Социокультурные предпосылки формирования белорусской философской мысли

Интеллектуализация духовной жизни Беларуси осуществляется под мощным влиянием христианства. Крещение старобелорусских земель не только укрепляло торгово-экономические связи с христианским миром, но и сближало его с европейской ученостью и европейской культурой, втягивало нашу страну в общеевропейский культурно-исторический контекст. Введение христианства сопровождалось необходимостью осмысления и объяснения новой веры, разработки религиозно-церковных текстов, организации культовых мероприятий. Для этого требовались специфические знания, которые первоначально проникали к нам из Византии. Вместе с Евангелием сюда проникает патристическая литература, представляющая не латинскую, а греческую патристику. А менно греческая патристика не только не порывала, но и сознательно сохраняла связи с античной культурной традицией. Поэтому проникновение патристической литературы вводило нас не только в тайны христианской веры, но и в духовный опыт античности.

При этом необходимо учитывать особенности христианизации белорусских земель. Если Еиев и Новгород крестились “огнем и мечом” с массовым исстреблением памятников языческой веры и культуры, то крещение Полоцка было продолжительным во времени и относительно мирным. Благодаря этому языческая культура сохранилась здесь в значительно больших масштабах, чем у наших соседей, и эта культура оказывала занчительно большее влияние на все сферы жизнедеятельности.

После крещения в развитии белорусской культуры проявляются две тенденции. С одной стороны, осуществляется христианизация языческой культуры и языческих традиций, их деформации и приспособление к нуждам христианской церкви. А с другой же стороны, происходит “оязычивание христианства”, разбавление христианских догматов элементами языческих верований. Мировоззрение белорусов в значительной степени было языческим, в нем преобладали чувственная образность, анимизм, гилозоизм и супранатурализм. Поэтому и на ранних этапах, и в более поздние времена в белорусской философской мысли морально-этический аспект преобладал и доминировал над формально-логическим, онтологически-гносеологическим аспектами. Сущность философии здесь воплощается не в логосе-законе, а в Софии – единстве мудрости и красоты. Если истоию отечественной философии сравнивать с античностью, то можно сказать, что в белорусской философской мысли проявляется морально-практический (сократовский) и художественно-эстетический (платоновский) методы и почти не проявляется аристотелевский логический анализ. Это объясняется и тем, что развитие белорусской философской мысли инспирировано христианством, в котором морально-этический аспект взаимоотношений Бога и человека является решающим. Отметим, однако, что такая этически-эстетическая направленность в философии не является чем-то второстепенным, побочным, это не проявление дилетантизма в философии. Художественно-образный способ философствования – явление распространенное в мировой философии, и результат такого философствования если ине превосходит логический способ, то и не уступает ему.

Патристика, а вместе с нею и античность, приходила к нам вместе с проиизведениями таких авторов, как Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин и другие. Василий Великий высказывал мысль о том, что в акте творения мира Богом была заложена способность к “самозарождению” – способность развития. Но акт творения это толькоьначало, росток, из которого сотворенное восходит до совершенства. Поэтому существование мира это гармоническое существование, а созерцание гармоничного космоса наводит человека на мысль о Творце этой гармонии, его высшем совершенстве и мудрости.

Значительбное влияние на развитие белорусской философской мысли оказали и произведения Иоанна Дасмаскина. Они способствовали формированию представлений о философии, ее структуре и назначении. Философия, как любовь к мудрости, как постижение Бога, делится на теоретическую и практическую. Теоретическая философия включает в себя богословие – познание нематеориальных предметов, физиологию – познание материальных предметов, математику или познание предметов, которые хотя и не имеют материальной природы, но проявляются только в материальных образованиях. Практическая же философия делится на этику, исследующую индивидуальные посткпки людей, экономику, дающую нам знания о законах семейной жизни, и политику, которая изучает законы деятельности городов и царств. Благодаря Иоанну Дамаскину в Беларусь проникают идеи Аристотеля и других античных авторов.

Другим источником белорусской философской мысли была Кирилло-Мефодиевская традиция. Можно даже утверждать, что освоение античных и греко-патристических идей происходило под влиянием Кирилла и Мефодия. Для этих авторов было характерно сближение философии и этики. В философии они видели “знания предметов божественных и человеческих”. Философия приближает человека к Богу, приучает к его добродетели, в которой человек уподобляется своему творцу.

Выжным источником философской мудрости были хроники и флорилегии. С помощью коротких, выразительных афоризмов наши предки знакомились с именами Сократа, Демокрита, Зенона, Анаксагора, но прежде всего – Платона. Этическая тематика флорилегий приобщала беларусов к античной мудрости, христианского морального кодекса. Добро возвышает человека до Бога, добру можно и нужно учиться, ибо именно для этого человеку дан разум.