Возрождение религиозно-культовой культуры

В духовной жизни российского общества происходит существен­ное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществ­ляется мировоззренческая переориентация личностного и общест­венного сознания. Все большее значение в общественной жизни на­чинает занимать религия и церковь.По-видимому, пришло время отказаться от односторонней, негативной их оценки и роли в исто­рии культуры и осуществить объективный подход при исследова­нии этого феномена.

По нашему мнению, религия является необходимым состав­ным элементом духовной культуры общества. Ее главная функция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и воз­высить человека до чего-то абсолютного и неизменного.Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в

трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в том, что придается значение нормам и ценностям абсолютного, неиз­менного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-времен­ных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д.

Но религия — это общественно-историческое образование. Нет религии вообще, а есть конкретные учения, религиозные на­правления, организации.Одной из таких организаций является Русская православная церковь.На протяжении многих веков она способствовала укреплению государственности, вела активную ра­боту в области просвещения и образования, являлась тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы российского об­щества. Поэтому, на наш взгляд, в рамках широкой программы ос­воения культурного наследия своего народа важное место должно быть отведено изучению того духовно-нравственного богатства, ко­торое накопила Русская православная церковь и такая ее важней­шая составляющая, как монастыри.

Русские монастыри всегда были духовными центрами просвещения и воспитания.Возвращение их церкви и включе­ние в активную культурную жизнь страны позволило предотвра­тить процесс их активного разрушения, которому они почти все подвергались. Восстанавливается едва ли не навсегда прерван­ная живая духовная связь веков и поколений. Многие монастыри возрождаются из руин. Из более чем 1200 монастырей сегодня действуют около 200.

А появились они на Руси в период принятия христианст­ва. Начало монашеской жизни положили преподобные Анто­ний и Феодосии — монахи Киево-Печерской Лавры. Основан­ный ими монастырь стал центром духовной жизни Древней Ру­си. Первые русские летописцы Нестор и Алипий — также воспитанники Киево-Печерской Лавры.

С XIV века центром православного подвижничества стано­вится Свято-Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, осно­ванная великим нашим соотечественником преподобным Сергием Радонежским. То, что сделал для отечества преподобный Сергий, «...по своему значению так далеко выходило за пределы своего ве­ка, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практически заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покой­никами, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена ..., чтобы самим не за­быть правила, ими завещанного» (Ключевский В. О. Значение пре­подобного Сергия для русского народа и государства // Памят­ники Отечества. — М., 1993. № 26. С. 8—9).

Суть монашеской жизнизаключалась, прежде всего, в от­речении от мира и низменных его страстей.Монастырь творит мир неземной, где ведется строительство души человека, как Хра­ма Божия, где спасается она от греха, который разрушает ее и ведет к окончательной гибели. Келья и молитва открывают иноку но­вы, божественный мир жизни, который делает его счастливым. Монашество нельзя понимать односторонне. За внешней отрешен­ностью от жизненных сует просматривается не только горение души перед Богом, но и необыкновенное милосердие к ближнему,что и делает монаха достойным гражданином общества.

Жизнь монастыря никогда не замыкается в его стенах. Она оказывала огромное влияние через паломников на окружающий монастырь внешний мир. Поэтому столь огромно значение право­славных монастырей как носителей национальной культуры на Руси.Они совмещали в себе и университеты, и библиотеки, и музеи, и художественные академии. При монастырях существовали шко­лы и типографии, что делало их и центрами национального образо­вания. Без преувеличения можно сказать, что православные оби­тели веками руководили духовной жизнью нашего народа, состав­ляя важнейшую часть великой российской культуры. Мощи святых и чудотворные образы, хранящиеся в монастырях, сегодня привле­кают к себе многочисленные потоки богомольцев. В свою очередь возвращение в нашу жизнь хранимых монастырями святынь спо­собствует возрождению всего народа.

На сегодняшний день число вновь открытых храмов превы­шает все ожидания людей. Практически в каждой епархии Русской православной церкви появились монашеские обители, скиты и мно­гочисленные приходские храмы, где возрождается духовная жизнь нации. Людей сегодня не столько печалит физическое состояние церковных памятников, сколько радует полная духовная свобода религиозной жизни. Восстанавливая разрушенные храмы и монас­тыри, люди находят в этом священном деле огромную духовную пользу, обучая себя добродетельной жизни, спасительной для са­мих себя и ценной для окружающих.

Говоря о церковном возрождении, необходимо заботиться и о том, чтобы наша церковь являла миру и ту красоту, которой она об­ладала в полной мере всегда. Не только образ жизни христианина, но и образ церковный, включавший архитектуру храма, иконы и фрески, церковное пение должны нести в себе печать небесной кра­соты, способствуя привнесению ее и в реальную жизнь людей.

4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России»

Малых городов в России более трех тысяч, живет в них около 40 миллионов человек. Поэтому обращение к этой среде обитания рус­ского человека не случайно. Именно в малых городах во все време-

на была воплощена душа и красота России.Были эти города немно­голюдны, зато обладали почтенным возрастом и нередко станови­лись ареной важнейших исторических событий. Каждый город имел свою особенность, свой стиль жизни. Славились умением мас­тера, шумели ярмарки, и каждый город удивлял «лица всеобщим выраженьем».

Провинция издавна давала общенациональной культуре са­мобытных художников, литераторов, композиторов, деятелей ис­кусства. Однако за период административно-командных методов управления малые города России пришли в запустение. Между тем ситуация начинает изменяться. Российский фонд культуры разра­ботал программу возрождения малых городов нашей страны. Со­зданы типологические модели возрождения культурно-историчес­кой среди таких старинных русских городов, как Подольск, Зарайск, Рыбинск и Старая Русса. Цель этой акции шире, чем непосредст­венно судьбы этих четырех городов. Главная задача— распростра­нить приобретенный методический и практический опыт, иниции­ровать широкое общественно-профессиональное движение по возрождению малых исторических городов.

Рассмотрим основные элементы концепции на примере вос­становления одного из древнейших наших городов с символичес­ким названием Старая Русса. Город Старая Русса Новгородской области насчитывает более чем тысячелетнюю историю. В нем со­хранились соборы XII—XVIII веков, здания начала XIX века и дру­гие памятники истории и культуры. В конце прошлого века город стал одним из популярных северных курортов с лечебными водами и грязями. В Старой Руссе жил и работал Ф. М. Достоевский, здесь же сохранился единственный в его жизни собственный дом. Город описан им в романе «Братья Карамазовы» под названием Скотопригоньевска. В настоящее время — это город с развитой в основ­ном машиностроительной промышленностью, с населением свыше сорока тысяч человек. Город расположен в 60 км от Новгорода.

Российским фондом культуры предложены следующие первоочередные мероприятия по развитию г. Старая Русса. К ним сле­дует отнести:

утверждение нового статуса как исторического города-курор­та и города-музея;

сохранение и реставрация памятников, активное включение в социальную и экономическую жизнь города культурного потен­циала, связанного с курортом и именем Ф. М. Достоевского;

расширение сферы обслуживания отдыхающих и туристов;

развитие жилищно-бытовой и производственной инфра­структуры;

использование законодательно-правовых механизмов в ус­ловиях перехода к рыночной экономике.

Работа направлена на определение стратегии развития го­рода до 2000 года.

Охрана национального культурного наследия

Концепция включает ряд принципиально новых по методам разработки материалов. Так, например, в программе активизации культурной жизни и музеефикации определены меры по воссоз­данию культурного потенциала города и повышению его значимо­сти в национальной культуре, по воспитанию в молодом поколе­нии чувства привязанности к местным традициям. Главное пред­ложение программы — создание центра Ф. М. Достоевскогодля возрождения и активизации жизни города, повышения его значи­мости не только в общенациональной, но и международной куль­туре. Центр должен включать музейные объекты, научные под­разделения, библиотеку, аудитории для проведения встреч, се­минаров, конференций.

В концепции определены пути создания ее реализацион­ных механизмов. Они должны быть конкретизированы в работе , местных органов управления по трем направлениям: популяри­зация города на национальном и международном уровнях; иници­ирование деловой активности граждан и организаций по восста­новлению и развитию города; формирование правового статуса города и создание организационных структур для осуществления программ. Концепция рассмотрена и одобрена Президиумом Рос­сийского фонда культуры и опубликована с целью ее распростра­нения и практического внедрения.

5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России

Одним из важнейших компонентов духовности любого общества является проявление творческой активности широких масс людей. Народная культура — это неотъемлемая часть социокультурного творчества. Наша отечественная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения,олицетворяя дух на­ции и ее творческий потенциал. В понятие народная культура вхо­дит устное народное творчество, фольклор, декоративно-приклад­ное искусство, реализуемое в изделиях ремесленников. Имея глу­бокие исторические корни, многие художественные промыслы и ремесла России в XX веке утратили былое влияние на бытовую культуру страны. Сегодня многое меняется. Наблюдается устойчи­вая тенденция повсеместного возрождения ремесел, активное их включение в современную социокультурную жизнь России.

Географически практически все регионы России владеют какими-либо ремеслами. Однако наибольшим разнообразием и из­вестностью отличались те очаги народного творчества, которые возникали на древних торговых путях, по которым шли потоки то­варов. Один из таких путей вел из Москвы в Архангельск — к един­ственному в XVI—XVII веках русскому морскому порту. Города, которые расположены на этой дороге — Сергиев Посад, Ростов Ве­ликий, Ярославль, Кострома, Великий Устюг, село Холмогоры —

связали свою судьбу с различными художественными промысла­ми по обработке дерева, металла, кости. Процессы возрождения ремесел и их влияние на сегодняшнее состояние бытовой культуры региона весьма ощутимо.

Дадим краткую характеристику тем ремеслам и промыслам, которые расположены в перечисленных выше городах и селах и пе­реживающих сегодня непростые процессы возрождения.

Сергиев Посад известен с XVII века как центр создания рус­ской деревянной игрушки.В конце XIX века именно мастера Сергиева Посада налаживают массовое изготовление деревянной то­ченой матрешки.К началу XX века создается и промысел с ориги­нальным выжиганием по дереву.Стаканы, коробки, солонки, ковши, яркие по цвету, украшались выжиганием на сюжеты старого рус­ского быта и древнерусской архитектуры. Революционные собы­тия 1917 года изменили как тематику изделий, так и сократили ко­личество выпускаемой продукции. Сегодня ситуация меняется. Возвращаются традиционные изделия с традиционными сюжета­ми, а продукция посадских мастеров успешно завоевывает не толь­ко внутренний рынок, но и внешний.

В Ростове Великом в XVII в. сложился промысел живопис­ной финифти, хотя художественное эмалирование металла изве­стно на Руси с древних времен. Искусство живописной финифти вначале развивалось в рамках религиозной тематики. Со второй половины XIX века мастерами выполняются портретные миниа­тюры, копии с цветных литографий, всевозможные шкатулки и ко­робочки, ювелирные изделия. В 1960 году артель ростовских мас­теров преобразовывается в фабрику «Ростовская финифть». Глав­ное место в ассортименте теперь занимают украшения — серьги, броши, браслеты. В последние годы ростовские мастера тесно со­трудничают и Угличским часовым заводом, выпуская оригиналь­ные часы-браслеты с росписью, пользующиеся большим спросом и в России и за рубежом.

Великий Устюг — известен в России не только как город — памятник древнерусской архитектуры, но и как место рождения старейшего отечественного промысла — искусства черни по сере­бру.В начале 30-х годов нашего века немногочисленные артели бы­ли преобразованы в фабрику «Северная чернь». Изделия мастеров «Северной черни» отличаются мягкими линиями рисунков, сдер­жанной, истинно русской красотой. Безупречная форма, строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с матовым золотом де­лают великоустюжские изделия популярными не только в преде­лах нашей страны, но и за границей.

С XVIII века вблизи Великого Устюга, в деревнях, располо­женных по берегам реки Шемогды широкое распространение полу­чило изготовление изделий из бересты.Причем первый слой пред­ставлял собой ажурный, прорезной орнамент. Береста, вероятно, была самым древним и самым распространенным сырьем, которое

использовали мастера для изготовления игрушки, посуды, утвари. И художественный прием прорезной бересты, как и тиснение по ней, существовал в глубокой древности. Однако на своеобразный всплеск искусства шемогодской резьбы по бересте оказал особое влияние расцвет косторезного промысла в Холмогорах. Сегодня жи­тели северных регионов широко используют берестяные изделия в своем быту. Хочется надеяться, что экологически чистая, не облада­ющая запахом, относительно дешевая домашняя утварь и посуда из бересты найдет своих сторонников и в других регионах России.

Холмогорские косторезыпродолжают развивать богатей­шие традиции прошлого, создавая произведения, отвечающие сти­листической направленности декоративного искусства наших дней. Фабрика художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова в Хол­могорах известна всему миру своими уникальными мастерами. Да­же небольшой анализ состояния некоторых промыслов и ремесел страны позволяет говорить о том, что народная культура также об­ладает глубокой преемственностью.

ЛИТЕРАТУРА

Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. — Воронеж, 1994.

Белов Ю. М. Лад: Очерки о народной эстетике. — М., 1989.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства

(XVIII — начало XIX века). — С.-Пб, 1994.

Монастыри России//Памятники Отечества. — М., 1993. №26.

Русская усадьба//Памятники Отечества. — М., 1992. №25.

Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. —

М., 1992.

Заключение

Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века.

1. Русская культура — понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длитель­ном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в истори­ческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть пора­зительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщи­не в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

2. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура — явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феода­лизму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической мо­лодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исто­рического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием раз­личных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писате­ли и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограни­чиваясь копированием чужих образцов.

3. Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жан­рами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значи­тельный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру — процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А. С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

4. Специфические черты русской культуры определяются в значитель­ной степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа». Об этом писали все исследователи «русской идеи». Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и рус­ского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить».

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поко­лений — сохранить и приумножить их.

 

Составитель и ответственный редактор А. Л. Радугин

Культурология

Лицензия ИД № 02200 от 30.06.2000 г. Издательство «Центр»: набор, дизайн, верстка.

Корректор Л.Попова

Подписано в печать 24.07.2000

Формат 60x90/16 Бумага книжно-журнальная Печать офсетная Печатных листов 19

Тираж 20 000 экз. Заказ №8534.

Издательство «ЦЕНТР»

103009, Москва, ул. Тверская, 10

Тел. (095) 229-36-69, факс (095) 229-90-05

Отпечатано с готовых диапозитивов

на Книжной фабрике № 1 МПТР России

144003, г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.

Культурология/Радуги н/alma mater new Цена .93.00