КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Современная культурология выходит из непосредствен­ной «опеки» философии, однако границы между ними 'остаются пока крайне неопределенными. Одной из при­чин этого является то, что культурология, подобно философии, пытается исследовать не отдельный аспект культуры или одну из ее форм, а культуру как сложное, многогранное явление. Но если философия культуры изучает культуру как системное образова­ние, как культуру вообще, то культурологию интересуют не толь­ко общие знания о культуре, но и сведения о конкретных формах ее проявления. Вне философского анализа остается специфичес­ки культурологическая область исследования — типология куль­туры, школы и направления, изучающие культурный феномен.

Философия культуры не нуждается в разработке своего кате­гориального аппарата, поскольку она использует традиционные философские категории. Культурология же, ввиду своей специфи­ки анализа культуры, вырабатывает собственную систему понятий, и эти понятия, как мы увидим ниже, существенно отличаются от категорий философии. Следует указать еще на одно существенное различие между культурологией и философией культуры. Если культурология дает нам знания о культуре, лишенные оценочного к ней отношения, то философия познает культуру в мировоззрен­ческом аспекте. Последняя рассматривает культуру в контексте ее значимости для субъекта, решает проблему выбора человеком соб­ственных культурных ценностей.

Тесные связи существуют между культурологией и историей культуры, последняя, являясь разделом истории, изучает культур­ный процесс в его историческом срезе. Имея общий объект ис­следования — культуру, каждая из них вычленяет свой аспект ис­следования. Культурология изучает общие законы культуры и вы­являет ее типологические особенности, разрабатывает систему категорий. История же культуры рассматривает проявление об­щих законов в культуре определенного народа, на конкретном этапе его исторического развития. И еще на один аспект взаимо­связи рассматриваемых сфер знания следует обратить внимание.

Такие универсальные понятия культурологии, менталитет, •культурное пространство, культурное время и другие явля­ются формами восприятия окружающей человека действительнос­ти. Поскольку в разные периоды своей истории человечество нео­динаково смотрит на мир и себя, то в разное время эти катего­рии наполняются и неодинаковым содержанием. Поэтому одной из задач истории культуры может стать осмысление изучае­мой культурной эпохи в культурологических категориях и созда­ние на этой основе соответствующей культурной картины мира.

Последний момент оказывается крайне важным для истории культурного знания, ведь культурная картина мира является своеобразным «портретом» культурной жизни общества определённого исторического периода. Изменения же в общественной 'жизни и переход к другому типу цивилизации обусловливают так­же трансформацию культурной модели мира. Для того чтобы по­пить культуру людей средних веков, замечает в этой связи один из известных современных отечественных ученых, занимающийся проблемами культуры европейского средневековья,А.Я.Гуревич,необходимо восстановить присущие им представления и ценно­сти, особенности их видения мира; важно также понять, каким видели свое время люди этой эпохи1.

Относительно взаимосвязи культурологии и истории куль' Шуры на основе сказанного можно заключить, что:

— они соотносятся между собой как общетеоретическая и Конкретно-историческая дисциплины;

— - культурология по отношению к истории культуры выступа­ет в качестве методологии, которая помогает последней преодо­леть эмпиризм;

— если в культурологической концепции разрабатывается ти­пология культуры, то в истории культуры исследуются ее конкретные исторические типы и выявляется их специфика.

В процессе развития культурологии складываются ее взаимо-11и и устанавливаются взаимоограничения с историей художественной культуры, которая, осознавая свой предмет исследования, в последнее время обретает в нашей высшей и средней школе статус учебной дисциплины. Художественная культура представляет собой один из пластов сложного культурного образования, находится во взаимосвязи не только с другими культурными слоями и культурой в целом, но и с социальной жизнью общества. Ее место в культуре определяется тем, что она, с одной стороны, является самовыражением духа эпохи, а с другой стороны — вырабатывает, хранит и передает специфическую, худо­жественную информацию, способствуя, таким образом, стабили-иции общества и обеспечивая его развитие. Следовательно, она выполняет ту же социальную роль, что и вся культура в целом, но своими специфическими средствами.

Процесс «жизни» и развития художественной культуры обус­ловлен социокультурными факторами, и чтобы понять и объяс­нить его, необходимо выйти за рамки истории художественной культуры и перейти на уровень общей теории культуры. Следует заметить, что осмысление природы художественной культуры и ее динамики оказывается плодотворным, если во внимание при­нимается все культурное пространство, то есть когда анализ осу­ществляется в культурологическом контексте.

Отношения между историей художественной культуры и культурологией складываютсякак отношение между частной и общей теорией. Как культурология нуждается в конкретных дан­ных для своих исследований, так и история художественной культуры не в меньшей мере испытывает потребность в культу­рологии как общей теории и методологии.

Необходимо обратить внимание и еще на одну существенную сторону взаимосвязи культурологии и мировой художественной культуры. Последняя, чтобы стать научным анализом культурной эпохи и ее художественных памятников, вынуждена обращаться прежде всего к таким культурологическим категориям как «мен­талитет» и «культурная картина мира». Только при таком методо­логическом подходе осмысления становится понятной специфи­ка культурной эпохи, логика изменений ее содержания во време­ни, и можно будет объяснить несходство художественных куль­тур различных этносов, историческую смену художественных стилей; памятники же художественной культуры будут органич­но «вписаны» в общий культурный контекст и предстанут как вы­ражение менталитета определенного народа.

Представляют интерес и связи культурологии с социологией искусства, которую, пожалуй, пока еще нельзя отнести к «уже ставшей» науке. Важность осмысления их взаимосвязей опреде­ляется еще и тем, что последняя пока пребывает на пути уточне­ния своего предмета и порой трактуется как промежуточная об­ласть исследований, находящаяся на стыке социального, искус­ствоведческого, эстетического и культурологического знания. Исходя из концепции современного философа и социолога ис­кусстваЮ.В. Перова, предметом этой науки является художе­ственная жизнь общества; последняя же представляет собой «об­ласть общественной жизни, основу которой составляет деятель­ность по производству, распространению и усвоению художе­ственного сознания вместе с соответствующими отношениями и институтами»'1. Художественная жизнь общества, судя по опре­делению, есть не что иное, как реальная жизнь художественной культуры. Отсюда очевидно, что социологические исследования искусства будут тесно связаны как с теорией художественной куль­туры, так и с общей теорией культуры. Художественное производ­ство, художественное потребление и институты, способствующие общению художника и публики, имеют широкий социокультурный контекст и обусловлены системой социальных факторов, где переплетаются научные интересы социологии искусства и культурологии.

Культурология обнаруживает и точки соприкосновения с семиотикой* культуры. Суть семиотического метода изучения культуры, впервые нашедшего концептуальное решение в учении Э. Кассирер, состоит в том, что культура трактуется как мир символов; разнообразные сферы и предметы культуры являются здесь символическими формами, воплотившими определенную информацию. Научный интерес семиотики к культуре обуслов­лен коммуникативной природой последней и связан с проблемой общения в культуре — с фиксацией, хранением и распространением информации.

Так как культурные феномены могут рассматриваться в различных аспектах (ценностном, социологическом, игровом, информационном и так далее), в том числе и знаковом, то плодотворность семиотического анализа отдельных явлений культуры и культуры в целом не вызывает сомнений, а результаты таких исследований будут представлять интерес для культурологии. Однако семиотике культуры порой пытаются придать статус философского знания о культуре, претендующего подменить собой и философию культуры, и культурологию. Семиотика культуры по сути своей является частнонаучной дисциплиной, изучающей один из аспектов (знаковый) культуры, и семиотический анализ культуры не может вытеснить культурологические исследования, поскольку последние ставят своей научной целью понять всю культуру в целом, осмыслить ее как сложное системное образование. Этим культурология отличается не только от семиотики культуры, но и от любой другой частно-научной дисциплины, где исследуется либо одна из сфер культуры (например, искусство, мораль, религия), либо отдельный ее аспект.

Итак, культурология как общая теория культуры в своих обобщениях и выводах основывается на знаниях, полученных в области конкретных наук, какими являются теория художественной культуры, история культуры, социология искусства, семиотика ис­кусства и культуры и другие частные науки о культуре, а с другой стороны, она выступает по отношению к последним в качестве своеобразной методологии.

 

* Семиотика, или семиология — наука, исследующая свойства знаков и .таковых систем. Основные ее положения были сформулированы американским ученым Чарлзом Пирсом во второй половине XIX в. В зависимости от сходства знака с обозначаемым им предметом в семиотике выделяются три типа знаков: 1) иконические знаки (произведения изобразительного искусства, фотографии); 2) знаки-символы (эмблемы, символы государства); 3) собственно знаки (естественные и искусственные языки).

** Эрнст Кассирер (1874 — 1945 гг.) — немецкий ученый, известный специа­лист в области философии, естествознания и философии культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ '—-

1. Что в содержательном плане объединяет и разъединяет такие две учебные дисциплины, как культурология и мировая художественная культура?

2. Чем обусловлена сложность проведения разграничитель­ной линии между культурологией и философией культуры7

3. В чем проявляется методологическая роль культурологии по отношению к истории культуры?

4. Определите круг научных интересов эмпирической и 'тео­ретической этнографии. Установите ее связь с культурологией.