рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проектная сущность социально-культурных технологий

Проектная сущность социально-культурных технологий - раздел Культура, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (Вместо Введения)   Одной Из Основополагающих Характер...

(Вместо введения)

 

Одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее “улучшающем” характере, в “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) “предмета культуры” человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм – идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование – конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование – создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др.

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности – в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования – идеологию и т.д.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности – ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел – предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в учебные программы предмета “Основы социально-культурного проектирования”, целевая установка которого состоит в том, чтобы обеспечить будущих специалистов технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Структура пособия и специфика изложения материала во многом обусловлены характером проектной деятельности. В этой связи теоретическую основу материала нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания, поскольку проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук – культурологии, социологии, психологии и т.д.

Каждая глава начинается с перечисления основных дидактических единиц, которые раскрывают в тезисной форме основное содержание главы и могут служить основой формулировки вопросов для самоконтроля и оценки уровня освоения материала.

Особое место в работе занимает материал, раскрывающий методологическую базу проектной деятельности, поскольку технология социокультурного проектирования связана с вмешательством в реальные социокультурные процессы. Как известно, технология сама по себе “безразлична” к порождаемым ею результатам – скальпелем хирурга можно избавить человека от болезни, а можно и лишить его жизни. Вот почему отработка технологических навыков и приемов должна стать заключительным этапом и итогом образовательного цикла, логику которого можно выразить семантическим рядом: “ценности – цели – знания – методы”, отражающим суть подготовки любого специалиста гуманитарного профиля. Это значит, что в основе овладения любой технологией должно лежать четыре концептуальных блока (или уровня):

Ценности – это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели – это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно исключающей целевой установкой. Данные уровни проектной деятельности обеспечиваются материалами I и II глав пособия, где раскрывается теоретические основания и принципы проектирования, анализируются различные уровни и грани культуры как объекта проектирования, характеризуется сущность и технология проблемно-целевого анализа, выявляется специфика современной социокультурной ситуации и описывается проблемное поле проектной деятельности. В процессе подготовки этих глав авторы всесторонне учли конструктивные идеи, выводы и положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования – В.М.Розина, Т.М.Дридзе, Э.А.Орловой, И.В.Жежко и др.

Знания и методы – это предписания о целях и способах деятельности. В пособии этой составляющей образовательного цикла соответствуют главы III, IV, V, VI, в которых описывается технология формирования региональных культурных программ, дается методика формирования локальных проектов социально-культурной и социально-педагогической направленности, выявляются возможности применения игровых методов в проектировании, раскрывается технология оформление и продвижения заявок на финансирование проектов.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ... Марков А П Бирженюк Г М ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Учебное пособие Санкт Петербург Проектная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проектная сущность социально-культурных технологий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  Учебное пособие   Санкт-Петербург 1997 СОДЕРЖАНИЕ Проектная сущность социально-культурных технологий________________ 3

Теоретические основания социокультурного проектирования
Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, х

Социально-культурная деятельность как объект проектирования
В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», к

Социально-культурная сфера как область проектирования
Отраслевой и территориальный срезы культурного бытия составляют социально-культурную сферу, которая выступает важнейшей и непосредственной областью проектной деятельности. Инфраструктур

Принципы социально-культурного проектирования
Социокультурное проектирование – это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений. Поэтому чрезвычайно важны некие исходные положен

Сущность проблемно-целевого анализа
В основе технологии социально-культурного проектирования лежит проблемно ориентированный анализ ситуации. Учитывая, что и территориальные, и целевые проекты и программа представляют собой относител

Понятие и структура ситуации
Технологической основой и первым этапом разработки социально-культурных проектов и программ всех уровней является характеристика социокультурной ситуации. Ситуация – это совокупност

Социокультурная ситуация и ее составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

Образ жизни как элемент анализа ситуации
Образ жизни – это категория, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельност

Типы проблем и технология ИХ анализа
В самом общем смысле проблемы – это, с одной стороны, объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, с другой – это результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенно

Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
В процессе проектирования в качестве единицы анализа может выступать ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная сит

Социально-культурная программа как средство решения “отраслевых” проблем
Отраслевые проблемы являются составной частью более широкой области проблематики, связанной с неоптимальным функционированием основных сфер жизнедеятельности человека – образовательной, досуговой,

Проект “Муниципальный культурный центр “Полярные Зори”.
Актуальность проекта: Целесообразность преобразования ныне существующего городского дома культуры в муниципальный культурный центр обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, потреб

Проект “Многопрофильный культурно-досуговый центр “Клуб-музей”.
Цели деятельности клуба-музея были сформулированы в результате обобщения материалов опроса экспертов, изучения социокультурной ситуации в городе, учета пожеланий, высказанных участниками акт

Проект «Молодежный Центр досуга и творчества».
Необходимость в таком проекте вызвана: отсутствием условий для полноценного проведения досуга, творческого самовыражения и самореализации молодежи; низкой культурой общения, падением у молод

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации. Первое задание: Осуществить контент-анализ 5-7 публикаций (самостоятельно). Второе задание: По результатам кон

Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики
В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития

Этапы разработки региональных социально-культурных программ
Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, мо

СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Социально-педагогические задачи, а также функции специалиста, работающего в этой сфере, технология его деятельности определяются теми специфическими проблемами, которые возникают в системе «человек

Характеристика аудитории как основа разработки социально-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ программ
Если основу проработки целевого и содержательного разделов проектов первого типа составляет анализ социально-культурных проблем, то первый шаг социально-педагогического проектирования – характерист

Типология и характеристика методов игрового проектирования
Социально-культурное проектирование с полным основанием можно отнести к категории сложных наукоемких технологий, интегрирующих в себе методы целого ряда наук и одновременно располагающее собственны

Проективные возможности инновационных игр
В той или иной мере все указанные виды игр берут свое начало от организационно-деятельностных (ОДИ) и инновационных игр (ИНИ). Организационно-деятельностные (ОДИ) и инновационные игры (ИНИ) имеют с

Принципы игрового проектирования
Реализуются указанные преимущества инновационных игр за счет реализации системы принципов игрового проектирования, которые делятся на две группы. Содержание первой из них совпадает с принципами сам

Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Проектный характер и эффективность игры обеспечиваются за счет: специальной организации игрового процесса, выстраивания позиционно-ролевой структуры игры, организации игры в соответствии с определе

Опыт организации инновационной игры по разработке городской программы поддержки и развития культуры
Попытаемся проследить на примере реально состоявшейся инновационной игры как реализуются возможности данной технологии, потенциал игротехнических средств, принципы социокультурного проектирования и

БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ
Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенств

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск внебюджетных источников финансирования. Актуальность данного направления совершенствования системы финансирования вызвана, во-пер

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги