рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Даосизм и его культура психофизического воспитания.

Даосизм и его культура психофизического воспитания. - раздел Культура, КУЛЬТУРА СТРАН АТР УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Чаньские (Дзэнские) Патриархи Полагали, Что Все Вербальные (Словесные, Письме...

Чаньские (дзэнские) патриархи полагали, что все вербальные (словесные, письменные) предписания, все тексты ложны и не способны передать истинную суть вещей и явлений. Они давали установку на передачу невербальной информации в процессе непосредственного общения учителя с учеником, а также на использование в практике психической тренировки языка парадоксов и иносказаний, настраивающего ученика на прием и передачу того, что «скрыто за словами». Если адепт чань видел в буддийском тексте «живое слово», истину, открывающуюся только в процессе интуитивного созерцания, то для обычного человека этот же текст был «мертв», непонятен, абсурден с точки зрения разума и логики.

По сравнению с чань-буддизмом даосизм более экзотеричен (понятен непосвященным) по крайней мере для людей, включенных в китайскую культуру. Он отчасти допускает вербальное, интеллектуализированное знание, хотя в итоге и выводит на эзотерическую (тайную), невыразимую словами и непостижимую разумом абсолютную мудрость, В этом плане даосизм доступнее чаньского учения и в какой-то степени может быть использован даже в качестве переводчика чань-буддийской версии воинской подготовки на понятный для нас язык. Поэтому именно даосизм позволяет сформулировать развернутую психофизическую методику тренировок и свободного спарринга.

Даосы учат, что внешний мир и «Я» человеческой личности составляют единое и неделимое целое. В их представлении мудрец — это совершенный человек, не имеющий собственного «Я». Дуализация мира на субъект и объект, на «Я» и «не-Я» есть результат привычки человеческого сознания, разума отделять себя от мира, противопоставлять-себя ему. Это влечет за собой появление опосредующего звена между человеком и его окружением — поля информации, которую обрабатывает разум. В итоге человек воспринимает не мир как он есть сам по себе, не его непосредственное воздействие, а информацию о нем. Формально-логический анализ и обработка информации требуют времени. Поэтому в экстремальной ситуации, где жизнь человека зависит от мгновенной и точной реакции, сознание не успевает вовремя включиться, запаздывает, что иногда равносильно гибели. Отсюда вывод о необходимости выхода на уровень интуитивного, рефлекторного взаимодействия с миром, когда автоматизм реакции обеспечивает ее мгновенность и максимальную адекватность, когда человек действует прежде, чем успевает осмыслить или объяснить свой поступок.

Откуда берутся автоматизм, рефлекс, интуиция? Из самой жизни, из практического переживания, применения, т. е. из того непосредственного, естественного функционирования человека, которое позволяет ему выжить в обстановке враждебности и агрессии, Поэтому даосы и призывают людей вернуться к природному существованию, к естественному течению жизни. Они противопоставляют «естественную мудрость», понимание природы миру культуры как искусственному и ложному порождению человеческого сознания. Именно в этом смысле следует понимать высказывания типа «разбей свое знание»; «смотри прямо бессмысленным взором»; «совершенен тот, кто умеет остановиться на том, что ему неизвестно»; постиг дао тот, «кто не знает», близок к постижению тот, «кто забыл, что он знал».

Обратимся к практике воинских искусств. На первый взгляд новичок, стремящийся тренироваться у большого мастера, обладателя высокого «дана», безусловно прав. Однако зрелый спортсмен рассудит иначе. Определенный уровень подготовки ученика требует определенного уровня мастерства тренера. Учитель должен быть доступен и понятен, а между мастером и новичком лежит непроходимая пропасть, ибо первый уже успел забыть свой начальный опыт, выработать не передаваемый словами и невидимый для неопытного глаза автоматизм, а второй еще не успел набрать опыт, чтобы понять, оценить и скопировать тонкую технику мастера. «Те, кто, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу».

Торопливость, спешка, упование на силу, волевое подталкивание процесса, иначе говоря, любой (даже самый минимальный) отход от органичной последовательности этапов роста, насилие над естественным ходом развития не приближают, а отдаляют цель, приносят не пользу, а вред. Но как же реализовать на практике установку на естественность? Как исключить субъективный, волевой подход? Как снять личностное давление на ситуацию?

Требование «следовать естественности» превращается у даосов в призыв «практиковать недеяние». Применительно к единоборству это означает, что нельзя строить поединок по заранее обдуманному плану. Ситуация единоборства сама предопределяет поведение бойца. Побеждает не тот, кто противоборствует, а тот, кто действует, будучи вынужденным к этому обстоятельствами. Нельзя уповать только на свой замысел и пренебрегать замыслом противника. Нелепо становиться рабом жесткой установки на защиту или, наоборот, на нападение. Спарринг требует гибкости, динамичности, готовности идти на обмен ударами, готовности подставить живот, чтобы защитить голову, способности во имя конечной победы идти на жертвы, на отказ от собственной блестяще подготовленной атаки, по этому поводу говорится: «Тот, кто тождествен потере, приобретает потерянное».

Недеяние характеризуется следующими признаками: полная расслабленность, спокойствие и уравновешенность, устойчивость, работа на уровне бесформенного. Мастеру незачем напрягать мускулы, задействовать силу. Его мощь в его расслабленности, в правильной технике, благодаря чему он может сражаться часами, не уставая, не учащая дыхания, не снижая темпа и не рассеивая внимания. «Кто содержит в себе совершенное дэ, тот похож на новорожденного... Кости у него мягкие, мышцы слабые, но он держит дао крепко... Он очень чуток. Он кричит весь день, и гармоничен». «Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное». Кто научился расслабляться, тому не мешают ни большой вес, ни почтенный возраст. Он неутомим, как юноша.

Огромное значение для даосов имело требование сохранять спокойствие. «Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие». «То, что спокойно, легко сохранить». «Умелый воин не бывает гневен». Излишняя суетливость, эмоциональность приводят лишь к тому, что ситуация выходит из-под контроля, притупляется бдительность, противнику легче раздергать тебя, отвлечь финтами и нанести внезапный и неотразимый удар. Кроме того, напряженная поза, скованные и вымученные движения, лихорадочная активность быстро выматывают, утомляют бойца.

Особую роль даосы отводили искусству преодолевать страх перед болью и смертью, подавлять жизненный инстинкт. Убеждение в том, что «Я» и мир едины, что различие между жизнью и смертью иллюзорно и надумано разумом человека, позволяло даосским бойцам обуздать «свою дрожащую личность». Настоящий, опытный воин понимал, что есть только один способ сохранить жизнь — это пренебречь ею. Убегать от противника — значит не только дать ему моральный перевес, это предполагает также, что он получает возможность перехватить инициативу, развить свою атаку, которая не вторым, так третьим, четвертым ударом «накроет» беглеца. Лучшая тактика, наоборот, требует бесстрашно идти на сближение, на удар противника, сковывать его движения, затруднять его маневр, чтобы в свою очередь перехватить и развить инициативу. «Он (совершенномудрый) пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. Не происходит ли это от того, что он пренебрегает личными интересами? Напротив, он действует согласно своим личным интересам». «Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь». «Из десяти человек три идут к жизни, три — к смерти. Из каждых десяти еще имеются три человека, которые умирают от своих деяний. Почему это так? Это происходит оттого, что у них слишком сильно стремление к жизни».

Итак, справедливо говорится: «Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен».

С требованием соблюдать психическое спокойствие переплетается призыв сохранять физическую устойчивость, динамическое равновесие:«Кто умеет крепко стоять, того нельзя опрокинуть. Кто умеет опереться, того нельзя свалить».

Чуткость к поведению противника, интуитивное понимание хода поединка, ненавязывание ему своих установок позволяют бойцу исподволь, неявно направлять бой. Мастерство заключается не в том, чтобы разрушить готовые формы противника, противопоставить его ударам свои блоки, а в том, чтобы использовать его атаку в своих интересах, выполнив «уход», направить удар противника в пустоту, лишить его точки опоры и сделать внезапную контратаку, используя его же встречное движение. Все это требует умения использовать бесформенное: «То, что еще не показало признаков, легко направить».

Только тогда, когда стираются грани между формой и бесформенным, между легким и трудным, когда видимая простота скрывает огромную сложнейшую работу, когда критерием красоты становится целесообразность, — тогда приходит совершенство.

 


ЧАСТЬ II. ДРЕВНЯЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРА СТРАН АТР УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

КУЛЬТУРА СТРАН АТР УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Даосизм и его культура психофизического воспитания.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура Древнего Китая
  На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы,

Мифология Древнего Китая.
  С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в 18 в., а до того сам Китай был мифом. Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать

Первый человек Пань-гу.
Миф о Пань-гу впервые зафиксирован в памятнике южных племен Китая III в. Было время, когда земля и небо ещё не отделились друг от друга и, слитые вместе, составляли нечто, отд

Нюйва- прародительница.
Образ Нюйвы («Женщина», «Мать Ва») восстанавливается по разрозненным данным. В изначальном своем виде это богиня Земли, отсюда ее облик полуженщины-полузмеи. Также полагают, что Нюйва почитал

Божественный земледелец.
  На земле уже было много людей, но пищи им не хватало, так как они кормились одной лишь охотой и рыболовством. Тогда Нюйдэн родила удивительного сына. Было у него змеиное тело, бычья

Хуан –ди.
Хуан-ди один из китайских культурных героев-предков, к которому возводили свое происхождение 14 аристократических родов. Конфуцианская традиция превратила его в императора, наследника Шэнь-нуна,

Гунь и Юй – победители потопа.
Гунь и Юй принадлежали к числу культурных героев, борцов с катастрофическими явлениями природы. С Гунем связан мотив богоборчества, объединяющий его с Прометеем. Прометей похи

Подвиги стрелка И.
Миф о стрелке И – один из наиболее популярных в китайской мифологии. И – культурный герой, считавшийся как изобретателем лука и стрел, так и спасителем с помощью этого оружия от множества бед

Лунарные мифы.
  Лунарные мифологические сюжеты концентрируются вокруг образа женского божественного персонажа – богини, именуемой Чан-э, и вплетаются в общую канву солярных повествований. Это, в

Сюжет о Ткачихе и Пастухе.
Подобно верованиям других народов мира, китайский мифологический пантеон насчитывает в себе немало персонажей (божества и духи), которые персонифицируют отдельные звезды и созвездия. Наиболее пр

Конфуций и конфуцианство.
Учение Конфуция является духовной основой китайской цивилизации, а также других стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Японии, Кореи, Вьетнама, Сингапура. Причем принципы эти настолько крепко укорен

Жизнь Конфуция и развитие его учения.
  Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун – цзы (или Кун - Фу - Цзы), что в переводе означает «Учитель по фамилии Кун». Это имя Конфуций получил уже в процессе жизн

Судьба концфуцианства в Китае.
  Опасения Конфуция за судьбу его учения оказались напрасными, оно не погибло. Последователи не только собирали его изречения и разрабатывали его наследие, но и образовали сплоченную

Основные принципы конфуцианской философии.
  Конфуцианство связано с духом гуманности, умеренности и середины. Его обеты были конкретными, земными, понятными каждому. Взгляды Конфуция в основном были обращены к земле, а не к В

Значение конфуцианства в культуре Китая.
  Конфуцианство вполне совпало с народным характером китайцев, оно оказалось наиболее созвучным тем идеалам, которые китайцы уже издавна впитывали с молоком матери. Их привлекала его

Что можно назвать любовью к людям?
Конфуций часто говорил о «любви к людям». Ученики думали, что любить людей не так уж сложно. Однако Конфуций вкладывал в это слово очень глубокий смысл. Такой глубокий, что постичь его было сложно

Как избавиться от воровства?
Конфуций рассказал ученикам ещё одну притчу. В одном царстве развелось множество воров. Честные люди не знали, куда им деваться от преступников. Однажды в городе появился странник

Легенда о Лао-цзы.
  Высокий желтолицый старик с длинной бородой, густыми черными бровями и голым шишковатым черепом. Таким запечатлели его китайские художники. Нередко его изображали сидящим на быке, к

Учение Лао-цзы.
  Подобно тому, как национальная катастрофа Израиля послужила сигналом к выступлению пророков, так и смутное время «Воюющих царств» и «Пяти деспотов» было для Китая эпохой величайшего

Судьба даосизма в Китае.
  Легко понять, почему такой отрешенный идеал не мог найти широкого отклика среди китайского народа, озабоченного прежде всего устройством своих земных дел. Китайцы с гораздо большим

Учение Будды.
  Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бесс

Дхарма — закон, истина, путь.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово «дхарма» означает в буддизме моральну

Национальные формы буддизма.
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.— в Китае, со

Буддизм в Китае: чань-буддизм.
  Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань — это китайское название, хотя в мире оказалось

Жизнь и учение Бодхидхармы.
Свирепый взгляд из-под мохнатых нависших бровей, круглые глаза, всклокоченные волосы и борода, грузное тело, закутанное в какую-то материю, мало напоминающую одежду, — таким обычно изображают этого

Основные принципы философии чань.
По преданию, основные принципы чань-буддизма были сформулированы самим Бодхидхармой и сводились к следующему: «не опираться на иероглифы» (т. е. не использовать слова и тексты для проповеди); испол

Заповеди шестого патриарха.
  Современная жизнь чаньского монаха — это сложнейший комплекс принципов, сформулированных великими патриархами. Примечательно, что хотя в сровременных чаньских монастырях существуют

Основные принципы практики чань.
  Итак, в чань-буддизме для того, чтобы стать истинным практиком, совершенно необязательно покидать семью и уединяться в монастырской обители. Поскольку для достижения Просветления пр

Китайская художественная традиция.
  Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования двух могущественных государств: Тан (618-907 гг.) и Сун (960—1279 гг.). Искусство дл

Жанры китайской живописи.
  В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры, ставшие на многие века традиционными. Жанр «жэнъу» («люди») включал в себя всё, что касалось изображен

Техника китайской живописи.
  Китайские живописцы в Средневековье создавали свои картины на длинных полотнищах шёлка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка, завершённого деревян

Влияние даосизма и конфуцианства на китайскую традиционную живопись.
  Китайцы смотрели на жизнь через призму не религии, философии или науки, а главным образом искусства. Кажется, что все прочие виды их деятельности были окрашены художественным мироощ

Китайская традиционная поэзия.
Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности. Проявленная на государствен

Павильон грусти.
И днем и ночью здесь танцуют самые красивые женщины империи, звучат самые веселые напевы. Когда хмель валит всех с ног, я отодвигаю чашу с вином, беру кисточку, золотые чернила и начинаю п

Взаимодействие восточной философии и воинских искусств.
Длительное занятие воинскими искусствами формирует у человека специфический взгляд на вещи, особое отношение к деятельности и свою особую философию, которая тем отчетливей и завершенной, чем целеус

История развития воинских искусств Востока.
Само слово «ушу» и означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника». Специализация мастеров ушу очень разнообразна. Она включает борьбу и кулачный бой, фехтование на мечах, пиках, па

Чань-буддизм и чаньская культура психической деятельности.
  В любой области жизнедеятельности мы привыкли ориентироваться и опираться на максимумы, на идеальные модели, на эталоны. Если искать философию, максимально и целенаправленно воздейс

Культура Древней Японии.
  Культура Древней Японии, ее своеобразие, смысл и содержание раскрываются через отношение человека к природе, законы которой были для древнего японца так же священны, как и законы нр

Синто как культурная традиция Японии.
  «Путь богов» - это перевод слова «синто», которое и является названием этой исконно японской религии. Явление это специфическое, но не уникальное. В мире существует

Особые» божества небесной заводи.
После брошенного вскользь упоминания о разделении неба и земли в "Кодзики" начинается повествование о рождении первых божеств. Для чего они появлялись, что делали - нам не известно. Более

Рождение японского архипелага.
С этого момента начинается подробное и живописное описание событий, которые, собственно, и составляют основу японской мифологии. Совет богов поручает Идзанаги и Идзанами спуститься с небес

Страна Желтих Источников – обитель смерти.
В ярости Идзанаги убивает ставшего причиной смерти любимой бога огня, но из его тела появляются восемь новых божеств. Стеная и плача, Идзанаги уединяется во дворце, но утешения не находит. Тогда он

Борьба Аматэрасу и Сусаноо.
Буйная натура Сусаноо проявилась сразу после его назначения. Вместо того, что бы чинно вступить во владение доверенными ему отцом океанские просторами, Сусаноо начинает рыдать и говорит, что хочет

Извлечение Аматэрасу из небесного грота.
После сокрытия Аматэрасу в гроте воцарились «вечная ночь» и хаос. Под предводительством божества Омоиканэ (Размышляющий) был разработан план извлечения Аматэрасу из грота. Для его исполнения понадо

История Оокунинуси.
История Оокунинуси начинается с рассказа о его противостоянии с восьмьюдесятью старшими братьями, которые все отличались вздорным и коварным нравом и в борьбе с которыми он в конце концов одерживае

Вступление во власть Ниниги-но микото
Аматэрасу предлагает своему сыну Осихомими (Обильный Колос) вступить во владение Срединной Землей. Однако он предлагает послать на землю своего сына Ниниги (Изобильный). Причина, по которой Осихоми

Удачливый на Море и Удачливый в Горах.
Дальше в повествование включается легенда о недоразумении, возникшем между старшим и младшим сыновьями Ниниги. Легенда интересна своим сюжетом, но привлекает внимание еще и потому, что на ее пример

Характеристика синтоистских божеств – ками.
  Ками бывают четырёх видов – мифологические, то есть упомянутые в официальных сводах японских мифов; исторические, о которых

Дзэн – буддизм как культурная традиция Японии.
Первые идеи чань-буддизма (в японском прочтении – дзэн- буддизма) пришли в Японию из Китая уже в 8 – 9 вв., а с 12 в. на Японских островах стали появляться дзэнские школы. Для Японии это б

Дзэн-буддистская практика.
  Разобраться в сути дзэн, приблизиться к своей природе помогали диалоги (мондо), парадоксальные загадки (коаны) и притчи (року) – к

Влияние дзэн на культуру Японии.
Парадоксальное словесное обращение в дзэн-буддизме хорошо согласуется с традицией символической передачи учения, ведущей свое начало от Бодхидхармы. Ведь именно он, как утверждает предание, оставил

Эстетика дзэн.
В понимании самурая истинную ценность вещь может приобрести лишь со временем, после того как в ней как бы «высветлятся» подлинные, глубинно-эстетические свойства. Японцы называют это саби

Дзэнские искусства: чайная церемония.
  Легенда утверждает, что основатель чань-буддизма Бодхидхарма, сидя в долгой медитации, ощутил, как его клонит в сон и глаза неудержимо слипаются. Рассердившись на себя, он вырвал св

Дзэнские искусства: икэбана и ландшафтные парки.
  Стремление украсить жилища и храмы цветами и зелеными ветвями свойственно людям, но на Востоке, и особенно в Японии, этот обычай возведен в ранг особого искусства и науки. В дзэн-бу

Воинские искусства.
  Дзэн утверждает, что к Просветлению можно прийти и через совершенствование в боевых искусствах. Приемы боя, рождавшиеся в дзэнских монастырях, со временем дали начало множеству стил

Бусидо», или «путь воина».
  Так называется оформившийся в Средние века свод заповедей, которыми должен был руководствоваться в своем поведении настоящий воин. Самурайство как сословие сложилось в Япон

Банкэй.
Банкэй (1622 – 1693), овеянный славой разрушителя традиций, - одна из самых оригинальных фигур японского дзэн-буддизма. Не придавая значения уставу, отказываясь от коанов и абстрактного теор

Живопись сумие.
  Дзэн пришел в Японию в двенадцатом столетии и за восемь веков своей истории оказал влияние на различные аспекты японской жизни — не только на духовную жизнь самураев, но также на ху

Традиционная японская поэзия хайку.
  Можно считать исключительно японским дух вечного одиночества. Под этим духом, или художественным принципом, подразумевается то, что в Японии принято называть "саби" или &q

Новогоднее утро.
Всюду ветки сосен у ворот. Словно сон одной короткой ночи Промелькнули тридцать лет.   «Осень уже пришла!» — Шепнул мне на ухо ветер, Подк

I. Выберите правильный ответ.
Древневосточный мудрец, о котором идет речь в этом отрывке: «От учителя можно было слышать о культуре и делах гражданских, но о сущности вещей и небесном пути от учителя нельзя было услышать

II. По какому принципу образованы ряды?
Жэнь, вэнь, ли, цзюнь-цзы: а) даосизм; б) конфуцианство; в) классический (индийский) буддизм; г) дзэн-буддизм.   Карма, с

III. Что является лишним в перечнях?
Лишним в данном перечне является термин: а) синтоизм; б) конфуцианство; в) даосизм; г) чань-буддизм.   Лишним в данном пе

Мондо – см.вэнь-да.
  нирвана – букв. «угасание» одна из основных категорий буддизма, обозначающая высшую цель на пути просветления, выход из круга перерождений, освобождение от желаний,

Рэнга– одна из традиционных японских форм стихосложения, тесно связанная с дзэн. См. такжетанка, хайку.
  саби – букв. «патина времени», «ржавчина веков», один из важнейших эстетических принципов искусства дзэн, означающий, что истинную ценность и красо

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
  Составители: Тишкова Н.Ю., Культенко Л.Ю.   Тираж экз. Заказ №   Издательство Дальневосточной государственной академ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги