рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные этапы развития белорусской философской мысли

Основные этапы развития белорусской философской мысли - раздел Культура, ЧАСТЬ І. ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ І. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Ранний Этап Становления Белорусской Философской Мысли Связан С Именами Ефр...

Ранний этап становления белорусской философской мысли связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климентия Смолятича. Этическая тематика здесь преобладает над всеми другими темами. Дела земные и небесные, добро и зло, вечное и временное, обязанности человека перед людьми и Богом, идея служения высшим целям – вот темы размышлений наших первых великих просветителей. В соответствии с христианскими ценностями они добро и красоту земные подчиняют благам вечным. Кирилл Туровский, например, не отрицает земной чувственной красоты, но подчиняет ее красоте духовной, приносящей свет в души людские. Так же понимает красоту и Ефросинья Полоцкая. Весь видимый нами мир прекрасен, но красота эта быстро проходит и, как цветок, увядает. Красота же небесная существует вечно.

Жизнь дана человеку вовсе не для того, чтобы наслаждаться земными благами, а для подготовки к жизни вечной. И настоящее благо – в верности и преданности Богу. Но нельзя отказываться и от блага земного. Оно – в терпении, в благом слове, в стремлении к мудрости, в уважении к старшим, в душевной чистоте.

Первые просветители земли белорусской значительное место в жизни человека отводили разуму. Кирилл Туровский рассматривал разум как высшую ценность человеческой жизни. Развивать свой разум, совершенствовать его – обязанность каждого человека, ибо только разум приводит к духовному равновесию и счастью. Сладок мед, но слаще его книжный разум, утверждал Кирилл Туровский. Так же высоко ценил человеческий разум и Климентий Смолятич, полагавший, что хотя разум и опирается на чувства и в них добывает материал для суждений, но предназначен он для руководства чувствами. Здесь отчетливо проявляется влияние Иоанна Дамаскина, который считал, что нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание – это свет разумной души.

На формирование общественно-политической и философской мысли Беларуси значительное влияние оказали флорилегии (“Параллели Иоанна Дамаскина”, “Менадр”, “Пчела”, “Цветы дарований”) – близкие к народным пословицам и поговоркам афоризмы книжного происхождения, в которых отображались самые различные аспекты жизни. Философская мудрость формировалась и на основе агиографической литературы, а также произведений светского характера (“Слово о полку Игоревом”, “Повесть временных лет”).

На втором этапе (XIV – XVI вв.), который начался с образования Великого Княжества Литовского и характеризовался становлением культуры нового типа, белорусская философская и общественно-политическая мысль переживала подъем в своем развитии. Эта мысль развивается в контексте культурных установок общеевропейского Возрождения и в соответствии с ними. Гуманизм, эстетизм, формирование юридического мировоззрения, проникновение и распространение естественнонаучных знаний, опора на античную культуру и античную мудрость – вот та духовная основа, на которой возникает и развивается белорусская ренессансная мысль и которая связывает нас с европейским Возрождение и европейской культурой.

Как и в европейском Возрождении, в белорусской ренессансной мысли можно гуманизм, онтологию и социальную философию. Гуманизм белорусского Возрождения основывался на новой трактовке роли и предназначения человека. Если в предшествующую эпоху человек рассматривался как греховное пассивное существо, подчиненное Богу и церкви, то Возрождение открывает основанную на разуме человеческую активность, способность человека совершенствать себя и мир на основе свего разума и в соответствии с его принципами. Усилиями Франциска Скорины, Симона.Будного, Николая Гусовского, Лаврентия Зизания, Андрея Волана в общественной мысли формируется убеждение в том, что человек не только может, но и обязан совершенствовать свой разум, свою жизнь, мир своего существования в соответствии с разумными принципами.

В онтологических учениях этого времени можно выделить непоследовательный креационизм Ф.Скорины, деизм С.Будного, натурализм Н.Гусовского и атеизм К. Лыщинского. За исключением последнего, никто больше не порывал связи с религиозными взглядами на возникновение и строение мира. Скорина придерживался идеи креационизма, но при этом стремился использовать и учение Аристотеля о материи. Гусовский, не отрицая Бога как первооснову мира, сосредотачивает свое внимание на естественных основаниях его, на творческих способностях природы. С.Будный признает Бога творцом мира, но этим и ограничивает его власть над миром: созданный Богом мир существует сам по себе, без божественной опеки. Попытка объяснить мир на основе естественных факторов – характерная черта философских взглядов С.Будного.

Гуманизм Возрождения был той основой, на которой формировались социально-философские представления того времени. Именно на гуманизме базируется идея юридического мировоззрения. Если культура предшествующей эпохи основывалась на идеях греха, покаяния и всепрощения, то Возрождение основополагающими принципами имело антропоцентризм, свободу и натурализм. Если главным этико-политическим институтом средневековья была церковь, то таким институтом Возрождения становится государство, но не как политическая реальность, а как идеал, к которому стремится общество. Отсюда и свойственная Возрождению мысль о необходимости социального реформирования всего спектра общественной жизни: от религиозно-церковных институтов до государственно-правовых структур. При этом философия права вытекала не из античных юридических концепций (хотя и опиралась на них), а из антиавторитарного религиозного движения, начавшегося в XVI в.

Социально-политическая ренессансная мысль Беларуси имеет свои особенности. Во-первых, реформационные идеи разворачивались здесь под мощным влиянием феодальной идеологии и потомц носили компромиссный характер. Во-вторых, правовые идеи часто сочетались с средневеково-христианскими взглядами на государство и общество. Развивалась эта мысль в двух направлениях – умеренно-гуманистическом и радикальном, в котором отразились чаяния простых людей.

Необходимость социальных перемен диктовалась интенсивным культурно-экономическим развитием, активизацией усилий господствующего класса к “исправлению государства”, возникновением буржуазных элементов, ростом городов и активности горожан. Сочетание этих факторов и социальных групп и придавало компромиссный характер реформаторской деятельности. Социально-философские учения ставили перед собой две задачи: обосновать необходимость социальных перемен и доказать возможность свободы как универсальной способности человека творить себя и свое окружение. Скорина, Будный, Михалон Литвин, Гусовский проводят мысль о том, что общественные законы – это не кара господня, а результат деятельности людей, которые деформируют жизнь своей несдержанностью и жадностью. Поэтому человек не только может, но и обязан активно относиться к социальной действительности, принимать участие в процессе совершенствования общественных отношений. Реформы – обязательное условие жизнеспособности общества. Ликвидация противоречий общественной жизни при помощи разумных изменений и достижения социальной стабильности – вот основная мысль от Скарины до Симона Полоцкого.

Скорина одним из первых поставил вопрос о возможности и необходимости социальных реформ. Основой государственной жизни должен стать “прирожденный закон”, записанный Богом в сердца всех людей. Закон должен служить общему благу, соответствовать обычаям народа, основываться на морали и способствовать справедливости. Поэтому власть должна опираться не на волю суверена, а на закон, и способствовать просвещению общества. Человеческое сообщество строится на мире и согласии, от которых все добро приходит, “несогласие же и наибольшие царства разрушает”.

Николай Гусовский считал, что в государстве должен быть справедливый суд, миролюбивая политика и идеальный правитель, образцом которого для Гусовского был великий князь Витовт. Михалон Литвин требовал умеренности в делах собственности, любви к ближнему, справедливого налогообложения (“у кого земли больше и платил бы больше”).

Значительное место в истории культуры Беларуси эпохи Возрождения принадлежит Андрею Волану. Его взгляды на государство и общество опирались на идеи Аристотеля. Для Волана государство – это объединение людей с целью достижения общего блага и безопасности жизни и имущества. Как и большинство философов Возрождения, Волан признавал и отстаивал “право натуры”, то есть естественное право и верховенство закона в государстве. Закон должен быть направлен на защиту свободы и справедливости, а для этого он должен быть основан на разуме и здарвом смысле. Заметный след в белорусской ренессансной культуре оставили Л.Сапега, А.Волович, П.Кахлевский, М.Смотрицкий.

В XVII – первой половине XVIII вв. общественно-политическая и философская мысль Беларуси развивалась под знаком Контрреформации. Ренессансно-гуманистическая традиция, которая продолжалась в творчестве Чеховица, Лована, Лыщинского, Л.Зизания, столкнулась с католической экспансией, засилием церкви, идеологией контррефрмации. Поэтому элементы материализма и атеизма, проявлявшиеся в общественной мысли XVI в., уступают место схоластике и эклектике. Однако новоевропейские влияния постепенно разрушают схоластически-эклктические настроения и стимулируют развитие науки и философских поисков. Этот процесс начинается с произведений Казимира Нарбута, А.Скорульского, С.Шадурского, Б.Добшевича. Именно в их творчестве были заложены духовные предпосылки развития просветительской философии в Беларуси.

Белорусское Просвещение началось немного позже, чем в Западной Европе (середина XVIII – начало XIX вв.) и развивалось под знаком борьбы со схоластикой и религией. Уже Нарбут, а затем и Верней, Стырпейко отстаивают свободу философии, подчеркивают роль разума в жизни отдельного человека и общества. Научное осмысление природы и человека характерно для Почобута, Яна Снедецкого, ученых-естествоиспытателей, преподавателей Виленского университета Жилибера, Форстера, Бисиса, Юндила. Проблемы общества, права и морали исследуют Млоцкий, Стройновский, Нарушевич, Хрептович, члены “Общества филоматов”. Известным философом-просветителем был Аниол Довгирд.

Общественно-политическая и философская мысль ХІХ – начала ХХ вв. отразила особенности национально-освободительного движения в Беларуси, процесс формирования белорусской нации, национального самосознания и национальной идеи. Калиновский, Богушевич, Купала, Колос, Богданович создают, пропагандируют и отстаивают идею национальной и социальной свободы. В.Ластовский предлагает теорию кривского происхождения белорусов, Абдиралович создает культурологическую концепцию белорусского народа. Центром интеллектальной жизни, просветительства и национального возрождения становится “Наша Нива”. Этот процесс был прерван уже в 20-е годы сталинскими репрессиями. Свободное развитие национальной идеи было заменено большевистской идеологией и марксистско-ленинской философией.

Таким образом, краткий обзор истории белорусской общественно-политической и философской мысли приводит нас к следующим выводам:

1)интеллектуализация духовной жизни на древнебелорусских землях осуществляется под решающим влиянием христианства и на основе теологической литературы преимущественно византийского происхождения. В деле формирования философских идей в Беларуси важная роль принадлежит также флорилегиям и житиям;

2)развитие общественно-политической и философской мысли Беларуси осуществляется в русле духовных проблем Европы, что свидетельствует о принадлежности Беларуси к общеевропейской культурной среде. Особенно отчетливо это проявляется в эпоху Возрождения, когда Беларусь проходит европейским путем от утверждения гуманизма и формирования юридического мировоззрения до распространения идей нового естествознания;

3)христианское влияние и реалии политической жизни Беларуси обусловили преобладание в философских поисках морально-этической проблематики. Эта особенность проявляется на всех этапах развития белорусской духовной культуры и является доминирующей, что вовсе не означает отсутствия онтологических, социально-философских и гносеологических исследований;

4)история белорусской философской и общественно-политической мысли является отражением процесса формирования белорусской нации и воплощением ее национального сознания и национального характера

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ І. ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ І. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ І ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ... Тема ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Цель изучения темы усвоить и осмыслить причины и условия формирования философии ее структуру и статус в современной...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные этапы развития белорусской философской мысли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цель изучения темы: усвоить и осмыслить причины и условия формирования философии, ее структуру и статус в современной культуре
Социокультурные предпосылки возникновения и развития философии, ее связь с историческими формами социальной практики. Проблема генезиса философии. Основные концепции происхождения философии. Связь

Цель изучения темы: определение путей эволюции социально-политической и философской мысли Беларуси в национальном и общеевропейском контексте.
Социокультурные условия формирования белорусской философской мысли, яе духовные источники и основные этапы развития. Философско-эстетические и этические исследования на территории Беларуси Х – ХІІІ

Цель изучения темы: на основе анализа онтологической проблематики осмыслить роль философии в рациональбном постижении мира человеком.
Мир как объект философского постижения, основные стратегии его познания. Метафизика и онтология, эволюция их статуса в историко-философской традиции. Бытие как философская категория и культурологич

Цель изучения темы: понять сущность человека и способы и формыего присутствия в мире.
Человек как предмет философского познгания. Эволюция философских представлений о человеке. Образ человека в истории философии и культуры. Философская антропология, ее предмет, цели и задачи.

Цель изучения темы: раскрыць сущность сознания как способа духовной ориентации, познгания и преобразования мира человеком.
Проблема сознания и способы ее решения в философии. Субстанциальный, функциональный и социокультурный подходы к анализу сознания. Способы асмысления проблемы сознания в современной философии.

Цель изучения темы: определить место социальной проблематики в рамках философских знаний и выявить специфику общества как саморазвивающейся системы.
Общество как предмет философского познания, его специфика. Эволюция представлений о природе общества в истории философии. Основные исследовательские программы в обществоведении: натуралистическая,

Цель изучения темы: осмыслить феномен культуры как содержания социальной жизни и сферы осуществления человеческой свободы.
Понятие культуры, варианты его интерпретации. Аксиологический, семиотический, социологический, деятельностный подходы к анализу и оценке культуры. Культура как сфера специфически человечес

Философия и мировоззрение
Так что же такое философия? Чтобы понять это, необходимо обратить внимание на те вопросы, которые с самого начала она ставит перед собой. Философия сориентирована не на исследование конкретных пред

Предмет философии в его исторической динамике
Ответ на вопрос о том, что изучает философия, необходимо искать в ее статусе теоретического типа мировоззрения. Мировоззрение же всегда обращеноь к основаниям мира и человека, к первичным условиям

Структура философии
Одновременно с процессом формирования и исторических модификаций предмета философии происходит и ее структуризация, те есть становление и развитие основных разделов философских знаний. Уже античная

Методы философского исследования
Своеобразие и специфика предмета философии подводит нас к выводу о том, что 1) этот предмет существенно отличается от предмета конкретных наук и 2) что познание этого предмета требует иных, чем кон

Статус философии в современной культуре
Отличительной чертой нашего времени является его трагичность. ХХІ век, в который мы недавно вошли, только подчеркивает эту трагичность. А нарастающее осознание того, что это не просто хронологическ

Философская мысль цивилизаций Древнего Востока
Предпосылки возникновения и развития философии формировались в период перехода древнего общества от века бронзы к веку железа. По мнению Чанышева все древние сообщества века бронзы имеют р

Основные этапы развития античной философии
Предпосылки возникновения античной философии формировались в IX – VII вв. до н.э. в процессе становления и укрепления общества века железа. Этот процесс в европейском средиземноморье происходил зна

Периодизация античной философии
Традиционно в истории античной философии выделяют три основных этапа. Первый этапохватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим.

Философия европейского средневековья
Путь к пониманию средневековой философии проходит не через строго очерченные хронологические границы ее развития. Такое ограничение просто невозможно. Действительно, когда начинается средневековье?

Философия Возрождения: особенности и круг проблем
Пенессанс – это эпоха рождения новой цивилизации, которая принципиально отличалась от традиционного средневекового общества. Основой этой цивилизации является промышленность с широким разделением т

Новоевропейская философия
Основные черты философии XVII века и ее связь с исторической практикой XVII век был периодом мощного подъема новой индустриальной цивилизации, основания которой формировались в э

Идеалы просветительской философии
Просвещение как эпоха и как интеллектуальное движение, в которое были втянуты все страны цивилизованной Европы,– явление такое сложное и многозначное, что его характеристику можно начинать с самых

Западноевропейская философия второй половины ХІХ века
  Переосмысление классического философского наследия вообще и классической немецкой философии, в частности, начинается примерно в середине ххІ в. и осуществляется в двух направлениях

Социокультурные предпосылки формирования белорусской философской мысли
Интеллектуализация духовной жизни Беларуси осуществляется под мощным влиянием христианства. Крещение старобелорусских земель не только укрепляло торгово-экономические связи с христианским миром, но

Словарь основных терминов
Агностицизм– философское учение, сторонники которого отрицают способность человека к объективно-истинному познанию. Аксиология– философское учение о проис

Философское учение о бытии
Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами,

Проблема субстанции в философии
Первым и общим признаком бытия является существование. Но что выступает его первопричиной, адиной первоосновой? Для обозначения такой первоосновы в истории философии пользовались категорией субс

Философское учение о материи
Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессенеоднократно меняло свое содержание. Первоначально под матеорией понимали опре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги