Образ жизни как элемент анализа ситуации - раздел Культура, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Образ Жизни – Это Категория, Обозначающая Совокупность Типичных Для Ин...
Образ жизни – это категория, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельности человека в тех или иных сферах социальной и культурной жизни, фиксирующая единство объективных условий (определяемых, преимущественно, непосредственной средой существования, характером общественных ценностей, духовно-нравственным климатом общества) и субъективных обстоятельств (профессия, возраст, ценностные ориентации, интересы, мотивы и цели деятельности). Наиболее существенной гранью этого понятия в рамках социокультурного проектирования являются ценности и соответствующие формы активности, которые во многом определяются средой существования (по нашей терминологии – характером, потенциалами и ресурсами полей и сфер жизнедеятельности) и в совокупности свидетельствуют об уровне сформированности художественной, исторической, социально-психологической, духовно-нравственной, политической, экологической, профессиональной, досуговой, психофизической культуры личности или социальной группы.
Моделируя ситуацию, необходимо учитывать, что на личностном уровне структурные элементы образа жизни соответствуют основным составляющим социокультурной среды, сохраняя при этом специфическое содержание. Если среда – это совокупность внешних по отношению к человеку условий его развития и жизнедеятельности, потенциальное поле самореализации личности (вот почему здесь прежде всего важна предметная и инфраструктурная составляющая среды), то образ жизни – это процесс жизнедеятельности. Активность субъекта в данном случае является основным условием, благодаря которому тот или иной фрагмент реальности становится объектом его деятельности и условием развития. Человек как субъект социально-культурной деятельности сам организует свою среду и свою жизнедеятельность – в соответствии с ценностями, потребностями, установками (как известно, в одной и той же среде один человек становится преступником или наркоманом, другой – ученым, священником или просто добропорядочным гражданином).
Следовательно, образ жизни – это прежде всего определенное качество жизнедеятельности, критериями которого являются: уровень сформированности и развития человека как субъекта культуры (характер и содержание его ценностей и соответствующих форм деятельности в различных сферах культурной жизни – художественной, духовно-нравственной, экологической и т.д.), а также его способность максимально использовать социокультурную среду и сферы жизнедеятельности в качестве пространства развития и реализации своих творческих сил и способностей.
При анализе образа жизни в процессе проектирования характеризуются проблемы развития человека как субъекта социально-культурной деятельности, т.е. выявляется мера овладения им созданным человечеством миром культуры, определяется уровень сформированности художественной, социально-психологической или духовно-нравственной культуры личности, социальной группы.
Сферы проблематики, которые мы условно относим к образу жизни, можно представить следующим образом :
Структурные элементы среды
Составляющие образа жизни
(сферы культурной
проблематики)
1. Художественная среда обитания
Художественная культура
2. Историческая среда обитания
Историческая культура
3. Социально-психологическая среда обитания
Социально-психологическая культура
4. Духовно-нравственная среда обитания
Духовно-нравственная культура
5. Экологическая среда обитания
Экологическая культура
6. Политическая среда обитания
Политическая культура
7. Производственно-образовательная
Профессиональная культура
8. Досуговая
Досуговая культура
9. Физкультурно-оздоровительная
Психофизическая культура
Таким образом, социально-культурные проблемы, связанные с образом жизни, возникают как “точки напряженности” в системах отношений: “человек – искусство”, “человек – история”, “человек – социум”, ”человек – человек”, “человек – природа”, “человек – политика”, “человек – здоровье”, “человек – труд”. Независимо от сферы проявления, источника и степени выраженности этих проблем, их носителем является личность, ее ценности, идеалы, образ жизни и деятельности.
Связь между социокультурной средой, сферами жизнедеятельности и образом жизни неоднозначная – в одних и тех же условиях могут формироваться различные модели образа жизни. Здесь сказывается множество факторов, в том числе и характер личностных проблем – их нерешенность или отсутствие в среде условий для их разрешения деформирует образ жизни. Вот почему в технологии проектирования, и особенно в процессе разработки локальных проектов и программ, необходим учет личностных проблем[42].
Общую структуру ситуации можно представить следующим образом (см. структуру ситуации).
Данная структура ситуации является своеобразной аналитической моделью, которая отражает конкретное пространство жизнедеятельности человека и уже на первом этапе проектирования позволяет:
во-первых, проследить взаимосвязи между:а) условиями формирования и реализации образа жизни людей (социально-культурная среда и сферы жизнедеятельности человека) и б) содержанием и способами организации человеческой жизнедеятельности в этой среде;
во-вторых, наметить пути и средства оптимизации среды как основного пространства личностного развития и самореализации, способы корректировки образа жизни личности, социальной группы.
СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ... Марков А П Бирженюк Г М ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Учебное пособие Санкт Петербург Проектная...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Образ жизни как элемент анализа ситуации
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
1997 СОДЕРЖАНИЕ
Проектная сущность социально-культурных технологий________________ 3
Проектная сущность социально-культурных технологий
(Вместо введения)
Одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творче
Теоретические основания социокультурного проектирования
Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, х
Социально-культурная деятельность как объект проектирования
В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», к
Социально-культурная сфера как область проектирования
Отраслевой и территориальный срезы культурного бытия составляют социально-культурную сферу, которая выступает важнейшей и непосредственной областью проектной деятельности.
Инфраструктур
Принципы социально-культурного проектирования
Социокультурное проектирование – это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений. Поэтому чрезвычайно важны некие исходные положен
Сущность проблемно-целевого анализа
В основе технологии социально-культурного проектирования лежит проблемно ориентированный анализ ситуации. Учитывая, что и территориальные, и целевые проекты и программа представляют собой относител
Понятие и структура ситуации
Технологической основой и первым этапом разработки социально-культурных проектов и программ всех уровней является характеристика социокультурной ситуации.
Ситуация – это совокупност
Типы проблем и технология ИХ анализа
В самом общем смысле проблемы – это, с одной стороны, объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, с другой – это результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенно
Проект “Муниципальный культурный центр “Полярные Зори”.
Актуальность проекта: Целесообразность преобразования ныне существующего городского дома культуры в муниципальный культурный центр обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, потреб
Проект “Многопрофильный культурно-досуговый центр “Клуб-музей”.
Цели деятельности клуба-музея были сформулированы в результате обобщения материалов опроса экспертов, изучения социокультурной ситуации в городе, учета пожеланий, высказанных участниками акт
Проект «Молодежный Центр досуга и творчества».
Необходимость в таком проекте вызвана: отсутствием условий для полноценного проведения досуга, творческого самовыражения и самореализации молодежи; низкой культурой общения, падением у молод
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Первое задание: Осуществить контент-анализ 5-7 публикаций (самостоятельно).
Второе задание: По результатам кон
Этапы разработки региональных социально-культурных программ
Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, мо
Типология и характеристика методов игрового проектирования
Социально-культурное проектирование с полным основанием можно отнести к категории сложных наукоемких технологий, интегрирующих в себе методы целого ряда наук и одновременно располагающее собственны
Проективные возможности инновационных игр
В той или иной мере все указанные виды игр берут свое начало от организационно-деятельностных (ОДИ) и инновационных игр (ИНИ). Организационно-деятельностные (ОДИ) и инновационные игры (ИНИ) имеют с
Принципы игрового проектирования
Реализуются указанные преимущества инновационных игр за счет реализации системы принципов игрового проектирования, которые делятся на две группы. Содержание первой из них совпадает с принципами сам
Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Проектный характер и эффективность игры обеспечиваются за счет: специальной организации игрового процесса, выстраивания позиционно-ролевой структуры игры, организации игры в соответствии с определе
БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ
Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенств
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск внебюджетных источников финансирования. Актуальность данного направления совершенствования системы финансирования вызвана, во-пер
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов