рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия и мировоззрение

Философия и мировоззрение - раздел Культура, Философия в системе культуры Так Что Же Такое Философия? Чтобы Понять Это, Необходимо Обратить Внимание На...

Так что же такое философия? Чтобы понять это, необходимо обратить внимание на те вопросы, которые с самого начала она ставит перед собой. Философия сориентирована не на исследование конкретных предметов внешнего мира в их разнообразном и случайном проявлении, а на постижение мира как целостности, на выявление первых оснований бытия мира и человека. Что есть мир и как он возникает? Что такое человек и какое место в мире ему принадлежит? Что собой представляет природа мира и существуют ли границы возможностей человека в нем? Но очевидно, что это вопросы мировоззрения, вопросы миропонимания. Это означает, что философия и возникает именно как мировоззрение, как исторически определенный способ видения, переживания и понимания мира.

Мировоззрение – это целостная система теоретических принципов, аксиологических установок и праксеологических схем, которые обеспечивают осмысленную ориентацию человека в мире, сознательный выбор им жизненного пути, способность и готвность к социально значимым действиям. В мировоззрение, таким образом, входят систематизированные знанияо строении и сущности мира, общества и человека, то есть, свойственная определенной исторической эпохе картина мира. Именно эти знания задают обобщенный образ мира и понимание того места, которое занимает в мире человек. Они воплощены в универсалиях культуры, в которых отражаются фундаментальные характеристики мира как целостности (пространство, время, природный закон, судьба, гармония, красота, добро, справедливость) и которые придают миру смысл и значение относительно человека.

Аксиологические установки – это ситема ценностей и ценностных ориентаций, которые определяют приоритеты в отношениях человека к миру и к другим людям и обуславливают их деятельность. Это разнообразные моральные, правовые, эстетические, религиозные, политические взгляды, идеалы и убеждения.

Праксеологические схемы содержат интересы, цели и социальные программы, а также нормы и схемы поведения, которые проявляются в традициях, обычаях, обрядах и которые способствуют интеграции индивида в человеческое сообщество.

Особая роль в мировоззрении принадлежит вере. Она соединяет различные элементы мировоззрения в единую систему, придает ему личностно-субъективную окраску, делает “моим”, наполняет его смыслом и значением для “меня лично”. Это не только вера в Бога, но и в человека, в разум, справедливость, науку, то есть вера в широком смысле слова как состояние внутренней уверенности человека в том, что цели, которые он ставит перед собой, достижымы. Благодаря этому вера, а значит и мировоззрение, придает человеку способность, желание и готовность действовать во имя тех целей, которые он ставит перед собой. Поэтому мировоззрение – это не просто мировосприятие или миропонимание, а фактор, который делает человека активным, деятельным, творчески-конструктивным существом.

Если суммировать представления различных исследователей по этому вопросу, то можно сделать вывод о том, что мировоззрение:

¨ фиксирует универсальные основания бытия мира и человека посредством предельной экстраполяции достигнутых результатов познания;

¨ систематизирует обобщенные результаты познания в целостную картину мира;

¨ ориентирует совокупный потенциал познания на открытие и объяснение новых реалий бытия;

¨ изучает мир в его обращенности к человеку, как человеческий мир, как мир для человека;

¨ аккумулирует универсальные нормы и схемы эмоционально-оценочной и предметно-преобразовательной деятельности человека.

Совершенно очевидно, что составные части мировоззрения носят конкретно-исторический характер и обусловлены целями эпохи, ее ценностями, свойственным ей типом культуры. Поэтому нельзя представлять себе мировоззрение как нечто раз и навсегда данное, а необходимо рассматривать его конкретные формы, исторические типы. С этой точки зрения выделяют мифологическое, религиозное и философское мировоззрение.

Мифы – это архаические предания о деяниях богов и героев, в которых отражены представления древних людей о происхождении и устройстве мира. Это исторически первый тип мировоззрения, который соответствует самым ранним стадиям развития общества. Основой мифологического мировоззрения является вера в существование сверхъестественных сил. При этом мифологическое сознание не отличает естественное от сверхъестественного, не противопоставляет реальное и фантастическое. Для этого сознания мир един, естественное и сверхъестественное сосуществуют в нем, они оба одинаково реальны. Эта очобенность мифологического сознания называется супранатурализмом. Миф отражает мир и его составные части в форме чувственных образов-ассоциаций, а его реакция на природу носит эмоциональный характер. Каждое явление природы, каждое проявление человеческой жизни и деятельности персонифицируются в образах богов и героев. При этом на природу переносятся черты, свойственные человеку, мир оживляется и одушевляется. Большинство мифов направлено на поиск причин рождения мира. Мифологическое сознание не воспринимает миф как произведение, выдумку, для него это и есть мир – единый и неделимый. В мифах аккумулировался совокупный человеческий опыт, который посредством традиций, обрядов и обычаев передавался от поколения к поколению и, будучи усвоенным индивидом, присоединял его к человеческому сообществу, к определенному роду, выступал средством социализации человека.

Таким образом, можно выделить основные черты мифологического мировоззрения: образность, супранатурализм, персрнифицируемость, ассоциативность, аналогизация(стремление найти подобие между предметами, явлениями и человеком), антропоморфизм, анимизм, гилозоизм, генетизм.

Религия – это мировоззрение и соответствующее ему поведение людей, в основании которого лежит вера в существование потустороннего мира, населенного сверхъестественными силами. Религиозное сознание,которое рождается из мифа и несет на себе отпечаток его, является более высокой формой духовного освоения мира. Это проявляется в том, что религиозному сознанию свойственна способность к оббщению, сравнению и противопоставлению различных аспектов бытия, выделение духовного как самостоятельной формы существования, первичное относительно предметной сферы. Религия делит мир на естественный и сверхъестественный, при этом сверхъестественный мир воспринимается как причина и условие существования естественного. Действительное существование свойственно только высшему бытию – Богу, который является воплощением совершенства, гармонии, справедливости и доброты. Бог не только творец мира, но и условие нравственной жизни. Вера в Бога и служение ему – вот предназначение человека. Вера эта носит иррациональный характер, она основана на переживании интимной связи человека с Богом.. Все происходящее в мире, обществе и в человеке зависит не от него, а от высшей силы, которая требует поклонения и уважения. Вера в существование сверхъестественных сил, иррационализм, деление мира на реальный и сверхъестественный, объяснение существования мира и человека действием внемирового и надмирового Бога – вот основные черты религиозного мировоззрения.

На ранних стадиях развития архаического общества, когда формы жизнедеятельности характеризуются простотой и даже примитивизмом, когда удовлетворение основных потребностей осуществляется не в процессе производства, а путем присвоения готового природного продукта, миф и религия, как формы миропонимания, вполне соответствуют целям и уровню развития этого общества. Но те изменения в жизни человека, о которых речь шла выше, обнаружили неэффективность мифологически-религиозных средств духовной ориентации человека в мире и привели к возникновению философии.

В сравнении с мифом и религией это была принципиально новая форма миропонимания. Специфика ее проявлялась прежде всего в том, что свою главную задачу она решала с опорой на разум. Сфера философии – не вера и фантазия, а разум и знания. Это не означает, что между философией, с одной стороны, и мифологически-религиозным мировоззрением, с другой, не существует никаких связей. Философия, как и миф, религия, искусство, обращена к “миру как целому”, к фундаментальным основаниям бытия мира и человека. Философия, как и дофилософские формы мировосприятия, имеет ярко выраженную ценностную ориентацию: она представляет мир с точки зрения человека, как человеческий мир, как мир для человека. Но делает она это рациональными средствами, с использованием процедур доказательства, обоснования и проверки своих выводов. Язык философии – это язык понятий. То, что в мифологическом мировопредставлении воплощается в чувственных образах фантазии, что в религии оправдано иррациональной верой, в философии приобретает рациональный характер и осмысливается в понятиях. В этом стремлении к рационализации мира и человека формируется язык философии, преодолевается характерный для дофилософских форм миропонимания антропоморфизм, символизм и гилозоизм, некритическая вера в сверхъестественное.

Философия, таким образом, возникает как способ рационально-критического преодоления мифа, как теоретический способ осмысления мира и человека, независимый от религиозно-мифологической фантазии. Специфика философии как теоретической модели культуры в ее конкретно-историческом существовании основывается на рациональности и абстрактности. Именно это обеспечивает переход от чувственной образности мифа к категориальным структурам, от восприятий личного опыта к “мышлению” предметов в их системной целостности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия в системе культуры

Раздел і философия в системе культуры.. тема философия как феномен культуры цель изучения темы усвоить и осмыслить причины и условия формирования философии ее структуру и статус в современной..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия и мировоззрение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цель изучения темы: усвоить и осмыслить причины и условия формирования философии, ее структуру и статус в современной культуре
Социокультурные предпосылки возникновения и развития философии, ее связь с историческими формами социальной практики. Проблема генезиса философии. Основные концепции происхождения философии. Связь

Цель изучения темы: определение путей эволюции социально-политической и философской мысли Беларуси в национальном и общеевропейском контексте.
Социокультурные условия формирования белорусской философской мысли, яе духовные источники и основные этапы развития. Философско-эстетические и этические исследования на территории Беларуси Х – ХІІІ

Цель изучения темы: на основе анализа онтологической проблематики осмыслить роль философии в рациональбном постижении мира человеком.
Мир как объект философского постижения, основные стратегии его познания. Метафизика и онтология, эволюция их статуса в историко-философской традиции. Бытие как философская категория и культурологич

Цель изучения темы: понять сущность человека и способы и формыего присутствия в мире.
Человек как предмет философского познгания. Эволюция философских представлений о человеке. Образ человека в истории философии и культуры. Философская антропология, ее предмет, цели и задачи.

Цель изучения темы: раскрыць сущность сознания как способа духовной ориентации, познгания и преобразования мира человеком.
Проблема сознания и способы ее решения в философии. Субстанциальный, функциональный и социокультурный подходы к анализу сознания. Способы асмысления проблемы сознания в современной философии.

Цель изучения темы: определить место социальной проблематики в рамках философских знаний и выявить специфику общества как саморазвивающейся системы.
Общество как предмет философского познания, его специфика. Эволюция представлений о природе общества в истории философии. Основные исследовательские программы в обществоведении: натуралистическая,

Цель изучения темы: осмыслить феномен культуры как содержания социальной жизни и сферы осуществления человеческой свободы.
Понятие культуры, варианты его интерпретации. Аксиологический, семиотический, социологический, деятельностный подходы к анализу и оценке культуры. Культура как сфера специфически человечес

Предмет философии в его исторической динамике
Ответ на вопрос о том, что изучает философия, необходимо искать в ее статусе теоретического типа мировоззрения. Мировоззрение же всегда обращеноь к основаниям мира и человека, к первичным условиям

Структура философии
Одновременно с процессом формирования и исторических модификаций предмета философии происходит и ее структуризация, те есть становление и развитие основных разделов философских знаний. Уже античная

Методы философского исследования
Своеобразие и специфика предмета философии подводит нас к выводу о том, что 1) этот предмет существенно отличается от предмета конкретных наук и 2) что познание этого предмета требует иных, чем кон

Статус философии в современной культуре
Отличительной чертой нашего времени является его трагичность. ХХІ век, в который мы недавно вошли, только подчеркивает эту трагичность. А нарастающее осознание того, что это не просто хронологическ

Философская мысль цивилизаций Древнего Востока
Предпосылки возникновения и развития философии формировались в период перехода древнего общества от века бронзы к веку железа. По мнению Чанышева все древние сообщества века бронзы имеют р

Основные этапы развития античной философии
Предпосылки возникновения античной философии формировались в IX – VII вв. до н.э. в процессе становления и укрепления общества века железа. Этот процесс в европейском средиземноморье происходил зна

Периодизация античной философии
Традиционно в истории античной философии выделяют три основных этапа. Первый этапохватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим.

Философия европейского средневековья
Путь к пониманию средневековой философии проходит не через строго очерченные хронологические границы ее развития. Такое ограничение просто невозможно. Действительно, когда начинается средневековье?

Философия Возрождения: особенности и круг проблем
Пенессанс – это эпоха рождения новой цивилизации, которая принципиально отличалась от традиционного средневекового общества. Основой этой цивилизации является промышленность с широким разделением т

Новоевропейская философия
Основные черты философии XVII века и ее связь с исторической практикой XVII век был периодом мощного подъема новой индустриальной цивилизации, основания которой формировались в э

Идеалы просветительской философии
Просвещение как эпоха и как интеллектуальное движение, в которое были втянуты все страны цивилизованной Европы,– явление такое сложное и многозначное, что его характеристику можно начинать с самых

Западноевропейская философия второй половины ХІХ века
  Переосмысление классического философского наследия вообще и классической немецкой философии, в частности, начинается примерно в середине ххІ в. и осуществляется в двух направлениях

Социокультурные предпосылки формирования белорусской философской мысли
Интеллектуализация духовной жизни Беларуси осуществляется под мощным влиянием христианства. Крещение старобелорусских земель не только укрепляло торгово-экономические связи с христианским миром, но

Основные этапы развития белорусской философской мысли
Ранний этап становления белорусской философской мысли связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климентия Смолятича. Этическая тематика здесь преобладает над всеми другими тем

Словарь основных терминов
Агностицизм– философское учение, сторонники которого отрицают способность человека к объективно-истинному познанию. Аксиология– философское учение о проис

Философское учение о бытии
Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами,

Проблема субстанции в философии
Первым и общим признаком бытия является существование. Но что выступает его первопричиной, адиной первоосновой? Для обозначения такой первоосновы в истории философии пользовались категорией субс

Философское учение о материи
Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессенеоднократно меняло свое содержание. Первоначально под матеорией понимали опре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги