ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫК

! Знаменитый баснописец Эзоп, как известно, был рабом древнегреческого философа Ксанфа.

Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.

Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп купил и подает только языки. Эзоп ответил:

- Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка?! При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп пошел покупать языки. Ксанф удивился этому. Тогда Эзоп объяснил ему:

- Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка?!… Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

? 1. О чем рассказывает эта легенда?

1. Найдите в тексте ключевые фразы.

2. Как Эзоп доказал, что нет ничего на свете лучше, чем язык?

3. Как Эзоп доказал, что нет ничего на свете хуже языка?

4. Прав ли Эзоп?

5. Когда язык становится другом?

6. Когда язык становится врагом? Докажите справедливость пословицы «язык мой – враг мой».

2. Перед вами несколько афоризмов из книги Л.Н. Толстого «Путь жизни». Какие правила речевого поведения мы находим в этих высказываниях?

×Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти.

× Не хвали себя, не осуждай других и не спорь.

× Не слушайте никогда тех, кто дурно говорит о других и хорошо о вас.

× Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти.

× Слово-ключ сердца. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее.

? Какие из приведенных высказываний Л.Н. Толстого близки по смыслу к легенде о языке?

2 Итак, язык – это мощное средство воздействия, прежде всего, на ум, мысли, чувства и поведение людей.

Терминязык обычно употребляется в двух значениях: 1) язык вообще как абстрактное представление о едином человеческом языке – определенном классе знаковых систем; 2) конкретный язык или реальная знаковая система, используемая для общения в определенном обществе.

Языковая знаковая система является средством передачи и хранения информации, а также оформления самой мысли, выражения эмоций, оценки и волеизъявления, тогда как специальные знаковые системы служат для передачи ограниченной информации, перекодировки уже известного. Сфера употребления языка универсальна – он используется в общении во всех областях человеческой деятельности, а специализированные знаковые системы имеют ограниченную сферу употребления. Основным знаком языка считается слово. Оно способно входить в модель предложения, в состав высказывания. Слово – это звуковой или письменный знак, воспринимаемый органами чувств, как бы замещающий нечто другое – понятие или предмет. Слово принципиально отличается от других знаков: оно обладает собственным значением, структурно и социально мотивировано (условным является лишь его материальная сторона, идеальная отражает объективный мир и знания говорящих). Слово не только фиксируется в словарях, оно входит в состав предложения и при необходимости может самостоятельно оформлять предложения – односоставные номинативные и безличные: Утро. Светает. Все единицы языка взаимно связаны между собой и образуют единое целое – систему языка. Таким образом, языкпредставляет собой систему знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

!В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек. Одной на вид было лет семь-восемь, другой – года два. Младшая вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около десяти лет. Все это время Синг вел подробный дневник наблюдения за ней. Камала ходила на четвереньках, опираясь на руки и колени, а бегала, опираясь на руки и ступни. Пила она лакая, а мясо ела только с пола. Из рук не брала. Когда во время еды к ней подходили, девочка рычала. По ночам она выла.

Девочка хорошо видела в темноте и боялась сильного света, огня и воды. Не давала себя мыть. Днем она спала, сидя на корточках в углу, лицом к стенке. Одежду с себя срывала и даже в холод сбрасывала одеяло.

Через два года Камала научилась, и то плохо, стоять; через шесть лет – ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. В течение четырех лет она выучила только шесть слов, а через семь лет – сорок пять. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты и научилась есть руками и пить из стакана. К семнадцати годам ее умственное развитие было как у четырехлетнего ребенка.

? 1. Чем можно объяснить, что, прожив семь лет с людьми, Камала выучила только сорок пять слов?

2. Почему в семнадцатилетнем возрасте, когда девушка уже около десяти лет прожила среди людей, ее умственное развитие было как у четырехлетнего ребенка?

3. Каким был интеллект семнадцатилетней Камалы, если бы она провела детство не среди волков, а в обществе людей, которые бы, однако, не общались ни с ней, ни в ее присутствии между собой?

4. «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Можно ли на этом основании считать, что основное назначение языка состоит в том, чтобы приносить людям удовлетворение от общения?

2 Способность говорить – не врожденная способность человека. Всем известно, что дети учатся говорить у окружающих их взрослых. При этом есть возраст, в котором мозг ребенка особенно восприимчив к овладению языком. Это возраст от двух до пяти лет. Именно так – «От двух до пяти» – назвал свою книгу об особенностях детской речи писатель Корней Иванович Чуковский. Индийская девочка Камала не общалась в этом возрасте с людьми и поэтому позднее научиться говорить так, как говорят взрослые люди, она не смогла.

К тому времени, когда люди нашли ее, жизненный опыт Камалы ограничивался лишь тем, что она узнала, живя среди волков. Оказавшись с человеком в обществе, девочка могла приобретать лишь знания о том, что ее непосредственно окружало. Очень многое, именно все то, что каждый из людей узнает от других с помощью языка, было для Камалы недоступно, и именно поэтому ее умственное развитие соответствовало всего лишь уровню развития четырехлетнего ребенка.

Примерно таким же оказался бы результат, если бы Камала с детских лет жила среди людей, но при этом не воспринимала бы ни их речи, ни иных используемых людьми средств общения. Такое могло бы случиться, если бы, например, девочка была от рожденья слепоглухонемой, т.е. могла бы получать информацию об окружающем мире только с помощью осязания. (В настоящее время существуют и уже давно используются методики, с помощью которых слепоглухонемых от рождения детей обучают в специальных интернатах звуковой речи, а также чтению и письму с помощью рельефно-точечной азбуки Брайля. Интеллектуальный уровень воспитанников таких интернатов не отличается от интеллектуального уровня здоровых людей. Однако в данном случае мы пытаемся представить себе, что было бы, если бы подобных специальных методик обучения не существовало.)

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: язык – это не только средство общениямежду людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку. Совокупность достижений человеческого опыта в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культурыисредством усвоения культуры каждым из членов общества.

Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, являющейся результатом исторического опыта народа и личного опыта индивида, формирует сознание индивида (индивидуальное сознание) и сознание общества (общественное сознание), служит материалом и формой художественного творчества.

Таким образом, язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции.

Функции языка:

- коммуникативная – означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества;

- когнитивная (познавательная) – означает, что язык является важнейшим средством получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека;

- фатическая (контактоустанавливающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами при светском общении и т.п.). Общение происходит ради общения и чаще всего неосознанно направлено на установление или поддержание контакта. Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, однако в целом такое общение стандартно и минимально информативно;

-эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях;

- апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

- аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании;

- метаязыковая (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – на уроках и лекциях, в словарях, в учебной и научной литературе о языке;

- эстетическая – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Эстетическое отношение к языку означает, таким образом, что речь может восприниматься как прекрасное или безобразное, то есть как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной жизни, проявляясь в ее ритмичности, образности.

Таким образом, язык полифункционален.

Язык – это система знаков. Люди могут пользоваться различными знаковыми системами: телеграфный код, транскрипции, стенография, таблицы, цифры, жесты, дорожные знаки. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные.

Естественным называется язык, который возник вместе с человеком и развивался естественным путем, при отсутствии сознательного воздействия на него человека.

Искусственные языки – это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно. Среди искусственных языков можно выделить плановые языки, являющиеся вспомогательными средствами международного общения (эсперанто, идо, волапюк, интерлингва); символические языки науки, например языки математики, химии, физики, логики; языки человекомашинного общения, например языки программирования, информационно-поисковые языки.

Естественный язык принципиально отличен от создаваемых в естественных науках, математике, технике систем знаковых обозначений. Изучение знаковых систем является предметом специальной науки – семиотики, которая исследует возникновение, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотика изучает естественные и искусственные языки, а также общие принципы, составляющие основу структуры всех знаков.

Знак – это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

В семиотике различают два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (условные). Естественные знаки (знаки-признаки) содержат некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре, морозный узор на оконном стекле – о низкой температуре воздуха на улице и т.д. Искусственные (условные) знаки специально предназначены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

Язык как знаковая система создается постепенно и развивается в процессе своего функционирования, а специализированные средства общения, передачи и хранения информации являются результатом разового соглашения людей, имеют продуманный и искусственный характер.