рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Условия реализации проективного потенциала инновационных игр

Условия реализации проективного потенциала инновационных игр - раздел Культура, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Проектный Характер И Эффективность Игры Обеспечиваются За Счет: Специальной О...

Проектный характер и эффективность игры обеспечиваются за счет: специальной организации игрового процесса, выстраивания позиционно-ролевой структуры игры, организации игры в соответствии с определенными условиями, использования специфических игротехнических методик.

1.Эффективность инновационной игры обеспечивается, прежде всего, за счет особой организации игрового процесса, т.е. выстраивания этапов игры в определенной последовательности, совпадающей с логикой социально-культурного проектирования, осуществляемого в институционализированных формах. “Классическая” последовательность этапов выглядит следующим образом: анализ ситуации, определение суммы обстоятельств, обусловивших ситуацию и ранжирование причин по степени их важности, по характеру, сфере проявления и т.д., осмысление вариантов развития ситуации в условиях отсутствия новых решений, выработка перспективных путей решения проблемы, уточнение этих путей в форме проектов, отбор оптимального проекта. и предварительное определение требований к его конечному результату.

2. Важным условием реализации проективного потенциала ИНИ выступает их позиционно-ролевая структура, обеспечиваемая путем позиционирования каждого участника в соответствии либо с реально выполняемыми им профессиональными функциями, либо с возможной деятельностью в послеигровой период. Наиболее типичная позиционно-ролевая структура включает следующие позиции-роли: заказчик, проектировщик, пользователь результатов, реализатор проектов и идей, организатор групповой и коллективной работы (руководитель игры и групповые игротехники), консультант по содержанию проблемы и т.д. Ряд данных позиций задается изначально в сценарии, сохраняясь в неизменном виде всю игру, другие вводятся ситуативно на отдельных этапах или даже игровых эпизодах в соответствии с личностными характеристиками участников и их самоопределением в процессе игрового взаимодействия.

Помимо позиционно-ролевой структуры, организующей сам процесс социально-культурного проектирования, в сценарии предусматривается ролевая структура, воспроизводящая сущностные элементы среды реализации проекта: представитель интересов населения (или отдельных его категорий); организатор инициативы; агент нововведения (социального изменения); управленец и т.д. В ходе игры желательно, чтобы между этими позиционно-ролевыми структурами возникали пересечения. Например, автор разработанного проекта может стать одновременно и его реализатором, потенциальным агентом социального изменения и т.п.

3. Продуктивность ИНИ во многом определяется организационными факторами, опосредующими игровое взаимодействие участников (подбор играющих в количественном и качественном аспектах, определение места и времени проведения игры, включая ее продолжительность и т.д.).

Целесообразно участие в игре людей, имеющих реальные возможности влияния на социокультурную ситуацию как на уровне отдельного учреждения, так и регионе, в том числе руководителей высшего уровня (главы или зам. главы администрации, курирующего социокультурную сферу и т.п.)

Игра должна проводиться на выезде, например, в загородном пансионате, профилактории, пионерлагере. Непривычность обстановки, максимальная приближенность мест работы, питания, отдыха, совместное проживание участников – все это интенсифицирует мышление участников, высвобождает их творческие силы и повышает в итоге продуктивность проектной деятельности.

Обычная продолжительность игры – пять дней, (полная рабочая пятидневка), при этом рабочий игровой день должен продолжаться не менее 12-14 часов с двумя перерывами на обед и ужин. Такое сверхнапряжение позволяет участникам переступить ряд привычных порогов не только физических, но и интеллектуальных, побудить их к поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Общая численность участников игры – 35-40 человек, число групп 3-5, оптимальная численность группы порядка 7-8 человек. Меньшая численность как группы, так и общего числа участников не позволяет достичь “критической массы мнений”, когда начинают действовать механизмы коллективного мышления, взаимозаражения и т.д. Большее число участников делает игру слабоуправляемой, не позволяет наладить интенсивную деятельность каждого участника. В итоге на игре появляются “зрители”, которые расхолаживают даже активных участников и в итоге снижают интеллектуальный уровне как игры, так и ее результатов.

Указанное выше обстоятельство обусловливает также запрет на частичное участие в игре, т.е. опоздание к началу работы и досрочный отъезд. Связано это с тем, что на игре происходит “психологическое погружение” в атмосферу игры, освоение ее правил, налаживание межличностного и межгруппового взаимодействия. Как показывает практика, опоздавшие не понимают, что происходит, не могут полноценно включиться в игру и либо объективно “разрушают” ее своим вмешательством, либо быстро переходят в категорию “зрителей”, что также наносит ущерб продуктивности игры.

Классическое построение игрового дня строится по схеме: групповая работа, консультации, дискуссия между группами. В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.

Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, должностного статуса, уровня образования. Желательно объединять в одной группе конфликтующих между собой участников.

4. Основным фактором, предопределяющим результативность игрового проектирования, является квалифицированное использование специфических методик и технологий, таких как:

– распредмечивание, предполагающее отказ от традиционного предметно-профессионального взгляда на объект проектирования. Так, например, традиционно сложившееся у работников культурно-досуговых учреждений понимание культуры как отрасли, ограниченной рамками соответствующих институционализированных структур, не позволяет им целостно воспринимать социокультурную реальность, адекватно оценивать ситуацию и выходить на конструктивные идеи, проекты, программы. Распредмечивание достигается через самоопределениеи позиционный анализ. На начальном этапе игры ее участники ставятся в ситуацию, которая побуждает их увидеть объект проектирования с различных, непривычных для них точек зрения. Самоопределение выступает здесь в форме вербализации своего места в игре, принятия на себя конкретных функций в системе игрового проектирования. Это открывает широкие возможности для осуществления в дальнейшем позиционнного анализа, т.е. подхода к проектированию в целом и отдельным его элементам с позиции, определенной участником в процессе самоопределения.“Позиция” предписывает определенный способ восприятия проблем, видения реальности и определенные способы действий.

– Проблематизация – выявление реальных затруднений в деятельности участника игры, которые рассматриваются как продолжение его проблем в профессиональной деятельности. Речь идет о внутренних препятствий, детерминированных косностью взглядов, консерватизмом, нерешительностью, неорганизованностью и т.д. Осмысление глубинных причин, вызывающих проблемы игрового поведения и профессиональной деятельности способствуют преодолению этих барьеров.

– Целеполагание – определение главных целей каждого этапа и игры в целом. Оно предполагает превращение этих внешних, задаваемых руководителем игры, целей во внутренние побудительные мотивы участников. Целеполагание выступает существенным ресурсом повышения эффективности игры, т.к. специально выстраивается система целей, которые сложившимся стереотипам. Кроме того, в реальной практике далеко не каждый привык ставить и четко формулировать цели деятельности, порой эти цели не ориентируют на решение реальных проблем и т.д. В этой связи проблематизация становится в игре средством активизации и оптимизации деятельности ее участников, а впоследствии может помочь им более осознанно подходить к выполнению своих профессиональных функций.

– Рефлексия – игротехнический метод, суть которого состоит в том, что большинство действий, конкретные результаты этапов игры и другие ее элементы постоянно осмысливаются ее участниками и обсуждаются. Это позволяет им увидеть свою деятельность и усилия коллег со стороны, сосредоточиться на проблемах мышления, взаимопонимания, других психологических факторах и тем самым побудить к поиску более оптимальных средств мыследеятельности. Рефлексия позволяет одновременно осмыслить удачные элементы и отказаться от неэффективных.

– Схематизация. В игротехнике ей, как и рефлексии, придается принципиальное значение. Она применяется и как вспомогательный, и как основной (самостоятельный) способ развития мышления. Метод строится на посылке о том, что зрительные образы мыслительных или реальных процессов, представленные на бумаге или доске, легче поддаются рассмотрению (анализу и синтезу), особенно если в работе участвует несколько человек. Схематизация используется для выработки и оформления решений, представлений и позиций участников игры[99].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ... Марков А П Бирженюк Г М ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Учебное пособие Санкт Петербург Проектная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Условия реализации проективного потенциала инновационных игр

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  Учебное пособие   Санкт-Петербург 1997 СОДЕРЖАНИЕ Проектная сущность социально-культурных технологий________________ 3

Проектная сущность социально-культурных технологий
(Вместо введения)   Одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творче

Теоретические основания социокультурного проектирования
Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, х

Социально-культурная деятельность как объект проектирования
В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», к

Социально-культурная сфера как область проектирования
Отраслевой и территориальный срезы культурного бытия составляют социально-культурную сферу, которая выступает важнейшей и непосредственной областью проектной деятельности. Инфраструктур

Принципы социально-культурного проектирования
Социокультурное проектирование – это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений. Поэтому чрезвычайно важны некие исходные положен

Сущность проблемно-целевого анализа
В основе технологии социально-культурного проектирования лежит проблемно ориентированный анализ ситуации. Учитывая, что и территориальные, и целевые проекты и программа представляют собой относител

Понятие и структура ситуации
Технологической основой и первым этапом разработки социально-культурных проектов и программ всех уровней является характеристика социокультурной ситуации. Ситуация – это совокупност

Социокультурная ситуация и ее составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

Образ жизни как элемент анализа ситуации
Образ жизни – это категория, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельност

Типы проблем и технология ИХ анализа
В самом общем смысле проблемы – это, с одной стороны, объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, с другой – это результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенно

Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
В процессе проектирования в качестве единицы анализа может выступать ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная сит

Социально-культурная программа как средство решения “отраслевых” проблем
Отраслевые проблемы являются составной частью более широкой области проблематики, связанной с неоптимальным функционированием основных сфер жизнедеятельности человека – образовательной, досуговой,

Проект “Муниципальный культурный центр “Полярные Зори”.
Актуальность проекта: Целесообразность преобразования ныне существующего городского дома культуры в муниципальный культурный центр обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, потреб

Проект “Многопрофильный культурно-досуговый центр “Клуб-музей”.
Цели деятельности клуба-музея были сформулированы в результате обобщения материалов опроса экспертов, изучения социокультурной ситуации в городе, учета пожеланий, высказанных участниками акт

Проект «Молодежный Центр досуга и творчества».
Необходимость в таком проекте вызвана: отсутствием условий для полноценного проведения досуга, творческого самовыражения и самореализации молодежи; низкой культурой общения, падением у молод

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации. Первое задание: Осуществить контент-анализ 5-7 публикаций (самостоятельно). Второе задание: По результатам кон

Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики
В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития

Этапы разработки региональных социально-культурных программ
Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, мо

СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Социально-педагогические задачи, а также функции специалиста, работающего в этой сфере, технология его деятельности определяются теми специфическими проблемами, которые возникают в системе «человек

Характеристика аудитории как основа разработки социально-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ программ
Если основу проработки целевого и содержательного разделов проектов первого типа составляет анализ социально-культурных проблем, то первый шаг социально-педагогического проектирования – характерист

Типология и характеристика методов игрового проектирования
Социально-культурное проектирование с полным основанием можно отнести к категории сложных наукоемких технологий, интегрирующих в себе методы целого ряда наук и одновременно располагающее собственны

Проективные возможности инновационных игр
В той или иной мере все указанные виды игр берут свое начало от организационно-деятельностных (ОДИ) и инновационных игр (ИНИ). Организационно-деятельностные (ОДИ) и инновационные игры (ИНИ) имеют с

Принципы игрового проектирования
Реализуются указанные преимущества инновационных игр за счет реализации системы принципов игрового проектирования, которые делятся на две группы. Содержание первой из них совпадает с принципами сам

Опыт организации инновационной игры по разработке городской программы поддержки и развития культуры
Попытаемся проследить на примере реально состоявшейся инновационной игры как реализуются возможности данной технологии, потенциал игротехнических средств, принципы социокультурного проектирования и

БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ
Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенств

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск внебюджетных источников финансирования. Актуальность данного направления совершенствования системы финансирования вызвана, во-пер

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги