Реферат Курсовая Конспект
Тема 3. Ценности и нормы китайско-конфуцианской культуры. - раздел Культура, КУЛЬТУРОЛОГИЯ 1. Приоритет Социальной Этики: Синтез Традиции И Современности. Знание И Духо...
|
1. Приоритет социальной этики: синтез традиции и современности. Знание и духовность.
2. Ценности даосов.
3. Нормы конфуцианства.
4. Гармония человека и природы в китайском искусстве.
Терминологический словарь к семинарскому занятию № 3:
Мировоззренческо-философские (смысложизненные) ценности – это ценности, выражающие предельные основания человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Это принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, специфические для каждого человека и для каждого исторического типа культуры.
Нравственные ценности – это ценности, которые регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и сущего. Они связаны с утверждением достаточно жестких неписаных законов – принципов, предписаний, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики.
Эстетические ценности – это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии.
Культурная норма –правило, точное предписание, образец в области каких-либо действий или создания каких-либо предметов, вещей. Культура является своего рода нормативным отношением к миру, базирующемся на определённых образцах, одобряемых большинством членов общества, правилах. Большинство культурных норм оказывают определённое влияние на социокультурные процессы в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определённой культурной традицией. Типология культурных норм включает такие основные виды, как традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, мода, вкусы и увлечения, верования, знания и др.
Ментальность –совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
Нрав –1. Совокупность душевных, психических свойств; характер. 2. Обычаи, уклад жизни.
Закон –1. Нормативный акт, постановление высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и имеющий юридическую силу. 2. Правило общественного поведения, являющееся общепринятым, обязательным, непреложным. 3. Объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная взаимосвязь между причиной и следствием, устойчивое отношение между явлениями. 4. Система нравственных и обрядовых требований, принципов какого-л. религиозного учения; свод религиозных правил и норм.
Церемония –установленный порядок совершения какого-л. обряда, акта, торжества; самый обряд, акт, торжество.
Этикет –установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-л. среде, в определённых условиях.
Даосизм –философское и религиозное учение, сложившееся в Китае в 4 – 2 вв. до н. э. и исповедующее естественный путь самосовершенствования, по которому должен следовать окружающий мир и все люди.
Впервые как целостное идейное формирование под именем «Школа пути и благодати» (дао дэ цзя), воспроизводящем название основополагающего даосского трактата «Канон пути и благодати» (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести философских школ (лю цзя) Сыма Танем (2 в. до н.э.) и зафиксировано его сыном Сыма Цянем (2 – 1 вв. до н.э.) в заключительной 130 главе первой династийной истории Ши цзи (Исторические записки).
В обоих ставших официальными и классическими классификациях сопоставимыми по длительности существования и степени развития являются конфуцианство и даосизм. Определивший его название термин «дао» («Путь») настолько же шире специфики даосизма, насколько термин «жу» шире специфики конфуцианства. Более того, несмотря на максимальную взаимную антиномичность этих идейных течений, и раннее конфуцианство, и затем неоконфуцианство могли называться «учением дао» (дао цзяо, дао шу, дао сюэ), а приверженцы даосизма – включаться в категорию жу. Соответственно и термин «адепт дао» (дао жэнь, дао ши) применялся не только к даосам, но и к конфуцианцам, а также буддистам и магам-алхимикам.
Конфуцианство –философское учение, разработанноедревнекитайским мыслителем Конфуцием и утверждающее незыблемость мировых и социальных порядков, а также необходимость нравственного самоусовершенствования.
Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.
С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.
Как целостное этико-религиозное учение, Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых – людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. Во время формирования конфуцианства, в Древнем Китае существовали различные религиозные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени.
Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий. Первая – люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются. Вторая – люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья – люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. Четвёртая – люди прямодушные и истинно добродетельные. Пятая – люди, совершенные во всех отношениях. Согласно конфуцианству, человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые – награды.
Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») – высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») – норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.
Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы («благородные мужи»), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же – сяо жэнь (дословно – «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, – яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.
Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что «управлять – значит исправлять».
Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». К. призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Монизм –философское учение, признающее в качестве первоосновы многообразия явлений мира одно начало – либо материю, либо дух.
Инь и Ян –основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское – мужское, пассивное – активное, холодное – горячее и т.д.).
Дао –одна из основных категорий китайской философии – естественный путь следования всего сущего, нравственное совершенствование.
У-вэй (принцип недеяния) –созерцательная пассивность.
Фэн-шуй (дословно «ветер и вода»), иногда называемый геомантией –даосская практика символического освоения пространства. С помощью фэн-шуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; считается, что специалист фэн-шуй может прогнозировать события. Цель фэн-шуй – поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека. Фэн-шуй предполагает существование потоков энергии ци (подобной ветру) через дома, комнаты и участки. Так как энергия пронизывает всё – человека, природу и вещи, то можно только определять её присутствие в конкретном месте или человеке. Она не зависит от человека и времени, поэтому и называется Небесной Судьбой (небесным счастьем).
Дао-дэ-цзин –древнекитайский трактат 4 – 3 вв. до н.э.Основное понятие – Дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из Дао образ действий – недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель и мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.
Ши-цзин –памятник китайской литературы. Содержит 305 песен и стихов, созданных в 11 – 6 вв. до н.э. и отражающих многообразные явления духовной и социальной жизни Китая; отбор и редакция приписывается Конфуцию.
Пагода –в Китае, Японии и некоторых других странах: культовое мемориальное буддийское сооружение, многоярусная башня. Пагоды строили из дерева, кирпича, камня, металла. Они имеют семь или девять, реже одиннадцать ярусов (нечетные числа – символ пожелания добра). Их строили круглыми либо восьмигранными в плане. Буддийские пагоды отмечают святые места, в которых, по преданию, захоронены реликвии Будды. Тело Будды после смерти кремировали, а пепел разделили на 84 000 частей, каждую из которых захоронили в разных частях Востока. Девять ярусов пагод связывают также с тем, что в Индии Будду считают девятым воплощением Вишну. Семь ярусов указывают на семь воплощений Будд, появлявшихся на земле в разное время. В Китае многие пагоды возводили с целью улучшить состояние местности. Внутри пагоды находится лестница, по которой можно подняться на верхний ярус. Пагода – образ Мировой горы Меру и оси мира. Подъем на пагоду, созерцание ее внутренних помещений и вида местности, открывающегося с ее галерей, символизирует бесконечность пространства.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Федеральное государственное бюджетное... образовательное учреждение... высшего профессионального образования Магнитогорский государственный технический...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 3. Ценности и нормы китайско-конфуцианской культуры.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов