рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Историческое развитие искусства.

Историческое развитие искусства. - раздел Культура, Культурология Художественная Деятельность Возникла В Первобытной Культуре Вместе С Развитие...

Художественная деятельность возникла в первобытной культуре вместе с развитием мифа, магии и обрядовой деятельности. Пещерная живопись (изображения животных) возникла 25-15 тыс. лет назад. Антропологи и языковеды считают, что в это время возникли и сами словесные названия животных. Каменные орудия охоты люди украшали магическими рисунками с изображением животных.

Но постепенно появилось и осознание красоты, как таковой. Это связано с развитием ремесел, металлургии. Археологи часто находят бусы, подвески, кольца, браслеты, по которым определяют принадлежность к той или иной культуре. Украшения-обереги размещали на висках, шее, пояснице, бедрах, руках, ногах, плечах и с ними отправляли и в мир «иной». Символические изображения и орнаменты на одежде выполняли не только магические функции, но так же, возникли из стремления к украшениям.

Из мифов и первоначального художественно-обрядового синкретизма, где слово, танец, пантомима и пение сливались воедино, постепенно выделились сказки, песни, танцы, игры, которые стали исполняться и вне обрядов, став формой проведения повседневного досуга - фольклором.

В Древней Греции слово «хор» («chorus») у древних греков означало поначалу хоровод с пением. Ведущим в художественном синкретизме народных «дионисийских» праздников был танец, неразрывно связанный с музыкой и словом. В классическую эпоху (V-IV вв. до н.э.) возник театр (трагедия и комедия), процветала поэзия, музыка, изобразительное искусство и архитектура.

Термина «искусство» у древних греков не было, а «техне» - это и мастерство, и искусство, и знание. «Техне» древних греков известно по предметам гончарного, оружейного и ювелирного дела, храмам и скульптурам, парусным кораблям и пр. Греческий мастер выступал в роли творца идеи, художника, создающего в воображении образ предмета и ремесленника, воплощающего свой замысел в материале. Его результат оценивался по красоте, практичности и качеству создаваемых им вещей. Часто оставшись безымянными, они сохранили индивидуальность автора, стиля, композиции.

Древнегреческие философы обсуждали проблемы прекрасного, разрабатывали понятия «катарсис», «калокагатия» (синтез прекрасного и добра), «мимесис» (что поначалу означало подражание актера природе). В «Поэтике» Аристотель рассматривал понятие «катарсис», достижение которого считал одной из целей и следствий древнегреческой трагедии. Катарсис - это эмоциональная разгрузка, мистическое «очищение» души человека от «грязи» чувственности и телесности посредством возбуждения сострадания и страха.

В средневековой Западной Европе искусство было дифференцировано на народные виды прикладного художественного творчества и фольклор, церковно-религиозное искусство (музыка, иконопись, архитектура и др.) и зарождающееся светское искусство рыцарских замков (поэзия бардов, баллады миннезингеров, рыцарский эпос и др.).

Эпоха Ренессанса сформировала новые художественные интересы и потребности масс, и наполнила их духом гуманизма. Возник интерес к античному искусству, и в конце XVI века, как подражание древнегреческой трагедии, возникла опера.

Для западноевропейской культуры XVIII - XIX в. характерно:

- повышение уровня грамотности, интерес массового читателя к светской литературе, о чем говорит открытие в 1704 г. в Берлине первой абонементной библиотеки.

- оформление стилей зданий особого функционального назначения - вокзал, биржа, музей, банк, выставочный зал, торговые ряды и пр.;

- градостроительство и архитектура - появление городских ансамблей;

- расцвет садово-паркового искусства.

- развитие жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая картина;

- развитие искусства графики, особенно в связи с книгопечатанием;

- в музыкальном искусстве развивались такие жанры: опера, балет, симфония, соната, появились концертирующие певцы, инструменталисты и др.

- появление художественных стилей: барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и др.

П. А. Сорокин в труде «Социальная и культурная динамика» показал неуклонное снижение в Новое время доли религиозного и увеличение доли светского искусства (XVII в. - религиозное 50,2 %, светское 49,2 %; XVIII в. - религиозное 24,1 %, светское 75,9 %; XIX в. - религиозное 10,0 %, светское 90,0 %).

Светское искусство утверждает ведущую роль человека, личностного начала, демонстрирует интерес к окружающему человека миру - во всех его проявлениях - от бытовых до героических. В изобразительном искусстве это находит прямое выражение в развитии портрета и пейзажа, а также бытового и исторического жанров (с XVII по XIX вв. доля пейзажа возросла с 2,9 до 15,4 %; портрета - с 17,8 до 18,9 %; жанра -с 14,9 до 35,9 %).

В ХХ в. произошло расширение сферы искусства, возникли разнообразные направления: от абстракционизма до поп-арта.

Что такое поп-арт? В поп-арте объектом искусства становятся обычные бытовые предметы и их парадоксальные сочетания. Это:

- «хепенинг» («происшествие») - оригинальная идея художника выражается непосредственно в действии, игре;

- «концептуальное искусство» - создание художественных идей (концептов) в сознании зрителя с помощью надписей, схем, графиков и пр.

В ХХ веке произошло разделение искусства на «элитарное» и «массовое». Х. Ортега-и-Гассет писал: «Новое искусство» должно отчуждать людей от реальной жизни. Новое искусство разделяет общество на «элиту» - художников и тех, кто «обладает особым органом восприятия», понимает его, и «массу» - толпу, кому оно недоступно и не нужно» («Дегуманизация искусства», 1925 г.).

«Массовой» аудитории кинематограф и TW сегодня предлагают упрощенные, но профессионально «сработанные» жанры: детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс, триллер и др. Стержнем развития сюжета в телесериалах становится «тайна».

В ХХ в. в культуре доминируют визуальные виды искусства, дизайн, по сравнению с «классикой», предельно возрос «удельный вес» прикладной музыки в рекламе, шоу-программах, кардинально изменилась бытовая танцевальная культура, связанная с афро-американским влиянием. Таким образом, произошли большие изменения в эстетических вкусах массовой аудитории, как на Западе, так и в России.

Влияние научно-технического прогресса на искусство. В 1837-1839 гг. французы Ж. Ньепс и Л. Дагер изобрели фотографию. В 1891 г. Г. Лиман изобрел цветную фотографию. Развитие науки и техники привело от фотографии к изобретению движущегося изображения. В декабре 1896 г. братья Люмьер продемонстрировали в Париже черно-белое «немое» кино. Первые фильмы «Выход рабочих с фабрики», «Приближение поезда к вокзалу», кинокомедия «Политый поливальщик» были просто аттракционами.

Другие изобретатели осваивали запись и воспроизведение звука. В США Т. Эдисон изобрел фонограф (1877 г.), Э. Берлингер - граммофон (1888 г.).

Поначалу было непризнание за новшествами какой-либо художественной ценности, мнения о вытеснении ими того или иного вида искусства, критики спорили об их месте в искусстве. Но фотография не вытеснила живопись, кино не заменило театр, граммофон и радиопередачи не заменили концертов «живых» певцов и музыкантов. Технические средства не только успешно входили в мир искусства, но и изменяли систему его видов и жанров.

Русский инженер А. Попов (1895 г.) и итальянец Г. Маркони (1897 г.) изобрели радио. В 1906 г. англичанин Ю. Ласт запатентовал звуковое кино. В 1908 г. был основан Голливуд. В 1920-30 гг. по миру началось победное шествие американского джаза и в 1927 г. в США был показан первый звуковой фильм «Певец джаза». В 1929 г. Американская Академия киноискусства учредила премию «Оскар».

В 1921 г. русский физик и музыкант Л.С. Термен изобрел «терменвокс», став родоначальником электронной музыки. Без электронных инструментов и других технических средств сегодня невозможно представить сферу шоу-искусства, рок-оперу и др.

В 1907 г. русский инженер Б. Л. Розинг впервые передал изображение на расстояние при помощи электронно-лучевой трубки. Идея была подхвачена на Западе. В 1928 г. был продан первый телевизор и началась «эпоха» телевидения. В СССР экспериментальные передачи начались в 1932 г., с 1955 г. – ежедневные черно-белые передачи, с 1967 г. – появилось цветное телевидение. В США (1980 г.) появилось видео и видеокассеты.

Сейчас произведения искусства создают и с помощью компьютера. Первый электронный компьютер был создан в Англии в 1943 г. с военными целями. В 1951 г. (США) компьютер был уже в продаже. В 1968 г. американцы создали Интернет, к его сети в 1973 г. присоединились Англия и Норвегия, затем возникла и «всемирная паутина». С 1989 г. были созданы коммерческие компьютерные сети. С 1981 г. началось распространение персональных компьютеров. Через Интернет возможно распространение и трансляция произведений искусства, посещение музеев и библиотек. Под влиянием новых технических средств развитие искусства и его функции в культуре ХХ века существенно изменились.

 

IV. 6. Наука и техника как феномены культуры

Одно из определений человека - «Homo faber» («человек изготовляющий») говорит, что изменение им окружающего мира, начавшееся с изготовления орудий труда, является его отличительной чертой. Пытливая человеческая мысль не ограничивалась только прикладным значением их усовершенствования. Начиная с Нового времени, изобретение машин, облегчавших труд и жизнь человека, сделало научно-технический прогресс в западных странах главным фактором развития современной цивилизации. Распространение в общественном сознании идей, что научное знание дает власть человеку над природой, оказало огромное влияние на развитие западной цивилизации.

Но уже Ж.-Ж. Руссо выступал против научно-технического оптимизма, характерного для эпохи Просвещения. И другие мыслители, предостерегая общество от чрезмерного доверия к науке, считали, что технизация «духа» отрывает человека от основ его бытия.

К началу XX века в западном обществе начал превалировать авторитет науки, а духовная культура, ориентировавшая человека на нравственное развитие, начала переживать кризис.

В начале XX в. О. Шпенглер писал, что преобладание научно-технического знания над духовностью человека свидетельствует о переходе культуры в стадию цивилизации и предвещает ее гибель.

Русский философ Н. Бердяев писал, что в ХХ веке у общества возникает зависимость от техники, машин. Из помощника человека техника превращается в его повелителя. Техника становится последней любовью человека, который готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви.

Немецкий философ Э. Фромм так же критически относился к технологическому «духу» современного западного общества. Культуру ХХ в., процесс НТР, он рассматривал как ступень отчуждения человеческой сущности путем «машинизации», «компьютеризации» и «роботизации» человека, разрушающими личность.

Английский ученый и писатель Ч. Сноу («Две культуры», 1959 г.) писал о нарастающем противопоставлении в ХХ в. гуманитарной культуры и естественнонаучной.

Л. Уайт («Наука о культуре», 1948 г.) выделил и описал три подсистемы культуры: технологическую (орудия производства, оружие, жилища, одежду и пр.), социальную (все виды коллективного и индивидуального поведения людей) и идеологическую (знания, идеи, верования). Причины развития подсистем культуры он объяснял не духовно-религиозной эволюцией общества, не войнами и революциями, а технологическим детерминизмом.

***

В эпоху древних цивилизаций делали сложные инженерные расчеты при строительстве египетских пирамид, ирригационных и архитектурных сооружений и т. д., о чем свидетельствуют и «Семь чудес света». В Египте около 2 тыс. лет назад создали модель паровой машины, построили музыкальный инструмент гидравлос (орган) и др. Древнегреческие ученые определили, что Земля - шар, находящийся в космосе, вычислили ее диаметр. В Китае изобрели бумагу, порох, компас, фарфор, производство шелка и др.

В средневековой Европе церковь признавала только религиозную картину мира и могла обвинить любого изобретателя в безбожии и сношениях с дьяволом. Цеховая организация производства была консервативна, мастера-ремесленники противились любым техническим новшествам. Почти не изменялись орудия труда и у крестьянина-земледельца.

Появление на площадях европейских городов в позднее средневековье механических часов, чтобы отмечать время церковных служб, постепенно привело людей к осознанию времени, как бесконечности, текущей из прошлого в настоящее и будущее. Логика буржуазного прагматизма впоследствии довела новое представление о мире до выражения: «Время – деньги». В 1541 г. в г. Нюрнберге были изобретены карманные часы.

С конца XV-XVI вв. началось освоение океанических просторов и Великие географические открытия, которые были бы невозможны без астрономических наблюдений, учения о шарообразности Земли и улучшения кораблестроения.

Новая, светски ориентированная культура утверждалась в борьбе с церковью. Н. Кузанский высказал идею о бесконечности Вселенной (1515 г.), Н. Коперник описал гелиоцентрическую модель мира (1543 г.). Дж. Бруно, высказавший идею о множестве обитаемых миров, единстве законов природы и бесконечности космоса, в 1600 г. был сожжен. В Женеве попал на костер бежавший от испанской инквизиции врач М. Сервет. В 1623 г. Г. Галилей, выступив с защитой идеи Н. Коперника о вращении Земли, был вынужден под давлением инквизиции отречься от этого учения и т. д.

У мировоззренческих истоков науки Нового времени, бросившей своеобразный вызов церкви, стояли английский философ и политик Ф. Бэкон и французский философ и разносторонний ученый Р. Декарт. Ф. Бэкон в работе «Новый органон» (1620 г.) писал, что единственным методом познания мира может быть только практический опыт, научный эксперимент. Главную цель науки он видел в увеличении власти человека над природой. Ф. Бэкон писал, что фундаментом экономического процветания государства являются развитие науки, техники и торговли, научно разработанная технология управления. С его именем связана крылатая фраза «Scientia potetia est» (лат. - Знание – сила!).

Р. Декарт, в труде «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направить свой разум и отыскивать истину в науках» (1637 г.) обосновывал, что подлинное знание основано на «рацио» (разуме человека), а не на религиозной вере. Он сформулировал свою знаменитую максиму: «Cogito, ergo sum» (лат. – [я] мыслю, следовательно, существую).

Необходимость получения обществом актуальной информации обусловила выход первых газет в Англии (1621 г.); Франции (1631 г.); Германии (1660 г.) и т. д. В России первая газета «Ведомости» вышла в 1703 г.

В XVII в. роль науки и техники в западном обществе быстро возрастала. Началось время научной революции, изменившей не только способы производства, но и мировоззрение людей. В 1662 г. в Англии создано Королевское научное общество, которое возглавил химик Р. Бойль; в 1665 г. во Франции появился первый научный журнал и т. д.

Как бы реализуя греческий миф о Дедале и Икаре, французы, братья Монгольфье в 1783 г. построили воздушный шар (диаметром 30 м). Он поднялся на высоту около 2 км и пролетел такое же расстояние. В 1786 г. на вершину Монблана, самой высокой горы Альп, с научными целями поднялись врач М. Пакар и охотник Ж. Бальма.

Даже вера в существование Бога была поставлена под сомнение. Астроном Лаплас даже сказал Наполеону: «Я в такой гипотезе не нуждаюсь». Религия стала уступать место вере в научно-технический прогресс, который убеждал человека в могуществе его собственного разума.

В XIX веке изобретены асфальт, цемент, искусственный лед, резина, линолеум пластмасса, искусственное волокно (нитрошелк), динамит (А. Нобель, 1866 г.), целлулоидная пленка, железобетон и др. Русский ученый Д. И. Менделеев в 1863 г. построил трубопровод, в 1877 г.- нефтепровод, осуществил крекинг-процесс в переработке нефти, в 1897 г. Р. Дизель построил первый двигатель внутреннего сгорания и т.д.

В 1851 г. состоялась Первая Международная выставка достижений культуры и техники в Лондоне. Ее гордостью стал «Хрустальный» дворец. Вторая Международная выставка достижений культуры и техники в 1889 г. прошла в Париже. Гордостью французов стала знаменитая Эйфелева башня. К 100-летию Дня независимости США - 28 октября 1886 г. в Нью-Йорке была открыта подаренная правительством Франции статуя Свободы (скульптор Фредерико Бартольди. Вес 225 тонн, высота 93 м.). Такие грандиозные сооружения, превосходящие по своим масштабам все древние «чудеса света» были бы невозможны без точнейших инженерно-архитектурных расчетов.

В авангарде научных открытий и промышленных изобретений были Англия, Германия, Франция, Россия и США. Но у практичных американцев все сразу входило в жизнь (телеграф, электрическая лампочка, самолет, телефон, комфортабельные железнодорожные вагоны, усовершенствованная Зингером швейная машина, автомобиль, самолет и т. д.). Именно американец Марк Твен стал первым писателем, сочинившим на пишущей машинке «Приключения Тома Сойера» (1876 г.).

В американском г. Локпорт появилось первое центральное паровое отопление (1877 г.), в 1883 г. У. Дженни построил в г. Чикаго первый 10-этажный небоскреб. В США впервые появились первые лифты, эскалаторы.

Автомобиль изобрели в Германии в 1885 г., но именно американец Г. Форд наладил их массовое производство на конвейере. Потому в ХХ в. автомобиль стал не только способом быстрой доставки грузов, но и обычным средством передвижения американцев.

В 1901 г. в Англии началась промышленная стандартизация. В том же году Р. Олдс построил первый конвейер. В XX веке изобретено искусственное волокно (ацетат), промышленный синтез каучука (С. В. Лебедев, 1926 г.) и т.д.

В США в 1944 г. была построена первая счетно-перфорационная машина, а в 1946 г. - изобретена электронная цифровая вычислительная машина. 12 августа 1981 г. был создан первый ПК, который стал началом «компьютерной революции».

В 1970 г. американский социолог и политолог З. Бжежинский отметил: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, а Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-технический прогресс и массовую культуру».

В Новое время возникли непростые отношения прогрессирующего в науке и технике Запада с Востоком. Индия, открывшая с конца XV в. торговлю с европейцами, в итоге потеряла независимость и в конце XVIII в. стала английской колонией. Элита индийского общества стала приобщаться к европейской культуре, получать образование в Англии, не теряя своего национального самосознания. При низком уровне жизни простого народа, в индийское общество постепенно входила система европейского образования, достижения науки и техники, вырабатывались принципы политической организации общества. Всеобъемлющей партией стал Индийский Национальный Конгресс во главе с М. Ганди. В 1947 г. Индия добилась независимости.

Китай и Япония, наоборот, избегая контактов с европейцами, закрыли границы и пребывая в состоянии ведения натурального хозяйства, находились в экономическом и техническом застое. Под нажимом европейских стран и США они открыли границы только во 2-й пол. XIX в. Китаю в ХХ веке предстояла длительная гражданская война и борьба с оккупантами-японцами, а Япония вступив в союз с фашистами, была ввергнута во вторую мировую войну. Провозглашение Китайской народной республики в 1949 г., и капитуляция Японии в 1945 г. фактически означало их вхождение в цивилизованный мир. Япония к концу ХХ в. встала на один уровень с индустриально развитыми странами Запада.

Научно-технический прогресс дает возможность развитию промышленности и сельского хозяйства, добиться большого эффекта в обеспечении жизненных потребностей, сделать жизнь человека комфортной и даже увеличить ее продолжительность.

Современная цивилизация без развития науки невозможна. Наука стала основой образования, мировоззрения, отношений к природе и обществу. Но развитие науки становится самоцелью, и она, все больше сближаясь с техникой, отдаляется от человека. А техника, играя решающую роль в современной цивилизации, может привести ее к гибели.

Существуют две точки зрения. Первая (сциентизм) прославляет НТП, преувеличивая значение науки и техники и преуменьшения роль других сфер культуры. Сторонники второй (антисциентизм) полагают, что НТП не является безоговорочным благом для общества, и не является средством решения всех социальных проблем.

Научно-технический прогресс, негативное воздействуя на природу, дал целый ряд проблем: приближение экологического кризиса, природные катаклизмы, техногенные катастрофы, спровоцированные деятельностью человека. НТП опережает духовно-нравственный прогресс человека. Признать НТП абсолютным благом, будет возможно тогда, когда при этом уравновеситься вся сфера общемировых ценностей культуры.

Мировая цивилизация должна сбалансировать в XXI веке все изменения в материальной и духовной культуре с «миром природы» таким образом, чтобы между ними всегда существовала гармония.

Открытия и изобретения Нового и Новейшего времени

Физика, астрономия. И. Кеплер опубликовал трактаты об открытии законов движения планет (1609, 1619 гг.); Г. Галилей при астрономических наблюдениях обнаружил пятна на Солнце, фазы Венеры, горы на Луне, четыре спутника Юпитера, изобрел телескоп (1621 г.); Б. Паскаль открыл закон гидростатики, в 1643 г. изобрел арифмометр (подобный создал Г. Лейбниц в 1673 г.); Э. Торричелли изобрел ртутный барометр и измерил атмосферное давление (1643 г.); О. Ремер измерил скорость света (1676 г.); И. Ньютон исследовал разложение белого цвета на семь цветов (1666 г.), изобрел телескоп-рефлектор (1668 г.), открыл закон всемирного тяготения (1687 г.); Х. Гюйгенс создал волновую теорию света (1690 г.). В начале XVIII века немец Г. Фаренгейт изобрел ртутный термометр.

Медицина. Учение о кровообращении создал англичанин У. Гарвей (1628 г.); Р. Гук открыл клеточное строение вещества (1655 г.); в Англии С. Пепис сделал переливание крови от собаки к собаке (1666 г.), профессор Сорбонны Ж. Дени произвел первое успешное переливание крови юноше (1667 г.); голландец А. Левенгук открыл микроорганизмы (1667 г.). Вакцинацию от оспы применил в 1796 г. в Англии Э. Дженнер.

Промышленность. В 1709 г. А. Дарби построил коксовую печь; В 1716 г. швед М. Тривалд придумал систему центрального отопления с помощью горячей воды. В Англии в 1698 г. построил паровую машину Т. Севери, в 1712 г. Т. Ньюкамен – первую паровую машину с использованием поршня; в 1784 г. Дж. Уайт ее усовершенствовал. Первая прядильная машина изобрел в Англии в 1765 г. Дж. Харгвис.

Освоение электрической энергии. Итальянец А. Вольта получил в 1799 г. первый источник электричества («вольтов столб»). М. Фарадей «открывает» электричество, изобретает электромотор и генератор (Англия, 1821, 1831 гг.). Б.С. Якоби изобретает электродвигатель постоянного тока (Россия, 1838 г.). Электричество начинает входить в жизнь. В 1858 г. в Европе построен первый электрический маяк. В 1873 г. И. Фонтен осуществил первую передачу электроэнергии по проводам. В 1875 г. А. Ладыгин изобрел электрическую лампочку вакуумного типа (Россия). В 1879 г. американец Т. Эдисон изобрел лампу накаливания такого же типа, а в 1889 г. построил первую общественную электростанцию в Нью-Йорке. В 1884 г. в Англии построена первая электростанция переменного тока. В 1889 г. построена первая гидростанция (г. Портленд, США). В 1872 г. В. Чикалёв изобрел электрическую швейную машину (Россия).

Развитие транспорта. В 1790 г. Дж. Рамсей и Дж. Фитч использовали в США суда с паровыми двигателями для регулярных грузовых рейсов. В 1803 и 1807 гг. француз Р. Фултон продемонстрировал первые речные пароходы (на р. Сена, на р. Гудзон (США). В 1815 г. один из английских промышленников построил в России пароход, «ходивший» из Петербурга в Кронштадт. В Англии в 1803 г. Р. Тревитик построил первый паровоз, в 1814 г. - Дж. Стефенсон. В 1825 г. в Англии построена первая общественная железная дорога. 11 ноября 1837 г. была пущена первая железная дорога в России (27 км, Пeтepбypг - Царское Село).

В январе 1863 г. в Лондоне пущено первое метро. В 1881 г. в Западной Европе пошел первый трамвай, в 1882 г. - троллейбус. В 1879 г. построена первая электрическая железная дорога (инженер В. Сименс). В 1885 г. немецкий инженер К. Бенц построил первый автомобиль с газолиновым двигателем, Г. Даймлер в 1885 г. изобрел мотоцикл, автомобиль, в 1886 г. - моторный катер. В 1890-е гг. в США появился первый автобус.

17 декабря 1903 г. братья Райт совершили первый полет на самолете с бензиновым двигателем (США). В 1910 г. открыта первая пассажирская линия в Германии (дирижабль). В 1907 г. француз Вреге изобрел вертолет. 1908 г. - А.О. Кузин изобрел аэросани (Россия).

В 1924 г. - построен первый советский автомобиль. 15 мая 1935 г. состоялось открытие Московского метро.

Средства связи. В 1832 г. П. Шиллинг изобрел телеграф. 1835 г. – его изобрел американец С. Морзе, который в 1844 г. передал первую телеграмму. В 1850 г. русский ученый Б. С. Якоби построил первый буквопечатающий телеграфный аппарат.

В 1861 г. И. Райс, а в 1876 г. – американец А. Белл изобрели телефон. В 1895 г. русский инженер С. Попов изобрел радио, а в 1898 г – его изобрел и запатентовал итальянец Маркони.

Другие изобретения. 1833 г. - в США У. Хант изобрел швейную машину; Э. Хау запатентовал аналогичный образец в 1846 г. 1851 г. - И. Зингер усовершенствовал конструкцию швейной машины и вместе с Э. Кларком основал известную на весь мир фирму «Зингер».

Открытия в физике, астрономии, освоение космоса и атомной энергии: 1894 г. - К. Э. Циолковский открыл идею самолета с двигателем внутреннего сгорания. 1898 г. - П. и М. Кюри открыли явление радиоактивности (Франция). В 1903 г. - Э. Резерфорд открыл электрон, в 1903 г. - Э. Резерфорд и Ф. Сорди создали общую теорию радиоактивности. 1903 г. - К. Э. Циолковский издал труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами». 1905 г. - А. Эйнштейн создал теорию относительности. 1906 г. - Н. Жуковский создал формулу определения подъемной силы в аэродинамике. 1909 г. - изобретен турбореактивный двигатель (схема Н. Герасимова). Гипотезу строения атома в 1911 г. выдвинул Э. Резерфорд.

1926 г. - первый запуск ракеты на жидком топливе (США). 1927 г. - Я. Оорт открыл вращение Галактики. 1932 г. - Открытие нейтрона (Дж. Чадвик), открытие позитрона (К. Д. Андерсон). 1934 г. - И. и Ф. Жолио-Кюри открыли искусственную радиоактивность. 1945 г., 16 июля - экспериментальный взрыв американской атомной бомбы. 1946 г., 25 декабря - запущен первый в Европе атомный реактор (СССР). 1949 г. 25 сентября - первое испытание в СССР атомного оружия. Руководитель проекта И. Курчатов. 1959 г. – в СССР построен ледокол «Ленин» - первое гражданское судно на ядерном топливе. 1954 г. - в г. Обнинске построена первая атомная электростанция (СССР). 1957 г., ноябрь, - запущен первый искусственный спутник Земли (СССР). 1959 г. - автоматическая станция «Луна-2» начала исследования Луны (СССР). 1961 г., 12 апреля. Ю. Гагарин совершил первый полет человека в космос (СССР). 1962 г. - Джон Гленн стал первым американским астронавтом, совершившим орбитальный полет. 1965 г. - построен первый спутник связи «Молния -1» (СССР). 1965 г. - первая посадка космического аппарата на Луну («Луна-9»). 1965 г., март - первый выход человека в открытый космос. А. Леонов. 1969 г. - американские астронавты Н. Армстронг, Э. Олдрин, М. Коллинз побывали на Луне. 1971 г., 27 ноября - советская автоматическая станция «Марс-2» достигла поверхности планеты Марс и начала его исследования. 1998 г., 29 октября начался девятидневный космический полет 77-летнего Джона Гленна. Научной задачей было изучение воздействия космоса на пожилого человека (США).

 

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

V. 1. Понятие «цивилизация»

Это понятие одно из ключевых терминов культурологии. Что называют цивилизацией, каковы ее основные признаки? В 5-м издании «Философского словаря» под ред. И.Т. Фролова дано весьма краткое определение: «Цивилизация (от лат. сivilis - гражданский, государственный) - совокупность материальных и духовных достижений общества».

Л.И. Семеникова дает более подробное и широкое определение: «Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».

Одно из главных значений понятия «цивилизация» сегодня - уровень развития, которого достигли еще не все страны и народы. Показателями «цивилизованности» страны называют невысокий уровень смертности, особенно детской, санитарное состояние городов, успешное решение экологических проблем и пр. Сегодня таковыми называют США, Западную Европу, Японию и другие страны с высокими доходами населения, высоким уровнем технического, экономического и социального развития.

Понятие «цивилизация» сегодня ассоциируют с комфортом, наличием множества бытовых удобств, технических изобретений (электричество, холодильники, телефон, телевидение, автомобили, самолеты и др.). Хотя 200-150 лет назад обходились без них, но сейчас их отсутствие человеку покажется странным и неудобным для жизни.

В ценностном отношении с понятием «цивилизация» можно ассоциировать материальные достижения, технический прогресс, а с понятием «культура» – духовное содержание цивилизации.

Понятие «культура» социологии часто применяют к сфере образования, науки, искусства, философии, религии, морали, этническим особенностям, а «цивилизация» - к материальной сфере, развитию информационных связей, техники, экономики, транспорта, сферы, но такое употребление понятий не общепринято.

Сегодня можно говорить о развитии мировой цивилизации, как вершине технических достижений человечества, развития науки, внедрения новых технологий, новых источников энергии. Применение понятия «цивилизация» для характеристики мирового культурного прогресса может выглядеть и таким образом: дописьменная цивилизация – письменная цивилизация – машинная цивилизация – информационная цивилизация.

Писатели-фантасты часто применяют названия «внеземные цивилизации», «цивилизации роботов» к научно-техническим достижениям неких живых и одаренных интеллектом существ, обитающих в космосе.

***

К истории вопроса. В античности употреблялись близкие по смыслу понятия «сivilis», «civisitas» (лат.- гражданин, горожанин), которые ассоциировались у римских граждан с представлениями о Римской империи, основой которой считали «разумные» и «справедливые» законы. Мир за ее границами был миром варваров и восточных царей-деспотов, что происходило от отсутствия истинной мудрости, воспитанности и образованности. Варварам характерна жизнь по законам природы, дикость и невежество, жителям Востока - жестокость и несправедливость.

Французские просветители ввели понятие «civilisation» (цивилизация), вошедшее во все европейские языки. Они считали, что «цивилизованность» европейцев проявляется в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах; достижениях техники, науки и искусства. Древние и неевропейские народы просветители называли «нецивилизованными». Можно цивилизовать и африканцев, приобщая их к европейской культуре.

А. Фергюсон (1768 г.) впервые назвал «цивилизацией» ступень общественного развития, идущего на смену дикости и варварству. Ее появление он связал с введением земледелия и установлением частной собственности, закрепленной законом.

Г. Гегель использовал понятие «цивилизация» для характеристики материально-технической базы общества, притом называл и «неолитическую цивилизацию».

Американский антрополог Л. Морган («Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», 1877 г.) показал эволюцию семейных, общественно-экономических и культурных отношений. На стадии «цивилизации» возникли государства, письменность, появились ремесло и торговля.

Русский ученый Л. И. Мечников («Цивилизация и великие исторические реки», 1889 г.) считал, что первые цивилизации зародились в речных долинах Азии и Африки и были связаны с ирригационным земледелием. Общество развивается под влиянием географической среды, прежде всего, гидросферы. Развитие речных, морских и океанических путей сообщения порождают древнюю, средневековую и современную цивилизацию.

Э. Тайлор применял понятия «культура» и «цивилизация», как равнозначные, а О. Шпенглер и Н. Бердяев, наоборот, их противопоставляли. Н. Бердяев писал, что цивилизация - это «смерть духа культуры».

О. Шпенглер разграничил понятия «культура» и «цивилизация», как раннюю и позднюю стадии развития «локальных» культур. На стадии цивилизации происходит распад органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.

П. Сорокин трактовал культуру, как духовное наполнение цивилизации. В его концепции, цивилизация включает в себя не только «плюсы» культурных достижений, обеспечивающих расцвет этноса, но и все «минусы» общественного развития на данном этапе исторического развития. Утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию «бездуховной» цивилизации.

В отличие от них, А. Тойнби в «Исследовании истории» писал, что цивилизация - это единый организм, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Цивилизация может продолжать существование, и на нее не распространяется необходимость биологического старения и смерти.

Идею самобытности русской цивилизации развивали в 30-50-х гг. XIX в. «славянофилы» (А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин, И. и К. Аксаковы, А. Кошелев), усвоившие идеи И. Гердера и Ф. Шеллинга о «народном духе». Выступавшие против них «западники» (В. Белинский, А. Герцен, Т. Грановский, Н. Огарев, И. Тургенев, С. Соловьев), утверждали о необходимости развития культуры России по западноевропейскому образцу.

Идеи «славянофильства» были «отправной точкой» для Н. Данилевского, создавшего концепцию особых культурно-исторических типов (цивилизаций).

В 1920-30 гг. в эмигрантском зарубежье возникла теория «евразийства» (Н. Трубецкой, П. Сувчинский, П. Савицкий, Г. Флоровский и др.). Они рассматривали Россию как особую (не европейскую и не азиатскую) цивилизацию, а «Евразию», куда включали и «туранский элемент» (тюркские, угро-финские, народы Сибири и Дальнего Востока).

С.А. Завадский и Л.И. Новикова («Искусство и цивилизации», 1986 г.) выделили восточные цивилизации (Индия и Китай), отличающиеся «традиционализмом»; западную цивилизацию динамичного типа (Европа и Северная Америка); арабо-мусульманскую цивилизацию ассимиляционного типа, возникшую на базе культур-предшественников и заимствованиях; латиноамериканскую цивилизацию метисного типа (симбиоз культур Европы, Африки и аборигенов Америки).

Американский социолог и политолог С. Хантингтон назвал цивилизациями сообщества, отличающиеся своей историей, языком, традициями, религиями и выделил восемь цивилизаций: африканскую, западную, индуистскую, исламскую, конфуцианскую, латиноамериканскую, славяно-православную и японскую. Он считает, что как субъекты мировой политики, они пришли к концу ХХ в. на смену государствам-нациям.

 

V. 2. Цивилизационный подход

В понятии «цивилизационный подход» объединяют научные принципы, противостоящие господствовавшему в XVIII-XIX вв. «европоцентризму», по которому существует только один центр мировой культуры (Западная Европа) и ее универсальные формы развития, которые в наибольшей степени выражают сущность культуры, ее образцы, превосходят все остальные культуры.

Представителей научного направления, которых объединяют «цивилизационным подходом», не представляют общей научной школы, выработавшей единую концепцию и общую методологию исследований. К ним относят русского ученого Н.Я. Данилевского, немецкого мыслителя О. Шпенглера, английского историка А. Тойнби, русско-американского социолога и культуролога П. Сорокина, американского социолога и политолога С. Хантингтона. К «цивилизационному подходу» близки труды русских ученых К.Н. Леонтьева и Н.А. Бердяева.

Представители «цивилизационного подхода» критиковали сам принцип культурного моноцентризма, исходя из идеи существования «локальных» культур, как относительно замкнутых социокультурных систем «органического» типа. Мировое сообщество они рассматривали как одновременное сосуществование различных целостных «культурно-исторических типов» (идея Н. Данилевского), имеющих свой внутренний потенциал развития. В развитии локальных цивилизаций есть нечто уникальное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с ними.

В цивилизационном подходе выделяют специфические исторические типы культур, (часто называемые цивилизациями) - замкнутые, не поддерживающие диалога с другими.

Цивилизационный подход в культурологии основан на принципах «органицизма», культурного плюрализма и культурного полицентризма.

Принцип «органицизма» заключается в том, что каждую цивилизацию (иначе, «локальная культура») рассматривают как аналог целостного живого организма, относительно замкнутого от других социумов. Ее развитие имеет циклический характер, как и любое живое существо, она рождается, растет, расцветает, стареет и неизбежно гибнет.

Идеи Л.Н. Гумилева («Этногенез и биосфера Земли») в чем-то перекликаются с теориями локальных цивилизаций. Он связал понятие «цивилизация» с особенностями этнической истории. Л.Н. Гумилев показал влияние природно-космических факторов на процессы этногенеза и пассионарность человека. Этнос живет не более 1200-1500 лет. За это время он рождается, проходит стадии юности, зрелости, а затем гибнет.

Цивилизационному подходу в современной науке, в известной степени, соответствуют и понятия «культурный плюрализм» (от лат. «pluralis» - «множественный, многообразный») и «культурный полицентризм» (от греч. «poly» - «много», и лат. «centrum» - «средоточие, центр»).

Существование многообразия специфических культур нельзя выстроить в порядке «высшие - низшие». Принципиально равноправны и равноценны все культуры и возможности различных путей их политико-экономического и социокультурного развития.

Распространение цивилизационного подхода привело к тому, что понятие «цивилизация» в какой-то степени утратило в науке один из аспектов первоначального значения, связанного с утверждением превосходства одних культур над другими.

В современной культурологии цивилизационный подход как бы «растворился» в различных направлениях исследований, но остался одной из главных ее парадигм, потому что он противостоит различным вариантам культурного моноцентризма, в особенности, «европоцентризму», «американоцентризму», еще имеющими распространение.

Цивилизационный подход не согласуется с прежде абсолютизированным в отечественной науке «формационным» подходом. Общественный прогресс представлялся идущим по линейной схеме: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социализм и коммунизм. Схема «достраивалась» особым, «азиатским» способом производства. Материальную культуру считали «базисом» общества, а духовную культуру, искусство - «надстройкой», зависящей от базиса.

По идее «догоняющего» развития слаборазвитые страны могли «перепрыгнуть» одну, две, даже три формации. Какое-либо африканское общество с родоплеменным образом жизни могло сразу «перешагнуть» в социализм. «Формационный» подход был ориентирован на развитие производительных сил, экономики, науки, но практически не учитывал природно-географические факторы, этнические особенности, религию и другие духовные стороны развития той или иной культуры.

 

VI. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

6.1. Историческая типология культур.

Локальные цивилизации

Типология культур - «учение» о видовых отличиях культур, основных типов развития мировой культуры (цивилизации). Возможно типологическое разделение культур по религиозному принципу (христианский мир, мир ислама, индийско-буддийский мир и др.), в котором объединяющей будет духовно-религиозная доминанта. Возможен и языково-этнографический принцип типологии, основанный на родстве языков (романский мир, германский мир, славянский мир, арабский мир, негро-африканский мир и др.).

Следует выделять не только динамику развития, но и то, что лежит в основании той или иной цивилизации (мировоззренческие идеи, материальное, духовное производство и пр.). Можно выделить три основных принципа различия типов культур (цивилизаций):

- географический - локализация культур в географическом пространстве;

- хронологический - локализация культур во времени, выделение самостоятельных этапов ее исторического развития;

- этнический - изучение специфических отличительных черт культуры на протяжении ее исторического развития.

Идеи «цикличного» развития цивилизаций принадлежат итальянскому мыслителю Дж. Вико («Основания новой науки об общей природе наций», 1725 – 1744 гг.). Он писал, что общество развивается циклично в силу своих внутренних и закономерных причин. Каждый народ проходит в своем развитии три эпохи («божественную», «героическую», «человеческую»), аналогичную периодам развития человека – детству, юности и зрелости.

По Вико, государство возникает в «героическую» эпоху и представляет господство аристократии (элиты) общества. В «человеческую» эпоху на смену ему приходит демократическое государство, где торжествует свобода и «естественная» справедливость. Это будет вершиной и зрелостью развития общества, после чего наступает упадок, а общество возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает развитие общества по восходящей линии, и начинается новый «цикл» его истории.

И. Гердер («Идеи к философии истории человечества», 1791 г.) выделял такие цивилизации, как Китай, Египет, Грецию, Рим, культуру Германии, России и др. Различие культур не должно разделять народы на «просвещенные» и «непросвещенные». И. Гердер был против «евроцентризма», подчеркивал азиатское происхождение ряда культурных феноменов.

Концепцию культурно-исторических типов впервые выдвинул русский мыслитель Н. Данилевский, но широкое распространение историко-типологические представления о культуре получили только в XX в. (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.).

Н. Данилевский в труде «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (журн. «Заря», 1868 г., отд. изд. 1871 г.) выдвинул понятие «культурно-исторический тип».

В хронологическом порядке появления 10-ти культурно-исторических типов он назвал: египетский; китайский; древнесемитский (ассиро-вавилоно-финикийский); еврейский; индийский; иранский; греческий; римский; новосемитский (аравийский); романо-германский (европейский). Исторически появляется новый, русско-славянский тип.

Н. Данилевский писал: «Европа видит в Руси и славянстве не только чуждое, но враждебное начало». Россия не является европейской страной. Развитие германо-романского типа культуры уже вступило в период упадка. Н. Данилевский противопоставлял ему молодой русско-славянский тип. Он входит в период расцвета своих сил, что позволяет ему развивать все 4 основные формы культуры: религиозную, научную, политико-экономическую и эстетическую. Русско-славянский тип может особенно преуспеть в социально-экономической сфере культуры, поскольку все иные типы развивали названные формы культуры только частично.

По Данилевскому, достижения исторически «преемственных» типов культур превосходят результаты «уединенных». А такие народы, как финны и кельты, составляют лишь «этнографический» материал, входящий в исторические народы-творцы. Другие (гунны, монголы, турки) выступают разрушителями культуры.

О. Шпенглер («Закат Европы», 1918-1922 гг.) культуру представил в качестве ряда специфических признаков, отличающих одно общество от другого, как форму исторической жизни людей, ограниченной «локальным» географическим пространством и рамками какой-либо исторической эпохи. Существовали различные типы локальных культур, которые в историческом времени, были непроницаемыми одна для другой.

О. Шпенглер выделял восемь равноценных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, магическую (арабскую), культуру майя, западноевропейскую. Он писал: «Каждая из высших культур обладает тайным языком мирочувствования вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит». О. Шпенглер дал некоторым и такие определения: «культура молчания» (древнеегипетская), «аполлоновская» (античная), «фаустовская» (западноевропейская) и «магическая» (арабская) душа.

О. Шпенглер назвал цивилизацию последней стадией развития культуры, после чего она гибнет. «Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией». Существовавшие ранее культуры возникали, развивались и исчезали, это угрожает и западноевропейской культуре.

К середине XX в. английский ученый А. Тойнби (теория «вызова» и «ответа») и П. Сорокин («волновые» модели социокультурной динамики) разработали более гибкие концепции циклической истории цивилизаций, чтобы объяснить кризисы в их развитии, гибель отдельных цивилизаций на ранней стадии существования.

А. Тойнби первоначально называл 21 цивилизацию, затем сократил их до 13-ти. Он считал, что цивилизация - сложная система, имеющая свой внутренний потенциал и механизм функционирования. Но благоприятные условия враждебны развитию цивилизации. Поэтому А. Тойнби рассматривал «вызов» и «ответ», как механизм развития цивилизации. Природа или социальное окружение бросают «вызов» обществу, а оно должно «ответить» развитием необходимых для этого качеств и характеристик культуры и получить стимул к развитию.

Иначе подошел к построению типов культур русско-американский ученый П. Сорокин. На основе изучения античной и европейской культуры, он пришел к выводу, что основных типов культуры всего два – «идейный» и «чувственный». Первый тип («идейный») - когда носители данной культуры основывают свое мировоззрение на господствующих в обществе идеалах. Второй («чувственный») – когда большинство носителей культуры обращают свое внимание на осязаемый чувствами предметный мир.

Между двумя основными типами культуры имеются еще два переходных типа. Один из них Сорокин назвал «идеалистическим» (не путать с «идейным»). Этот промежуточный тип характерен сочетанием двух основных элементов («идейного» и «чувственного») в единое целое, в котором господствует значение «идейного» и «чувственного» познания и восприятия мира. Его образцами он называет культуру «Золотого века» Древней Греции (V - IV века до н.э.) - время расцвета искусства, философии и демократии, а позднее – Ренессанс (XIV – XVI века н.э.) – появление идей гуманизма, расцвета искусства и др.

Другой промежуточный тип так же характерен присутствием этих двух элементов («идейного» и «чувственного»), но противостоящих друг другу. Таков тип европейской культуры в первые века н.э., когда появившееся и утверждавшееся христианство противостояло античному мифологическому политеизму и язычеству «варваров».

Сосуществуют пять основных, стремящихся к постоянству социокультурных систем: язык, этика, религия, искусство, наука. В различные исторические периоды эти базовые предпосылки и соответствующие им суперсистемы общества, находятся в различных фазах своего развития. П. Сорокин считал, что западная цивилизация, обогатившая «чувственную» культуру, уже прошла свой пик творческого развития.

По теории социокультурной динамики П. Сорокина (иначе - «маятниковая теория»), доминирующее в культуре мировоззрение («идеалистическое» или «чувственное») и его основные принципы постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются другим. Эта ритмическая периодичность социокультурных изменений подобна движению маятника часов. Переход культуры от одного доминирующего мировоззрения к другому сопровождается длительными кризисами культуры, трансформацией социальных норм и ценностей, войнами и бедствиями. Таковы Первая мировая война и Октябрьская революция в России.

В противоположность идеям О. Шпенглера и А. Тойнби, К. Ясперс считал, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития. В труде «Смысл и предназначение истории», он выделил в развитии культуры четыре исторических «среза»:

- возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;

- V-III тыс. до н.э. - появление «высоких» культур древности (Египет, Месопотамия, Индия, затем - Китай);

- VIII-II вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции произошло возникновение духовных оснований основных типов культур («осевое время»);

- с конца средневековья в Западной Европе началось вызревание новой, научно-технической эры. Она духовно оформилась в XVII в., приобрела всеобъемлющий характер с конца XVIII в. и получила стремительное развитие в XX в.

«Осевое время» мировой истории (800-200 гг. до н. э.) означало исчезновение великих культур древности: Египта, Месопотамии, Индии, Китая. На всем протяжении от Европы до Дальнего Востока, произошел резкий поворот в истории человечества: формировалось индивидуальное сознание, началась борьба рационального опыта - Логоса с Мифом, вырабатывались основные понятия и категории, закладывались основы мировых религий, происходило духовное основоположение современного человечества.

В «осевое время» в Китае созданы учения Конфуция и Лао-цзы; в Индии - написаны Упанишады, проповедовал Будда; в Персии - Заратустра; в Палестине - библейские пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Древней Греции - творили Гомер, Гесиод, создавали философские учения Парменид, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и др.

На Востоке появились конфуцианство и даосизм, буддизм, зороастризм, этический монотеизм в Палестине, философия в Древней Греции, где формировались два важнейших принципа: всечеловеческого единства и нравственной стойкости личности.

В Европе в орбиту «осевого времени» были втянуты германцы и славяне, на Дальнем Востоке - японцы, малайцы и сиамцы. Этносы, которые не смогли «перешагнуть» осевое время, остались в стороне от мировой истории и лишь позднее могли оказать опосредованное воздействие на современные культуры, если вошли в соприкосновение с каким-либо центром духовного излучения.

К. Ясперс называл «осевое время» периодом формирования духовных основ современной культуры, связывающим человечество в рамках единой мировой истории, масштаб, позволяющий ясно видеть историческое значение отдельных народов в целом. Существующими в ХХ в. К. Ясперс назвал западно-христианскую, православно-христианскую, исламскую, дальневосточную, индуистскую цивилизации.

Несмотря на различие подходов к типологии культур, их географической локализации и исторической периодизации, чаще всего, выделяют первобытно-архаическую культуру; «доосевые» древние локальные культуры; культуры Востока и Запада в «осевое время»; культуры Востока и Запада в эпоху распространения мировых религий; формирование общемировой цивилизации в эпоху развития научно-технического прогресса. Мировое распространение достижений науки и техники ставит вопрос о единой человеческой цивилизации будущего.

 

V. 3. Специфика цивилизаций «Запада» и «Востока»

Издавна распространено сравнение и даже противопоставление цивилизаций Востока и Запада. Английский писатель Р. Киплинг писал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда. Лишь у престола Господня в час Страшного Суда».

Но «Восток» и «Запад» - понятия географически условные. Древнеегипетскую, шумеро-вавилонскую, индийскую, китайскую, арабо-мусульманскую культуры относят к Востоку. Современную культуру Европы, Америки, Австралии, Новой Зеландии относят к Западу.

Л.А. Моисеева («История цивилизаций», Ростов н/Д, 2000 г.), отметила, что вопрос количества существовавших ранее и существующих сегодня цивилизаций, в принципе, не столь и важен. Л.А. Моисеева выделила три культурно-исторических типа цивилизаций:

1. Циклический тип развития (Восточная цивилизация);

2. Прогрессивный тип развития (Западная цивилизация).

3. Непрогрессивный тип развития (аборигены Австралии, индейцы Америки, племена Африки, малые народы Сибири и Северной Европы);

Восточный тип цивилизации (тип циклического развития) - возник в глубокой древности (Шумер, Персия, Др. Египет, Др. Индия, Др. Китай), но главные его черты сложились и приобрели типичные черты в культурах Индии и Китая.

К. Маркс характерный Востоку традиционализм называл «азиатским способом производства». Следует учитывать и специфику духовной жизни Востока (религию, философию, искусство, мораль). Та или иная религия (конфуцианство, даосизм, буддизм, индуизм и др.) на Востоке выступала философским учением и духовным фундаментом формирования цивилизаций. Их основу составляло религиозное мировоззрение с установкой на ритуал, ориентация общества на ритм природных циклов. Сакрализация власти наделяла восточных правителей в глазах масс сверхъестественными божественными качествами.

В восточном типе цивилизации коллективное общественное сознание почти полностью отрицало то, что мы называем личностным. Человек с его потребностями и интересами был в полной зависимости от власти и многочисленных родичей. Не возникала и проблема «отцов» и «детей», а была типична почтительность и высокий авторитет старших.

На Востоке массовое сознание носит харизматический характер: действительность воспринимается через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в сакральные силы. Боги, сакральные силы, воспринимаются как часть живой природы, которые сосуществуют рядом с человеком, влияют на него, участвуют в его жизни.

Представления об историческом времени на Востоке имеют так же свои особенности: прошлое, настоящее и будущее для человека существуют как бы одновременно. Это объясняется тем, что в восточных религиях «душа» считается бессмертной, изменяется только форма ее бытия. Поэтому свойственно особое почитание предков: «души» умерших (прошлое) существуют и в настоящем времени, но в другой форме, влияя на жизнь человека. Еще не родившиеся потомки (будущее) тоже существуют в настоящем, в форме «души».

Л.А. Моисеева пишет, что характерный восточный тип циклического развития можно изобразить в виде пружины, где каждый виток - это один цикл развития, а от одного витка к другому - «шаг» поступательного движения. Но при медленном, циклическом развитии общество имело высокоразвитые науку, культуру, философию, тончайшее искусство, поражающие мир открытия, богатую духовную жизнь.

Но личность собственной значимости и ценности там не имела. Человек как песчинка на берегу океана вечности, от него ничто не зависит. Символом восточной традиционной культуры будет человек в лодке без весел. Течение «реки времени» определяет путь человека, поэтому весла ему не нужны.

Обобщенное понятие - западная цивилизация сформировалась, как тип прогрессивного, динамичного развития культуры. В общих чертах ее развитие началось в ранних культурах средиземноморья и античной цивилизации, затем – в христианской средневековой романо-германской культуре и культуре Нового времени. Затем западная цивилизация «мигрировала» в США, Канаду, латиноамериканские страны, Австралию, Новую Зеландию, куда численно преобладающие над аборигенами эмигранты принесли варианты европейской культуры.

Начиная с Нового времени, западная цивилизация выдвинула науку и технику доминирующими сферами в общественном развитии. Развитие западной цивилизации определяют исторические эпохи, каждая из которых имеет свои характерные особенности культурной жизни, но в целом, имеют общую прогрессивную динамику развития.

Л.А. Моисеева пишет: «Если Китай и Индия всегда продолжали в своей жизни собственное прошлое, то для западной цивилизации характерна изначальность, возникающая как беспрерывное продолжение прошлого, которое она усваивает, перерабатывает и преобразует. От иудеев сюда пришли религиозные импульсы, от греков - философская широта, сила и ясность мысли, от римлян – знаменитое «римское право» и высокая степень организованности государства».

В античности были впервые поставлены и решены сложнейшие вопросы демократии: чтобы достичь гармонии в обществе, нужны хорошие законы, где личность и ее права первичны, а коллектив, общество - вторичны. Демократия предусматривала равенство всех граждан перед законом по принципу равных возможностей. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или вмешивалось очень незначительно.

Современная западная цивилизация начала восхождение в средневековье на основе христианства. Для западного самосознания христианство явилось великой формой организации человеческого духа, его идеи были не только духовными и организующими, но стали и основным источником понимания свободы. Гуманизм Ренессанса и Просвещения стал формой западной образованности, понимания сущности человека и целей общественного развития.

Л.А. Моисеева пишет, что западная цивилизация, по сравнению с восточной, внесла в мир человека нечто новое:

- развитие науки и техники внутренне и внешне революционизировали сознание человека и мир, положив начало подлинно мировой, глобальной истории человечества;

- в отличие от географически замкнутых культур Китая и Индии, территории Запада чрезвычайно разнообразны, потому страны и народы Запада имеют своеобразный и разнообразный облик;

- если Китай и Индия не знали политической свободы, Запад выдвинул идею политической свободы и возможность ее реальности;

- Запад рано познал рациональность: уже греческая рациональность отличается от восточного мышления последовательностью, позволившей развить математику, формальную логику, правовые основы государства;

- западный человек осознал, что он есть начало и творец всего, он - «мера и ценность всех вещей», осознал некое абсолютное «Я»;

- беспредельная динамика развития Запада вырастает из «исключений»; и в этом - постоянное беспокойство человека, неудовлетворенность, стремление к постоянному развитию, обновлению;

- Восток - состояние единения и отсутствие напряжения (от Византии до Китая), а Запад - это постоянное духовное и политическое напряжение, требующее растущей духовной энергии.

- Запад - постоянная борьба между государством и церковью, христианством и культурой, между католицизмом и протестантизмом, философией и теологией, между империей и отдельными народами. Под сомнение ставится решительно все;

- западный мир с самого начала развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока».

Особенность западной цивилизации - постоянные изменения на протяжении жизни одного поколения. Опыт старших быстро устаревает, поэтому следует неприятие молодыми прежнего образа жизни. Отсюда вечная проблема «отцов и детей». Прошлое воспринимается материалом для извлечения уроков, а общество ориентированно на прогресс и устремленность в будущее.

 

VI. 2. Восточные типы культуры (индийская, китайская)

В широком смысле слова под «Востоком» понимают культуры Индии, Китая возникшие в глубокой древности, и связанные с ними культуры соседних стран (Япония, Корея, Вьетнам, Монголия, Непал, Бирма и др.). Между ними характерны межкультурные взаимодействия. Так, японская культура связана с пришедшими извне буддизмом и конфуцианством, но обладает самобытностью.

Постижение высшего сакрального смысла, а не реализация собственных конкретных прагматических целей – в культурах Востока главная ценность человеческого бытия.

Основная заповедь Конфуция – «Не делай другому того, чего не желаешь сам себе, и тогда в семье и государстве к тебе не будут испытывать вражды». Первоначально конфуцианство - культ раболепного почтения от императора («сына Неба»), чиновников («мандаринов») до сыновей почтительности к старшим родственникам. Возникли сложные обряды («китайские церемонии»), принизывающие всю структуру общества. Власть императора – «сына неба» - наивысшая мудрость. Конфуцианство веками было государственной идеологией, чиновники обязаны были изучать его и сдавать экзамены, вырабатывать этикет почтительности.

Конфуцианство определило свой социальный идеал человека - бескорыстие, безупречную мораль, гуманность, сознание выполненного общественного долга. Цель человека и общества - движение и приближение к высшему идеалу.

Религиозно-этическое учение Конфуция переплетено в Китае с даосизмом, основанным его старшим современником, Лао Цзы. В даосизме есть понятие о противоположных и взаимосвязанных мировых силах «Инь» и «Ян», символически обозначающих женское и мужское начала, положительное и отрицательное, свет и тьму и т.д., с нарушением гармонии которых в мире наступает хаос. Небо и Земля - две важнейшие части зримого мироздания.

Понятие «дао» (путь), т.е. место человека в этом мире, его судьба, взаимоотношения с окружающим миром. Дао назначается каждому при зачатии, и изменить его нельзя. Дао имеют не только люди, но и животные, все сущее на Земле. Совершая любые поступки, человек должен это помнить. Человек должен осознать свое место в мире, в котором живет, найти свой дар и следовать ему в течение жизни и быть счастливым. Тогда человек сможет достичь гармонии в отношениях с Вселенной, природой. Лучший способ познать себя, свое «дао» - изучение окружающего мира. Чем большими знаниями обладает человек, тем больше он увидит взаимосвязей между отдельными явлениями, предметами, тем яснее станет для него картина мира, его собственное место среди множества вещей и явлений. Человеческая жизнь - бесконечное познание мира в целом и себя как его части; цель этого процесса - достижение всеобщей гармонии.

Стремление к духовному совершенствованию, религиозный поиск характерны и для буддизма. Буддизм создал Гаутама Сиддхартха из княжеского рода Шакья в VI в. до н.э. в Северной Индии. Его учение распространилось в основном за ее пределами - Непале, Тибете, Монголии, Китае, Корее, Японии и др.

Будда учил, что причина страданий человека заключена в его неспособности отказаться от мирских желаний, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от мирских желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, поведению, усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. Путем медитации можно достигнуть «нирваны» (полное отключение сознания человека от всех жизненных желаний и потребностей). Полная реализация этих духовных устремлений возможна лишь в монастыре, чему нужно посвятить весь смысл своей жизни.

Буддизм возник на основе индуизма. Как индуизму, так и буддизму, свойственно представление о переселении «души» (метемпсихозе). Общими являются понятие «сансара» - представление о непостоянстве всего живого, единая цепь переходов «души» из одного телесной оболочки в другую, цепь перерождений, круговорот рождения и смерти. Другое общее понятие «карма» - общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их полагающихся последствий. Карма определяет характер нового рождения «души» и последующего бытия.

В буддизме распространено монашество. Существует традиция, что юноша в восемнадцатилетнем возрасте на 1-2 года уходит в монастырь, чтобы решить, остаться там навсегда, или вернуться в мирскую жизнь.

В современной Индии буддистов всего 1% населения. Индуизм, сложившийся на основе брахманизма и более ранних арийских верований, исповедует более 80% ее жителей Индии. Основу индуизма составляют древние «Веды» (в санскрите - «ведать», «знание») и более поздние - «Брахманы», «Упанишады», эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата».

Характерная черта индийского общества – деление на касты, без чего невозможно понять его характер и своеобразие культуры. Существуют четыре касты - брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (слуги и крестьяне). Ниже них находятся «неприкасаемые», занимающие самое низкое положение в обществе, которые не входят ни в какую касту. Индуист не может перейти из одной касты в другую. Каста определяет в жизни индийца все: рождение, воспитание, вступление в брак, имена детям, обучение, отправление ритуалов. После смерти сожжение (иногда - погребение), по правилам, предписанным своей касте.

Как член своей касты индиец обладает и рядом прав – на поддержку со стороны всей касты, на участие в семейных праздниках, и других событиях. Кастовость придавала незыблемость, упорядоченность и смысл жизни.

В ходе индустриализации индийские города все больше становится классовыми, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остаетс

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

Тюменская государственная Академия искусств и культуры.. Кафедра культурологии.. канд филос наук доц каф культурологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историческое развитие искусства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕСТ № 1
Вопрос 1. Кто дал следующее определение – «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, зак

ТЕСТ № 2.
Вопрос 1. Художественная культура – как культурологическое понятие … а) относится только к архитектуре, дизайну, изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

ТЕСТ № 3.
Вопрос 1. Кому принадлежит высказывание - «Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные художест

ТЕСТ № 4.
Вопрос 1. Он писал, что «каждая из высших культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит»; ввел в характеристику типа культуры такие п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги