Реферат Курсовая Конспект
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ ПРЕДМЕТА - раздел Культура, КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА Термин «Культурология» Был Введен В Европейскую Научную Традицию В Начале Xi...
|
Термин «культурология» был введен в европейскую научную традицию в начале XIX в. для обозначения общей теории культуры, которая в этот период находиласьнастадии зарождения. Хотя научный термин появился лишь в прошлом веке и культурологию можно отнести к одной из молодых отраслей социогуманитарного знания, однако разработка ее отдельных аспектов относится к более раннему периоду.
Уже в античности можно обнаружить постановку ряда вопросов, которые затем составили культурологическую проблематику Мыслителями этого периода предпринимались первые попытки выявления сущности культурных феноменов, их влияния на социальный организм. Определяя роль культуры в обществе, античные философы прежде всего стремились ответить на вопросы: как соотносятся в человеке <-природа-> (естественное начало) и «культура», благо или зло для человечества несет это социальное явление.
Проблема, впервые сформулированная софистами', оказалась многозначной и многовековой. Одновременно с рождением она .Обрела как академический, так и практический смысл: ее решение определяло отношение человека к жизненным ценностям и было связано с вырабаткой нравственных принципов поведения. Особенно остро эта проблема будет затем переживаться Просвещением; не сможет ее обойти и современная наука. Сами софисты в решении этого противоречия отдали предпочтение природному, как естественному состоянию человека.
* В данном контексте под софистами понимается группа древнегреческих мыслителей (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Критий и др.) середины V — первой половины IV вв. до н.э. Слово «софист» в Древней Греции имело и другие смысловые значения: 1) человек мудрый, компетентный во многих вопросах; 2) платный учитель красноречия и философских знаний. В современном языке софистом называют человека, который пытается логически обосновать заведомо ложное положение.
Логически продолжая и развивая сложившуюся тенденцию, древнегреческий философДиоген, видевший только отрицательные последствия развития культуры, пришел к выводу о необходимости возврата человека к первобытному состоянию, поскольку культура, по его мнению, разлагает общество. Главную же цель воспитания он усматривал в том, чтобы помочь человеку вернуться к природе.
В античной традиции имела место и противоположная тенденция разрешения поставленного вопроса. Не формулируя саму проблему, древнегреческий ученыйПлатон, например, рассматривал художественную культуру как необходимый элемент его идеального государства, а его ученикАристотель видел в искусстве средство очищения души человека и ввел для обозначения этого процесса термин «катарсис».
В размышлениях античных философов просматривается постановка ими важного культурологического вопроса о роли культурного начала в жизни общества. Однако становление культурологии как собственно научной дисциплины начинается лишь со второй половины XIX в., и процесс ее развития был преимущественно связан с возникновением этнографической науки',
Интерес к этнографическим исследованиям в Западной Европе и Северной Америке оказался в значительной степени обусловлен политико-экономическим фактором — складывавшейся колониальной системой. Политические и торговые отношения с колониями требовали знания быта, вкусов, привычек и нравов, языка их народов. Но не только утилитарно-практическое начало послужило причиной зарождения этой науки. Как известно, она получает развитие как в США, Англии, ставшими колониальными державами, так и в Германии, не имевшей колоний. Франция же, как одна из могущественных колониальных империй, значительно отставала от других стран в этнографических исследованиях. Все это говорит 6 том, что немалую роль в развитии этнографии играл чисто научный интерес ученых к культуре неевропейских стран. Объектом этнографического изучения стала «экзотическая» культура народов Востока, Африки, Австралии и Океании.
* Этнография — наука, изучающая особенности быта, культуры, обычаев и нравов народов мира. Как самостоятельная научная дисциплина она сложилась во второй половине XIX в.
Что же в этнографической науке представляет непосредственный интерес для осмысления процесса возникновения культурологии или, иными словами, как в русле этнографии зарождается культурология и формируется ее научный предмет? В этой связи следует отметить прежде всего то, что до этнографических исследований к изучению культуры ученые обращались лишь в связи с анализом тех или иных социальных явлений; в этнографии же она становится объектом специального изучения, где намечается тенденция к пониманию ее как сложной динамической системы, выполняющей конкретные социальные функции.
Определенный вклад в развитие культурологии как науки внесли исследования этнографической школы эволюционистов — Г.Спенсера, Д-Фергюсона, Э.Тайлора (Англия),ШЛетурно(Франция),Л.Моргана (США),Т.Вайца (Германия). Идея эволюционного развития была заимствована этнографией у естествознания, что само по себе не случайно. Вторая половина XIX в. была нременем всеобщего увлечения не только естественных, но и общественных наук эволюционной теорией Чарлза Дарвина.
Принцип эволюционизма в общественных науках выражался в идее о том, что история природы и человеческая история подчиняются одним и тем же законам, а методы естественных и общественных наук едины в своей основе. Это вело к утверждению, что общество с его социальными и культурными институтами развивается по тем же законам, как и любой живой организм. Таким образом, эволюционизм связал воедино этнографию (которая тогда считалась естественной наукой) с социологией, решая общую для них проблему становления и развития общества и его культуры. В этнографических исследованиях эволюцион-11;1я теория утвердила мысль о единстве человеческого рода и его культуры.
Так, основываясь на эмпирическом материале,Л.Морганвысказал мысль о едином пути развития человечества и взаимосвязи культур. На историческую связь культур обратил внимание и своем учении иЭ.Тайлор. Введя в науку понятие «пережитки», он трактовал их как «памятники прошлого», которые свидетельствуют о единстве историко-культурного процесса.
История культуры школой эволюционистов стала пониматься как единый процесс поступательного совершенствования.
* Льюис Генри Морган (1818 — 1881 гг.) — американский историк и этнограф, положивший начало научным исследованиям первобытного общества. В 1840 г. основал общество, ставившее своейцелью изучение культуры индейцев и оказание им помощи.
* Эдуард Бернетт Тайлор (1832 — 1917 гг.) — английский этнограф, религиовед, исследователь первобытной культуры,один из основоположников эволюционизма. Главные его труды —»Первобытная культура» и «Антропология».
Однако в своей основе это была «линейная» теория социокультурной эволюции, где развитие общества и культуры рассматривались как процесс, развертывающийся лишь по восходящей прямой. В рамках эволюционного направления сложился интерес к причинам, породившим культурный феномен и к источникам его развития; здесь же возникла уверенность в закономерном характере функционирования культуры. «Изучая различные обычаи и воззрения, мы, — писал Э.Тайлор, — убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явлений человеческой культуры, в действии законов закрепления и распространения, сообразно которым эти явления становятся устойчивыми, характерными элементами общественной жизни на определенных стадиях культуры»'.
Из сказанного становится понятным, почему Э.Тайлор, например, знание об истоках культуры и закономерностях ее развития понимал как «практическое руководство для осмысления настоящего и заключения о будущем». Культура у него становится своеобразным критерием общественного прогресса. Для Л.Моргана же уровень развития культуры явился основой периодизации мировой истории. В своем главном труде «Древнее общество» он выделил три основные, взаимосвязанные ступени, которые прошло человечество в своем культурном развитии, — дикость, варварство и цивилизация.
Этнографической школой было положено начало научному исследованию первобытной культуры; в ней зародилось представление о культуре как целостном образовании. Все это представляет определенный интерес для осмысления процесса становления культурологической мысли.
Этнография возникла и успешно развивалась в ряде стран — во Франции, в Германии, Англии, США, — но наиболее влиятельными научными направлениями в это время были английская и американская школы. Так как изучение культуры народов относилось к сфере знаний о человеке, то заявившая о себе новая наука именуется здесь «антропологией», а сложившиеся школы получают соответствующие названия: «культурная антропология» (США) и «социальная антропология» (Англия).
Каждая из названных школ обладала своей спецификой. Если в культурно-антропологической школе доминировали эмпирические исследования, а в культуре изучаемого народа представляли для нее интерес его психологические особенности, его история, то в социально-антропологической школе проявилась тенденция построения этнографии по типу естественных наук и придания ей вида строгой теоретической дисциплины. Поскольку концептуальные знания, по мнению английских ученых, несовместимы с психологизмом и историзмом, постольку психология и история народа не вызывала у них интерес.
Конечно, различия между школами во многом условны, и обозначенные нами особенности следует рассматривать только как тенденцию. Результаты их исследований были нередко схожи, хотя они и шли к ним различными путями. Так, если в понимании человека отправной точкой социальной антропологии являлось изучение созданного им предметного мира, то в культурной антропологии — постижение его духовного мира. Тем не менее обе школы объединяла единая цель — познание человека и его культуры.
Исследуя общественную жизнь в статике, социальная антропология все ее формы — экономическую, политическую, научную, религиозную, нравственную и так далее — рассматривала как Элементы единой системы, а потому анализ любого из них был возможен лишь в контексте целого. Культурная антропология, изучая духовную жизнь народа в динамике, в конечном счете приходила к пониманию социокультурной жизни как системного образования.
Особый интерес для культурологии представляют исследования представителя школы социальной антропологии, основателя функционального метода в этнографииБ.Малиновского». На этого ученого определенное влияние оказали идеи одного из основоположников социал-дарвинизмаГ.Спенсера, авторитет которого в обществознании конца XIX — начала XX в. был значительным. Чтобы уяснить логику построения концепции Б.Малиновского сущность его функционального метода, необходимо понять логическую схему социальной теории Г.Спенсера.
Существование общества английский социолог рассматривал ни аналогии с процессом приспособления живого организма к среде обитания, а потому основным законом его социального развития он считал закон выживания наиболее приспособленных обществ. К таким социальным организмам он относил общества, разделенные на классы с необходимыми для них институтами, которые, как и отдельный орган живого тела, выполняют конкретную функцию.
Бронислав Каспер Малиновский (1884 — 1942 гг.) — английский социолог, этнограф (по происхождению поляк). Окончил Краковский университет, с 1927 г. жил и работал в Англии, а последние годы — в США.
Культура в концепции Б.Малиновского рассматривалась как одно из важных средств приспособления общества к окружающей среде, то есть в ней он видел адаптивный социальный механизм. С выводом ученого нельзя не согласиться. Очевидно, что созданную «вторую природу», то есть культуру, человек помещает между собой и окружающей его средой. Она служит ему средством освоения природы и приспособления к ней. Из тезиса о культурном явлении как способе приспособления человека к среде его жизнедеятельности вытекал важный для науки о культуре вывод (который, к сожалению, не был сделан ученым) о существенном различии между адаптивной деятельностью человека и животного и о том, что культура является истинно человеческой адаптивной системой. Исходным предметом исследования в учении Б.Малиновского являлась не сама культура, а человеческие потребности. Культура рассматривалась как социальный феномен, порожденный ими.
Критерием ее развития в нем выступал способ удовлетворения потребностей. И в этой связи вполне очевидно, например, что возведение жилища, изготовление одежды, приготовление и способ употребления пищи в первобытном и современном обществе осуществляются далеко не на одинаковом культурном уровне. Подобное заключение можно сделать и о способах удовлетворения других человеческих потребностей в различных культурах.
Следует отметить, что введение английским ученым в сферу осмысления того, как удовлетворяет человек свои потребности, имеет значение и для современной культурологии, когда культуру пытаются понять и выразить через деятельность, представить ее как способ и результат деятельности человека.
Чтобы ввести некую классификацию различных форм культуры, Б.Малиновский все многообразие потребностей делил на три типа: первичный, вторичный и интегративный. Первичными являются биологические потребности — в пище, в продолжении человеческого рода, в жизненных удобствах. На их основе складываются вторичные, надбиологические потребности — в родственных связях, в жилище и т.д. Третий тип потребностей, именуемый ученым как «интегративный», есть потребность в другом человеке, в социокультурном сообществе. Каждая из потребностей, согласно учению Б.Малиновского, порождает соответствующее культурное образование, своеобразный культурный институт. Например, интегративные потребности обусловливают возникновение таких явлений культуры, как язык, религия и государство, потребности в удобстве — архитектуру и т.д.
Таким образом, каждый элемент культуры, по мнению исследователя, выполняет определенную функцию, а в целом культура выступает в виде систему институтов. Здесь разделение функций культуры обеспечивается дифференциацией культурных институтов. Необходимо заметить, что его учение о культурных институтах заслуживает особого внимания. Мысль о взаимосвязи социальных потребностей и институтов культуры в культурологии со временем станет исходной как в понимании социальной роли культуры, так и в исследовании самого материального «тела» культуры. Правда, отношения между потребностями и порожденными ими явлениями культуры в концепции Б.Малиновского упрощены: в ней отсутствует система опосредствующих фактории, и каждой потребности соответствует лишь один определенный культурный феномен. Рассматривая культуру в функциональной плоскости, ученый оставляет без внимания основную ее функцию — сохранение целостности и развитие социального организма. В функциональной сфере культуры эта функция является определяющей: из нее «вытекают» все остальные, в том числе и те, о которых говорит Б.Малиновский.
И еще на одну важную идею английского этнографа следует обратить внимание. Всякая «примитивная» культура (именно она является объектом его исследования) представляет собой, по мнению ученого, замкнутую систему, и изучать ее можно как обособленно, так и в сопоставлении с другими культурными системами.
Итак, в учении Б.Малиновского особое значение для культурологии представляет то, что культура в нем выступает как целостное образование, как система институтов, которые выполняют определенные социальные функции.
К наиболее влиятельным в социальной антропологии концепциям относится также теорияА.Радклифф-Брауна. В своем учении исследователь пытался соединить социологизм Э.Дюркгейма и эволюционизм Г.Спенсера. Основой же его методологии стал структурно-функциональный анализ. Поскольку, как считал А. Радклифф-Браун, объектом исследования является примитивное общество, где отсутствуют социальные противоречия, то его можно представить в виде единой системы. Социальную же систему он рассматривал как живой развивающийся организм, все части которого подогнаны друг к другу и каждый элемент выполняет строго определенную для него функцию.
* Альфред Реджинальд Радклифф-Браун (1881 — 1955 гг.) — английский этнограф, научный интерес которого был сосредоточен на изучении культуры и быта «примитивных» человеческих обществ. Вел полевые этнографические исследования на Адаманских островах, в Австралии и Африке.
Задачу своего структурно-функционального метода ученый видел в том, чтобы исследовать функции отдельных элементов этой системы и понять характер существующей между ними связи, Он стремился осмыслить общество и его культуру не в статике, а в динамике, выявить законы функционирования культурного феномена, Исходя из общего с Б.Малиновским понимания строгости научной теории, АРадклафф-Браун в своем исследовании также не принимал во внимание психологию изучаемого им народа. В целом в его концепции нашла отражение британская традиция осмысления культуры, которая выразилась в отрицании возможности существования самостоятельной науки о культуре. Здесь последняя растворяется в определенном комплексном знании о социальных системах, где она выступает в качестве специфического аспекта.
Если у ученых английской школы социальной антропологии психологизм и историзм не вызывал интереса, то в американской школе культурной антропологии, как уже отмечалось, напротив, этим началам уделялось особое внимание. Более того, проявилась тенденция к всестороннему осмыслению и описанию изучаемой культуры. Основателем и наиболее ярким представителем этой школы являетсяФ.Боа*, который одним из первых объединил исследование культуры народа с изучением его языка. Серьезное внимание уделялось им также и особенностям психологии изучаемой социальной общности. Во всем этом он видел условие и средство понимания культуры. Культурный феномен для него представлял некую целостность, находящуюся в постоянном изменении. Эту динамику культуры он пытался понять и выразить в своей теории. Задумываясь над уникальностью каждой культуры, Ф.Боас пришел к мысли о неправомерности переноса своих оценок на другие культуры. Поскольку культура не имеет оснований для оценок, рассуждал далее ученый, постольку нелогично говорить и о культурном прогрессе, о периодизации культурной истории. Именно такого рода научные соображения не позволили исследователю принять концепцию «стадий развития» Л.Моргана.
Существенный вклад в развитие культурологии внес американский исследовательЛ.Уайт.
* Франц Боас (1858 — 1942 гг.) — американский этнограф и лингвист, антрополог, специалист по языкам и культуре индейцев. Участвовал в ряде' арктических экспедиций. Разработал методику описания индейских языков; выступал против расистских учений. Его основная работа «Ум первобытного человека» была издана в русском переводе в 1926 г.
* Лесли Алвин Уайт (1900 — 1975 гг.) — американский теоретик культуры, антрополог. Внес значительный вклад в разработку культурологии.
Как известно, традицией культурно-антропологической школы было изучение культуры «примитивных» обществ, и в ходе такого рода исследований ученые выходили на культурологический уровень обобщения знаний о культуре. Уайт оказался одним из первых ученых американской школы, который сосредоточил внимание не на изучении особенностей «примитивной» культуры, а на природе культурного феномена вообще. В отличие от А. Радклафф-Брауна и научной позиции школы социальной антропологии, Уайт считал, что должна существовать специальная наука, культурология, изучающая культуру как специфическое социальное явление. Настаивая на необходимости такой науки, ученый предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию. И гели психология, как утверждал Л.Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, в том числе и на культурные, а социология исследует закономерности и:1;|имоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Безусловно, это был нужный шаг в решении проблемы дифференциации таких взаимосвязанных феноменов, как культура и общество, поскольку их разведение являлось предварительным и необходимым условием выделения предмета культурологии.
Однако в вопросе вычленения элементов культуры ученый столкнулся с определенными трудностями, которые были обусловлены естественными причинами: культура «растекается» по всему социальному организму, а потому порой непросто провести границу между культурным и социальным явлением. С этой проблемой сталкивался не только Л.Уайт. Последний же первоначально ошибочно отождествлял культуру с обычаем и культурной традицией, существенно сузив тем самым ее собственную сферу. Тем не менее, важным моментом в теории Л.Уайта остается то, что впервые в науках, связанных с изучением культуры, была делана попытка обоснования необходимости создания специальной теории, исследующей культуру, — культурологии.
После публикации им ряда статей по этой проблеме термин «культурология», употреблявшийся раньше эпизодически, приобрел научный статус. Выделив культуру в качестве специального предмета исследования, он рассматривал ее как сложную систему. В ней ученый вычленил три основные сферы, которые были представлены им как относительно самостоятельные подсистемы:
технологическая, социальная и идеологическая. Согласно теории Л.Уайта, технологический аспект культуры, основой которого являются орудия производства, средства существования, орудия нападения и защиты и так далее, выражает форму связи человека с окружающей его природой. Социальную сферу культуры составляют отношения между людьми, типы индивидуального и коллективного поведения. Духовная сфера в системе культуры выступает как ее идеологическая подсистема и включает в себя знания, идеи и верования. Выделенные области культуры рассматривались им как взаимосвязанные между собой, где социальная и идеологическая сферы определялись сферой технологической. Главенство технологической подсистемы ученый объяснял тем, что человеку необходимо прежде всего удовлетворять свои первичные потребности.
Конечно, такую модель однозначной обусловленности культурных сфер можно рассматривать как своеобразный технологический детерминизм'. В действительности же эта система связей оказывается более сложной и опосредованной; в нее включаются не только практическая деятельность людей, но и их опыт, потребности. К тому же, не только технологическая сфера определяет социальную и идеологическую сферы, но и последние оказывают обратное воздействие и не в малой степени обусловливают содержание технологической сферы.
В функциональном аспекте культуры Л.Уайт усматривал противоречивое единство: с одной стороны, культура обеспечивает самосохранение общества, а с другой стороны, она способна разрушить не только среду обитания человека, но и самого человека.
Что касается положительных результатов исследования Л.Уайта, то они состоят в следующем:
— культура рассматривается как форма отношений между людьми (социальный аспект), и как способ связи человека с природой (технологический аспект);
— построена относительно совершенная модель культуры, имеющая познавательное значение. В ней заложены как теоретические, так и методологические основы дальнейшей разработки теории культуры.
В европейской традиции, наряду с исследованием культуры в контексте этнографических знаний, имел место и иной, в большей мере теоретический подход осмысления культуры. Важный вклад в постановку и решение культурологических проблем внесли романтики.
Детерминизм — признание такой связи в мире, когда одно явление (причина) с необходимостью порождает другое явление (следствие).
Романтизм — художественное и философское течение в европейской культуре конца XVIII — первой половины XIX в., явившееся выражением неудовлетворенности результатами Великой французской революции. Для него характерен повышенный интерес к личности и душевному миру человека.
В русле романтизма зародилась идея культурно-исторических типов. Здесь впервые смогли увидеть в каждой, культуре ее самобытный характер и прийти к мысли о равноценности всех культур. В отличие от просветителей, которые в культуре Востока видели экзотическую, но недоразвитую культуру, романтики трактовали ее как своеобразный тип культуры, отличный и от европейского, но не уступающий последнему по воплощенным в нем уникальным ценностям. Культурная история человечества предстала в их теории как закономерная смена одного типа культуры другим.
В XIX в. немецким философом-романтиком А.Г.Мюллером (1779 — 1829 гг.) был введен специальный термин «культурфилософия» для обозначения соответствующего раздела философии, изучающего культуру. Однако предмет культурфилософии
оказался отличным от предмета философского анализа культуры в нашей отечественной науке. Если в последней основной научный интерес представляла сущность культурного феномена, что требовало осмысления его соотношений с природой и обществом, материальным и духовным производством, выявления в нем общечеловеческого и классового начала, то в культурфилософии внимание было сосредоточено на исследовании исторических типов культуры. Наиболее влиятельными в культурфилософии оказались концепцииГ.Зиммеля, О.Шпенглера и Л. Тойнби. Культурфилософская традиция существовала и в российской общественной мысли(Н.Я. Данилевский, К.Н.Леонтьсв, Н.А.Бердяев).
Культурфилософские исследования с определенной долей условности можно отнести к культурологии, а точнее — к одному из ее разделов. Последующее развитие культурологии как общей теории культуры в европейской науке продолжалось уже л русле сложившегося научного знания — лингвистики, искусствознания, этнографии и социологии.
В нашей отечественной науке процесс становления общей теории культуры начинается во второй половине прошлого века в нарождающейся этнографии(Н.Н.Миклухо-Маклай) и социальных учениях(К.Н. Леонтьев, Г.В.Плеханов). С 60-х годов XX в. она продолжила свое развитие в сфере философского знания. В отличие от европейской традиции, где культура исследовалась в тесной взаимосвязи со специальными науками, в отечественной культурологии эти связи оказались ослабленными.
Развитие культурологии на философской основе имело свои сильные и слабые стороны. Недостаточно прочная связь со специальными знаниями (искусствознание, лингвистика, этнография, археология) делала зарождающуюся науку абстрактной. Но зато, развиваясь в лоне философии, культурология обретала философскую методологию исследования, что дало ей возможность уйти от эмпирии, фактологического описания явлений культуры и встать на путь философского анализа: осмыслить культуру в целом, понять ее как специфический социальный феномен и как динамическую систему, определить выполняемые ею функции.
Из сказанного выше очевидно, что проблемы культурологии нередко оказывались растворенными в отдельных сферах научного знания. Для того чтобы стать наукой, культурология прежде всего должна была вычленить свой предмет исследования, то есть определить специфику и сферу своей деятельности, осознать собственные цели и круг решаемых проблем и тем самым осмыслить свое предназначение в системе научного знания. Ей предстояло пройти тот же путь, который прошла любая другая наука в обретении своего научного статуса. В процессе становления культурологии необходимо было отмежеваться от ряда наук, изучающих культуру, с которыми у нее затем, естественно, сохранится связь. Среди них — наука общетеоретического уровня (философия культуры) и частные культуроведческие дисциплины (этнография, археология, искусствознание, эстетика, семиотика культуры, аксиология культуры и т.д.). Хотя культурология находится пока в стадии становления и уточнения своего предмета исследования, однако со значительной долей уверенности уже можно говорить об относительно бесспорных аспектах проблем культуры, которые являются предметом ее исследования.
Итак, каков же тот круг вопросов, который определяет для себя культурология? Следует полагать, что доминантой всех проблем культурологии выступает вопрос о сущности культуры и ее социальных функциях. Этой узловой научной проблематике подчинены вопросы о строении культуры и ее типологии, о единстве и многообразии культур, о зарождении культуры и обусловливающих ее социальных факторах. Культурология как наука предполагает также разработку своего категориального аппарата, куда входят такие понятия, как «менталитет», «культурное пространство и культурное время», «культурная картина мира» и т.д.
На основе сказанного выше можно дать общее определение изучаемой научной дисциплины.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ ПРЕДМЕТА Уже в античности можно... Итак культурология есть наука о сущности и фор мах проявления культуры как... Данное определение как и определение любой другой науки еще не дает ясного представления о самой науке последнее...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ ПРЕДМЕТА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов