рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизнь и учение Бодхидхармы.

Жизнь и учение Бодхидхармы. - раздел Культура, Культура стран АТР учебный материал Свирепый Взгляд Из-Под Мохнатых Нависших Бровей, Круглые Глаза, Всклокоченные...

Свирепый взгляд из-под мохнатых нависших бровей, круглые глаза, всклокоченные волосы и борода, грузное тело, закутанное в какую-то материю, мало напоминающую одежду, — таким обычно изображают этого человека. Итак, в 520 г. (называют и другие даты этого события — 486, 526, 527 гг.) в Китай из Индии пришёл XXVIII патриарх буддизма Бодхидхарма, чьё имя дословно означает «Закон Просветления». На китайском языке оно звучит как Пути-дамо или просто Дамо, по-японски — Дарума. Бодхидхарма пришёл из Южной Индии, предположительно из Мадраса. Легенды рассказывают, что он был сыном богатого индийского принца, однако решил оставить светскую жизнь, дабы посвятить себя распространению Дхармы — буддийского учения. В Китае Дамо прозвали Бородатым Варваром (иногда так называли и других миссионеров, приходивших с запада, т. е. из Индии). В те времена у китайских монахов ещё не существовало обычая носить бороды.

Что же привело патриарха в Китай? По его мнению, буддизм в Китае понимали неправильно, искажённо, подменяя духовную работу механическим ритуалом.

Искренность как высшее проявление внутреннего, невыразимого ритуала, «чистота сердца» были для Дамо критериями «заслуг и добродетелей». Достоин почитания лишь тот, кто обрёл будду в себе, пробудил «природу будды» (фоминъ) в своём сердце. Такой человек не нуждается в формальном самоутверждении; он истинно мудр, и за ним следуют люди. Тот же, кто лишь имитирует внутреннее озарение, или «освобождение» от цепей мира, как называли это состояние сами буддисты, — не более чем глупец. Сам Будда учил: «Не взращивай общество глупцов, но взращивай общество мудрых людей, поклоняйся лишь тому, кто достоин поклонения. В этом — высшая заслуга».

Деяние (вэй) в чань-буддизме обычно противопоставляется недеянию (увэй), т. е. следованию естественно-спонтанному ходу событий. Как говорилось в чань-буддизме, «надо позволить вещам проявляться в их таковости».

Дамо учил: «Умиротвори своё сердце в недеянии, и тогда все внешние формы естественно последуют за этим в своих проявлениях». А один из его последователей, чань-буддийский патриарх Хуэйнэн (638—713), продолжил эту мысль: «Следуй истинности своего сердца, а не внешним проявлениям дхарм» (т. е. миру видимых форм и явлений). Идеи о внутренне-спонтанном озарении благодаря следованию естественности мира и легли в основу чань-буддизма.

Но учение Дамо оказалось слишком парадоксальным, слишком непривычным, чтобы быть понятым. Разве можно отказаться от чтения сутр и многочисленных ритуалов, заменив их лишь «взиранием на собственную изначальную природу»?

Не встретив понимания при дворе правителя У государства Лян, Дамо отправился в соседнее царство Вэй. В одной из легенд рассказывается, что уже в это время он демонстрировал чудесное искусство «уменьшения веса тела», вошедшее позже в арсенал подготовки монахов-бойцов. Дамо якобы переправился через реку Янцзы верхом на тоненьком тростниковом шесте! Попутно заметим, что, по одной из версий его жизнеописания, буддийский патриарх прибыл из Индии в Китай, переплыв море в соломенной сандалии.

В городе Лояне, столице государства Вэй, Дамо привела в восхищение пагода монастыря Юннин (Вечного покоя). Патриарх даже сочинил короткое стихотворение: «Сколь прекрасно, стоя рядом с ней (пагодой) и молитвенно сложив руки, встречать день!». Но и это живописное место Дамо покинул. После долгих странствий он пришёл в небольшой монастырь Шаолинь на горе Суншань, издревле считавшийся местом магическим, где можно встретить духов и даже святых небожителей.

Как гласит легенда, монахи Шао-линя истощали себя долгим чтением сутр, механически заучивая их, уходя тем самым всё дальше и дальше от истинного Просветления. Прозрение собственной природы в её изначальной чистоте подменялось начётничеством, тонкое внутреннее распознавание — слепой верой в чужие слова. Человек не видел своей подлинной глубины, «не мог прозреть свой изначальный лик». Дамо объявил, что цель буддизма — «прозреть сердце Будды», т. е. реализовать будду внутри себя. Так как каждый в потенции является буддой, нужно лишь пробудить его в себе. Стать буддой можно было «здесь и сейчас», в акте непосредственного и интуитивного восприятия истины, свободно и полно открывающейся незамутнённому мыслями уму человека. Истина передаётся без всяких «посредников», она не нуждается в словах, письменных знаках и наставлениях, подобно огню, зажигающему светильник, она переходит от учителя к ученику.

Монахи так же, как ранее правители, не поняли наставлений Бодхидхармы, и тот удалился в пещеру, расположенную недалеко от монастыря. Здесь, обратившись лицом к стене, он провёл в позе сидячей медитации (цзочань) почти девять лет, а согласно некоторым хроникам — и все десять. Патриарх погрузился в состояние глубокого самосозерцания и лишь однажды, как рассказывают, заснул. Проснувшись, Дамо в гневе на самого себя вырвал свои ресницы и бросил на землю. Их подобрал сам Будда, посадил в землю, и из них выросли кусты ароматного чая, который стали пить буддисты во время долгой медитации, взбадривая сознание. Именно отсюда якобы берёт начало чайная церемония, пришедшая в XII в. из Китая в Японию вместе с чаньскими монахами.

За девять лет, проведённых Дамо в «созерцании стены», монахи прониклись уважением к силе его духа и к учению, которое он проповедовал. Облик патриарха был пронизан такой глубокой духовностью, такой сокровенной тайной бытия, что послушники приняли учение сурового наставника как единственно верное. Но лишь двоих согласился патриарх взять к себе в ученики — Даоюя и Хуэйкэ. Им он «передавал истину» в течение пяти лет. По легенде, Хуэйкэ, который позже стал преемником чаньского первопатриарха, отрубил себе руку и положил её перед Дамо, демонстрируя чистоту своих помыслов и решимость без страха постигать учение чань. Он перенял от учителя технику медитации и воспринял саму сущность чань. Многие современники считали Хуэйкэ необычным и малопонятным человеком. Так, буддийский учитель Даохэн, повстречавший его в 534 г., заметил, что речи этого святого человека «неясны, а слова — хаотичны».

После девятилетней медитации Дамо не смог подняться: его ноги потеряли способность двигаться. Но патриарх, используя особый комплекс упражнений, восстановил жизненную активность и предписал монахам сочетать практику молчаливого сидячего созерцания с физическими упражнениями. Считается, что эти упражнения якобы представляли собой различные психотехники, воздействующие как на психику, так и на физическое тело, в том числе комплексы кулачного боя, различных боевых искусств, способов владения оружием. Монахи активно принялись за тренировки, а первым мастером этой системы физических упражнений соответственно стал сам Дамо.

Дамо нашёл краткую формулу для духовного учения, которым должны были овладевать его последователи. Она выражалась в требовании — «два проникновения и четыре действия». «Два проникновения» — это два способа достижения Просветления: первый — путём созерцания своей истинной природы («духовное проникновение»), второй — путём совершения практических действий, т. е. «добрых дел» («проникновение посредством действия»). Вступление в состояние просветлённого сознания, которое уже не могут затронуть суетные дела и «загрязнить пыль мира», в основном базировалось на сидячей медитации, традиционно выполняемой лицом к стене, как это делал Бодхидхарма.

Методики «духовного проникновения» позволяли обрести «истинное состояние сознания», недоступное обычным людям, выйти на качественно иной уровень переживания мира и достичь таким образом высшего знания. Чань-буддисты говорили: «Нынешнее состояние человека — ложно, истинно лишь возвращение к собственной природе, к своему изначальному лику». Нужно лишь немногое: узреть за обыденными и монотонными событиями Великий Символ, за видимым многообразием форм — истинное единство. Тогда человек преодолеет незримую, но чрезвычайно плотную завесу, мешающую ему слиться с природной естественностью.

Способ медитации, который предложил монахам индийский миссионер, казался на первый взгляд очень простым. Необходимо полностью успокоиться, расслабиться, а затем, контролируя циркуляцию жизненной энергии (ци) в теле, обрести незамутнённое состояние сознания —«пустое», как называли его старые мастера. Считалось, что практика тренировки энергии (ци) «питает истинную природу», помогая человеку вернуться в изначальное состояние. Такое состояние часто уподоблялось в своей естественности и простоте состоянию ребёнка, которого ещё не затронули мощь культуры и устои общества.

Таким образом, основой «духовного проникновения» стали успокоение ума и очищение сознания путём регуляции собственного дыхания. Шаолиньские монахи, отвлёкшись наконец от бессмысленного заучивания и повторения сутр, занялись «безмолвным созерцанием перед стеной», регулировали свою энергию-ци, умиротворяли сердца и таким образом шли по пути достижения Просветления.

Вместе с этим Бодхидхарма предписал им «проникновение посредством действия», которое предусматривало четыре вида поступков — «четыре действия». Они включали отсутствие ненависти и мирских стремлений, служение дхарме, следование судьбе. Последнее позволяло прожить жизнь во всей её полноте, поскольку человек переставал метаться в тисках небесного предопределения, а полагался на истинный путь всех вещей — Дао.

Принцип отказа от ненависти подсказал монахам тот путь, по которому шло слияние боевых искусств и некоторых постулатов чань-буддизма.

Известный исследователь чань-буддизма Судзуки Дайсэцу так комментирует путь «проникновения посредством действия». Этот путь «означает отсутствие умственных колебаний и треволнений. Где бы вы ни находились, сохраняйте умственный покой и ни к чему не стремитесь. Подобно каменному утёсу, даже в самую страшную бурю оставайтесь непреклонны. Отбросив все эгоистические мысли и чувства, спасайте всех, помогая им перебраться на другой берег (т. е. обрести Просвет­ление.).

Сведения о дальнейшей судьбе Бодхидхармы после его прихода в Шаолинь противоречивы и до конца не проясняются даже монастырскими хрониками. Одна из легенд утверждает, что после того, как Дамо открыл монахам «истинное учение сердца», он покинул монастырь, оставив знаменитый трактат по искусству самосовершенствования «Ицзиньцзин» — «Об изменениях в мышцах». Он долго скитался, а один из чиновников в своём отчёте написал, что встретил пепелище Бодхидхармы, где его тело было сожжено по буддийскому обычаю. Осталась лишь одна сандалия, которая была с почестями доставлена в Шаолиньский монастырь. Там её хранили 300 лет, потом она бесследно исчезла. Впрочем, через несколько лет после того, как было найдено место сожжения тела патриарха, другой чиновник повстречал Дамо в горах Туркестана. Тот был в добром здравии, правда в одной сандалии.

Существуют две «официальные» версии смерти Бодхидхармы, противоречащие, как и всё в китайских преданиях, друг другу. Трактат «Биографии известных монахов» рассказывает, что Дамо умер около 534 г. недалеко от Лояна, где находится мо­настырь Шаолинь, и был сожжён. Однако через 300 лет в исторических хрониках Лю Сюя «Книга династии Поздняя Тан», в разделе «Жития магов», говорилось, что Дамо «нашёл пристанище в Шаолиньском монастыре, что в горах Суншань. Он был случайно отравлен и умер».

Что касается реальной биографии основателя чань-буддизма, современные исследователи подтверждают лишь то, что Бодхидхарма действительно приходил в Китай и даже останавливался со своим первым учеником Хуэйкэ на какой-то горе, но чему конкретно учил великий странник — неизвестно.

Тем не менее сегодня в Шаолиньском монастыре всё дышит образом Бодхидхармы. В каждой монашеской келье его портрет соседствует с фотографией нынешнего старшего монаха монастыря, практически в каждом молельном зале можно встретить изображение Дамо.

Поднявшись на вершину горы по каменистой тропинке, можно и сейчас увидеть знаменитую пещеру Дамо, где великий патриарх провёл в неподвижной медитации девять лет. Внутри, на стене пещеры, висят его нетленные одежды — жёлтая ряса с красной накидкой.

Легенда гласит, что именно на этом месте простой дровосек Хуэйкэ отрубил себе правую руку и положил её перед Бодхидхармой, выразив тем самым искреннее желание следовать за патриархом. Как известно, он стал II патриархом чань-буддизма. Кстати, именно в память об этом подвиге преданности шаолиньские монахи кланяются, поднося к груди лишь одну ладонь (а не обе, как другие буддисты).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура стран АТР учебный материал

Культура стран АТР Учебный материал..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизнь и учение Бодхидхармы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура Древнего Китая
  На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы,

Мифология Древнего Китая.
  С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в 18 в., а до того сам Китай был мифом. Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать

Первый человек Пань-гу.
Миф о Пань-гу впервые зафиксирован в памятнике южных племен Китая III в. Было время, когда земля и небо ещё не отделились друг от друга и, слитые вместе, составляли нечто, отд

Нюйва- прародительница.
Образ Нюйвы («Женщина», «Мать Ва») восстанавливается по разрозненным данным. В изначальном своем виде это богиня Земли, отсюда ее облик полуженщины-полузмеи. Также полагают, что Нюйва почитал

Божественный земледелец.
  На земле уже было много людей, но пищи им не хватало, так как они кормились одной лишь охотой и рыболовством. Тогда Нюйдэн родила удивительного сына. Было у него змеиное тело, бычья

Хуан –ди.
Хуан-ди один из китайских культурных героев-предков, к которому возводили свое происхождение 14 аристократических родов. Конфуцианская традиция превратила его в императора, наследника Шэнь-нуна,

Гунь и Юй – победители потопа.
Гунь и Юй принадлежали к числу культурных героев, борцов с катастрофическими явлениями природы. С Гунем связан мотив богоборчества, объединяющий его с Прометеем. Прометей похи

Подвиги стрелка И.
Миф о стрелке И – один из наиболее популярных в китайской мифологии. И – культурный герой, считавшийся как изобретателем лука и стрел, так и спасителем с помощью этого оружия от множества бед

Лунарные мифы.
  Лунарные мифологические сюжеты концентрируются вокруг образа женского божественного персонажа – богини, именуемой Чан-э, и вплетаются в общую канву солярных повествований. Это, в

Сюжет о Ткачихе и Пастухе.
Подобно верованиям других народов мира, китайский мифологический пантеон насчитывает в себе немало персонажей (божества и духи), которые персонифицируют отдельные звезды и созвездия. Наиболее пр

Конфуций и конфуцианство.
Учение Конфуция является духовной основой китайской цивилизации, а также других стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Японии, Кореи, Вьетнама, Сингапура. Причем принципы эти настолько крепко укорен

Жизнь Конфуция и развитие его учения.
  Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун – цзы (или Кун - Фу - Цзы), что в переводе означает «Учитель по фамилии Кун». Это имя Конфуций получил уже в процессе жизн

Судьба концфуцианства в Китае.
  Опасения Конфуция за судьбу его учения оказались напрасными, оно не погибло. Последователи не только собирали его изречения и разрабатывали его наследие, но и образовали сплоченную

Основные принципы конфуцианской философии.
  Конфуцианство связано с духом гуманности, умеренности и середины. Его обеты были конкретными, земными, понятными каждому. Взгляды Конфуция в основном были обращены к земле, а не к В

Значение конфуцианства в культуре Китая.
  Конфуцианство вполне совпало с народным характером китайцев, оно оказалось наиболее созвучным тем идеалам, которые китайцы уже издавна впитывали с молоком матери. Их привлекала его

Что можно назвать любовью к людям?
Конфуций часто говорил о «любви к людям». Ученики думали, что любить людей не так уж сложно. Однако Конфуций вкладывал в это слово очень глубокий смысл. Такой глубокий, что постичь его было сложно

Как избавиться от воровства?
Конфуций рассказал ученикам ещё одну притчу. В одном царстве развелось множество воров. Честные люди не знали, куда им деваться от преступников. Однажды в городе появился странник

Легенда о Лао-цзы.
  Высокий желтолицый старик с длинной бородой, густыми черными бровями и голым шишковатым черепом. Таким запечатлели его китайские художники. Нередко его изображали сидящим на быке, к

Учение Лао-цзы.
  Подобно тому, как национальная катастрофа Израиля послужила сигналом к выступлению пророков, так и смутное время «Воюющих царств» и «Пяти деспотов» было для Китая эпохой величайшего

Судьба даосизма в Китае.
  Легко понять, почему такой отрешенный идеал не мог найти широкого отклика среди китайского народа, озабоченного прежде всего устройством своих земных дел. Китайцы с гораздо большим

Учение Будды.
  Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бесс

Дхарма — закон, истина, путь.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово «дхарма» означает в буддизме моральну

Национальные формы буддизма.
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.— в Китае, со

Буддизм в Китае: чань-буддизм.
  Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань — это китайское название, хотя в мире оказалось

Основные принципы философии чань.
По преданию, основные принципы чань-буддизма были сформулированы самим Бодхидхармой и сводились к следующему: «не опираться на иероглифы» (т. е. не использовать слова и тексты для проповеди); испол

Заповеди шестого патриарха.
  Современная жизнь чаньского монаха — это сложнейший комплекс принципов, сформулированных великими патриархами. Примечательно, что хотя в сровременных чаньских монастырях существуют

Основные принципы практики чань.
  Итак, в чань-буддизме для того, чтобы стать истинным практиком, совершенно необязательно покидать семью и уединяться в монастырской обители. Поскольку для достижения Просветления пр

Китайская художественная традиция.
  Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования двух могущественных государств: Тан (618-907 гг.) и Сун (960—1279 гг.). Искусство дл

Жанры китайской живописи.
  В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры, ставшие на многие века традиционными. Жанр «жэнъу» («люди») включал в себя всё, что касалось изображен

Техника китайской живописи.
  Китайские живописцы в Средневековье создавали свои картины на длинных полотнищах шёлка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка, завершённого деревян

Влияние даосизма и конфуцианства на китайскую традиционную живопись.
  Китайцы смотрели на жизнь через призму не религии, философии или науки, а главным образом искусства. Кажется, что все прочие виды их деятельности были окрашены художественным мироощ

Китайская традиционная поэзия.
Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности. Проявленная на государствен

Павильон грусти.
И днем и ночью здесь танцуют самые красивые женщины империи, звучат самые веселые напевы. Когда хмель валит всех с ног, я отодвигаю чашу с вином, беру кисточку, золотые чернила и начинаю п

Взаимодействие восточной философии и воинских искусств.
Длительное занятие воинскими искусствами формирует у человека специфический взгляд на вещи, особое отношение к деятельности и свою особую философию, которая тем отчетливей и завершенной, чем целеус

История развития воинских искусств Востока.
Само слово «ушу» и означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника». Специализация мастеров ушу очень разнообразна. Она включает борьбу и кулачный бой, фехтование на мечах, пиках, па

Чань-буддизм и чаньская культура психической деятельности.
  В любой области жизнедеятельности мы привыкли ориентироваться и опираться на максимумы, на идеальные модели, на эталоны. Если искать философию, максимально и целенаправленно воздейс

Даосизм и его культура психофизического воспитания.
Чаньские (дзэнские) патриархи полагали, что все вербальные (словесные, письменные) предписания, все тексты ложны и не способны передать истинную суть вещей и явлений. Они давали установку на переда

Культура Древней Японии.
  Культура Древней Японии, ее своеобразие, смысл и содержание раскрываются через отношение человека к природе, законы которой были для древнего японца так же священны, как и законы нр

Синто как культурная традиция Японии.
  «Путь богов» - это перевод слова «синто», которое и является названием этой исконно японской религии. Явление это специфическое, но не уникальное. В мире существует

Особые» божества небесной заводи.
После брошенного вскользь упоминания о разделении неба и земли в "Кодзики" начинается повествование о рождении первых божеств. Для чего они появлялись, что делали - нам не известно. Более

Рождение японского архипелага.
С этого момента начинается подробное и живописное описание событий, которые, собственно, и составляют основу японской мифологии. Совет богов поручает Идзанаги и Идзанами спуститься с небес

Страна Желтих Источников – обитель смерти.
В ярости Идзанаги убивает ставшего причиной смерти любимой бога огня, но из его тела появляются восемь новых божеств. Стеная и плача, Идзанаги уединяется во дворце, но утешения не находит. Тогда он

Борьба Аматэрасу и Сусаноо.
Буйная натура Сусаноо проявилась сразу после его назначения. Вместо того, что бы чинно вступить во владение доверенными ему отцом океанские просторами, Сусаноо начинает рыдать и говорит, что хочет

Извлечение Аматэрасу из небесного грота.
После сокрытия Аматэрасу в гроте воцарились «вечная ночь» и хаос. Под предводительством божества Омоиканэ (Размышляющий) был разработан план извлечения Аматэрасу из грота. Для его исполнения понадо

История Оокунинуси.
История Оокунинуси начинается с рассказа о его противостоянии с восьмьюдесятью старшими братьями, которые все отличались вздорным и коварным нравом и в борьбе с которыми он в конце концов одерживае

Вступление во власть Ниниги-но микото
Аматэрасу предлагает своему сыну Осихомими (Обильный Колос) вступить во владение Срединной Землей. Однако он предлагает послать на землю своего сына Ниниги (Изобильный). Причина, по которой Осихоми

Удачливый на Море и Удачливый в Горах.
Дальше в повествование включается легенда о недоразумении, возникшем между старшим и младшим сыновьями Ниниги. Легенда интересна своим сюжетом, но привлекает внимание еще и потому, что на ее пример

Характеристика синтоистских божеств – ками.
  Ками бывают четырёх видов – мифологические, то есть упомянутые в официальных сводах японских мифов; исторические, о которых

Дзэн – буддизм как культурная традиция Японии.
Первые идеи чань-буддизма (в японском прочтении – дзэн- буддизма) пришли в Японию из Китая уже в 8 – 9 вв., а с 12 в. на Японских островах стали появляться дзэнские школы. Для Японии это б

Дзэн-буддистская практика.
  Разобраться в сути дзэн, приблизиться к своей природе помогали диалоги (мондо), парадоксальные загадки (коаны) и притчи (року) – к

Влияние дзэн на культуру Японии.
Парадоксальное словесное обращение в дзэн-буддизме хорошо согласуется с традицией символической передачи учения, ведущей свое начало от Бодхидхармы. Ведь именно он, как утверждает предание, оставил

Эстетика дзэн.
В понимании самурая истинную ценность вещь может приобрести лишь со временем, после того как в ней как бы «высветлятся» подлинные, глубинно-эстетические свойства. Японцы называют это саби

Дзэнские искусства: чайная церемония.
  Легенда утверждает, что основатель чань-буддизма Бодхидхарма, сидя в долгой медитации, ощутил, как его клонит в сон и глаза неудержимо слипаются. Рассердившись на себя, он вырвал св

Дзэнские искусства: икэбана и ландшафтные парки.
  Стремление украсить жилища и храмы цветами и зелеными ветвями свойственно людям, но на Востоке, и особенно в Японии, этот обычай возведен в ранг особого искусства и науки. В дзэн-бу

Воинские искусства.
  Дзэн утверждает, что к Просветлению можно прийти и через совершенствование в боевых искусствах. Приемы боя, рождавшиеся в дзэнских монастырях, со временем дали начало множеству стил

Бусидо», или «путь воина».
  Так называется оформившийся в Средние века свод заповедей, которыми должен был руководствоваться в своем поведении настоящий воин. Самурайство как сословие сложилось в Япон

Банкэй.
Банкэй (1622 – 1693), овеянный славой разрушителя традиций, - одна из самых оригинальных фигур японского дзэн-буддизма. Не придавая значения уставу, отказываясь от коанов и абстрактного теор

Живопись сумие.
  Дзэн пришел в Японию в двенадцатом столетии и за восемь веков своей истории оказал влияние на различные аспекты японской жизни — не только на духовную жизнь самураев, но также на ху

Традиционная японская поэзия хайку.
  Можно считать исключительно японским дух вечного одиночества. Под этим духом, или художественным принципом, подразумевается то, что в Японии принято называть "саби" или &q

Новогоднее утро.
Всюду ветки сосен у ворот. Словно сон одной короткой ночи Промелькнули тридцать лет.   «Осень уже пришла!» — Шепнул мне на ухо ветер, Подк

I. Выберите правильный ответ.
Древневосточный мудрец, о котором идет речь в этом отрывке: «От учителя можно было слышать о культуре и делах гражданских, но о сущности вещей и небесном пути от учителя нельзя было услышать

II. По какому принципу образованы ряды?
Жэнь, вэнь, ли, цзюнь-цзы: а) даосизм; б) конфуцианство; в) классический (индийский) буддизм; г) дзэн-буддизм.   Карма, с

III. Что является лишним в перечнях?
Лишним в данном перечне является термин: а) синтоизм; б) конфуцианство; в) даосизм; г) чань-буддизм.   Лишним в данном пе

Мондо – см.вэнь-да.
  нирвана – букв. «угасание» одна из основных категорий буддизма, обозначающая высшую цель на пути просветления, выход из круга перерождений, освобождение от желаний,

Рэнга– одна из традиционных японских форм стихосложения, тесно связанная с дзэн. См. такжетанка, хайку.
  саби – букв. «патина времени», «ржавчина веков», один из важнейших эстетических принципов искусства дзэн, означающий, что истинную ценность и красо

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
  Составители: Тишкова Н.Ю., Культенко Л.Ю.   Тираж экз. Заказ №   Издательство Дальневосточной государственной академ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги