Основные принципы философии чань. - раздел Культура, КУЛЬТУРА СТРАН АТР УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ По Преданию, Основные Принципы Чань-Буддизма Были Сформулированы Самим Бодхид...
По преданию, основные принципы чань-буддизма были сформулированы самим Бодхидхармой и сводились к следующему: «не опираться на иероглифы» (т. е. не использовать слова и тексты для проповеди); использовать «передачу вне слов, непосредственно и прямо указывать на истинную природу человека»; «созерцая свою изначальную природу, стать буддой» (искать путь к Просветлению не в книгах, но очищая собственную природу, свои врождённые свойства, ибо каждый человек — потенциальный будда). В реальности все эти принципы были сформулированы значительно позже того времени, когда жил Бодхидхарма.
Создание традиции «безмолвной передачи истины» чань-буддисты приписывали самому Будде. Они не раз обвиняли другие направления буддизма в «увлечении словами и письменными знаками». Чань-буддизм делал упор на непосредственную, интимную передачу учения, поэтому в нём весьма заметна роль учителя. Более того, большинство чань-буддистов считали авторитетом не какую-то абстрактную догму, не канон или трактат, но учителя. Именно его слова, а не строки писаний, и были для них воплощением учения. Благодаря этому чань-буддизм, с одной стороны, всегда оставался учением живым, личностным, а с другой — был предельно пластичен, менял свою форму в зависимости от учителя и эпохи.
Чань-буддизм считает, что истинным учителем, точнее «учителем в последней инстанции», может являться лишь сам человек, который открывает истину «в себе и для себя». Характерен пример монаха Шияня, который отдавал приказы сам себе, вызывая порой недоумение у окружающих. По утрам он садился лицом к стене и грубым голосом обращался сам к себе: «Хозяин!». Затем тут же отвечал: «Слушаюсь!». «Ты обязан поддерживать вечную бодрость и чистоту сознания!» — продолжал приказывать себе Шиянь. И, уважительно кланяясь, послушно отвечал: «Слушаюсь, слушаюсь».
Признавая все основные постулаты буддизма и потенциальную «буддовость» каждого человека, последователи чань считали особенно важным осознание глобальной вселенской Пустоты (санскр. «шуньята», кит. «кун», яп. «ку»). Пустота потенциально содержит всю вселенную, считали чань-буддисты, время от времени она порождает все вещи, даёт бытие этому миру и представляет собой вселенную в потенции. И в то же время — это некое глобальное ничто; не случайно синонимом Пустоты в чань-буддизме является понятие у — «ничто», «небытие».
Чань-буддисты так объясняют важность осознания Пустоты: в своём высшем проявлении природа будды также абсолютно пустотна и логически непознаваема. Её можно понять лишь в момент Просветления, внезапного и интуитивного озарения. «Пустота — и есть будда. Будда — и есть ты сам», — гласит чаньское изречение.
Таким образом, речь идёт о «пробуждении», которое даётся как внезапная вспышка осознавания, когда человек чувствует слияние с Пустотой и ясно ощущает своё единство со всей вселенной. Он распластан в вечности, для него существует лишь одно «вечно длящееся настоящее» без вчера и завтра. При этом он пребывает в состоянии «отсутствия мыслей», его разум не замутняет ни одна идея, более того — он сам (его Я, его эго) как бы отсутствует, растворяется в общей ткани вселенной. Это состояние, которое должно быть присуще не только чаньскому подвижнику, но и истинному воину, именуется «у во» — «не я» {санскр. «анатман»). При достижении этого состояния рушатся границы между внешним и внутренним, между человеком и окружающим его миром, между субъектом и объектом. Именно в таком состоянии китайские мастера советовали заниматься различными типами психофизической практики, например, медитацией или ушу, рассматривая их и как метод совершенствования, и как его конечную цель. На той же идее основана боевая практика японских самураев. Знаменитый фехтовальщик Миямото Мусаси учил, что «истинный удар мечом исходит из Пустоты», а высшее боевое мастерство приходит лишь тогда, «когда обретёшь состояние растворения и самоотсутствия».
Постижение Пустоты очищает сознание, которое становится «отполированно-гладким»; не случайно такой непоколебимый покой духа чань-буддисты сравнивали с чистым зеркалом и зеркальной водной гладью. Лишь в этом состоянии человек может увидеть мир таким, какой он есть на самом деле — не искажённым и не замутнённым собственными субъективными ощущениями и мыслями. В сознании, постигшем Пустоту, мир не разделяется больше на противоположности, добро и зло, любовь и ненависть, на реальность и иллюзию, явь и сон. Человек видит мир единым, «единотелесным» с собой.
Поскольку истину нельзя ни выразить письменами, ни объяснить словами, то на неё следует «непосредственно указать» («чжи чжи»). Для этого используется практика «гунь-ань» (кит.), «коан» (яп.) – парадоксальные загадки. Приведем примеры некоторых из них: «Когда хлопают две ладоши, возникает определенный звук. А каков звук хлопка одной ладони?»; «Если у вас есть посох, я дам его вам, если у вас его нет, я возьму его увас?». Также стереотипы мышления призвана сломать практика особых диалогов мастера и ученика по типу вопрос — спонтанный ответ (кит. «вэнь-да», яп. «мондо»). Например: «Что есть Будда?» — вопрошает ученик своего наставника. «Кипарис, что растёт во дворе!» — мгновенно отвечает тот. Лаконичные, по виду абсурдные, но в действительности весьма многозначительные ответы мастера помогали ученику увидеть свою подлинную природу.
Большинство чаньских школ говорило о внезапном Просветлении, которое весьма характерно именовалось «мгновенным пробуждением» — дуну или по-японски сатори. Но как должно наступать Просветление?
Из-за разных ответов на этот вопрос в чань-буддизме в VII в. возник первый крупный раскол. Два лучших ученика V чаньского патриарха — Ху-эйнэн и Шэнь-сю — затеяли спор о том, каким образом можно обрести Просветление. Оба признавали, что Просветление достижимо ещё в нынешней жизни, без дополнительных перерождений. Однако Хуэйнэн утверждал, что оно наступает внезапно, «подобно вспышке молнии в ночи»; Шэнь-сю же считал, что Просветление приходит постепенно, ему должна предшествовать долгая монашеская практика. Наставники (кстати, выходцы из одного монастыря) образовали две группировки. Школа Шэнь-сю стала называться Северной, поскольку он ушёл со своими учениками на север, а Хуэйнэн, выходец с юга Китая, возглавил Южную чань-скую школу. После долгих споров верх взяла Южная школа, VI чаньским патриархом стал Хуэйнэн — самый блестящий представитель чаньского направления за всю его историю.
Хуэйнэн впервые провозгласил, что нет необходимости «покидать свой дом и уходить в горы», т.е. становиться монахом ради постижения чаньской истины. Руководствуясь знаменитым тезисом «достичь Просветления здесь и сейчас», он говорил, что можно, оставаясь мирянином и занимаясь любым делом, настроиться на нужный лад и постичь истину. Если мир — воплощение истины, зачем же уходить в монастырь? Позже такая позиция стала общей для всего Южного направления чань-буддизма.
Несложно догадаться, что такой либеральный подход привлёк к чань-буддизму тысячи новых поклонников. В их рядах теперь числились не только монахи, но аристократы и чиновники, поэты и мастера боевых искусств, художники и каллиграфы, одним словом, все те, кто ценил свободу творческой мысли, интуитивность в действиях и поступках.
Все темы данного раздела:
Культура Древнего Китая
На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы,
Мифология Древнего Китая.
С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в 18 в., а до того сам Китай был мифом. Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать
Первый человек Пань-гу.
Миф о Пань-гу впервые зафиксирован в памятнике южных племен Китая III в.
Было время, когда земля и небо ещё не отделились друг от друга и, слитые вместе, составляли нечто, отд
Нюйва- прародительница.
Образ Нюйвы («Женщина», «Мать Ва») восстанавливается по разрозненным данным. В изначальном своем виде это богиня Земли, отсюда ее облик полуженщины-полузмеи. Также полагают, что Нюйва почитал
Божественный земледелец.
На земле уже было много людей, но пищи им не хватало, так как они кормились одной лишь охотой и рыболовством. Тогда Нюйдэн родила удивительного сына. Было у него змеиное тело, бычья
Хуан –ди.
Хуан-ди один из китайских культурных героев-предков, к которому возводили свое происхождение 14 аристократических родов. Конфуцианская традиция превратила его в императора, наследника Шэнь-нуна,
Гунь и Юй – победители потопа.
Гунь и Юй принадлежали к числу культурных героев, борцов с катастрофическими явлениями природы. С Гунем связан мотив богоборчества, объединяющий его с Прометеем.
Прометей похи
Подвиги стрелка И.
Миф о стрелке И – один из наиболее популярных в китайской мифологии. И – культурный герой, считавшийся как изобретателем лука и стрел, так и спасителем с помощью этого оружия от множества бед
Лунарные мифы.
Лунарные мифологические сюжеты концентрируются вокруг образа женского божественного персонажа – богини, именуемой Чан-э, и вплетаются в общую канву солярных повествований. Это, в
Сюжет о Ткачихе и Пастухе.
Подобно верованиям других народов мира, китайский мифологический пантеон насчитывает в себе немало персонажей (божества и духи), которые персонифицируют отдельные звезды и созвездия. Наиболее пр
Конфуций и конфуцианство.
Учение Конфуция является духовной основой китайской цивилизации, а также других стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Японии, Кореи, Вьетнама, Сингапура. Причем принципы эти настолько крепко укорен
Жизнь Конфуция и развитие его учения.
Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун – цзы (или Кун - Фу - Цзы), что в переводе означает «Учитель по фамилии Кун». Это имя Конфуций получил уже в процессе жизн
Судьба концфуцианства в Китае.
Опасения Конфуция за судьбу его учения оказались напрасными, оно не погибло. Последователи не только собирали его изречения и разрабатывали его наследие, но и образовали сплоченную
Основные принципы конфуцианской философии.
Конфуцианство связано с духом гуманности, умеренности и середины. Его обеты были конкретными, земными, понятными каждому. Взгляды Конфуция в основном были обращены к земле, а не к В
Значение конфуцианства в культуре Китая.
Конфуцианство вполне совпало с народным характером китайцев, оно оказалось наиболее созвучным тем идеалам, которые китайцы уже издавна впитывали с молоком матери. Их привлекала его
Что можно назвать любовью к людям?
Конфуций часто говорил о «любви к людям». Ученики думали, что любить людей не так уж сложно. Однако Конфуций вкладывал в это слово очень глубокий смысл. Такой глубокий, что постичь его было сложно
Как избавиться от воровства?
Конфуций рассказал ученикам ещё одну притчу.
В одном царстве развелось множество воров. Честные люди не знали, куда им деваться от преступников.
Однажды в городе появился странник
Легенда о Лао-цзы.
Высокий желтолицый старик с длинной бородой, густыми черными бровями и голым шишковатым черепом. Таким запечатлели его китайские художники. Нередко его изображали сидящим на быке, к
Учение Лао-цзы.
Подобно тому, как национальная катастрофа Израиля послужила сигналом к выступлению пророков, так и смутное время «Воюющих царств» и «Пяти деспотов» было для Китая эпохой величайшего
Судьба даосизма в Китае.
Легко понять, почему такой отрешенный идеал не мог найти широкого отклика среди китайского народа, озабоченного прежде всего устройством своих земных дел. Китайцы с гораздо большим
Учение Будды.
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бесс
Дхарма — закон, истина, путь.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово «дхарма» означает в буддизме моральну
Национальные формы буддизма.
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.— в Китае, со
Буддизм в Китае: чань-буддизм.
Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань — это китайское название, хотя в мире оказалось
Жизнь и учение Бодхидхармы.
Свирепый взгляд из-под мохнатых нависших бровей, круглые глаза, всклокоченные волосы и борода, грузное тело, закутанное в какую-то материю, мало напоминающую одежду, — таким обычно изображают этого
Заповеди шестого патриарха.
Современная жизнь чаньского монаха — это сложнейший комплекс принципов, сформулированных великими патриархами. Примечательно, что хотя в сровременных чаньских монастырях существуют
Основные принципы практики чань.
Итак, в чань-буддизме для того, чтобы стать истинным практиком, совершенно необязательно покидать семью и уединяться в монастырской обители. Поскольку для достижения Просветления пр
Китайская художественная традиция.
Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования двух могущественных государств: Тан (618-907 гг.) и Сун (960—1279 гг.). Искусство дл
Жанры китайской живописи.
В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры, ставшие на многие века традиционными. Жанр «жэнъу» («люди») включал в себя всё, что касалось изображен
Техника китайской живописи.
Китайские живописцы в Средневековье создавали свои картины на длинных полотнищах шёлка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка, завершённого деревян
Влияние даосизма и конфуцианства на китайскую традиционную живопись.
Китайцы смотрели на жизнь через призму не религии, философии или науки, а главным образом искусства. Кажется, что все прочие виды их деятельности были окрашены художественным мироощ
Китайская традиционная поэзия.
Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности. Проявленная на государствен
Павильон грусти.
И днем и ночью здесь танцуют самые красивые женщины империи, звучат самые веселые напевы.
Когда хмель валит всех с ног, я отодвигаю чашу с вином, беру кисточку, золотые чернила и начинаю п
Взаимодействие восточной философии и воинских искусств.
Длительное занятие воинскими искусствами формирует у человека специфический взгляд на вещи, особое отношение к деятельности и свою особую философию, которая тем отчетливей и завершенной, чем целеус
История развития воинских искусств Востока.
Само слово «ушу» и означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника». Специализация мастеров ушу очень разнообразна. Она включает борьбу и кулачный бой, фехтование на мечах, пиках, па
Чань-буддизм и чаньская культура психической деятельности.
В любой области жизнедеятельности мы привыкли ориентироваться и опираться на максимумы, на идеальные модели, на эталоны. Если искать философию, максимально и целенаправленно воздейс
Даосизм и его культура психофизического воспитания.
Чаньские (дзэнские) патриархи полагали, что все вербальные (словесные, письменные) предписания, все тексты ложны и не способны передать истинную суть вещей и явлений. Они давали установку на переда
Культура Древней Японии.
Культура Древней Японии, ее своеобразие, смысл и содержание раскрываются через отношение человека к природе, законы которой были для древнего японца так же священны, как и законы нр
Синто как культурная традиция Японии.
«Путь богов» - это перевод слова «синто», которое и является названием этой исконно японской религии. Явление это специфическое, но не уникальное. В мире существует
Особые» божества небесной заводи.
После брошенного вскользь упоминания о разделении неба и земли в "Кодзики" начинается повествование о рождении первых божеств. Для чего они появлялись, что делали - нам не известно. Более
Рождение японского архипелага.
С этого момента начинается подробное и живописное описание событий, которые, собственно, и составляют основу японской мифологии.
Совет богов поручает Идзанаги и Идзанами спуститься с небес
Страна Желтих Источников – обитель смерти.
В ярости Идзанаги убивает ставшего причиной смерти любимой бога огня, но из его тела появляются восемь новых божеств. Стеная и плача, Идзанаги уединяется во дворце, но утешения не находит. Тогда он
Борьба Аматэрасу и Сусаноо.
Буйная натура Сусаноо проявилась сразу после его назначения. Вместо того, что бы чинно вступить во владение доверенными ему отцом океанские просторами, Сусаноо начинает рыдать и говорит, что хочет
Извлечение Аматэрасу из небесного грота.
После сокрытия Аматэрасу в гроте воцарились «вечная ночь» и хаос. Под предводительством божества Омоиканэ (Размышляющий) был разработан план извлечения Аматэрасу из грота. Для его исполнения понадо
История Оокунинуси.
История Оокунинуси начинается с рассказа о его противостоянии с восьмьюдесятью старшими братьями, которые все отличались вздорным и коварным нравом и в борьбе с которыми он в конце концов одерживае
Вступление во власть Ниниги-но микото
Аматэрасу предлагает своему сыну Осихомими (Обильный Колос) вступить во владение Срединной Землей. Однако он предлагает послать на землю своего сына Ниниги (Изобильный). Причина, по которой Осихоми
Удачливый на Море и Удачливый в Горах.
Дальше в повествование включается легенда о недоразумении, возникшем между старшим и младшим сыновьями Ниниги. Легенда интересна своим сюжетом, но привлекает внимание еще и потому, что на ее пример
Характеристика синтоистских божеств – ками.
Ками бывают четырёх видов – мифологические, то есть упомянутые в официальных сводах японских мифов; исторические, о которых
Дзэн – буддизм как культурная традиция Японии.
Первые идеи чань-буддизма (в японском прочтении – дзэн- буддизма) пришли в Японию из Китая уже в 8 – 9 вв., а с 12 в. на Японских островах стали появляться дзэнские школы.
Для Японии это б
Дзэн-буддистская практика.
Разобраться в сути дзэн, приблизиться к своей природе помогали диалоги (мондо), парадоксальные загадки (коаны) и притчи (року) – к
Влияние дзэн на культуру Японии.
Парадоксальное словесное обращение в дзэн-буддизме хорошо согласуется с традицией символической передачи учения, ведущей свое начало от Бодхидхармы. Ведь именно он, как утверждает предание, оставил
Эстетика дзэн.
В понимании самурая истинную ценность вещь может приобрести лишь со временем, после того как в ней как бы «высветлятся» подлинные, глубинно-эстетические свойства. Японцы называют это саби
Дзэнские искусства: чайная церемония.
Легенда утверждает, что основатель чань-буддизма Бодхидхарма, сидя в долгой медитации, ощутил, как его клонит в сон и глаза неудержимо слипаются. Рассердившись на себя, он вырвал св
Дзэнские искусства: икэбана и ландшафтные парки.
Стремление украсить жилища и храмы цветами и зелеными ветвями свойственно людям, но на Востоке, и особенно в Японии, этот обычай возведен в ранг особого искусства и науки. В дзэн-бу
Воинские искусства.
Дзэн утверждает, что к Просветлению можно прийти и через совершенствование в боевых искусствах. Приемы боя, рождавшиеся в дзэнских монастырях, со временем дали начало множеству стил
Бусидо», или «путь воина».
Так называется оформившийся в Средние века свод заповедей, которыми должен был руководствоваться в своем поведении настоящий воин.
Самурайство как сословие сложилось в Япон
Банкэй.
Банкэй (1622 – 1693), овеянный славой разрушителя традиций, - одна из самых оригинальных фигур японского дзэн-буддизма. Не придавая значения уставу, отказываясь от коанов и абстрактного теор
Живопись сумие.
Дзэн пришел в Японию в двенадцатом столетии и за восемь веков своей истории оказал влияние на различные аспекты японской жизни — не только на духовную жизнь самураев, но также на ху
Традиционная японская поэзия хайку.
Можно считать исключительно японским дух вечного одиночества. Под этим духом, или художественным принципом, подразумевается то, что в Японии принято называть "саби" или &q
Новогоднее утро.
Всюду ветки сосен у ворот.
Словно сон одной короткой ночи
Промелькнули тридцать лет.
«Осень уже пришла!»
— Шепнул мне на ухо ветер,
Подк
I. Выберите правильный ответ.
Древневосточный мудрец, о котором идет речь в этом отрывке: «От учителя можно было слышать о культуре и делах гражданских, но о сущности вещей и небесном пути от учителя нельзя было услышать
II. По какому принципу образованы ряды?
Жэнь, вэнь, ли, цзюнь-цзы: а) даосизм;
б) конфуцианство;
в) классический (индийский) буддизм;
г) дзэн-буддизм.
Карма, с
III. Что является лишним в перечнях?
Лишним в данном перечне является термин: а) синтоизм;
б) конфуцианство;
в) даосизм;
г) чань-буддизм.
Лишним в данном пе
Мондо – см.вэнь-да.
нирвана – букв. «угасание» одна из основных категорий буддизма, обозначающая высшую цель на пути просветления, выход из круга перерождений, освобождение от желаний,
Рэнга– одна из традиционных японских форм стихосложения, тесно связанная с дзэн. См. такжетанка, хайку.
саби – букв. «патина времени», «ржавчина веков», один из важнейших эстетических принципов искусства дзэн, означающий, что истинную ценность и красо
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Составители: Тишкова Н.Ю., Культенко Л.Ю.
Тираж экз. Заказ №
Издательство Дальневосточной государственной
академ
Новости и инфо для студентов