ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА

2Термин «ораторское искусство» античного происхождения. Его синонимом являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

В Древней Греции ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые древнегреческие ораторы были крупными политическими деятелями (например, Перикл, Демосфен). То же самое можно сказать и об ораторах Древнего Рима (Марк Катон Старший, Тиберий, Кай Гракхи, Марк Туллий Цицерон).

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия:

- социально-политическое;

- академическое;

- судебное;

- социально-бытовое;

- духовное.

! К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.д.; к академическому – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение; к социально-бытовому – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.; к судебному – речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.; к духовному (богословско-церковному) – проповеди, речи на соборе.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт с аудиторией.

По определению большинства психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателями. Безусловно, оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Ученые подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

Безусловно, одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, ловят каждое слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая тишина». Аудитория, как правило, думает «о своем».

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.

Чтобы установить контакт с аудиторией, необходимо учитывать особенности слушающих. Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория. Поэтому следует учитывать возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.