ТЕСТ № 4.

Вопрос 1. Он писал, что «каждая из высших культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит»; ввел в характеристику типа культуры такие понятия, как «аполлоновская», «фаустовская» и «магическая» душа?

а) П. Сорокин;

б) Н. Бердяев;

в) О. Шпенглер.

 

Комментарий.

Правильный ответ - О. Шпенглер.

В нач. ХХ в. немецкий ученый Освальд Шпенглер отметил несовпадение понятий «культура» и «цивилизация». В труде «Закат Европы» он назвал цивилизацию высшей стадией развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Поскольку существовавшие ранее существовавшие культуры возникали, развивались и исчезали, это угрожает и западноевропейской культуре, которую он назвал «фаустовской». Он писал: «Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией». По Шпенглеру, культура и цивилизация представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах, истребительными войнами. Цивилизация — период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель. Культура (цивилизация) предстает у Шпенглера в качестве ряда признаков, отличающих одно общество от других, указывает на форму исторической жизни людей, ограниченную рамками географического пространства и историческими границами какой-либо эпохи. Каждой цивилизации присуще циклическое развитие, что исходит из принципа органичности. Цивилизация, как и живое существо, рождается, растет, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет.

Н. Бердяев был сторонником цивилизационного подхода, который основан на принципах культурного плюрализма (лат. «pluralis» — «множественный, многообразный») и культурного полицентризма (греч. «poly» — «много»). Согласно этому подходу, существует многообразие культур, которые невозможно выстроить в порядке «высшие - низшие». В основе цивилизационного подхода лежит принцип, по которому каждая цивилизация (иногда их называют и «культурами») рассматривается как аналог целостного живого организма, относительно изолированного от других социумов и окружающей среды, но связанного с ней посредством обмена энергией. Их развитие имеет не линейно-стадиальный, а циклический характер, подобный циклу жизни организма (зарождение, рост, расцвет, старение, гибель).

Русско-американский ученый Питирим Сорокин (1889-1968), различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Создал теорию социокультурной динамики. Согласно ей, доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений. Сорокин считал, что любое социальное явление имеет три аспекта - личность, общество, культуру.

 

Вопрос 2. Появление гуманизма, как формы мировоззрения, обращение к наследию античности, процветание искусств, великие географические открытия, развитие товарно-денежного обращения были главной чертой этой эпохи, которая дала миру выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, литераторов, ученых и великих мореплавателей. В эту же эпоху по приказам монархов и католической инквизиции были преданы сожжению, казнены или преследовались ученые-естествоиспытатели и гуманисты-мыслители, которые создали литературные утопии о светлом будущем человечества. Это была эпоха…

а) Просвещения;

б) Ренессанса;

в) Барокко.

 

Комментарий.

Правильный ответ – ренессанс.

Под термином «Возрождение» (Ренессанс) первоначально понималось возрождение принципов античной культуры, пришедшее на смену искусству средневековья. Но в действительности смысл его шире. Художественная культура европейских стран XV—XVI столетий, проникнутая гуманизмом, не просто возвращалась к античности — она была новым явлением в истории В эпоху Ренессанса, характерного установкой на возрождение античной культуры, происходит появлением светского театра и нерелигиозного искусства, развитием книгопечатания на немецком, французском, английском и др. европейских языках, что подготавливает общество к обмирщению церкви. В процессе обмирщения, начавшемся в Новое время, прежде всего в результате научной революции, развитием материалистической философии религия утратила свое прежнее высокое положение в иерархии культурной жизни.

Дух и стиль Возрождения раньше и ярче всего обнаружили себя в искусстве Италии.Три великих имени — Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело— венчают и художественные поиски Ренессанса.

Вариант а - сформированная в эпоху Просвещения «классическая модель» культуры, представляет собой союз трех «столпов» — гуманизма, рационализма и историзма. Классицизм опирался на традиции античной культуры, используя основные ее принципы, элементы изобразительного искусства, сюжеты. Классицизму было свойственно выражение идеи торжества разума, возвышенных героических и нрав­ственных идеалов, строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов.

Барокко - стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI-XVII. Название происходит от итальянского bаrоcco — причудливый, странный. Есть и иное объяснение происхождения этого термина: так называли бракованные жемчужины голландские моряки. Долгов время олово "барокко" несло отрицательную оценку. В XIХв. отношение к барокко изменилось, чему послужили работы немецкого ученого Вельфлина. Главной задачей искусства стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний. Так определились основные черты—драматическая патетика, склонность к заостренным контрастам, динамичность, экспрессия, тяготение к пышности и декоративности. Постройки обязательно украшались причудливыми фасадами, форма которых скрывалась за украшениями.

 

Вопрос 3. Какие три основных принципа лежат в основе выделения локальных цивилизаций?

а) Географический, историко-хронологический, этнический;

б) Политический, социальный, экономический;

в) Религиозный, культурно-исторический, нравственный.

 

Комментарий.

Правильный ответ - географический, историко-хронологический, этнический.

Типология культур — учение о видовых отличиях культур, основных типов мировой культуры, получило широкое распространение лишь в XX веке (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). Три основных принципа выделения исторических различий культуры: 1) географический — локализация культуры в географическом пространстве; 2) историко-хронологический — выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, локализация во времени; 3) этническая специфика. Эти основные принципы лежат в основе выделения локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби.

 

Вопрос 4. Как называется подход, который стремиться взглянуть на культуру через призму проблем сознания, которое придает смыслы предметам и образует многообразный мир явлений, одной из областей которого является культура?

а) Феноменологический;б) Аксиологический;в) Деятельностный.

 

Комментарий.

Правильный ответ – феноменологический.

От греч. «phainomenon» — «образ, явление», подход, используя идеи философского учения о явлениях, стремится посмотреть на культуру через призму проблем сознания. Сознание придает смыслы предметам и образует многообразный мир явлений, одной из областей которого является культура.

Аксиологический (от греч. «axios» — «ценный, достойный») подход рассматривает культуру как совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями, систему ценностей, которые регулируют соответствующее отношение человека к предметам, идеям и другим явлениям окружающего мира, позволяют ориентироваться в нем.

Деятельностный подход рассматривает культуру как особый вид человеческой деятельности, осуществляемой людьми наряду с экономической, социальной, политической, интеллектуальной или иной деятельностью.

 

Вопрос 5. К. Ясперс назвал «осевое время» историческим периодом формирования духовных основ современной культуры, связывающим человечество «в рамках единой человеческой истории», масштаб, позволяющий отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Назовите исторический период «осевого времени».

а) II тыс. до н. э. (1800 - 1200 гг. до н. э.); б) I тыс. до н. э. (800 - 200 гг. до н. э.);

в) I тыс. н. э. (800 - 200 гг. н. э.).

 

Комментарий.

Правильный ответ - I тыс. до н. э. (800 - 200 гг. до н. э.).

К. Ясперс создал теорию «осевого времени» — ось мировой истории хронологически находится между VIII и II веками до н. э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в истории развития: начинается борьба рацио­нального опыта — Логоса с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, закладываются основы мировых религий. В это время формируется индивидуалистическое сознание, развитие рацио­нального опыта. Те культуры, где не произошел переход от мифологического сознания к рациональному, не смогли «перешагнуть» осевое время. Такие культуры оказали опосредованное воздействие на современные через дошедшие до нас культурные традиции, литературные и археологические памятники.

 

Вопрос 6. Как называют культуру общения, поведения, внешнего проявления отношений человека к другим людям:

а) Этикет;б) Гуманизм; в) Гедонизм.

 

Комментарий.

Правильный ответ – этикет.

Этикет - совокупность правил поведения людей, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и соответствие одежды); составная часть внешней культуры общества. В этикете проявляются и национальные различия.

Гедонизм — морально-этическая доктрина, по которой наслаждение является высшим благом и критерием человеческого поведения, определяющим всю систему моральных требований.

Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

 

Вопрос 7. Что означает принцип культурного «моноцентризма»:

а) Это методология исследований, которое кладет в основу объяснения социокультурных явлений понятие «организма», органической целостности, и в той или иной степени, уподобляет развитие социокультурных систем развитию живых организмов;

б) Это методология исследований, состоящая в признании существования множества различных и равноценных культур (цивилизаций), не сводимых к какому-либо единству общечеловеческой культуры (цивилизации);

в) Это методология исследований, который признает единое, универсальное развитие мировой культуры (общечеловеческой цивилизации).

Комментарий.

Правильный ответ - это методология исследований, который признает единое, универсальное развитие мировой культуры (общечеловеческой цивилизации).

По идее культурного моноцентризма (от греч. monos — «один, единственный»), по которой существует один центр мировой культуры и такие ее формы, которые в наибольшей степени воплощают сущность культуры, являются ее образцами, стоят на высшей ступени культурного развития, превосходят все остальные культуры. Таковыми воззрениями являются европоцентризм и американоцентризм, провозглашающие центром культуры Западную Европу или США.

Вариант а - Органицизм (принцип органичности) — направление в научных исследованиях, которое кладет в основу объяснения социальных и культурных явлений понятия организма, органической целостности, организации, в той или иной степени уподобляя развитие социокультурных систем развитию живых организмов. Широкое использование органических образов характерно для многих философов эпохи Просвещения, русских славянофилов XIX в., представителей цивилизационного подхода в культурологи.

Вариант б – этот принцип предложил Гегель, он ориентирован на европейскую цивилизацию.

 

Вопрос 8. Какое понятие относится к следующим словам: действия шамана направленные на то или иное явление природы, людей, с целью вызвать желательные последствия, это …

а) анимизм; б) магия;в) антропоморфизм.

 

Комментарий.

Правильный ответ – магия.

Магия — сакральные обряды, призванные практически, но сверхъестественным путем воздействовать на все явления материального и нематериального мира (природу, людей и различных духов). Магия существовала одновременно с тотемизмом, фетишизмом и анимизмом: с ее помощью пытались поддерживать связь с миром духов, тотемов, предков. Многообразие жизненных ситуаций породило множество магических действий — заклинание орудий труда и охоты, ворожба — любовная магия, черная магия, лечебная магия и т. д. Дж. Фрезер назвал магию первобытной формой религии.

Анимизм (от лат. - «душа, дух») - вера в наличие у человека «души», возможность существования души после смерти, вера в существование духов предков, а так же, одухотворение различных сил природы, наделение их разумом и сверхъестественной силой. Э. Тайлор, называя анимизм первой формой религии, ввел в науку понятие «культурных пережитков».

Антропоморфизм - (от греч. «anthropos» — «человек» и «morphe» — «форма, вид») — перенесение присущих первобытному человеку свойств и особенностей на те или иные предметы, природу или на понятие Бога.

 

Вопрос 9. Индуисты и буддисты верят в переселение душ. Они говорят, что общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, определяющих характер его нового рождения и последующей жизни – это…

а) медитация; б) нирвана; в) карма.

Комментарий.

Правильный ответ – карма.

Карма — в индуизме и буддизме — общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его ново­го рождения и последующего существования.

Медитация – это форма психотренинга

Нирвана – достижение в медитации определенного состояния души и тела.

 

Вопрос 10. Дидро писал: «Сделать добродетель – притягательной, а порок – отвратительным, вот истинная цель для всякого честного человека, владеющего пером или кистью, или резцом скульптора». Какую эпоху в Европе характеризуют эти взгляды на искусство?

а) Ренессанса;

б) Барокко;

в) Просвещения.

Комментарий.

Правильный ответ – Просвещение.

Сформированная в эпоху Просвещения «классическая модель» культуры, представляет собой союз трех «столпов» — гуманизма, рационализма и историзма. Классицизм опирался на традиции античной культуры, используя основные ее принципы, элементы изобразительного искусства, сюжеты. Классицизму было свойственно выражение идеи торжества разума, возвышенных героических и нрав­ственных идеалов, строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов.

Под термином «Возрождение» (Ренессанс) первоначально понималось возрождение принципов античной культуры, пришедшее на смену искусству средневековья. Но в действительности смысл его шире. Художественная культура европейских стран XV—XVI столетий, проникнутая гуманизмом, не просто возвращалась к античности — она была новым явлением в истории В эпоху Ренессанса, характерного установкой на возрождение античной культуры, происходит появлением светского театра и нерелигиозного искусства, развитием книгопечатания на немецком, французском, английском и др. европейских языках, что подготавливает общество к обмирщению церкви. В процессе обмирщения, начавшемся в Новое время, прежде всего в результате научной революции, развитием материалистической философии религия утратила свое прежнее высокое положение в иерархии культурной жизни.

Дух и стиль Возрождения раньше и ярче всего обнаружили себя в искусстве Италии.Три великих имени — Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело— венчают и художественные поиски Ренессанса.

Барокко - стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI-XVII. Название происходит от итальянского bаrоcco — причудливый, странный. Есть и иное объяснение происхождения этого термина: так называли бракованные жемчужины голландские моряки. Долгов время олово "барокко" несло отрицательную оценку. В XIХв. отношение к барокко изменилось, чему послужили работы немецкого ученого Вельфлина. Главной задачей искусства стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний. Так определились основные черты—драматическая патетика, склонность к заостренным контрастам, динамичность, экспрессия, тяготение к пышности и декоративности. Постройки обязательно украшались причудливыми фасадами, форма которых скрывалась за украшениями.

 

Билет № 5.

Вопрос 1. Кто писал: «Ни одна великая истина не вышла из нашей среды. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру».

а) К. Леонтьев; б) А. Хомяков; в) П. Чаадаев.

 

Комментарий.

Правильный ответ – П. Чаадаев.

Одним из первых вопрос о принципиальном своеобразии России, ее соотношении с другими культурами поставил Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) — мыслитель и публицист. Был близок декабристам, не разделяя их политического радикализма. Чаадаева принято относить к западникам, однако идеи о высокой общественно-исторической миссии России сближают его с славянофилами. За публикацию первого из «Философических писем» был объявлен сумасшедшим.

В первом из своих «Философических писем» (опубл. в 1836 г.) он высказал мысль о том, что Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, она существует для того, чтобы «преподать миру какой-нибудь важный урок». Но исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии мешает духовный застой и национальное самодовольство. Отсюда, по мнению Чаадаева, проистекают все беды России. Эта концепция стала импульсом для развития славянофильства и западничества — двух направлений в русской общественной мысли 30-40-х гг. XIX века.

К. Н. Леонтьев, оригинальный мыслитель и талантливый писатель. В отличие от Данилевского, его нельзя отнести к поздним славянофилам, так как Леонтьев подверг многие важнейшие идеи славянофильства резкой критике. Леонтьев с особой силой подчеркивал ограниченность существования любой культуры во времени. В размышлениях Леонтьева много общего с теорией О. Шпенглера, появившейся несколькими десятилетиями спустя. Леонтьев связывал расцвет культуры с ее сложностью, которая предполагает жесткую внутреннюю структуру и строжайшую дисциплину. Их ослабление ведет культуру к упрощению и, затем, к гибели. Культурологические воззрения Леонтьева являлись основой его крайнего политического консерватизма.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — русский философ, богослов, публицист, общественный деятель, поэт и драматург; один из основателей и вождей славянофильства, автор (или соавтор) всех его основных идей. В своем самом значительном (при жизни не изданном) произведении, «Записках о всемирной истории», возводил все религии и культуры к двум началам: «кушитскому» (культ необходимости, религиозный магизм) и «иранскому» (культ свободы, личностное начало). Объединение людей вокруг каких-либо культурных ценностей или идей Хомяков объяснял присущим человеку чувством «соборности» (общинности), которое, однако, не уничтожает человеческую свободу.

 

Вопрос 2. Уровень исследований, связанный с развитием понятийного аппарата науки, познанием общих закономерностей изучаемого феномена культуры, называется …

а) теоретическим;б) эмпирическим; в) культурологическим.

 

Комментарий.

Правильный ответ – теоретическим.

Это связано с понятийным аппаратом науки познанием ее закономерностей.

Эмпирический метод основан на практической проверке основных знаний, теорий, предположений.

 

Вопрос 3. Какой исторический тип культуры выделил О. Шпенглер, как находящийся в процессе возникновения?

а) Русско-сибирский;б) Японский; в) Северо-американский.

 

Комментарий.

Правильный ответ – русско-сибирский.

В нач. ХХ в. немецкий ученый Освальд Шпенглер отметил несовпадение понятий «культура» и «цивилизация». В труде «Закат Европы» он назвал цивилизацию высшей стадией развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Поскольку существовавшие ранее существовавшие культуры возникали, развивались и исчезали, это угрожает и западноевропейской культуре, которую он назвал «фаустовской». Он писал: «Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией». По Шпенглеру, культура и цивилизация представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах, истребительными войнами. Цивилизация — период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель. Культура (цивилизация) предстает у Шпенглера в качестве ряда признаков, отличающих одно общество от других, указывает на форму исторической жизни людей, ограниченную рамками географического пространства и историческими границами какой-либо эпохи. Каждой цивилизации присуще циклическое развитие, что исходит из принципа органичности. Цивилизация, как и живое существо, рождается, растет, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет.

Вопрос 4. Они являются фундаментальными категориями картины мира, как общечеловеческие представления культурного опыта и деятельности, символически отраженные в образной памяти, мировоззренческих конструкциях, языка, искусстве и пр. Назовите, что это?

а) Семь чудес света; б) Информационно-моделирующие системы общества; в) Универсалии культуры.

Комментарий.

Правильный ответ – универсалии культуры.

Универсалии культуры - это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи представителям всех культур, независимо от географического места проживания, исторического времени и социального устройства общества. Универсалии культуры являются спутниками человеческого бытия, фундаментальными категориями картины мира. В масштабе развития всего человечества (от лат. «universalis» — «общий, всеобщий») универсалии культуры - это общечеловеческие представления культурного опыта и деятельности, символически отраженные в образной памяти, мировоззренческих идеях, языке, искусстве.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, независимо от расы, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и пр. К ним относят: совместный труд, спорт, образование, наличие ритуалов, системы родства, правила взаимодействия полов, язык и т. д. У всех народов существуют обычаи, связанные с рождением, заключением брака и смертью. Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей.

Семь чудес света:

1. Египетские пирамиды. Самая древняя - пирамида фараона Джосера - воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Её высота 60 метров. Строитель первой пирамиды Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, а поздние времена был обожествлён, в его честь сооружались статуи и храмы. Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только у более поздних стены гладкие. Почему это произошло, до сих пор не выяснено.

2. Висячие сады в Вавилоне. Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицы Ассирии. По преданию, дочь богини Деркето - Семирамида росла в пустыне, в стае голубей. Потом её увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, который воспитал её как родную дочь. Семирамида была удивительно красива, умна и отважна.

3. Храм Артемиды в Эфесе. Покровительницей города была Артемида - дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом - покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.

4.Статуя Зевса в Олимпии. Статуя Зевса была изваяна гениальным древнегреческим скульптором Фидием, находилась в конце огромного зала храма, длина которого составляла 64 метра, ширина - 28 метров, а высота внутреннего помещения - около 20 метров.

5. Галикарнасский мавзолей. Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики была великолепная гробница в Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства – Галикарнассе, он имел удобное географическое расположение. Здесь был хороший порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль гавани находилась рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и её окаймления была проложена широко развернутая улица, “посредине которой был, воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света”, - записал Витрувий.

Гробница была воздвигнута в IV веке до н.э. царицей Артемисией.

6.Колосс Родосский, статуя Гелиоса - покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э. В память об успешной обороне острова. На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном белым мрамором искусственном холме, высотой 7 метров, была поставлена самая большая на свете статуя юноши ростом 36 метров.

7.Форосскиймаяк. Одно из семи чудес древнего мира - Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружён в 283году до н.э. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет, что само по себе примечательно.

Основным строительным материалом для него послужил известняк, мрамор, гранит.

Маяк состоял из трёх поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен.

 

Вопрос 5. Кто создал теоретическую концепцию, по которой каждый язык имеет свою «внутреннюю форму», специфическую структуру, обусловленную «самобытностью народного духа»?

а) В. фон Гумбольдт;

б) Б. Малиновский;

в) Л. Уайт.

Комментарий.

Правильный ответ - В. фон Гумбольдт.

Вильгельм фон Гумбольдт создал концепцию языка, органично вошедшую в современную философию культуры, философию языка и антропологию. Он писал, что каждый язык имеет свою «внутреннюю форму», специфическую структуру, обусловленную «самобытностью народного духа». Гумбольдт писал: «Языки - это иероглифы, в которых человек заключает мир и свое воображение...через многообразие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем о нем, и человеческое бытие становиться для нас шире, поскольку языки в отчетливых и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия».

МалиновскийБронислав К. (1884-1942) -британский этнограф и социолог, уроженец Польши, один из основателей функциональной школы в социологии и культурантропологии. Проводил полевые исследования культур аборигенов о. Новая Гвинея и архипелага Меланезия, позднее занимался разработкой теории социально-культурных систем, причинно-следственных и функциональных (отражающих отношения части и целого) объяснений социальных и культурных явлений. Он прославился и как исследователь культур туземцев Новой Гвинеи и островов Тихого океана, и как автор теоретических концепций культурной антропологии. Малиновский различал первичные (физиологические и психологические) потребности, которыми человек обладает от рождения, и вторичные потребности, порожденные культурой.

Американский антрополог Лесли Уайтсделал широко известным название науки - «Сulturogy», и благодаря его настойчивости ее включили в 1968 г. в Международную энциклопедию социальных наук. Уайт назвал культурологию принципиально новым путем в изучении культуры - от частных наук, рассматривающих отдельные аспекты и формы культуры, к целостному исследованию культуры.

 

Вопрос 6. Какое суждение правильное:

а) Маргинальность – понятие, которое характеризует адекватное мировосприятие представителя народно-традиционной культуры;

б) Маргинальность – понятие, которое указывает на гармоничное взаимодействие с или иными этническими или социальными группами людей;

в) Маргинальность – понятие, которое указывает на промежуточное, пограничное положение человека между двумя этническими или социальными группами людей.

 

Комментарий.

Правильный ответ - маргинальность – понятие, которое указывает на промежуточное, пограничное положение человека между двумя этническими или социальными группами людей. С маргинальностью связано понятие люмпены.

Люмпены — дословно: «люди в лохмотьях» — социальное дно общества. Люмпены имеют предельно низкий социальный статус, не могут и не хотят его повысить за счет собственных усилий.

 

Вопрос 7. «Эдипов комплекс» - это ….

а) ряд архитектурных сооружений в Древней Греции (г. Фивы);

б) по Фрейду – это совокупность чувств мальчика, а затем и мужчины, в основе которых лежит бессознательное сексуальное влечение к матери и враждебность к отцу;

в) современный туристический центр на Кипре.

 

Комментарий.

Правильный ответ - по Фрейду – это совокупность чувств мальчика, а затем и мужчины, в основе которых лежит бессознательное сексуальное влечение к матери и враждебность к отцу.«Эдипов комплекс»одно из центральных понятий психоанализа 3. Фрейда. Означает совокупность чувств ребенка-мальчика (а затем и взрослого человека), в основе которой лежит влечение к матери и враждебность к отцу. Оба чувства в процессе воспитания подвергаются «вытеснению» в область бессознательного, но никогда не исчезают полностью. С «эдиповым комплексом» Фрейд связывал не только причины психических расстройств, но и происхождение религии, морали, искусства, общественной организации, то есть придавал этому явлению универсальное значение. Учение об «эдиповом комплексе» произвело большое впечатление на людей искусства (например, на сюрреалистов), но подверглось жесткой критике со стороны ученых, среди которых были и последователи самого Фрейда.

 

Вопрос 8. В какой трактовке применяют в философии и культурологии понятие «миф»?

а) Вымышленный, фантастический рассказ; б) Первая синкретическая форма культуры;

в) Легенды и предания народа о своем прошлом.

 

Комментарий.

Правильный ответ – первая синкретическая форма культуры.

Словом «миф» в обыденной речи часто называют вымышленный, фантастический рассказ, или, наоборот, легендарное предание народа о своем прошлом, иногда - сказку и т. п. Но в философии и культурологии под понятием «миф» имеют ввиду первую синкретическую форму культуры, в которой заложены начала художественной деятельности, религии, морали, права и даже научного знания.

Классическое определение дал Карл Маркс: «Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные художественно-бессознательным образом народной фантазией».

Миф (от греч. «сказание», «предание») – сакральный рассказ, передающий представления древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и легендарных героях. Миф - это способ понимания мира и самого себя, рассказ о прошлом и средство объяснения настоящего.

 

Вопрос 9. Какая религия учит, что причина человеческих страданий заключена в его неспособности отказаться от мирских желаний и стремлением к радостям земного существования, а это мешает прервать круг нежелательных очередных «воплощений» души. Поэтому следует следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению.

а) Ислам; б) Конфуцианство; в) Буддизм.

 

Комментарий.

Правильный ответ – буддизм.

Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в северной Индии, на границе с Непалом 2500 лет назад. Позднее буддизм распространился в странах Азии (Тибет, Непал, Шри Ланка, Монголия и др., где является традиционной религией, а так же в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и др.). В самой Индии буддисты составляют только 1 % населения. Буддизм появился в результате «просветления» царевича по имени Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будды), который отрекся от своего прошлого, жены, ребенка, всех мирских плотских благ и стал на путь духовного совершенствования.

Этой религии свойственно учение о метепсихозе (переселению душ). Она учит, что причина страданий человека заключена в его неспособности отказаться от мирских желаний, стремлением к земному существованию и его радостям. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях - есть зло, которое приносит страдания всему живому. Причина зла и страданий - все человечеcкие чувства, страсти, желания; привязанность человека к чувственному миру перерождений. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить сансару («круговорот бытия»). Поэтому следует отказаться от мирских желаний и следовать “восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи праведной жизни, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению, под которым подразумевается отказ от всех человеческих интересов. Практически такая жизнь возможна только в монашеской общине. Мирянин должен соблюдать 5 моральных требований: воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя.

Ислам (мусульманство) - одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале 7 века нашей эры в период образования классового арабского государства. Слово ислам – означает покорность (перед Богом). Основатель ислама, Мухаммед, реальное лицо, живший с 570 по 632 гг. н. э. Его жену звали Хадижда, дочь – Фатима, зятя – Али, который был и его родственником.

Основой мусульманского вероучения являются вера в Страшный суд, Рай и Ад. Одной из важнейших сторон учения ислама является догмат о предопределении. Согласно ему, в мире все зависит от воли Аллаха, все события, как бывшие, так и будущие, предначертаны им еще в начале творения. Мусульманин обязан признавать «пять столпов» веры: Мусульманам предписано совершать пятикратные ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог, а также совершить паломничество (хадж) в Мекку.

Конфуцианство - религия, распространенная среди китайцев. Основатель ее, Конфуций (Кун Фу Цзы), живший 2500 лет назад, создал морально-этическое учение об отношении человека к семье и государству. При этом, все китайские подданные должны признавать безусловный авторитет старших в семье, за ее пределами - чиновников (мандаринов). По отношении к императору (сыну Неба) все китайцы находятся в сыновьей почтительности. Высший закон мудрости «Делай другим то, что ты желаешь себе» (Конфуций).

 

Вопрос 10. В чем заключается принцип «триединства», сформулированный поэтом Н. Буало, и распространенный, как образец, в драматургии эпохи классицизма?

а) Единство места действия, времени, неизменность характера героев в пьесе;

б) Патриотическое единство страны, религии и народных масс;

в) Единство мыслей, чувств и образа действий героев пьесы.

 

Комментарий.

Правильный ответ -единство места действия, времени, неизменность характера героев в пьесе

Сформированная в эпоху Просвещения «классическая модель» культуры, представляет собой союз трех «столпов» — гуманизма, рационализма и историзма. Классицизм опирался на традиции античной культуры, используя основные ее принципы, элементы изобразительного искусства, сюжеты. Классицизму было свойственно выражение идеи торжества разума, возвышенных героических и нравственных идеалов, строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов.

 

Билет № 6.

Вопрос 1. Русский ученый Сергей Широкогоров писал, что это - «группа людей, говорящих на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающих комплексов обычаев, укладом жизни, освященных традицией, отличающей ее от других групп». К какому научному понятию это относится?

а) Этнос, народ;б) Политическая партия; в) Класс, сословие, каста.

Комментарий.

Правильный ответ – этнос, народ.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в котором человек обязан исключительно рождением. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индуизмом. Согласно его канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни.

Политическая партия – имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников и ставящее своими задачами участие:
- в определении политического курса государства;
- в формировании органов государственной власти и управления; а также
- в осуществлении власти через своих представителей, избранных в представительные органы власти.

 

Вопрос 2. Какое определение будет более точным и правильным:

а) Культурология – наука о наиболее общих законах развития природы и общества;

б) Культурология – наука о познании законов красоты и эстетическом в жизни и искусстве;

в) Культурология – комплексная наука, изучающая культуру и цивилизации как целостные системы, развивающиеся в социальном времени и пространстве.

 

Комментарий.

Правильный ответ - культурология – комплексная наука, изучающая культуру и цивилизации как целостные системы, развивающиеся в социальном времени и пространстве.

Варианты а – так культурология рассматривается в философии.

Вариант б - так культурология рассматривается в эстетике.

 

Вопрос 3. В какой стране жил мыслитель, который в работе «Друг людей» ввел в научный лексикон понятие «цивилизация»? Отметив, что религия - главная пружина цивилизации, он писал: «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».

а) Англия, первая пол. XVII в., Бэкон; б); Франция, вторая пол. XVIII в., Мирабо

в) Россия, первая пол. XIX в., Чаадаев.

 

Комментарий.

Правильный ответ - Франция, вторая пол. XVIII в., Мирабо.

Понятие «civilisation» (цивилизация) появилось во Франции XVIII в. Его ввели в науку деятели Просвещения, и оно вошло во все европейские языки. Его значение восходит к латинскому корню: civisitas - не только гражданин, но и горожанин. Французским словом «civilis» («цивильным») называли человека, умеющего хорошо себя вести в светском обществе. Мирабо, в работе "Друг людей" (1756 г.), применил понятие «цивилизация» в следующем контексте: «Религия, бесспорно, наилучшая и наиполезнейшая узда человечества; это главная пружина цивилизации; она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает наше сердце и так далее».

Английский философ и политический деятель Френсис Бэкон (1561—1626 гг.) полагал, что научное знание есть техническая власть над природой. В работе «Новый органон» он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, основным методом познания считал опыт и эксперимент. Бэкон - автор утопии «Новая Атлантида». Полагал, что фундаментом процветающего государства являются развитая наука, техника и торговля, научно разработанная технология управления.

Поднимал вопрос о принципиальном своеобразии России, ее соотношении с другими культурами поставил Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) — мыслитель и публицист. Был близок декабристам, не разделяя их политического радикализма. Чаадаева принято относить к западникам, однако идеи о высокой общественно-исторической миссии России сближают его с славянофилами. В первом из своих «Философических писем» (опубл. в 1836 г.) он высказал мысль о том, что Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, она существует для того, чтобы «преподать миру какой-нибудь важный урок». Но исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии мешает духовный застой и национальное самодовольство. Отсюда, по мнению Чаадаева, проистекают все беды России.

 

Вопрос 4. Кто из них является представителем ценностного подхода в исследованиях культуры?

а) Леви Леви-Брюль; б) Клод Леви-Стросс; в) Генрих Риккерт.

Комментарий.

Правильный ответ - Генрих Риккерт.

Представители ценностного подхода сущность ценностей видят в их значимости, а не в их фактичности. Немецкий философ Генрих Риккерт (1863-1936) — «науки о культуре» связывает с познанием определенных ценностей (истина, красота, святость и т. д.). Под культурой он понимает «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями». Риккерт писал: «Продукты природы — это то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура, как-то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности». Риккерт считал, что во всех явлениях культуры воплощена какая-либо признанная человеком ценность, ради которой или созданы. Природа не имеет никакого отношения к ценностям. В объектах культуры заложены ценности, если же эти ценности отнять, то объект станет просто частью природы.

Французский антрополог К. Леви-Стросс стал одним из главных представителей структуралистского направления в культурной антропологии. Его творчество отличается богатством мыслей, философской глубиной и научной строгостью. Как это характерно для структурализма вообще, Леви-Стросс анализировал явления культуры как особого рода языки, что открыло возможность применения в этой сфере достижений современной лингвистики. Одна из главных тем размышлений Леви-Стросса — единство структур первобытных и современных форм мышления и культуры.

Л. Леви-Брюль показал, как функционирует мифологическое «дологическое» мышление, как оно обобщает, оставаясь конкретным и пр.

 

Вопрос 5. Кто писал: «Культура обозначает всю сумму достижений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми»?

а) К. Юнг; б) З. Фрейд;в) Вл. Соловьев.

 

Комментарий.

Правильный ответ – З. Фрейд.

ФрейдЗигмунд (1856-1939) — австрийский психиатр, философ, создатель психоаналитической теории (психоанализа). Обосновал метод исследования бессознательного, обнаружил имеющий конфликт между сознательным и бессознательным в человеке. Культура, по Фрейду, с одной стороны, налагает запреты на подсознательные влечения человека и создает механизмы охраны этих запретов; с другой — средствами искусства, религии и пр. смягчает тяжесть этих запретов, порождая определенные компенсаторные иллюзии. Фрейд придавал большое значение системе первобытных запретов — табу. «Культура обозначает всю сумму достижений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». Человек обладает совестью - особенностью, не присущей животному миру. Это выделило его из мира животных и создало культуру. Феномен появления совести восходит к первородному греху — нарушению табу и убийству сыновьями первобытного отца. Это привело их к раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых сексуальных стремлений. Таким образом, культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов; культурогенез обусловлен наложением запретов (табу), а главная задача культуры заключается в том, чтобы защитить отдельного человека и все общество от природы.

К. Юнг рассматривал мифы, как проявление в них «архетипов» «коллективного бессознательного». В аналитической психологии К. Юнга архетипы - это структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами художественного творчества, составляют основу общечеловеческой символики.

СоловьевСергей Михайлович (1820-1879) — великий русский историк, автор «Истории России с древнейших времен» (29 томов), многочисленных научных и научно-популярных работ по истории России, преподаватель, а затем ректор Московского университета, представитель русского западничества XIX века. Испытал влияние идей Гегеля, создал (во многом на основе критики гегелевской философии истории) собственную концепцию истории цивилизаций. В формировании каждой цивилизации выделял важнейшие факторы: географические условия, этнографические особенности (характер племени), исторические обстоятельства существования цивилизации и религиозные верования.

 

Вопрос 6. Обмирщение церкви - это...

а) формирование и явное преобладание в обществе светской культуры, независимой и свободной от религиозного влияния;

б) избегание светского влияния на церковь, и когда духовно-культурная деятельность людей направлена преимущественно на познание сущности и действий Бога;

в) утверждение инквизиции, диктата церкви, соблюдения религиозных обрядов и пр.

 

Комментарий.

Правильный ответ - формирование и явное преобладание в обществе светской культуры, независимой и свободной от религиозного влияния.

Обмирщение церкви - это формирование в обществе мирской, светской культуры, свободной от религиозного влияния. Этот процесс начался в Европе в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), а в России — в XVII-XVIII веках. Основные предпосылки обмирщения — развитие научных знаний, производства и торговли. В этом многие мыслители усматривают причины кризиса современной западной культуры, и условием ее возрождения считают религию. А. Тойнби признавал возможность спасения западной цивилизации путем усиления религиозно-церковного начала.

Вариант б описывает церковную культуру, которая преобладала в обществе в средние века. Религия как один из социально-исторических типов мировоззрения.

Вариант в показывает особенности католической церкви 13-19 веков. ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. «inquisitio» — «розыск») — в католической церкви в XIII—XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти, созданные для борьбы с инакомыслием (ересями).

 

7. Что означает термин «инкультурация» личности?

а) Приобщение индивида к чужой культуре, языку, включая усвоение им необходимых

норм и стереотипов поведения, бытовых привычек и т. п.;

б) Положительное эмоциональное самоощущение человека, находящегося в родной

этнической среде;

в) Он адекватен термину «маргинальность» и указывает на промежуточное, пограничное

положение человека между какими-либо этническими или социальными группами людей.

 

Комментарий.

Правильный ответ - Приобщение индивида к чужой культуре, языку, включая усвоение им необходимых норм и стереотипов поведения, бытовых привычек и т. п.

Американский антрополог ХХ в. Клакхон Клайд, при формировании культуры личности процессы воспитания считал основополагающими. Он ввел термин «инкультурализация» как наиболее точно отражающий процесс приобщения человека к культуре, как альтернативу понятию «социализация», широко употребляемому в США. По его мнению, термин «социализация» преувеличивает значимость освоения социальных ролей, в то время как термин «инкультурация» более точно отражает процесс приобщения человека (и ребенка, и взрослого) к культуре.

Вариант б показывает результат социализации, когда человек приобщился к родной этнической среде и хорошо к ней адаптировался.

Вариант в – маргинальность в данном отношении, одно из проблем связанная с культурной самоидентичностью. Ситуация, когда индивид чувствует, что находится между двумя культурами или социальными сферами, с присущим им образом жизни. В маргинальном, или промежуточном, состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворенность

 

8. Дайте правильный ответ: «В мифологической картине мира круг является символом и культом (чего?)……

а) мужского начала; б) женского начала; в) солнца.

 

Комментарий.

Правильный ответ – солнце.

Символы мужского и женского начал рассматриваются в китайской фолософии. Конфуцианство – религия, распространенная среди китайцев. Основатель ее, Конфуций, живший в 551-479 годах до н.э., создал морально-этическое учение об отношении человека к семье и государству. Пополненное учением даосов, испытав влияние буддизма, конфуцианство стало стержнем китайского менталитета. В соответствии с Дао, в мире взаимодействуют два противоположных начала – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало), которые достигая своего предела, переходят друг в друга. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил концепцию наилучшего государственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся.

 

9. Кому принадлежит так называемое «золотое правило» нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь сам себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут испытывать вражды».

а) Конфуцию;б) Будде; в) Мухаммаду.

 

Комментарий.

Правильный ответ – Конфуцию.

Так, морально-этическое учение Конфуция (конфуцианство) является национальной религией китайцев, синтоизм (культ предков и природы) - японцев, но на них повлиял буддизм.

Будда 2500 лет назад проявил просветление и этим показал, что возможно освободиться от неведения, он дал своим последователям в руки ключ к высшему и надёжному счастью. Это счастье содержит в себе освобождение от всех страданий обусловленного существования, совершенное знание природы всех явлений, а также неограниченную возможность помогать другим на пути к освобождению и просветлению. Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы, дал три больших цикла учений, которые соответствовали различным способностям учеников и показывали им путь к счастью.

Главными принципами ислама являются преклонение перед Аллахом, равенство всех людей перед ним, справедливость, миролюбие, милосердие, морально-нравственная чистота. Аллах – название истинного Бога, он властвует над людьми как “создатель небес и земли” и всего, что находится на них. Все события в мире, как бывшие, так и будущие, зависит от воли Аллаха и предначертаны им ещё в начале творения. «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад - посланник Аллаха» — основа ислама, признание единобожия и пророческой миссии Мухаммада.

 

10. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» создал…

а) Гесиод; б) Гомер;в) Геродот.

 

Комментарий.

Правильный ответ – Гомер.

Гесиод писал труды о религии, жизни крестьян. В своих трудах описал всех богов.

Геродот – отец истории.

 

Билет № 7.

1. Кто разграничил понятия «культура» и «цивилизация», назвав цивилизацию «последней стадией» развития культуры? Он писал: «Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией».

а) О. Шпенглер;б) К. Юнг; в) Б. Малиновский.

 

Комментарий.

Правильный ответ – О. Шпенглер.

По Шпенглеру, культура и цивилизация представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах. Он писал, что каждая культура обладает «собственной душой». Культура у Шпенглера указывает на форму исторической жизни людей, ограниченную рамками географического пространства и историческими границами какой-либо эпохи. Каждой цивилизации присуще циклическое развитие, исходя из принципа органичности. «Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией». Цивилизация, как и живое существо, рождается, растет, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет. В основу выделения локальных цивилизаций Шпенглера были положены географические и историко-хронологические принципы.

К. Юнг рассматривал мифы, как проявление в них «архетипов» «коллективного бессознательного». В аналитической психологии К. Юнга архетипы - это структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами художественного творчества, составляют основу общечеловеческой символики.

МалиновскийБронислав Каспер (1884-1942) -британский этнограф и социолог, уроженец Польши, один из основателей функциональной школы в социологии и культурантропологии. Проводил полевые исследования культур аборигенов о. Новая Гвинея и архипелага Меланезия, позднее занимался разработкой теории социально-культурных систем, причинно-следственных и функциональных (отражающих отношения части и целого) объяснений социальных и культурных явлений. Он прославился и как исследователь культур туземцев Новой Гвинеи и островов Тихого океана, и как автор теоретических концепций культурной антропологии. Малиновский различал первичные (физиологические и психологические) потребности, которыми человек обладает от рождения, и вторичные потребности, порожденные культурой.

2. Какие ученые являются непосредственно создателями культурологии, как самостоятельной науки?

а) Н. Рерих и П. Флоренский; б) Э. Тайлор и Л. Уайт;в) Н. Бердяев и П. Сорокин.

 

Комментарий.

Правильный ответ - Э. Тайлор и Л. Уайт

В 1871 г. английский антрополог и религиовед Эдуард Тайлор выдвинул идею создания особой науки о культуре («А science of the culture»). Американский антрополог Лесли Уайтсделал широко известным название науки - «Сulturogy», и благодаря его настойчивости ее включили в 1968 г. в Международную энциклопедию социальных наук. Уайт назвал культурологию принципиально новым путем в изучении культуры - от частных наук, рассматривающих отдельные аспекты и формы культуры, к целостному исследованию культуры.

Н. Рерих и П. Флоренский рассматривали вопросы, связанные с культурой. Рерих считал, что слово «культура» происходит от слов «культ» — поклонение, почитание и «ур» — «свет», «огонь». То есть культура зародилась как почитание света, культ огня, который был одной из первых форм религиозности, характерной почти для всех народов, и является основой всех религий, всех форм выражения духовной жизни человека.

Павел Флоренский считал, что культура и религия близки по духу, религия соединяет Божее, верное и мирское, духовное и телесное, смысловое и реальное. Культ предстает средоточием культуры. Культурные ценности также происходят от культа. Ядром культа Флоренский называет святыни, которые рассматриваются как первичное творчество человека.

Сорокин П. и Бердяев Н.были сторонниками цивилизационного подхода, циклического развития культур.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) — один из крупнейших социологов XX в., сторонник теории циклического развития социокультурных систем. Входил в руководство партии эсеров, активно боролся против большевиков в годы Гражданской войны, в 1922 г. он был выслан из Советской России. В США стал всемирно известным ученым, профессором Гарвардского университета. Сорокина часто причисляют к сторонникам теории локальных цивилизаций. Но, выделяя общие для них идеи, надо отметить, что к этим идеям близки и теории Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Н.А. Бердяева и др. Сорокин считал, что любое социальное явление имеет три аспекта - личность, общество, культуру.

Н. Бердяев был сторонником цивилизационного подхода, который основан на принципах культурного плюрализма (лат. «pluralis» — «множественный, многообразный») и культурного полицентризма (греч. «poly» — «много»). Согласно этому подходу, существует многообразие культур, которые невозможно выстроить в порядке «высшие - низшие». В основе цивилизационного подхода лежит принцип, по которому каждая цивилизация (иногда их называют и «культурами») рассматривается как аналог целостного живого организма, относительно изолированного от других социумов и окружающей среды, но связанного с ней посредством обмена энергией. Их развитие имеет не линейно-стадиальный, а циклический характер, подобный циклу жизни организма (зарождение, рост, расцвет, старение, гибель).

 

3. Культура Западной Европы в эпоху Просвещения характеризуется:

а) Борьбой церкви с монархическими правлениями, переводами и исправлением текстов Св. Писания;

б) Утверждением светского образа жизни и расцветом искусства классицизма;

в) Расцветом романского и готического стиля в архитектуре.

 

Комментарий.

Правильный ответ - утверждением светского образа жизни и расцветом искусства классицизма.

Просвещение — течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Оно содействовало развитию любого рода рационализма — развитию естествознания, идеям гуманности, равенства всех людей перед законом, освобождению человека от несправедливых уз, навязанных государством или обществом.

Сформированная в эпоху Просвещения «классическая модель» культуры, представляет собой союз трех «столпов» — гуманизма, рационализма и историзма. Классицизм опирался на традиции античной культуры, используя основные ее принципы, элементы изобразительного искусства, сюжеты. Классицизму было свойственно выражение идеи торжества разума, возвышенных героических и нрав­ственных идеалов, строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов.

 

4. При очень широкой интерпретации и многообразии подходов к понятию «культура», с каким равноуровневым понятием оно только и может быть сопоставлено:

а) с природой;б) с религией; в) с искусством.

 

Комментарий.

Правильный ответ – с природой.

Поскольку понятие «культура» изначально связано с природой. В Древнем Риме слово «cultura» означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Оно было близко по происхождению к слову «cultus» (культ), указывающим на почитание богов. Цицерон писал: «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. Возделывание души - философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай» .

В поэме "Энеида" Вергилий понятие «культура» употребил для характеристики многообразных форм деятельности человека в мире, в его «обживании», «очеловечивании», строительстве городов, дорог, создании законов и уважении традиций.

Религия и искусство сопоставляются в общественно-гуманитарных науках. Культура – это, прежде всего, система нравственных, религиозных и правовых норм общества, материальных, духовных и художественных ценностей. Которые выражаются через соответствующий язык, искусство, народные традиции, быт, профессиональные трудовые навыки, манеры поведения и пр., с помощью которых люди осваивают жизненный опыт, регулируют свои взаимоотношения в обществе.

 

5. Как назвал английский историк В. Чайльд историко-культурный переход человечества от сбора и использования «даров природы» к производящему труду, что привело к появлению классового общества, городов, государства, письменности?

а) Неолитическая революция;б) Переход от политеизма к монотеизму;

в) Научно-техническая революция

 

Комментарий.

Правильный ответ – неолитическая революция.

Термин неолитическая революция ввел английский археолог В. Чайлд. Поскольку культура — явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт, формируются иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Неолитическая революция — самый крупный по времени (продолжается около III тыс. лет) и последствиям, переход от культуры охотников и собирателей к земледельческому обществу, от бродячего к оседлому образу жизни. То есть исторический переход от присваивающего труда к производящему

Научно-техническая революция - понятие, характеризующее ряд процессов в развитии науки и техники, а также обусловленных ими изменений в социальной сфере, присущих современной цивилизации. В их основе — превращение науки в ведущий фактор общественного развития

Переход от политеизма к монотеизму это переход от многобожия к единобожию, появление таких, в частности, религий, как христианство, ислам, иудаизм, своеобразно предупредил развитие научного знания. Последнее в своём становлении движется от многообразия эмпирически выявленных зависимостей к их единой сущностной основе. Единый Бог мыслится как первооснова Мира, его первопричина и общий принцип развития.

 

6. В какой науке «культурой» называют общественные структуры и системы, выполняющие функции образования, воспитания, научные институты, учреждения искусства и пр.?

а) в социологии;б) в археологии; в) в этнографии.

 

Комментарий.

Правильный ответ – в социологии.

В социологии (лат. «societas» — «общество» и греч. «logia» — «наука») понятием «культура» называют общественно значимые виды деятельности - науку, искусство, религию, образование, спорт. Обозначают структуры и системы, которые выполняют социальные функции: образования, воспитания, научные институты, организации деятелей искусства и т. д.

Понятие «культура» социологи связывают с высокой степенью развития, совершенством той или иной сферы человеческого бытия (культурная страна, культура города, культура деревни, культура социальных отношений, культура научных исследований, культура бизнеса, культура отдыха, моральная культура, физическая культура и др.). Л.Н. Коган применил термин «физическая культура» для обозначения процесса создания в обществе здоро