рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 6. Россия как тип культуры.

Тема 6. Россия как тип культуры. - раздел Культура, Культурология 1. Условия Формирования Русского Типа Культуры Как Срединного И Христианско-П...

1. Условия формирования русского типа культуры как срединного и христианско-православное начало культуры.

2. Национальное своеобразие русской культуры: мессианское сознание.

3. Становление и развитие культуры на Руси в IX – XVIII веках: из культурной изоляции к интеграции с европейской культурой.

4. Традиционные установки русской культуры.

Терминологический словарь к семинарскому занятию № 6:

Срединная культура– понятие, обозначающее устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни. Такое «ядро культуры» не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, предотвращает опасность раскола общества на «субкультуры», возникновения «контркультуры». Срединная культура формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта. Срединная культура воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культуры, обеспечивает стабильность и своеобразие культурной жизни.

Мессианское сознание –в иудаизме и христианстве вера в пришествие мессии, ниспосланного Богом на землю спасителя, долженствующего навечно установить свой царство.

Русское православие –религия, утвердившаяся на Руси с 899 года.

Внук княгини Ольги Владимир Святославич после неудачной попытки создать единый для всех восточных славян пантеон языческих богов, решил принять в качестве объединяющей идеологии христианство. Принятие христианства также было призвано поднять авторитет Руси на международной арене. С просьбой прислать христианских миссионеров Владимир обращается в Константинополь, с которым уже имелись регулярные политические и культурные контакты. Легенда «Повести временных лет» о «выборе веры» Владимиром, повествующая о принятии им православия в силу наибольшего «благолепия» его обряда, никем из серьезных исследователей в качестве достоверной не рассматривается.

Первым христианским храмом, воздвигнутым в столице Киевской Руси, стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в обиходе – Десятинная церковь, от установленного князем Владимиром порядка выделения на церковные нужды десятой части княжеских доходов). Эта церковь была поставлена на месте мученической кончины княжеских дружинников Феодора и Иоанна, убитых языческими жрецами. В Десятинной церкви были помещены мощи княгини Ольги.

В 889 году Владимир крестился сам, а также крестил дружину и народ (последний был насильственно загнан дружинниками в Днепр и крещен вопреки желанию). За это Владимир был позднее причислен Православной Церковью к лику святых и объявлен «равноапостольным».

Иерархически Русская Церковь до 1447 г. была подчинена Константинопольскому Патриархату, и все русские епископские кафедры в течение веков были заняты греками. Отчасти вследствие этого распространение христианства среди широких масс населения происходило весьма медленно, и пережитки язычества стали неотъемлемой частью «народного православия».

Возникновение монашества на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. Одним из первых в 1037 г. в Киеве был основан монастырь святого Георгия (христианское имя князя Ярослава). В дальнейшем монашеская жизнь получает все большее распространение. По подсчетам Е. Голубинского, в XI – XIII веках на Руси было основано до 70 монастырей, которые имелись практически в каждом городе. Ведущим среди древнерусских монастырей был Киево-Печерский, с которым связана деятельность основоположников русского монашества – преподобных Антония и Феодосия Печерских. Монахи становятся постоянными советниками князей в их государственных делах.

Антиномии русской культуры –противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. Любой культуре присущ целый ряд антиномий, создающих разнообразие национально-духовной жизни. Большое внимание антиномиям уделял русский философ Н.А. Бердяев. Так, в работе «Судьба России», вышедшей в канун 1917 г., он пишет об антиномичности России, отмечая «жуткую ее противоречивость». По его мнению, антиномично не только «бытие России», но и «русское самосознание». Бердяев выделил целый ряд антиномий, характеризующих русскую культуру и отличающих ее от культур других народов.

Бинарность русской культуры –характеристика двойственности русской культуры. Исследователи уже давно обратили внимание на существование в российской культуре смысловых пар «свое» – «чужое», «христианское» – «языческое», «сакральное» – «профанное», «светское» – «духовное», официальное» – «оппозиционное», «коллективное» – «индивидуальное». Указанные оппозиции составляют смысловую основу всех воплощений российской культуры. Именно с позиций бинарности необходимо подходить к исследованию и пониманию всех явлений культуры российского этноса.

Бинарность российской культуры проявляется буквально во всем. Всегда существовало два центра государственности: Киев и Новгород в Древней Руси, Москва и Петербург в России. Существовали и продолжают существовать «западники», утверждающие, что Россия должна развиваться по типу европейских стран, и «славянофилы», считающие, что Россия имеет свой уникальный путь развития. Бинарность выражается даже в противоречивых названиях произведений русской литературы, где соседствуют противоположные, противопоставленные понятия: «Живой труп», «Война и мир», «Отцы и дети», «Былое и думы», «Поэт и толпа», «Мертвые души» и т.д. Противоречия лежат в основе развития российской культуры. Они составляют движущую силу этого развития.

Славянское язычество –многобожие. Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II – I тысячелетии до н.э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины Перун, бога скота и потустороннего мира Велес, элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван да Марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения Мокошь, солнечное божество Дажьбог и некоторые другие.

У славян не было единого пантеона, к тому же сохранилось крайне мало письменных источников, из которых можно было бы составить единую картину славянского язычества, поэтому на данный момент существует лишь относительная классификация богов по их происхождению и функциям.

Общеславянские боги:

Перун – громовержец, главный бог пантеона.

Мать Сыра-Земля – женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери.

Пантеон князя Владимира 980 года:

Перун – главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец. Сменился Ильёй-пророком.

Хорс – олицетворённое солнце.

Джадьбог – солнечное божество, покровитель Русской земли и русских людей от князя до земледельца.

Стрибог – божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром).

Семаргл – полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно – вестник между небесным и земным мирами.

Макошь – женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Параскевой Пятницей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

Федеральное государственное бюджетное.. образовательное учреждение.. высшего профессионального образования Магнитогорский государственный технический..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 6. Россия как тип культуры.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Культурогенез: первобытная культура.
1. Понятие культурогенеза: трудности изучения первобытной эпохи, ее периодизация. Единство социогенеза, антропогенеза и культурогенеза в эпоху первобытности. 2. Синкретизм как гла

Материальная культура физического бытия человека.
Материальная культура производства включает в себя: культуру условий труда, культуру трудового процесса и культурно-технический уровень самого работника. Материальная культура быта (быт –

Тема 3. Ценности и нормы китайско-конфуцианской культуры.
1. Приоритет социальной этики: синтез традиции и современности. Знание и духовность. 2. Ценности даосов. 3. Нормы конфуцианства. 4. Гармония человека и природы в китайско

Тема 5. Культурный диалог христианства и ислама.
1. Представление о Боге в христианстве и исламе. 2. Бог и мир: акт творения в двух мировых религиях. 3. Представление о человеке в восточной и западной культурах. 4. Отно

Персонажи низшей мифологии
Заложные покойники – люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.), а также погибшие на поле брани. Русалки – души «заложных» покойников, живущие в воде.

Тема 7. Роль личности в русской культуре XIX века.
1. Художник и власть: культурный процесс в России ХIХ века. 2. Мировоззренческие искания русской интеллигенции: от П.Я. Чаадаева до В.С. Соловьёва. 3. «Поэт и толпа»: русская лите

Тема 8. Диалог культур в русском искусстве «Серебряного века».
1. «Серебряный век» и европейский декаданс: общность и различия. 2. Русская литература «Серебряного века»: символизм, акмеизм, футуризм. 3. Русская живопись «Серебряного века»: аб

Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности: культура России XX – XXI веков.
1. Советская культура и её отражение в зеркале современности. 2. Актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры и их отражение в литературе, живописи, кинематографе, муз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги