Прежде всего отметим, что всякое построение научной теории предполагает наличие организующего начала, своего рода инструмента исследования. Им является метод ее познания, который понимается как совокупность приемов теоретического освоения действительности. Результаты же знаний в немалой степени зависят от правильно избранного способа исследования, что уже осознавали античные мыслители.
Важность выработки оптимального метода в современной науке не вызывает сомнений. И если в прошлом метод исследования определялся преимущественно интуитивно, то сегодня в этом процессе доминирует, как правило, сознательный фактор. Культурология, как и другие науки, вырабатывает свои методы исследования, при этом, с одной стороны, основываясь на общефилософской методологии, а с другой — исходя из особенностей решаемых ею научных проблем, последнее требует применения специфических способов познания.
Следует заметить, что не существует универсального, применяемого для решения любых задач, метода. Каждый из них обладает как своими достоинствами, так и имеет свои недостатки и может ранить только соответствующие ему научные проблемы. Выбор правильного метода и составляет одну из важных задач исследования. Поскольку проблемы культурологии многоплановы, поэтому здесь не может быть и единого способа их осмысления.
В отличие от частно-научных знаний, культурология ставит своей целью понять, с одной стороны, отдельные сферы, составляющие культуру, а с другой стороны — осмыслить сущность культуры в целом. Решение такого рода задач предполагает применение системного, или, как его часто называют, системно-структурного подхода. Последний, включая в себя рассмотрение объекта с точки зрения взаимодействия целого и частей, позволяет понять культуру как сложное системное образование. Такого | и >да подход, который можно обозначить как субстанциональный, то есть ставящий цель раскрыть ее сущность, ищет ответ на вопрос: «Что представляет собой культура» как форма бытия, форма существования?
Исходя из логики исследования, он должен быть дополнен другим вопросом — «каковы ее социальные функции?». Выявление функциональной сферы культуры требует применения одного из принципов системного исследования — структурно-функционального анализа.
Осмысление сущности культуры предполагает также применение принципа историзма. Обращение к этому способу исследования обусловлено тем, что культура как сложное полифункциональное явление, возникнув в первобытном обществе, прошло длительный путь своего развития. Приспосабливаясь к изменяющимся социальным условиям и потребностям общества, она меняла свое строение, усложняла систему институтов культуры, порождала новые культурные образования. Поэтому, чтобы понять современное состояние культуры — ее строение и функции,— надо осмыслить зарождение и развитие культурного феномена. В исследовании этого процесса можно, с одной стороны, выявить условия, причины и потребности общества, вызвавшие к жизни культуру, а с другой стороны, проследить ее ответную реакцию на возникшие потребности.
Культурология преломляет в своем исследовании не только философские принципы, но и использует частно-научные подходы — семиотический, социологический, аксиологический, а также вырабатывает свои специфические способы осмысления изучаемого материала. Особенность культуры как объекта исследования состоит в том, что она может выступать для познающего субъекта и в роли объекта, и тогда применимы к ней рассмотренные способы познания, и в образе субъекта, то есть быть одной природы с познающим ее субъектом. В этом случае один субъект познает другой субъект. Понимание же субъектом другого субъекта, по справедливому замечаниюМ.М.Бахтина*, всегда в своей основе диалогично. «Чужая культура только в глазах другой культуры, — писал он, — раскрывает себя полнее и глубже... Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог»5.
Таким образом, диалогический способ постижения культуры дополняет ряд принципов получения знаний об этом феномене. Таковы основные принципы, используемые культурологией в исследовании культуры.