СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

2Термин «орфоэпия» употребляется в 2-х значениях:

1) совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления;

2) раздел языкознания, изучающий нормы произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические).

В основе современного литературного произношения лежит московское произношение, поскольку литературный язык сложился на основе московского говора (в XV – XVII вв).

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Для устной речи орфоэпия имеет такое же значение, как орфография для письменной. Неправильное произношение отвлекает слушателя от содержания речи и тем самым затрудняет общение, а иногда приводит к совершенно неверному пониманию услышанного. Поэтому так важно овладеть орфоэпическими нормами.

Отклонение от норм литературного произношения происходит под влиянием родного диалекта говорящего и написания слов. Для нерусских основным источником ошибок служит звуковая система родного языка. Так, белорусы, говоря по-русски, часто произносят вместо мягких [ч’],[р’],[ш’] твердые звуки, взрывное [г] заменяют фрикативным, цекают и дзекают.

Рассмотрим конкретные орфоэпические нормы литературного языка.

Произношение гласных

Характерной чертой русского литературного языка является аканье – совпадение [о] и [а] в безударном положении после твердых согласных в звуке, близком к [а]. Эта норма часто нарушается представителями северных русских говоров, в которых [а] и [о] различаются в безударных слогах. Носители этих диалектов окают, то есть произносят [о] в безударных слогах. Допускают ошибки в произношении безударных гласных [о] и [а], говоря по-русски, и белорусы – представители окающих белорусских говоров.

Отклонения от норм произношения гласных в ударных слогах наблюдаются редко и касаются главным образом [о], [э] на месте орфографического е. Произносят двояко слова афера, гололедица, современный. В соответствии с современной орфоэпической нормой надо произносить [э] с предшествующим мягким согласным в следующих словах: атлет, афера, бытие, гололедица, гренадер, забредший, приведший, слежка, современный, совершенный, хребет, шлем. В словах же блестки, блеклый, житье-бытье, гололед, издевка, отыменный, поименный, принесший, привезший, стежка, шерстка, щелка под ударением следует произносить [о].

Произношение согласных

1. В соответствии с законом русского произношения перед Е произносится мягкий согласный. Это правило распространяется и на заимствованные слова, прочно вошедшие в русский язык, например: акварель, академик, декрет, дефицит, тема, тетрадь, спектакль, лидер, музей, фанера, эффект. Однако в речевой практике есть факты, противоречащие этому правилу. Дело осложняется тем, что многие слова (обычно это книжные слова и специальные термины) в соответствии с литературной нормой продолжают произноситься с твердым согласным: альт[э]рнатива, аст[э]роид, ат[э]изм, ген[э]тика, д[э]кор, диспанс[э]р, инт[э]рвью, компьют[э]р, м[э]н[э]джер, мод[э]рн, пот[э]нциал, т[э]зис, фон[э]тика, шед[э]вр, эст[э]тика.

Некоторые иностранные имена и фамилии произносятся с твердым согласным: Д[э]карт, Вольт[э]р, Гет[э], Шоп[э]н.

С твердым согласным произносится немало «бытовых» слов: ат[э]лье, бижут[э]рия, д[э]кольт[э], кабар[э], майон[э]з, пан[э]ль, прот[э]з, пюр[э], т[э]нт, шосс[э].

Все же основная тенденция движения нормы у этого типа слов заключается в переходе от твердого произношения согласного к мягкому. Многие слова, которые раньше произносились только твердо, теперь допускают и мягкое произношение. Например: арт[э]рия и доп. артерия, вод[э]виль и доп. водевиль, д[э]зодоранд и доп. дезодоранд, крат[э]р и доп. кратер.

В большинстве слов основным вариантом становится мягкое произношение согласного, а вариант с твердым согласным является дополнительным. Например: агрессия и доп. агр[э]ссия, декан и доп. д[э]кан, депрессия и доп. д[э]прессия, прогресс и доп. прогр[э]сс, стратегия и доп. страт[э]гия, федерация и доп. фед[э]рация.

Однако у отдельных слов (артерия, инертный, тенденция), согласно словарям последних лет, наблюдается укрепление твердого произношения.

В «Орфоэпическом словаре русского языка» варианты с твердым и мягким согласным перед Е представлены как равноправные, например, в следующих словах: бассейн, дегустация, демография, гейзер, кредо, нейлон, одесский, ретро, сессия, террорист, трек.

В связи с отсутствием твердых правил в отношении подобных слов, их произношение следует выяснить из новейших орфоэпических справочников.

2. На месте букв чн в одних словах произносится [ч’н] или [ч’н’]: то[ч’н]ый, ве[ч’н]ный, пе[ч’н’]ик; в других словах произносится [шн] или [шн’]: коне[шн]о (конечно), ску[шн]о (скучно), праче[шн]ая (прачечная); в третьей группе допустимо употребление обоих вариантов: було[шн]ая и було[ч’н]ая, двое[шн]ик и двое[ч’н’]ик, порядо[ч’н]ый и порядо[шн]ый. В некоторых случаях одно и то же слово может произноситься по-разному, в зависимости от сочетания, в котором оно находится: друг серде[шн]ый и серде[ч’н]ые таблетки; копее[шн]ая душа и копее[ч’н]ая монета.

В современной лингвистической литературе нормой признается произношение [ч’н]. Однако есть слова (конечно, скучно, нарочно, яичница, скворечник, очечник), в которых на месте орфографического чн должно произноситься [шн]. Это традиционное отступление от общей нормы произношения принято и узаконено словарями. Кроме указанных слов, произношение [шн] сохраняется и в некоторых женских отчествах: Ильини[шн]а, Никити[шн]а, Лукини[шн]а, Кузьмини[шн]а.

3. В нелитературном произношении (в речи малообразованных людей) часто встречаются ошибки, многие из которых связаны с влиянием народных говоров. Наиболее типичны из них следующие:

× произношение южнорусского диалектного [γ ], напоминающего звук, который произносится на месте взрывного [г];

× диалектным является и такое произношение слов, как: ко[л]идор, [л]егулярный, тра[н]вай, о[м]манн;

× особенно распространенным является южнорусское произношение ударного гласного [о] вместо [а] в глагольных формах пл[о]тит, од[о]лживать.

Но больше всего отклонений от литературной нормы наблюдается под влиянием просторечия. Эти отклонения могут иметь разные причины, но главным образом, определяются недостаточным владением литературным языком. Даже в публичной речи можно услышать ошибки, вызванные вставкой лишних звуков: инци[н]дент, преце[н]дент, конста[н]тировать, компроме[н]тировать, интриган[т], буду[ю]щий, юрис[т]консульт, дерма[н]тин вместо инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, интриган, будущий, юрисконсульт, дерматин.

Многие отклонения обусловлены взаимодействием соседних звуков, например: кр[у]жовник вместо крыжовник, м[у]кулатура вместо макулатура, т[у]б[а]ретка вместо табуретка.

Распространены и явления опрощения, когда слово звучит не так, как правильно, а как его проще выговаривать: друшлаг (дуршлаг), грейфрут (грейпфрут), скурпулезный (скрупулезный).

? ?

1. Какой звук произносится под ударением в следующих словах?

Безнадежный, блеклый, гренадер, желчь, никчемный, облекший, обнесший, одновременный, одноименный, планер, поблекший, подсекший, предрекший, преемник, разновременность, расседланный, тетерка, местоименный, маневр, белесый, решетчатый, атлет, бытие, опека, затекший, острие, отыменный.

2. Возможны ли варианты произношения в данных словах?

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, Ильинична, яичница, прачечная, сливочный, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, гречневый, горничная, перечница, спичечный, к шапочному разбору.

3. Распределите слова в три столбика: с твердым согласным перед [э], с мягким согласным перед [э] и слова, имеющие варианты произношения: альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, берет, бизнес, велотрек, вундеркинд, гейзер, генетика, геодезия, гротеск, дебют, дегустация, декан, демагог, депо, депрессия, детектив, идентичный, индекс, интеллект, кларнет, крепдешин, модель, нейрохирург, нейтрон, панель, партер, полонез, протез, протекция, рейд, рельс, сервис, синтез, стратегия, тезис, темп, терапевт, термос, террор, федерация, форель, шедевр, шинель, штемпель, штепсель, экземпляр, экспресс, эстет.

4. Как произносится слово «дождь» в следующих поэтических текстах? Чем обусловлено такое произношение?

Мой зонтик рвется, точно птица,

И вырывается, треща.

Шумит над миром и дымится

Сырая хижина дождя

(Н. Заболоцкий)

__________________

К равнине уныло

Осенние никнут дожди.

Уж раз проводила,

Так сына обратно не жди

(Ф. Сологуб)

_____________________

Я тебя не забуду за то, что

Есть на свете театры, дожди,

Память, музыка, дальняя почта…

И за все. Что еще впереди

(П. Антокольский)

_________________________

Над синевою подмосковных рощ

Накрапывает колокольный дождь

(М. Цветаева)

5. Какие звуки вы произнесете на месте сочетаний ндск, нтск, нтств?

Голландский, ирландский, интендантство, комендантский, курсантский, президентство, президентский, эмигрантский.

6. Опираясь на рифмы стихотворных отрывков, определите произносительные варианты сочетания чн.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

В глуши, в деревне, все нам скучно,

А мы… ничем мы блестим,

Хоть вам и рады простодушно…

(А. Пушкин)

Я ль нёсся к бездне полуночной

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

(А. Фет)

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

(Н. Некрасов)

Нормы ударения

Словесное ударение является обязательным признаком слова. В русском языке ударение усвоить достаточно трудно, поскольку оно разноместно и подвижно. Разноместно, потому что может падать на любой слог; подвижно, потому что при изменении слова может меняться и ударение: стрелА (ед. число), но стрЕлы (множ. число).

Какие же ошибки могут возникать при постановке ударения?

1. Часто при изменении слова переносят ударение на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на основе во всех формах. Это такие существительные, как: блюдо, госпиталь, грунт, досуг, жбан, квартал, клад, сват, средство, торт, шофер, шрифт и др. Следовательно, мы должны произносить: приедут свАты, очередь за тОртами, многие шофЁры, проблемы грУнтов, все срЕдства и т.д.

2. Ошибки допускают и в существительных, у которых неподвижное ударение на окончании (только если в Им.п. – нулевое окончание, то ударение в этой форме падает на основу): графа, жезл, кайма, ломОть, ревЕнь, серп, фитиль и др. Следовательно: компот из ревенЯ, размахивать жезлОм, нет ломтЯ хлеба и др.

3. Наибольшее количество ошибок в употреблении прилагательных связано с краткой формой и сравнительной степенью. Поэтому надо запомнить:

× если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего и мужского рода ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: бЕлый - белА, бел, бЕло (но кругом белЫм-белО), Ясный - яснА, Ясен, Ясно;

× в большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: бЕлы - белЫ, блЕдны – бледнЫ, нИзки – низкИ, пьЯны - пьянЫ (однако только легкИ, прАвы);

× если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени – на суффикс: длиннА - длиннЕе, виднА - виднЕе, полнА - полнЕе;

× если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то в сравнительной степени ударение на основе: красИва - красИвее, ленИва - ленИвее, говорлИва - говорлИвее.

4. Часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: взЯла вместо взялА, спАла вместо спалА и т.п. Надо запомнить: таких глаголов около 280 (непроизводных и производных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать. Только приставка вы- «перетягивает» ударение на себя: гналА, прогналА, но вЫгнала.

5. Некоторые глаголы, очень похожие на перечисленные выше, тоже односложные, не входят в этот ряд: бить - бИла, брить - брИла, знать - знАла, злить - злИла.

6. В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударений. Варианты могут быть равноправными: бАржа - баржА, заржАветь - заржавЕть.

Однако чаще всего варианты, допускаемые в литературном языке, характеризуются как неравноправные.

Семантические варианты (разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию): остротА (лезвия) и острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) и трусИть (бежать), погрУженный (помещенный в транспорт) и погружЕнный (опущенный в воду).

Стилистические варианты: прикУс (общеупотр.) и прИкус (спец.), шЕлковый (общеупотр.) и шелкОвый (поэт.).

Нормативно-хронологические варианты: запаснОй (соврем.) - запАсный (устар.), украИнский (совр.) - укрАинский (устар.), рАкурс (соврем.) - ракУрс (устар.).

! Приведем список слов, в которых часто допускаются ошибки в ударении.

Правильное ударение (выделено большой буквой) Неправильное ударение (выделено большой буквой)
агЕнт агронОмия алкогОль алфавИт аргумЕнт аристокрАтия блАговест веросиповЕдание ветеринАрия газопровОд гастронОмия гЕнезис диоптрИя диспансЕр докумЕнт досУг дремОта духовнИк жалюзИ звонИт знАмение избалОванный избаловАть Иконопись инсУльт каталОг квартАл коклЮш красИвее кремЕнь кУхонный ломОта медикамЕнты недУг незаконнорождЁнный некролОг нефтепровОд обеспЕчение оптОвый откУпорить оценЁнный патриАрхия приговОр придАное приобретЕние рефлЕксия свёкла стАтуя сОгнутый созЫв сосредотОчение срЕдства столЯр украИнская ходАтайство ходАтайствовать христианИн шофёр щавЕль экспЕрт   Агент агрономИя Алкоголь алфАвит аргУмент аристократИя благовЕст веросиповедАние ветеринарИя газопрОвод гастрономИя генЕзис диОптрия диспАнсер докУмент дОсуг дремотА духОвник жАлюзи звОнит знамЕние избАлованный избАловать икОнопись Инсульт катАлог квАртал кОклюш красивЕе крЕмень кухОнный ломотА медикАменты нЕдуг незаконнорОжденный некрОлог нефтепрОвод обеспечЕение Оптовый откупОрить оцЕненный патриархИя прИговор прИданое приобрЕтение рефлексИя свеклА статУя согнУтый сОзыв сосредоточЕние средствА стОляр укрАинская ходатАйство ходатАйствовать христиАнин шОфер щАвель Эксперт  

? ? 1. Расставьте ударения в следующих именах существительных:апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, договор, дремота, знамение, значимость, изобретение, иконопись, каталог, каучук, квартал, ломота, ломоть, мусоропровод, мытарство, мышление, намерение, нефтепровод, пиала, премировать, приданое, свекла, статуя, столяр, ходатайство, христианин, щавель, экскурс.

2. Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры:

Бальмонт Константин – поэт;

Иванов Александр – художник;

Иванов Всеволод – писатель;

Искандер Фазиль – писатель;

Искандер – псевдоним А.И. Герцена;

Кустодиев Борис – художник;

Лажечников Иван – писатель;

Лысенко Трофим – биолог;

Майков Аполлон – поэт;

Новиков Николай – русский просветитель;

Новиков Анатолий – композитор;

Ожегов Сергей – языковед;

Одоевский Владимир – писатель.

3. Расставьте ударения в топонимах (собственных именах географических объектов): Анадырь (река), Кимры (город), Ильмень (озеро), Сенеж (озеро), Кижи (остров).

4. Расставьте ударения в следующих именах существительных, составьте с ними предложения и произнесите вслух:ворожея, дискант, кредитор, каллиграфия, ходатайство, ритор.

5. От следующих имен существительных образуйте форму родительного падежа и расставьте ударения: бант, бинт, герб, дверь, гуляш, жезл, клок, торт, унт, ясли.

6. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания: Атлас - атлАс, брОня - бронЯ, вИдение - видЕние, Ирис - ирИс, кИрка - киркА, клУбы - клубЫ крЕдит - кредИт, мокрОта - мокротА, острОта - остротА, хАос - хаОс, лАвровый - лаврОвый, Угольный - угОльный, языкОвый - языковОй, мОрщить - морщИть, трУсить - трусИть.

7. Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте нормативное ударение, допустимое (т.е. менее желательное, но находящееся в пределах нормы), устаревающее, имеющее стилистическую окраску: августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, дискант, заснеженный, каталог, кета, кирзовый, ломоть, мизерный, мышление, мускулистый, партер, ровня, феномен.

8. От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения:

БрОня - бронИровать - бронИрованный.

БронЯ -

БрОнза –

КОпия –

МАрка –

МАска

ПлОмба –

ПрЕмия –

9. Расставьте ударение в следующих словах: баловать, балованный, безудержный, единовременный, делящий, заиндеветь, зубчатый, запломбировать, запломбированный, кухонный, маркировать, недооцененный, тигровый, углубить, усугубить, украинский, юродивый.

10. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения: белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, круглый, легкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, ясный.

11. Образуйте формы прошедшего времени возвратных глаголов и расставьте в них ударения:браться, взвиться, взяться, влиться, гнаться, даться, драться, заняться, зваться, оторваться, подняться, подраться, приняться, прорваться, родиться, сорваться.

? ? Подготовьте устное сообщение на одну из предложенных тем:

Судьба ударений в заимствованных словах.

Сценическое произношение и его особенности.

Московское и петербургское произношение.