавно вошли, только подчеркивает эту трагичность. А нарастающее осознание того, что это не просто хронологический переход, а рождение новой вселенной человческих судеб, вызывает отчаяние, растерянность, предчувствие кризиса оснований цивилизации, разрушения жизнесозидательных смыслов. Но кризис культуры – это еще не гибель культуры. Кризис ставит перед растерянным человечеством не вопрос о похоронах культуры, а проблему поиска новых максим ее. И задача философии – выявить и объяснить эти максимы, понять общность и специфические черты традиции и культурной новации и определить схемы и нормы поведения человека в сфере новой духовности. Какой же должна стать сама философия, чтобы быть способной решать эти главные проблемы?

Прежде всего, она должна освободиться от метафизики в отрицательном значении этого слова и стать философией человека и для человека. Философия должна занять такую позицию, с которой мир можно увидеть глазами личности и именно как мир этой личности, как значимый для личности мир, котрый приобретает смысл и может быть оправдан только в контексте жизни личности.

Философия должна преодолеть рационалистическую одномерность и однозначность классической традиции. Плюрализм для новой философии предстает в качестве того, чем для классической традиции был рационализм: максимой, которая определяет способ и стиль философствования. Единственно истинной и исчерпывающей интерпретации нет и быть не может. Тем более важной эта мысль становится тогда, когда объектом философствования выступает человек: никто не знает единственной и полной истины о человеке, ибо такой истины просто не существует. Задача философии – обосновать идею человека как универсального существа, рациональность которого выступает лишь в качестве одного из проявлений многомерной и разномерной сущности человека в мире, определить и обосновать права личности на самоосуществление в качестве личности.

Каждый раз, включенные в новую культурную ситуацию, мы вынуждены не просто переживать ее, а быть созидателями этой ситуации, а значит – быть созидателями исторического процесса, который благодаря этому предстает как избранная нами наша собственная судьба. И именно философия должна показать, какое место в этом процессе предстоит занять человеку, как и ради чего он будет участвовать в этом процессе.

Отмеченные выше факторы меняют статус философии в современном мире, ведут к новой ранжировке яе функций. На первый план выступают такие функции, как мировоззренческая, методологическая, социально-критическая, аксиологическая.

Мировоззренческая функция отражает способность и стремление философии к формированию ориентиров, которые обеспечивают сознательное поведение человека в мире и помогают осмыслить свое место в нем и жизненное предназначение. Эта функция также указывает на философию как основу научной картины мира.

Методологическая функция выявляет способность философии благодаря специфике своего предмета разрабатывать и рекомендовать науке фундаментальные принципы, формы и средства познавательной деятельности, на основе которых конкретные науки создают свои собственные дисциплинарные методы исследования. Методологическая функция философии проявляется и в том, что она обуславливает способ видения мира и таким образом влияет на выбор предмета конкретно-научного исследования и средств познания. Эта функция осуществляется посредством обощения научного опыта и формирования научной картины мира, разработку категориального аппарата мышления, с помощью которого осмысливается предмет, средства и способы конкретно-научного познания.

Социально-критическая функция проявляется в общественной ориентации философии, в том, что она выявляет и осмысливает законы общественной жизни и этим влияет на процесс ее организации, выбор стратегии социального развития. Философия предлагает людям идеалы и ценности, которые, с одной стороны, придают жизни смысл и значение, а с другой – служат оринтирами в созидательной деятельности. Философия критична по само своей природе. Она принципиально не признает неизменность данного, отвергает авторитет внешности. Она, как писал В.Соловьев, учит человека не признавать никаких границ, не склоняться ни перед какими авторитетами, не считаться ни с какими суждениями, если они навязваются человеку извне, не держаться ни за какие блага, если они не добыты самим человеком. Философия разрушает зависимость человека от природной внешности, освобождает от внешнего насилия, свергает чужих идолов и богов каждый раз, когда они начинают угрожать его свободе и лишают его собственной воли. И одновременно философия показывает человеку что и как он должен делать, чтобы стать человеком (Кант), открывает простор для поисков нового, дает надежду на достижение идеала.

В этом, кстати, следует искать ответ на вопрос: стоит ли изучать философию. Очевидно, что можно прожить и без нее. Как можно прожить без живописи, музыки, литературы. Как, в конечном итоге можно прожить и без науки. Но без всего этого человек не совсем человек, а точнее – и не человек вовсе. Сущность человека определяется не желудком: в этом мы ничем не отличаемся от животного. Только свободный дух делает человека человеком, только идея наполняет нашу жизнь смыслом и значением. А философия и есть дух, воплощенный в слове.

 

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ