Тема 3. Ценности и нормы китайско-конфуцианской культуры.

1. Приоритет социальной этики: синтез традиции и современности. Знание и духовность.

2. Ценности даосов.

3. Нормы конфуцианства.

4. Гармония человека и природы в китайском искусстве.

Терминологический словарь к семинарскому занятию № 3:

Мировоззренческо-философские (смысложизненные) ценности – это ценности, выражающие предельные основания человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Это принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, специфические для каждого человека и для каждого исторического типа культуры.

Нравственные ценности – это ценности, которые регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и сущего. Они связаны с утверждением достаточно жестких неписаных законов – принципов, предписаний, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики.

Эстетические ценности – это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии.

Культурная норма –правило, точное предписание, образец в области каких-либо действий или создания каких-либо предметов, вещей. Культура является своего рода нормативным отношением к миру, базирующемся на определённых образцах, одобряемых большинством членов общества, правилах. Большинство культурных норм оказывают определённое влияние на социокультурные процессы в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определённой культурной традицией. Типология культурных норм включает такие основные виды, как традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, мода, вкусы и увлечения, верования, знания и др.

Ментальность –совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Нрав –1. Совокупность душевных, психических свойств; характер. 2. Обычаи, уклад жизни.

Закон –1. Нормативный акт, постановление высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и имеющий юридическую силу. 2. Правило общественного поведения, являющееся общепринятым, обязательным, непреложным. 3. Объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная взаимосвязь между причиной и следствием, устойчивое отношение между явлениями. 4. Система нравственных и обрядовых требований, принципов какого-л. религиозного учения; свод религиозных правил и норм.

Церемония –установленный порядок совершения какого-л. обряда, акта, торжества; самый обряд, акт, торжество.

Этикет –установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-л. среде, в определённых условиях.

Даосизм –философское и религиозное учение, сложившееся в Китае в 4 – 2 вв. до н. э. и исповедующее естественный путь самосовершенствования, по которому должен следовать окружающий мир и все люди.

Впервые как целостное идейное формирование под именем «Школа пути и благодати» (дао дэ цзя), воспроизводящем название основополагающего даосского трактата «Канон пути и благодати» (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести философских школ (лю цзя) Сыма Танем (2 в. до н.э.) и зафиксировано его сыном Сыма Цянем (2 – 1 вв. до н.э.) в заключительной 130 главе первой династийной истории Ши цзи (Исторические записки).

В обоих ставших официальными и классическими классификациях сопоставимыми по длительности существования и степени развития являются конфуцианство и даосизм. Определивший его название термин «дао» («Путь») настолько же шире специфики даосизма, насколько термин «жу» шире специфики конфуцианства. Более того, несмотря на максимальную взаимную антиномичность этих идейных течений, и раннее конфуцианство, и затем неоконфуцианство могли называться «учением дао» (дао цзяо, дао шу, дао сюэ), а приверженцы даосизма – включаться в категорию жу. Соответственно и термин «адепт дао» (дао жэнь, дао ши) применялся не только к даосам, но и к конфуцианцам, а также буддистам и магам-алхимикам.

Конфуцианство –философское учение, разработанноедревнекитайским мыслителем Конфуцием и утверждающее незыблемость мировых и социальных порядков, а также необходимость нравственного самоусовершенствования.

Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

Как целостное этико-религиозное учение, Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых – людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. Во время формирования конфуцианства, в Древнем Китае существовали различные религиозные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени.

Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий. Первая – люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются. Вторая – люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья – люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. Четвёртая – люди прямодушные и истинно добродетельные. Пятая – люди, совершенные во всех отношениях. Согласно конфуцианству, человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые – награды.

Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») – высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») – норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.

Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы («благородные мужи»), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же – сяо жэнь (дословно – «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, – яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что «управлять – значит исправлять».

Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». К. призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.

Монизм –философское учение, признающее в качестве первоосновы многообразия явлений мира одно начало – либо материю, либо дух.

Инь и Ян –основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское – мужское, пассивное – активное, холодное – горячее и т.д.).

Дао –одна из основных категорий китайской философии – естественный путь следования всего сущего, нравственное совершенствование.

У-вэй (принцип недеяния) –созерцательная пассивность.

Фэн-шуй (дословно «ветер и вода»), иногда называемый геомантией –даосская практика символического освоения пространства. С помощью фэн-шуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; считается, что специалист фэн-шуй может прогнозировать события. Цель фэн-шуй – поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека. Фэн-шуй предполагает существование потоков энергии ци (подобной ветру) через дома, комнаты и участки. Так как энергия пронизывает всё – человека, природу и вещи, то можно только определять её присутствие в конкретном месте или человеке. Она не зависит от человека и времени, поэтому и называется Небесной Судьбой (небесным счастьем).

Дао-дэ-цзин –древнекитайский трактат 4 – 3 вв. до н.э.Основное понятие – Дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из Дао образ действий – недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель и мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.

Ши-цзин –памятник китайской литературы. Содержит 305 песен и стихов, созданных в 11 – 6 вв. до н.э. и отражающих многообразные явления духовной и социальной жизни Китая; отбор и редакция приписывается Конфуцию.

Пагода –в Китае, Японии и некоторых других странах: культовое мемориальное буддийское сооружение, многоярусная башня. Пагоды строили из дерева, кирпича, камня, металла. Они имеют семь или девять, реже одиннадцать ярусов (нечетные числа – символ пожелания добра). Их строили круглыми либо восьмигранными в плане. Буддийские пагоды отмечают святые места, в которых, по преданию, захоронены реликвии Будды. Тело Будды после смерти кремировали, а пепел разделили на 84 000 частей, каждую из которых захоронили в разных частях Востока. Девять ярусов пагод связывают также с тем, что в Индии Будду считают девятым воплощением Вишну. Семь ярусов указывают на семь воплощений Будд, появлявшихся на земле в разное время. В Китае многие пагоды возводили с целью улучшить состояние местности. Внутри пагоды находится лестница, по которой можно подняться на верхний ярус. Пагода – образ Мировой горы Меру и оси мира. Подъем на пагоду, созерцание ее внутренних помещений и вида местности, открывающегося с ее галерей, символизирует бесконечность пространства.