Материальная культура физического бытия человека.

Материальная культура производства включает в себя: культуру условий труда, культуру трудового процесса и культурно-технический уровень самого работника.

Материальная культура быта (быт – социальная инфраструктура, предназначенная для регенерации (восстановления) и поддержания сил человека) включает: культуру мест жительства, культуру отношения к вещи, культуру материальных бытовых обрядов и ритуалов. Решение всех этих утилитарно практических задач способствует развитию самого человека. Быт и осуществляет задачи воспроизводства сил человека.

Материальная культура физического бытия человека включает в себя: гигиену, соблюдение санитарных норм, физическую культуру, сексуальную культуру. Они направлены на укрепление тела, а благодаря этому влияют и на жизнь духа. Место тела и телесного начала в культуре. Экономическая культура и хозяйственная жизнь общества. Элементы материальной культуры (пища, одежда, жилище) как языковые средства.

Духовная культура –это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Ведизм –древнейшая религия в Северной Индии, предшествовавшая брахманизму и положившая наряду с ним начало индуизму (её догматы, риторика, символика и т. п. изложены в «Ведах»).

Характерная черта ведизма – обожествление сил природы, часто в мифологических образах, а также генотеизм. Большое значение имеют магические обряды. Была хорошо развита ритуалистика, существовали различные типы жрецов.

Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведийской религии являются ранние части Вед. Чёткой иерархии богов также не существует.

Агни – бог огня, доставлявший жертву небесным богам. В силу важности для ритуалов, занимал центральное место в ведийских гимнах. Огненные жертвоприношения (хома, агни-хотра и др.) играли ключевую роль в ведийской религии.

Индра – бог-воитель. Важное место в Ригведе занимает мотив космического подвига Индры – убийства змея Вритры, «сковавшего воды».

Вишну – помощник Индры, совершивший «три шага», укрепивших мироздание.

Пуруша – гигантский первочеловек. Пуруша был принесён в жертву богами древности (садхьями), а из частей его тела была создана Вселенная. Поэтому основа ведического культа – жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами.

Варуна – бог нижнего мира и правосудия, карающий за грехи.

Митра – брат Варуны, солнечный бог договора и дружелюбия.

Сома – божество, равное Агни. Бог-напиток, приготовленный из сока растения. Подобный опьяняющий напиток возливается в огонь в процессе жертвоприношения.

Яма – солнечный бог смерти. Первый умерший человек, проложивший путь в царство мёртвых и ставший его царём. Обитает в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами. Как следствие, в ведизме широкое распространение получил культ предков, питаров.

Брахманизм –древнеиндийская религия, сложившаяся IX – VIII вв. до н.э., признающая трёх верховных богов: Брахму, Шиву и Вишну.

Название получил от сборника ритуальных текстов – Брахман.

В основе вероучения брахманизма лежало представление об одушевлённости природы и о перевоплощении всех живых существ. Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни; в первом случае душа возрождается в теле человека более высокого общественного положения или даже небожителя, во втором – низкого обществ, положения или даже в животном или растении. Критерием оценки поведения человека было выполнение или нарушение им дхармы – определённого образа жизни, установленного якобы Брахмой для каждой варны. Брахманизм освящал общественное неравенство, объявляя деление общества на варны установлением богов.

В брахманизме решающее значение придавалось обрядам – сложному ритуалу жертвоприношений богам, поминальных приношений предкам и т.д. Точное исполнение ритуала чтения священных текстов на непонятном для народа языке (санскрите) требовало длительного обучения; это способствовало росту значения брахманства (духовного сословия). Весьма стойким было представление о ритуальной чистоте, нарушение которой требовало обязательных очистительных обрядов. Брахманизм развивал представление о способности человека посредством аскетических подвигов добиться благоволения богов и приобретения сверхъестественных способностей. В борьбе с буддизмом и под его влиянием Б. в I тысячелетии н. э. трансформировался в индуизм.

Индуизм –одна из наиболее распространённых религий в Индии, сложившаяся на основе идей ведизма и брахманизма.

Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н. э. – V в. н. э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н. э. – VII в до н. э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.

В вероучении индуизма можно выделить четыре основных положения:

– о священных книгах,

– о сверхъестественных существах,

– о душе,

– о загробной жизни.

В индуизме в качестве священных почитается большое количество книг-томов, которые делятся на две группы. Первая группа называется шрути («услышанное»), вторая – смрити («запоминаемое»). (Все термины в индуизме озвучены на санскрите.) Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле: книги-шрути никто не создавал, они возникли сами собой вместе с возникновением богов. Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые находились в головах богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.

По своему содержанию книги делятся на семь групп:

1. Веды («Знание»);

2. Брахманы («Отражение воли Брахмы»);

3. Араньяки («Лесные книги»);

4. Упанишады («Тайное учение»);

5. Пураны («Древние предания»);

6. Махабхарата («Сказание о великих Бхарата»);

7. Рамаяна («Сказание о Раме»).

Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Демоны делятся на три вида: асуры («небоги»), ракшасы («те, кого сторонятся»), пишачи (перевод неизвестен). Асуры – противники богов, а ракшасы и пишачи – противники людей. Ракшасы вредят людям всеми возможными способами, а пишачи – главным образом через болезни, которые они насылают на людей. Но среди демонов встречаются и такие, которые совершают отдельные добрые поступки. Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими другими демонами живёт в подземном царстве.

В священной литературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов. Боги требуют поклонения, которое обозначается словом «пуджа». Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др. Девять наиболее почитаемых богов можно разделить на три тройки.

1. Верховные боги. Два из них сейчас почитаются как верховные боги (Вишну и Шива), один как верховный бог почитался в прошлом, в брахманизме, в предыдущей религии (Брахма).

2. Их жёны (Лакшми, Парвати, Сарасвати).

3. Боги хотя и не верховные, но очень уважаемые индусами (Брахман, Ганеша, Кама).

Ганеша («Начальник свиты») – сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринимательства, начальник свиты своего отца (свита состоит из богов низшего разряда). Верующие воры и мошенники в Индии считают Ганешу также и своим покровителем, богом воровской удачи. Ганеша изображается в возрасте подростка с четырьмя руками и с головой, похожей на голову слона. Это единственный бог в индуизме, у которого вместо носа – хобот. Индуисты стремятся иметь дома скульптурное изображение Ганеши. Ни одно дело они не начинают без молитвы Ганеше. И для того, чтобы особенно угодить Ганеше, они по утрам чешут ему живот.

Кама («Чувственное желание», «Любовь») – бог любви. Его изображают как юношу с луком и стрелами в руках. Лук у него сделан из сахарного тростника, тетива лука – из живых пчёл, стрелы – из цветов. Когда стрелы Камы вонзаются в тела богов или людей, то они возбуждают в них жгучую любовную страсть.

Согласно вероучению индуизма, боги бессмертны. Но есть два исключения. Первым исключением является Ганеша, а вторым – Кама. Кама умер, испепелённый огненным лучом разгневанного Шивы. Но потом по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы Кама родился второй раз.

Загробная жизнь имеет два этапа. Первый этап называется сансарой. Второй – выходом из сансары. Буквальный перевод слова «сансара» с санскрита звучит как «странствование». Наряду с санскритским термином «сансара» для обозначения первого этапа загробной жизни в литературе используются также французское слово «реинкарнация» и русское – «перерождение». По своей сущности это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.

Механизмом сансары является карма («поступок», «деяние»). Карма – это закон перерождения, согласно которому при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих – плохое перерождение. Индуисты в связи с эти говорят: какова карма – такова и сансара. Если у вас хорошая карма, то будет хорошая сансара. Хорошее перерождение – это тело здорового, богатого человека со счастливой судьбой. Плохое перерождение – это тело или растения, или животного, или человека больного, бедного и несчастного. По воззрениям индуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой того преступления, какое он совершил. Вор будет обворован, насильник изнасилован, убийца убит.

Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю (для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином «нарака». Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующие цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят и пишут о «семи кругах ада». В каждом последующем отделении ада мучения становятся более сильными. Попавших в ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма. Второй этап загробной жизни для грешников – это попадание в последнее (чаще всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца «дня Брахмы» а с наступлением «ночи Брахмы» уничтожаются.

Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином «мокша» («избавление», «освобождение»). Мокша по своему существу – это слияние душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.

Буддизм –одна из мировых религий, основанная на учении о «четырёх благородных истинах».

Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни):

1. Истина о страдании: жизнь есть страдание (дуккха);

2. Истина о причине страдания: причина страданий – наши желания (дуккха самудая);

3. Истина о прекращении страданий: хочешь избавиться от страданий – избавься от желаний (дуккха ниродха);

4. Истина о пути (марга).

О достижении нирваны говорит Четвертая Благородная Истина – истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий, то есть о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).

Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности или соблюдения обетов (шила) и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней.

I. Этап мудрости.

1) Правильное воззрение.

На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.

2) Правильная решимость.

Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

II. Этап нравственности.

3) Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.

4) Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы. Они таковы: ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»; отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п.); неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства; правильная сексуальная жизнь (в том числе и в смысле «не прелюбодействуй»); отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.

5) Правильный образ жизни.

Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

III. Этап сосредоточения.

6) Правильное усердие.

Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Санскритское слово «йога» образовано от корня «йудж» – связывать воедино, запрягать, сопрягать. Поэтому слово «йога» родственно русскому слову «иго» и английскому слову «yoke» – «ярмо», «иго». Слово «йога», таким образом, означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы». Йога в узком смысле слова – одна из ортодоксальных брахманистских религиозно-философских систем (даршан), созданная риши (мудрецом) Патанджали в IV – V веках н. э. Йога в широком смысле – любая форма психопрактики, направленной на достижение освобождения от сансары (нирвана, мокша, мукти, кайвалья); в этом смысле можно говорить о буддийской йоге, джайнской йоге, индуистской йоге и т. д. Йогой, как правило, занимались отшельники-аскеты и члены различных религиозных монашеских сообществ. О «правильной решимости» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.

7) Правильное памятование.

Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь – шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).

9) Правильное сосредоточение, или правильный транс.

Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению, и он становится архатом («достойным»; тибетская этимология этого слова «победитель врагов», то есть аффектов – клеш, не является филологически корректной).

Говоря о Благородном Восьмеричном Пути, следует отметить, что слово, которое переводится как «правильный» (самьяк), точнее означает «полный», «целостный» «всеохватный». Таким образом, оно, с одной стороны, указывает на правильность, то есть на собственно предписанный буддийской традицией характер практики, а с другой – на целостность и органичность этой практики, которая в идеале должна охватить все стороны и уровни человеческого существа.

Джайнизм –одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н.э. и сохранившаяся до наших дней, для которой характерен аскетизм, запрещение убийства и причинения вреда любому живому существу.

Основой джайнизма как дхармической религии является вера в цепь перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от сансары (мокша), строгий аскетизм, неизменная ценность жизни в любой форме её проявления, и, как следствие, непричинение вреда живым существам – ахимса. В противовес брахманизму джайнизм признает возможность спасения души для каждого человека. В отличие от буддизма джайнизм утверждает, что не всякая жизнь есть зло и страдание — таковой является лишь дурная жизнь. Отсюда нирвана в джайнизме — это достижение душой вечного блаженства. В этом джайны видят смысл человеческой жизни. С целью достижения нирваны приверженцы джайнизма обязаны верить в своих пророков и строго соблюдать их предписания.

Джайнизм исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет существовать. Джайны не отрицают бытия богов, но в общей схеме мироздания отводят им весьма скромное место. Бесконечные изменения мира не связаны с каким-либо божественным вмешательством. Поэтому, с точки зрения джайнизма, Веды и Брахманы не заслуживают доверия и не имеют ценности как источник знания. Согласно их представлениям, Вселенная проходит чередующиеся восходящие и нисходящие циклы развития, каждый из которых продолжается не поддающееся счету число лет. Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху. В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара («перевозчика через океан бытия»), 12 главных императоров и 64 великих человека. В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, жизнь его становится дольше, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку все потребности человека могут быть удовлетворены. В период упадка уменьшаются размеры человеческого тела, снижается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока сам он не превращается в слабовольное существо. Сейчас человечество живет в эпохе упадка, потому что последний из 24 тиртханкаров приходил в этот мир и уже покинул его.

Важной отличительной особенностью джайнизма является анекантавада – учение о множественности или многосторонности видения объектов и феноменов разными наблюдателями. Реальность находится по ту сторону ограниченного разума; все наши суждения о ней преходящи и условны. Любая вещь может рассматриваться с 350-ти различных точек зрения, поэтому невозможно быть уверенным ни в каком знании. Самый лучший метод суждения – это метод возможного: на каждое утверждение отвечать лишь: «может быть – может не быть» или «да – нет».

Джайнизм исповедует дуалистический принцип разделения мира на джива (духовные, живые вечные существа) и аджива (неживая природа). Джива действует и способна к познанию; аджива имеет атомистическую природу и не сознает себя. Любой материальный объект имеет по крайней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные – три и более. Джайнизм разрешает есть только то, что имеет две адживы (молоко, воду, фрукты, орехи и овощи). Есть пищу, содержащую три адживы, категорически запрещено, поскольку это нарушает основной закон ахимсы – непричинения вреда.

Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ – червей и насекомых).

Дхарма –1. индусское учение о моральном долге.

2. в буддизме: мельчайшие неделимые духовные частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания.

Артха –индусское учение о нормах поведения.

Кама –индусское учение о чувственном удовольствии.

Мокша –индусское учение об «освобождении» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями.

Вайшешика –одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами.

Веданта –религиозно-философское учение в Индии, проповедующее единение человеческой души с Богом, с мировым духом.

Йога –1. в Индии: составная часть религиозно-философского учения, разработавшего особую систему приёмов и методов самопознания, позволяющего человеку управлять психофизиологическими функциями своего организма. 2. система физических упражнений, выработанная сторонниками этого учения.

Миманса –одна из 6 ортодоксальных систем индийской философии. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.

Санкхья –одна из 6 ортодоксальных систем индийской философии. В основе концепции – противопоставление двух вечных начал: первоматери как основы всего существующего и духа.

Ньяя –одна из 6 ортодоксальных систем индийской философии. В центре Ньяи – проблемы теории познания и логики. Выступала против скептицизма буддийской теории познания.

Варно-кастовый строй– сформировавшиеся в древнеиндийском обществе замкнутые общественные группы: по сословиям – варны (их четыре); по профессиональной деятельности – касты. Варны позднее стали называть джати: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры; брахманы – представители знатных жреческих родов; кшатрии – военная знать; вайшьи занимались хозяйственной деятельностью (земледелием, торговлей); шудры служили представителям др. высших каст; за пределами каст остались так называемые неприкасаемые – представители презираемых обществом профессий.

Атман – одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало.

Тримурти –в индуизме проявление триединства верховных богов – Брахмы, Вишну и Шивы; изображается с одной головой и тремя ликами.

Брахма –один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Практически Брахма не является объектом культа. Брахма обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде.

Вишну («проникающий во всё», «вездесущий») – один из трёх главных богов в индуизме, верховный бог в вишнуизме . Кроме функции быть верховным богом, у него есть ещё две специфические функции. Во-первых, он – охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он – помощник людям в решении их жизненных проблем.

Вишну чаще всего изображается (и на рисунках, и в скульптурах) в виде четырёхрукого мужчины. В одной руке у него боевая раковина (он трубит в неё во время сражений), во второй – палица, в третьей – чакра (метательное оружие в виде металлического диска), в четвёртой – цветок лотоса. Оружие в трёх руках символизирует готовность Вишну бороться с силами зла, цветок лотоса символизирует его любовь к людям и готовность им помогать. Для характеристики Вишну очень важно использование понятия «аватара». В буквальном переводе это слово означает «нисхождение». По своему существу аватара – это другое и земное тело бога. Вместе с другим телом бог получает и другое имя. При переселении души бога в земное тело, эта душа одновременно остаётся и на небе, в основном, небесном теле бога.

По мифологии индуизма у Вишну было уже 9 аватар и ещё одна будет в будущем. Вот аватары, которые уже были. Первая: жизнь в теле рыбы. Вторая: жизнь в теле черепахи. Третья: жизнь в теле кабана. Четвёртая: жизнь в теле полульва-получеловека. Итак, в первых четырёх аватарах душа Вишну пока ещё не поселялась в теле человека. В остальных пяти аватарах она живёт в человеческом теле. Пятая: в теле карлика по имени Вамана. Собственно слово «вамана» и означает «карлик». Шестая: в теле человека по имени Парашурама («Тёмный с топором»). Это был воин, сын брахмана, который всегда ходил с боевым топором. Седьмая: в теле человека по имени Рама («Темный»). Восьмая: в теле человека по имени Кришна (тоже переводится как «Темный»). Девятая и последняя: в теле человека по имени Будда («Просветлённый»). Речь идёт об основателе буддизма. Будущая, десятая аватара тоже будет в теле человека, которого будут звать Калки. Калки, по вероучению индуизма, приедет на белом коне и в царском одеянии. Поэтому эту аватару называют ещё так: «царь на белом коне». Он приедет через много лет, когда на земле власть будет принадлежать негодяям. Калки накажет негодяев и установит на земле золотой век.

Шива («Милостивый») – один из трёх главных богов в индуизме, верховный бог в шиваизме. По своим специфическим функциям Шива – бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время, назначенное богами), бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива стоит и у гроба, и у колыбели), бог живой природы (он заботится и о растениях, и о животных). Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Третий глаз, который расположен посреди лба (не горизонтально, а вертикально) не только видит, но и излучает сверхъестественный огонь, который сжигает всё на своём пути. У Шивы тоже есть аватары, их более 20-ти.

Карма –в индийской мифологии, этике и религии: совокупность всех добрых и дурных дел, совершённых человеком и предшествующем существовании (жизнях) и определяющих его судьбу в дальнейшем.

Сансара – одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы.

Нирвана –в буддизме и некоторых других религиях: психологическое состояние глубокого покоя и полной внутренней гармонии, отсутствия желаний, отрешённости от внешнего мира, от жизненных забот.

Аджанта –населённый пункт в Западной Индии, шт. Махараштра. Комплекс высеченных в скалах Будд, монастырей II – VII вв. н.э. В 29 пещерных залах – архитектурные формы, скульптурные декоративные росписи на темы буддийской мифологии, замечательные богатством фантазии, красотой цвета и формы.

Веды –памятники древнеиндийской литературы – сборники, содержащие догматы ведизма, религиозные гимны, заклинания, мифы и т.п.

Веды состоят из четырёх книг: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Ригведа («Знание гимнов») – собрание 1028 гимнов богам, расположенных в известном порядке по 10 «кругам» (мандала) и приписываемых святым аскетам (риши) древности. Те же гимны, но расположенные в другом порядке в целях литургического исполнения, повторяет Самаведа («Знание мелодий»). Яджурведа («Знание жертвоприношений»), распадающаяся на «черную» (смешанную с прозаическим комментарием) и «белую» редакцию, содержит ритуал жертвоприношений и текст жертвенных молитв. Наконец Атхарваведа («Знание заклинаний»), очень древняя по содержанию, но позднее других включенная в число канонических книг, содержит заговоры и заклинания против болезней, демонов, врагов, формулы благословений и проклятий.

Брахманы –священные книги индуизма, комментарии к Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.

Араньяки (санскр. āraṇyaka – «лесные книги») – священные книги индуизма, относятся к категории богооткровенных писаний шрути и являются частью Вед. «Араньяка» в буквальном переводе означает «лесной», названы они так из-за их предназначения – это тексты для удалившихся в лес. Здесь следует упомянуть о четырех «жизненных стадиях» (ашрамах) любого индуса. Каждый индус был обязан пройти через четыре стадии: 1) брахмачарин (ученичество); 2) грихастха (домохозяин, когда необходимо обзавестись семьей и обеспечить ей достойное проживание); 3) ванапрастха («лесной отшельник», когда домохозяин периодически удаляется в лес для размышлений и совершения определенных жертвоприношений в одиночестве); 4) саньясин (человек окончательно уходит из дома и ведет образ жизни странника, навсегда отказываясь от жизни мирского человека). Собственно араньяки часто связывают с третьей стадией, но некоторые ученые не соглашаются с подобной интерпретацией. Араньяки составлялись приблизительно в VII – VI веках до н. э. и примыкают к брахманам.

Упанишады (санскр. Upanishad – «тaйное учение») –священные книги индуизма,древнейшие философские и теософские трактаты индусов, восходящие к более поздней ведийской эпохе, но во всяком случае возникшие еще задолго до начала христианской эры (самые древние – в VII – VI вв. до н. э.). Индусы причисляют их к так называемому Шрути, т. е. словесным памятникам, сообщенным человечеству путем непосредственного божественного откровения. Упанишады составляют третье подразделение ведийской литературы (первое – веды, т.е. самые стихотворные их сборники или так называемые самгиты, второе – брахманы, третье – араньяки («лесные книги») и Упанишады, тесно связанные друг с другом). Большею частью Упанишады написаны прозой, со стихотворными вставками, но некоторые из них целиком изложены стихами, нередко в форме диалога между теми или другими полуисторическими, полумифическими лицами. Основное назначение Упанишад – служить философским комментарием к вeдийским текстам; мы находим в них рассмотрение вопросов о начале мира, сущности божества и души, отношении между духом и материей и т. д.

Пураны –священные книги индуизма, несколько десятков книг-смрити. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме. По содержанию это рассказы о богах.

Махабхарата («Великое сказание о потомках Бхараты», по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) –священная книга индуизма, одно из крупнейших литературных произведений в мире, «Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. «Махабхарата» – источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногихпроизведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете.

Рамаяна –священная книга индуизма, древнеиндийская эпическая поэма на санскрите, посвящённая подвигам Рамы. В Рамаяне повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы (один из четырёх одновременных воплощений Вишну, остальные три – его братья), чью жену Ситу похищает Равана – царь-ракшаса Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. В поэме содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти.

Типитака (дословно – «три корзины») –палийский канон, полный свод священных текстов буддизма. Типитака состоит из трёх священных книг: Винайя-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака. Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи – буддийской монашеской общины. В него входят более 500 правил поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не огpаничивается сводом дисциплинарных пpавил, в ней также рассматривается истоpия пpоисхождения каждого пpавила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама pешал вопpосы сохpанения гаpмонии в большой и pазноpодной духовной общине.

В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или иногда его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхарма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, возводя их к эпохе царя Ашоки.

Санскрит –литературный язык Древней Индии.

Стамбха – в Индии мемориальный столб с фигурной капителью, многоярусная башня, покрытая скульптурой, орнаментальной резьбой.

Ступа –в культовой буддистской архитектуре: монументальное сооружение, в котором хранятся реликвии; надгробие.

Чайтья –в Индии буддийский храм-молельня, часто пещерный, служащий для поклонения ступе.