рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕСТ № 3.

ТЕСТ № 3. - раздел Культура, Культурология Вопрос 1. Кому Принадлежит Высказывание - «Миф, Как Первонач...

Вопрос 1. Кому принадлежит высказывание - «Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные художественно-бессознательным образом народной фантазией»:

а) К. Марксу;

б) Э. Тайлору;

в) Дж. Фрезеру.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - К. Марксу. Миф (от греч. «сказание», «предание») – сакральный рассказ, передающий представления древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и легендарных героях. Миф - это способ понимания мира и самого себя, рассказ о прошлом и средство объяснения настоящего.

Э.Б. Тайлор - английский антрополог и этнограф, представитель эволюционизма. В 1871 году выпустил труд «Первобытная культура», называя анимизм первой формой религии, ввел в науку понятие «культурных пережитков».

Фрезер Дж. Дж.— британский этнограф, историк религии, профессор Кембриджского университета. Создал множество научных трудов, среди которых выделяется многотомное религиоведческое исследование «Золотая ветвь», в котором изучены (на примерах религий самых различных народов) религиозные запреты (табу), тотемизм и магические представления.Фрезер назвал магию первобытной формой религии.

Вопрос 2. Какую теорию создал (труд «Homo Ludens») голландский ученый Й. Хейзинга?

а) Теорию психоанализа;

б) Теорию символических форм;

в) Теорию игровой культуры.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - теорию игровой культуры. Голландский историк культуры И. Хейзинга стал одним из создателей игровой теории культуры(книги «Осень Средневековья», «Homo ludens»). Нормы культуры, которым следует «человек играющий» (Homo ludens), предстают у Хейзинги как правила некой игры, а кризис культуры объясняется стремлением людей XX века нарушать эти правила.

Игровое направление в исследовании культуры — направление, в основе которого лежит трактовка игры как главнейшего феномена человеческого бытия и истока культуры. Исходные положения были заложены в работах И. Канта и Ф. Шиллера. В книге «Homo Ludens» («Человек играющий») выдвигает оригинальную концепцию игры как вида свободной деятельности, как формы происхождения культуры, как обязательного элемента культурной активности, как движущей силы культурного развития. Подчеркивает эстетичность и гармонизующую потенцию деятельного принципа игры.

Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд(1856-1939) - австрийский психиатр, философ. Обосновал метод исследования бессознательного, обнаружил имеющий конфликт между сознательным и бессознательным в человеке. Культура, по Фрейду, с одной стороны, налагает запреты на подсознательные влечения человека и создает механизмы охраны этих запретов; с другой — средствами искусства, религии и пр. смягчает тяжесть этих запретов, порождая определенные компенсаторные иллюзии.

Теорию символических форм создал Э. Кассирер. Согласно символической концепции способность создавать символические образы, а не разум, делает человека человеком в высшем значении этого слова. Считал также, что поскольку человек биологически слабее животного, то он неосознанно подражал ему. Таким образом, постепенно вырабатывается определенная система ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. В этом заключается символическое приспособление к миру. Символы, прежде всего, обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

 

Вопрос 3. Кто из ученых отметил существование в ХХ в. лишь пяти типов культур: западная христианская, православная христианская, исламская, дальневосточная, индуистская.

а) О. Шпенглер;

б) А. Тойнби;

в) К. Ясперс.

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - К. Ясперс.

К. Ясперс создал теорию «осевого времени» — ось мировой истории хронологически находится между

VIII и II веками до н. э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот

в истории развития: начинается борьба рацио­нального опыта — Логоса с мифом, вырабатываются

основные понятия и категории, закладываются основы мировых религий. В это время формируется

индивидуалистическое сознание, развитие рационального опыта. Те культуры, где не

произошел переход от мифологического сознания к рациональному, не смогли «перешагнуть»

осевое время. Данные культуры выделены по религиозному принципу.

Шпенглер и Тойнби выделяли типы культур (цивилизации) по географическим, историко-хронологическим

и этническим принципам .

 

Вопрос 4. Какое начало в культуре, как считал Ф. Ницше, связано со светлым, ясным, упорядоченным видением мира, с наибольшей силой воплотившееся в «зримых искусствах» - архитектуре, скульптуре:

а) С «дионисийским» началом;

б) С «аполлонийским» началом;

в) С «артемидовским» началом.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - с «аполлонийским» началом.

Фр. В. Ницше – немецкий философ, писатель, музыкант, поэт. В его трудах рассыпано множество плодотворных культурологических идей, в том числе, учение об аполлонийском и дионисиийском началах в культуре, анализ нигилизма, мысль о «переоценке всех ценностей» и т. д. В cвoeй работе «Рождение трагедии из духа музыки» он рассматривал историю древнегреческого искусства как результат борьбы двух начал. Одно, связанное с именем Аполлона, бога света и покровителя искусства, сопряжено со светлым, ясным, упорядоченным видением мира; оно с наибольшей силой воплощено в «зримых» искусствах — архитектуре, скульптуре.

Другое, названное в честь Диониса, бога виноделия и исступленного веселья, позволяет видеть мир как хаос, мрак, воспринимать иррациональные (непостижимые разумом) силы; сильнее всего это начало проявляется в музыке.

По Ницше, возможно гармоничное сочетание аполлонийского и дионисийского начал (в древнегреческой трагедии) и их разрыв, приводящий к подавлению дионисийских сил апполонийскими (философия Сократа и его последователей).

 

Вопрос 5. Какие идеи выдвигали «славянофилы»?

а) Единства мировой цивилизации и развития культуры России по западноевропейскому образцу;

б) Самобытного развития культуры России и славянских народов под эгидой православия;

в) Они рассматривали Россию как особую (но не европейскую и не азиатскую) цивилизацию, включая «туранский элемент» (тюркские, угро-финские и др. народы Сибири и Дальнего Востока).

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - самобытного развития культуры России и славянских народов под эгидой православия.

Славянофилы — А. Хомяков, И. и К. Аксаковы, И. и П. Киреевские, А. Кошелев, Ю. Самарин и др. — идеализировали допетровскую Русь, выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность с крестьянской общиной, православии как единственно истинном христианстве, соборности, в отсутствии борьбы социальных групп. Славянофилы считали, что ход естественного исторического развития России был нарушен Петром I, который, стремясь к европеизации страны, направил ее по ошибочному пути.

Идеи единства мировой цивилизации и развития культуры России по западноевропейскому образцу предлагали западники, среди которых были Т. Грановский, И. Тургенев, В. Белинский, М. Катков, А. Герцен, Н. Огарев и др., критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, полагая, что Россия должна развиваться в русле европейской культуры, учиться у нее. Западники исходили из представления о приоритете общечеловеческих ценностей над национальными, основополагающими считали свободу личности, индивидуализм и т. д.

Евразийцы (Е. Трубецкой, Савицкий и др.) рассматривали Россию как особую (но не европейскую и не азиатскую) цивилизацию, включая «туранский элемент» (тюркские, угро-финские и др. народы Сибири и Дальнего Востока).

 

Вопрос 6. Какая древняя цивилизация оставила в наследие человечеству такие феномены своей культуры, как юриспруденцию, основы системы государственного управления, военной тактики, философию, искусство красноречия, театр, архитектуру, скульптуру, литературу, мифологию, начала математики, физики и естественных наук, языки, используемые в научной терминологии, культуру земледелия, виноградарства и пр.?

а) Восточно-африканская;

б) Античная (средиземноморская);в

) Древнеамериканская (ацтеки и инки).

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - античная (средиземноморская).

Античная эпоха имела блестящую культуру — философию, литературу, театр, архитектуру, скульптуру и др. Благодаря поэтам и драматургам (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид и др.), мы знаем хорошо античную мифологию. В интерпретации мифов первыми драматургами Эсхилом, Софокл, Еврипидом, создавшими трагедию, важнейшими становятся морально-философские проблемы. Сохранились скульптурные изображения таких античных богов (напр., богини любви Афродиты), произведения таких ученых, как Евклид, Цицерон, Геродот.

 

Вопрос 7. Что такое массовая культура?

а) Культура, создаваемая господствующими и образованными слоями для элиты общества;

б) Народная культура, создаваемая основной массой населения, создающей в государстве материальные ценности;

в) Культура, имеющая межнациональное и повсеместное распространение, но в целом, не обладающая высокими этическими и эстетическими достоинствами.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - культура, имеющая межнациональное и повсеместное распространение, но в целом, не обладающая высокими этическими и эстетическими достоинствами.

Предпосылками массовой культуры были развитие светской культуры, процесс демократизации, уничтожение сословий в Новое время, НТР, индустриализация и связанная с ней урбанизация (в городе увеличивается возможность культурных контактов), развитие средств массовой культурной коммуникации, возможностей и потребностей совместной деятельности и отдыха людей.

Массовая культура, феномен XX века, не выражает взыскательных вкусов элиты общества, ни духовных поисков народа. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Она создается профессионалами, но общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию. Это распространение - кино, печать, поп-музыка, мода и др. Ее потребление не требует ни талантов, ни специальной профессиональной подготовки.

Вариант «а» – элитарная культура.Она создается авторами из привилегированных слоев общества, либо профессионалами - по их заказу. Она ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. К ней можно отнести науку, изобразительное искусство, «серьезную» музыку и др. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: ученые, литературоведы, критики, художники, писатели, артисты академических жанров, завсегдатаи музеев и выставок, театралы и др.

Вариант «б» – народная культура, это прежде всего, традиции, народные практические знания в области ведения хозяйства, медицины, воспитания детей, народная мораль, фольклор, обычаи, обряды и пр. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни людей. Народную культуру называют продуктом коллективного творчества, анонимных творцов из различных слоев населения.

 

Вопрос 8. Кто этих ученых включил культурологию в Международную энциклопедию социальных наук?

а) Л. Уайт, 1968 г.;

б) В. Освальд; 1909 г.;

в) Э. Тайлор, 1871 г.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ – американский антрополог Л. Уайт, 1968 г. Лесли Уайтсделал широко известным название науки - «Сulturogy», и благодаря ему ее включили в 1968 г. в Международную энциклопедию социальных наук.Уайт назвал культурологию принципиально новым путем в изучении культуры - от частных наук, рассматривающих отдельные аспекты и формы культуры, к целостному исследованию культуры.

В. Оствальд, немецкий химик и философ, в 1909 году впервые предложил термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура.

Э. Тайлор в 1871 году выпустил труд «Первобытная культура».

 

Вопрос 9. Насаждение арабами в результате завоеваний в VII-Х вв. своей культуры (мусульманской религии, языка и образа жизни) персам, тюркам и другим народам Азии и Северной Африки – это…

а) шиизм;

б) суннизм;

в) арабизация.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - арабизация.

Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. Арабизация — насаждение арабами своей культуры, религии, образа жизни завоеванным народам.

В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домусульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» — арабо-мусульманском обществе — «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах». Ислам впитал в себя элементы иудаизма, христианства, воспринял и синтезировал элементы греческой философии (в основном идеи неоплатонизма и перипатетической школы), римского права, восточных верований. Однако он является самостоятельным самобытным явлением. Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим в странах арабского халифата.

Шиизм (от арабского ши'а — группа приверженцев), одно из основных направлений в исламе (наряду с суннизмом). Возник в VII в. На почве споров о числе имамов и личности последнего из них он раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имама Али и его потомков.

Суннизм одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. Наряду с Кораном признаёт сунну — Священное предание, совокупность рассказов о Мухаммеде. Суннизм признаёт законность первых четырёх халифов. Приверженцы — сунниты — составляют большинство мусульман Российской Федерации.

Вопрос 10. Какие мировоззренческие идеи наиболее характерны для художников эпохи романтизма?

а) Воспевание в творчестве идеалов Просвещения, идей свободы, равенства и братства;

б) Уход в творчестве от реалий жизни в историю, ориентализм, фантастику, использование фольклора;

в) Идеи создания массового искусства, доступного для пролетариата.

 

Комментарии к тесту:

Правильный ответ - уход в творчестве от реалий жизни в историю, ориентализм, фантастику, использование фольклора.

В первой половине XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. Распространению романтизма, который представлял собой не только стиль искусства, но и определенный тип мировоззрения, способствовала общественно-политическая ситуация после Отечественной войны 1812 г. Идеалы героического служения, возвышен­ных чувств, естественность и индивидуализм, противостояние косности, бездушию характеризуют творчество представителей романтизма. Наиболее ярким проявлением романтизма в литературе была баллада, в которой воплотились характерные черты романтического мировосприятия — двоемирие (реальный и воображаемый мир), интерес к национальному прошлому, отсюда — опора на народные традиции. Это проявилось в творчестве В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова. Живопись романтизма представлена работами О. Кипренского (портрет А. Пушкина), В. Тропинина («Кружевница»), пейзажами С. Щедрина, И. Айвазовского и др. Проявлением романтических настроений в музыке стало распространение городской песни и романса, значительный вклад в развитие этих жанров внесли композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев.

Вариант «а» – классицизм, «классическая модель» культуры, сформированная в эпоху Просвещения, представляет из себя союз трех «столпов» — гуманизма, рационализма и историзма.

Он опирался на традиции античной культуры, используя ее основные принципы, элементы изобразительного искусства, сюжеты. Классицизму было свойственно выражение идеи торжества разума, возвышенных героических и нрав­ственных идеалов, строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Русский классицизм, прежде всего, проявился в литературе — возникли такие жанры, как ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Блестящим образцом классицистской литературы является творчество Г. Державина. В тесной связи с литературой развивается драматургия и театральное искусство.

Архитектуру классицизма характеризуют строгость и ясность форм, четкость организации пространства, симметричность, гармоничность интерьера, мягкость цвета. Наиболее выдающимися мастерами русского классицизма являются В. Баженов, М. Казаков, А. Воронихин, А. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, К. Росси, воплотившие идею гармонии мироздания.

Вариант «в» - пролетарская культура известное как движение Пролеткульта — литературно-художественной организации, основной целью которой стало создание пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествующей художественной культуре.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

Тюменская государственная Академия искусств и культуры.. Кафедра культурологии.. канд филос наук доц каф культурологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕСТ № 3.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историческое развитие искусства.
Художественная деятельность возникла в первобытной культуре вместе с развитием мифа, магии и обрядовой деятельности. Пещерная живопись (изображения животных) возникла 25-15 тыс. лет назад. Антропол

ТЕСТ № 1
Вопрос 1. Кто дал следующее определение – «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, зак

ТЕСТ № 2.
Вопрос 1. Художественная культура – как культурологическое понятие … а) относится только к архитектуре, дизайну, изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

ТЕСТ № 4.
Вопрос 1. Он писал, что «каждая из высших культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит»; ввел в характеристику типа культуры такие п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги