Социокультурные предпосылки формирования белорусской философской мысли
Социокультурные предпосылки формирования белорусской философской мысли - раздел Культура, ЧАСТЬ І. ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ І. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Интеллектуализация Духовной Жизни Беларуси Осуществляется Под Мощным Влиянием...
Интеллектуализация духовной жизни Беларуси осуществляется под мощным влиянием христианства. Крещение старобелорусских земель не только укрепляло торгово-экономические связи с христианским миром, но и сближало его с европейской ученостью и европейской культурой, втягивало нашу страну в общеевропейский культурно-исторический контекст. Введение христианства сопровождалось необходимостью осмысления и объяснения новой веры, разработки религиозно-церковных текстов, организации культовых мероприятий. Для этого требовались специфические знания, которые первоначально проникали к нам из Византии. Вместе с Евангелием сюда проникает патристическая литература, представляющая не латинскую, а греческую патристику. А менно греческая патристика не только не порывала, но и сознательно сохраняла связи с античной культурной традицией. Поэтому проникновение патристической литературы вводило нас не только в тайны христианской веры, но и в духовный опыт античности.
При этом необходимо учитывать особенности христианизации белорусских земель. Если Еиев и Новгород крестились “огнем и мечом” с массовым исстреблением памятников языческой веры и культуры, то крещение Полоцка было продолжительным во времени и относительно мирным. Благодаря этому языческая культура сохранилась здесь в значительно больших масштабах, чем у наших соседей, и эта культура оказывала занчительно большее влияние на все сферы жизнедеятельности.
После крещения в развитии белорусской культуры проявляются две тенденции. С одной стороны, осуществляется христианизация языческой культуры и языческих традиций, их деформации и приспособление к нуждам христианской церкви. А с другой же стороны, происходит “оязычивание христианства”, разбавление христианских догматов элементами языческих верований. Мировоззрение белорусов в значительной степени было языческим, в нем преобладали чувственная образность, анимизм, гилозоизм и супранатурализм. Поэтому и на ранних этапах, и в более поздние времена в белорусской философской мысли морально-этический аспект преобладал и доминировал над формально-логическим, онтологически-гносеологическим аспектами. Сущность философии здесь воплощается не в логосе-законе, а в Софии – единстве мудрости и красоты. Если истоию отечественной философии сравнивать с античностью, то можно сказать, что в белорусской философской мысли проявляется морально-практический (сократовский) и художественно-эстетический (платоновский) методы и почти не проявляется аристотелевский логический анализ. Это объясняется и тем, что развитие белорусской философской мысли инспирировано христианством, в котором морально-этический аспект взаимоотношений Бога и человека является решающим. Отметим, однако, что такая этически-эстетическая направленность в философии не является чем-то второстепенным, побочным, это не проявление дилетантизма в философии. Художественно-образный способ философствования – явление распространенное в мировой философии, и результат такого философствования если ине превосходит логический способ, то и не уступает ему.
Патристика, а вместе с нею и античность, приходила к нам вместе с проиизведениями таких авторов, как Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин и другие. Василий Великий высказывал мысль о том, что в акте творения мира Богом была заложена способность к “самозарождению” – способность развития. Но акт творения это толькоьначало, росток, из которого сотворенное восходит до совершенства. Поэтому существование мира это гармоническое существование, а созерцание гармоничного космоса наводит человека на мысль о Творце этой гармонии, его высшем совершенстве и мудрости.
Значительбное влияние на развитие белорусской философской мысли оказали и произведения Иоанна Дасмаскина. Они способствовали формированию представлений о философии, ее структуре и назначении. Философия, как любовь к мудрости, как постижение Бога, делится на теоретическую и практическую. Теоретическая философия включает в себя богословие – познание нематеориальных предметов, физиологию – познание материальных предметов, математику или познание предметов, которые хотя и не имеют материальной природы, но проявляются только в материальных образованиях. Практическая же философия делится на этику, исследующую индивидуальные посткпки людей, экономику, дающую нам знания о законах семейной жизни, и политику, которая изучает законы деятельности городов и царств. Благодаря Иоанну Дамаскину в Беларусь проникают идеи Аристотеля и других античных авторов.
Другим источником белорусской философской мысли была Кирилло-Мефодиевская традиция. Можно даже утверждать, что освоение античных и греко-патристических идей происходило под влиянием Кирилла и Мефодия. Для этих авторов было характерно сближение философии и этики. В философии они видели “знания предметов божественных и человеческих”. Философия приближает человека к Богу, приучает к его добродетели, в которой человек уподобляется своему творцу.
Выжным источником философской мудрости были хроники и флорилегии. С помощью коротких, выразительных афоризмов наши предки знакомились с именами Сократа, Демокрита, Зенона, Анаксагора, но прежде всего – Платона. Этическая тематика флорилегий приобщала беларусов к античной мудрости, христианского морального кодекса. Добро возвышает человека до Бога, добру можно и нужно учиться, ибо именно для этого человеку дан разум.
РАЗДЕЛ І ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ... Тема ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Цель изучения темы усвоить и осмыслить причины и условия формирования философии ее структуру и статус в современной...
Философия и мировоззрение
Так что же такое философия? Чтобы понять это, необходимо обратить внимание на те вопросы, которые с самого начала она ставит перед собой. Философия сориентирована не на исследование конкретных пред
Предмет философии в его исторической динамике
Ответ на вопрос о том, что изучает философия, необходимо искать в ее статусе теоретического типа мировоззрения. Мировоззрение же всегда обращеноь к основаниям мира и человека, к первичным условиям
Структура философии
Одновременно с процессом формирования и исторических модификаций предмета философии происходит и ее структуризация, те есть становление и развитие основных разделов философских знаний. Уже античная
Методы философского исследования
Своеобразие и специфика предмета философии подводит нас к выводу о том, что 1) этот предмет существенно отличается от предмета конкретных наук и 2) что познание этого предмета требует иных, чем кон
Статус философии в современной культуре
Отличительной чертой нашего времени является его трагичность. ХХІ век, в который мы недавно вошли, только подчеркивает эту трагичность. А нарастающее осознание того, что это не просто хронологическ
Философская мысль цивилизаций Древнего Востока
Предпосылки возникновения и развития философии формировались в период перехода древнего общества от века бронзы к веку железа.
По мнению Чанышева все древние сообщества века бронзы имеют р
Основные этапы развития античной философии
Предпосылки возникновения античной философии формировались в IX – VII вв. до н.э. в процессе становления и укрепления общества века железа. Этот процесс в европейском средиземноморье происходил зна
Периодизация античной философии
Традиционно в истории античной философии выделяют три основных этапа. Первый этапохватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим.
Философия европейского средневековья
Путь к пониманию средневековой философии проходит не через строго очерченные хронологические границы ее развития. Такое ограничение просто невозможно. Действительно, когда начинается средневековье?
Философия Возрождения: особенности и круг проблем
Пенессанс – это эпоха рождения новой цивилизации, которая принципиально отличалась от традиционного средневекового общества. Основой этой цивилизации является промышленность с широким разделением т
Новоевропейская философия
Основные черты философии XVII века и ее связь с исторической практикой
XVII век был периодом мощного подъема новой индустриальной цивилизации, основания которой формировались в э
Идеалы просветительской философии
Просвещение как эпоха и как интеллектуальное движение, в которое были втянуты все страны цивилизованной Европы,– явление такое сложное и многозначное, что его характеристику можно начинать с самых
Западноевропейская философия второй половины ХІХ века
Переосмысление классического философского наследия вообще и классической немецкой философии, в частности, начинается примерно в середине ххІ в. и осуществляется в двух направлениях
Основные этапы развития белорусской философской мысли
Ранний этап становления белорусской философской мысли связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климентия Смолятича. Этическая тематика здесь преобладает над всеми другими тем
Словарь основных терминов
Агностицизм– философское учение, сторонники которого отрицают способность человека к объективно-истинному познанию.
Аксиология– философское учение о проис
Философское учение о бытии
Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами,
Проблема субстанции в философии
Первым и общим признаком бытия является существование. Но что выступает его первопричиной, адиной первоосновой? Для обозначения такой первоосновы в истории философии пользовались категорией субс
Философское учение о материи
Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессенеоднократно меняло свое содержание. Первоначально под матеорией понимали опре
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов