Культура Древней Японии. - раздел Культура, КУЛЬТУРА СТРАН АТР УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Культура Древней Японии, Ее Своеобразие, Смысл И Содержание Р...
Культура Древней Японии, ее своеобразие, смысл и содержание раскрываются через отношение человека к природе, законы которой были для древнего японца так же священны, как и законы нравственности. Поэтому на протяжении тысячелетий японцы стремились не к покорению природы, а к гармонии с ней, к выявлению ее одухотворенности, разумности, красоты. Это способствовало развитию доныне живущей религиозной системы синто — «пути небесных божеств», в основе которой лежит обожествление всего окружающего мира.
Древние японцы верили в присутствие таинственной силы, пронизывающей все пространство и находящиеся в нем предметы. Эта таинственная сила обозначалась двумя понятиями: «кэ» и «моно» — бесформенное первоначальное пространство, которое в процессе самопроизвольного установления порядка породило первых трех богов — ками, не имевших никаких внешних признаков. За ними последовали четыре ками-одиночки, двое из которых были рождены в «тростниковой равнине — срединной стране», т.е. в Японии. Следующая пара богов—Идзанаки и Идзанами. Они превратили жидкую землю, носившуюся медузой по морским волнам, в твердь, заключили брак и родили сначала острова, а затем богов-духов, заселивших небо и землю.
Истоки японской культуры восходят к IV тыс. до н. э., когда острова Японии стали заселяться протоайнскими племенами и племенами малайско-полинезийского происхождения. Древнейшая японская культура представляет собой сплав многих неолитических культур. Особенности родового строя, первобытной магии, начавшийся процесс освоения природы древними японцами нашли отражение в керамических изделиях дзёмон — «след веревки», давших название раннему периоду японской культуры. На форму накладывали жгут из глины в виде спирали и обвязывали травяной веревкой. Сгорая во время обжига, она оставляла след.
Японские сосуды отличались пластической мощью и фантастическим орнаментом, в котором угадывались очертания горных пиков, молнии, морских волн, солнца, дождя, ветра. Они были изрезаны различной величины отверстиями и углублениями, что создавало игру светотени.
К середине периода дзёмон появились небольшие (25 см) глиняные фигурки догу, олицетворяющие силы плодородия. Условное изображение человека заключало в себе какую-то таинственность и напряженность. Духам — покровителям земледелия посвящались ритуальные предметы, на которых изображались типичные для Японии того времени свайные постройки, сцены охоты и рыбной ловли. Скалы, горы, изогнутые деревья почитались как божества. На «лица» больших камней надевали священные веревки из рисовой соломы. Как правило, местом поклонения служило окруженное камнями возвышение — ивасака. Пространство вокруг камня-божества (ивакура) было огорожено веревками и засыпано галькой, символизирующими особую упорядоченность мироздания и соотношение таких его начал, как пространство и объем, составляющих основу архитектурного мышления.
Во второй период — Яёй появляются первые государственные образования. Культурные связи с соседями — Кореей и Китаем способствуют проникновению в Японию новых методов ведения хозяйства, ремесел, связанных с изготовлением орудий из железа, а керамики — на гончарном круге. Усваивалась и духовная культура, в основе которой лежали китайские представления о тьме и свете (Инь и Ян) и о пяти первоэлементах (огонь, вода, дерево, металл, земля). В этот период керамические сосуды перестают использоваться в ритуальных функциях, последние сохраняются лишь за бронзовыми колоколами дотаку, бронзовыми зеркалами и мечами. Магические орнаменты на сосудах сочетаются со сценами жатвы, изображениями зернохранилищ, принадлежавших родовой общине. Зернохранилище считаюсь жилищем богини злаков Тоёукэ, которая дает жизнь новому побегу, но сама погибает. Жившие в землянках члены общины строили такое зернохранилище на сваях для предохранения урожая от наводнений и грызунов.
Древнейшим синтоистским святилищем, дошедшим до наших дней, является храм в Исэ, состоящий из внутреннего помещения Найку, посвященного богине солнца Аматэрасу, и внешнего — Гэку, посвященного богине злаков. Ворота святилища напоминали птичий насест в память о «долгопоющих птицах». Петухов держали и в самом храме. Перед входом в святилище находились каменные бассейны с черпаками, так как посещение синтоистского храма всегда начиналось с обряда очищения.
С III в. в синтоизме устанавливается культ «божественного императора», который в то же время выполнял функции верховного жреца. Это способствовало созданию сильного государства Ямато. Неотъемлемыми атрибутами императорской власти являлись «три божественные регалии» — зеркало, меч, яшмовое ожерелье. В японской культуре время III — начало IV в. отличалось интенсивными контактами государства Ямато с Китаем и Кореей, для него характерно распространение иероглифической письменности и сооружение многочисленных гробниц-курганов Кофун, давших название этому периоду. Свойственное японской культуре стремление к слиянию с природой отразилось и в строительстве гробниц-курганов, производящих впечатление естественных холмов, хотя и в форме замочной скважины, окруженных подковообразными водоемами. Наиболее известными были поздние курганы императора Одаина (IV в.) и императора Нинтоку (V в.).
С погребальным культом были связаны пластические фигурки ханива, выполняющие функцию магической ограды. Скульптуре ханива свойственна обобщенность в трактовке лиц, поз, жестов, но точность в передаче отдельных деталей.
С середины VI в. Япония вступила в новую стадию общественного и культурного развития: под влиянием материковой культуры в Асуке утверждается буддизм и появляются первые буддийские храмы, построенные корейскими мастерами, начинается производство предметов культа, а также скульптурных изображений будд и бодхисатв. В японских храмах не было помещений для молений, а сами храмы возводились с использованием средств антисейсмичности. Среди буддийских культовых сооружений выделяется своими размерами храм Тодайдзи (VIII в.), самое большое деревянное сооружение в мире. Широкой известностью пользуется и Зал Большого Будды в «Золотом павильоне» («Тондо»). Один из основных буддийских текстов Сутра Лотоса читается в специальном зале «лотоса», построенном в 733 г.
Первоначально бронзовые буддийские статуи ввозились из Китая и Кореи или изготовлялись приезжими мастерами. Со второй половины VIII в. появляются глиняные, лаковые и деревянные изображения будд и бодхисатв, изготовленные японскими скульпторами. К этому времени относятся и портретные изображения деятелей японского буддизма: Гёсина, Гиэна и др.
Культурные связи с материком сказались и на японской архитектуре, представленной дворцовым комплексом и царской резиденцией в первом столичном городе государства Ямато — Фудзиваре, строившемся с 694 по 710 г. В 708 г. один из сыновей японского императора предложил перенести столицу на север, где была основана столица Цитадели мира Нара. Здесь находилась резиденция японского императора — Дворец Цитадели мира и храмовые комплексы Кофукудзи и Тодайдзи с Большим Буддой.
В этот период под влиянием китайских и корейских переселенцев, странствующих буддийских монахов, происходят значительные изменения в государственной и общественной жизни: в 701 г. был составлен первый универсальный законодательный свод «Тайхорё», а в 757 г. в документе «Ерорё» была закреплена строгая иерархическая система.
VIII век — время создания первых письменных памятников Японии, записанных по-китайски. Среди них — эпическая поэма "Кодзики", «Нихонги» — «Анналы Японии», записи историко-географического характера «Фудоки» — «Записи о землях и нравах» и первая антология японской поэзии «Манъёсю»—«Собрание мириад листьев» (759).
В эпосе «Кодзики» находят отражение космогонические мифы о богах-ками и о божественном происхождении японских императоров, первопредком которых был внук Аматэрасу принц Ниниги, тем самым обосновывается право царского дома Ямато на власть. Помимо мифов и исторических преданий, легенд, т.е. прозаического повествования о различных этапах японской истории, «Кодзики» включает и пиршественные, военные, обрядовые песни и плачи — древнейшие образцы японской поэзии. В них используются различные размеры и выразительные средства, заимствованные из устного народного творчества: аллитерации, припевы, параллелизмы, повторы и т.д.
«Нихонги» — первый историографический памятник Японии, освещающий события со времени правления легендарного императора Дзимму вплоть до 687—698 гг. Имена его составителей дошли до наших дней: О-но Ясумаро и Топэри-синно. Как и в «Кодзики», в рассказ о военных походах, дворцовых церемониях, религиозных представлениях вкрапливаются любовные и аллегорические песни.
Ценный материал о традициях и обычаях древних японцев, об особенностях жизни японских провинций, о походах в древнее княжество Корею, о своеобразии японского ландшафта и многом другом содержится в «Фудоки» — записях, составленных по распоряжению императрицы Гэммё.
В эпоху Нара ведущим жанром стали песни, собранные Отомо Табито, Отомо Якамоти и другими известными поэтами тех лет в сборнике «Манъёсю». Их авторами являются правители различных японских провинций, представители придворной знати и государственных чиновников, крестьяне, ремесленники, рыбаки, рядовые воины и т.д. Удивительно жанровое многообразие содержания сборника. Наряду с произведениями безвестных поэтов в сборник включены стихотворения и песни талантливых мастеров Хитомаро, Яманоэ Окура, Отомо Табито и его сына Отомо Якамоти и других зачинателей гражданской и любовной поэзии.
Как и другим видам творчески-художественной деятельности, древнеяпонской литературе была свойственна передача трепетного отношения японцев к природе, восхищение ее красотой, вера в могущественное воздействие духа слова — котодама.
Приверженность японцев традиции наряду со способностью к быстрому усвоению опыта и знаний других народов благотворно сказалась на последующем развитии японской культуры.
Все темы данного раздела:
Культура Древнего Китая
На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы,
Мифология Древнего Китая.
С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в 18 в., а до того сам Китай был мифом. Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать
Первый человек Пань-гу.
Миф о Пань-гу впервые зафиксирован в памятнике южных племен Китая III в.
Было время, когда земля и небо ещё не отделились друг от друга и, слитые вместе, составляли нечто, отд
Нюйва- прародительница.
Образ Нюйвы («Женщина», «Мать Ва») восстанавливается по разрозненным данным. В изначальном своем виде это богиня Земли, отсюда ее облик полуженщины-полузмеи. Также полагают, что Нюйва почитал
Божественный земледелец.
На земле уже было много людей, но пищи им не хватало, так как они кормились одной лишь охотой и рыболовством. Тогда Нюйдэн родила удивительного сына. Было у него змеиное тело, бычья
Хуан –ди.
Хуан-ди один из китайских культурных героев-предков, к которому возводили свое происхождение 14 аристократических родов. Конфуцианская традиция превратила его в императора, наследника Шэнь-нуна,
Гунь и Юй – победители потопа.
Гунь и Юй принадлежали к числу культурных героев, борцов с катастрофическими явлениями природы. С Гунем связан мотив богоборчества, объединяющий его с Прометеем.
Прометей похи
Подвиги стрелка И.
Миф о стрелке И – один из наиболее популярных в китайской мифологии. И – культурный герой, считавшийся как изобретателем лука и стрел, так и спасителем с помощью этого оружия от множества бед
Лунарные мифы.
Лунарные мифологические сюжеты концентрируются вокруг образа женского божественного персонажа – богини, именуемой Чан-э, и вплетаются в общую канву солярных повествований. Это, в
Сюжет о Ткачихе и Пастухе.
Подобно верованиям других народов мира, китайский мифологический пантеон насчитывает в себе немало персонажей (божества и духи), которые персонифицируют отдельные звезды и созвездия. Наиболее пр
Конфуций и конфуцианство.
Учение Конфуция является духовной основой китайской цивилизации, а также других стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Японии, Кореи, Вьетнама, Сингапура. Причем принципы эти настолько крепко укорен
Жизнь Конфуция и развитие его учения.
Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун – цзы (или Кун - Фу - Цзы), что в переводе означает «Учитель по фамилии Кун». Это имя Конфуций получил уже в процессе жизн
Судьба концфуцианства в Китае.
Опасения Конфуция за судьбу его учения оказались напрасными, оно не погибло. Последователи не только собирали его изречения и разрабатывали его наследие, но и образовали сплоченную
Основные принципы конфуцианской философии.
Конфуцианство связано с духом гуманности, умеренности и середины. Его обеты были конкретными, земными, понятными каждому. Взгляды Конфуция в основном были обращены к земле, а не к В
Значение конфуцианства в культуре Китая.
Конфуцианство вполне совпало с народным характером китайцев, оно оказалось наиболее созвучным тем идеалам, которые китайцы уже издавна впитывали с молоком матери. Их привлекала его
Что можно назвать любовью к людям?
Конфуций часто говорил о «любви к людям». Ученики думали, что любить людей не так уж сложно. Однако Конфуций вкладывал в это слово очень глубокий смысл. Такой глубокий, что постичь его было сложно
Как избавиться от воровства?
Конфуций рассказал ученикам ещё одну притчу.
В одном царстве развелось множество воров. Честные люди не знали, куда им деваться от преступников.
Однажды в городе появился странник
Легенда о Лао-цзы.
Высокий желтолицый старик с длинной бородой, густыми черными бровями и голым шишковатым черепом. Таким запечатлели его китайские художники. Нередко его изображали сидящим на быке, к
Учение Лао-цзы.
Подобно тому, как национальная катастрофа Израиля послужила сигналом к выступлению пророков, так и смутное время «Воюющих царств» и «Пяти деспотов» было для Китая эпохой величайшего
Судьба даосизма в Китае.
Легко понять, почему такой отрешенный идеал не мог найти широкого отклика среди китайского народа, озабоченного прежде всего устройством своих земных дел. Китайцы с гораздо большим
Учение Будды.
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бесс
Дхарма — закон, истина, путь.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово «дхарма» означает в буддизме моральну
Национальные формы буддизма.
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.— в Китае, со
Буддизм в Китае: чань-буддизм.
Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань — это китайское название, хотя в мире оказалось
Жизнь и учение Бодхидхармы.
Свирепый взгляд из-под мохнатых нависших бровей, круглые глаза, всклокоченные волосы и борода, грузное тело, закутанное в какую-то материю, мало напоминающую одежду, — таким обычно изображают этого
Основные принципы философии чань.
По преданию, основные принципы чань-буддизма были сформулированы самим Бодхидхармой и сводились к следующему: «не опираться на иероглифы» (т. е. не использовать слова и тексты для проповеди); испол
Заповеди шестого патриарха.
Современная жизнь чаньского монаха — это сложнейший комплекс принципов, сформулированных великими патриархами. Примечательно, что хотя в сровременных чаньских монастырях существуют
Основные принципы практики чань.
Итак, в чань-буддизме для того, чтобы стать истинным практиком, совершенно необязательно покидать семью и уединяться в монастырской обители. Поскольку для достижения Просветления пр
Китайская художественная традиция.
Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования двух могущественных государств: Тан (618-907 гг.) и Сун (960—1279 гг.). Искусство дл
Жанры китайской живописи.
В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры, ставшие на многие века традиционными. Жанр «жэнъу» («люди») включал в себя всё, что касалось изображен
Техника китайской живописи.
Китайские живописцы в Средневековье создавали свои картины на длинных полотнищах шёлка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка, завершённого деревян
Влияние даосизма и конфуцианства на китайскую традиционную живопись.
Китайцы смотрели на жизнь через призму не религии, философии или науки, а главным образом искусства. Кажется, что все прочие виды их деятельности были окрашены художественным мироощ
Китайская традиционная поэзия.
Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности. Проявленная на государствен
Павильон грусти.
И днем и ночью здесь танцуют самые красивые женщины империи, звучат самые веселые напевы.
Когда хмель валит всех с ног, я отодвигаю чашу с вином, беру кисточку, золотые чернила и начинаю п
Взаимодействие восточной философии и воинских искусств.
Длительное занятие воинскими искусствами формирует у человека специфический взгляд на вещи, особое отношение к деятельности и свою особую философию, которая тем отчетливей и завершенной, чем целеус
История развития воинских искусств Востока.
Само слово «ушу» и означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника». Специализация мастеров ушу очень разнообразна. Она включает борьбу и кулачный бой, фехтование на мечах, пиках, па
Чань-буддизм и чаньская культура психической деятельности.
В любой области жизнедеятельности мы привыкли ориентироваться и опираться на максимумы, на идеальные модели, на эталоны. Если искать философию, максимально и целенаправленно воздейс
Даосизм и его культура психофизического воспитания.
Чаньские (дзэнские) патриархи полагали, что все вербальные (словесные, письменные) предписания, все тексты ложны и не способны передать истинную суть вещей и явлений. Они давали установку на переда
Синто как культурная традиция Японии.
«Путь богов» - это перевод слова «синто», которое и является названием этой исконно японской религии. Явление это специфическое, но не уникальное. В мире существует
Особые» божества небесной заводи.
После брошенного вскользь упоминания о разделении неба и земли в "Кодзики" начинается повествование о рождении первых божеств. Для чего они появлялись, что делали - нам не известно. Более
Рождение японского архипелага.
С этого момента начинается подробное и живописное описание событий, которые, собственно, и составляют основу японской мифологии.
Совет богов поручает Идзанаги и Идзанами спуститься с небес
Страна Желтих Источников – обитель смерти.
В ярости Идзанаги убивает ставшего причиной смерти любимой бога огня, но из его тела появляются восемь новых божеств. Стеная и плача, Идзанаги уединяется во дворце, но утешения не находит. Тогда он
Борьба Аматэрасу и Сусаноо.
Буйная натура Сусаноо проявилась сразу после его назначения. Вместо того, что бы чинно вступить во владение доверенными ему отцом океанские просторами, Сусаноо начинает рыдать и говорит, что хочет
Извлечение Аматэрасу из небесного грота.
После сокрытия Аматэрасу в гроте воцарились «вечная ночь» и хаос. Под предводительством божества Омоиканэ (Размышляющий) был разработан план извлечения Аматэрасу из грота. Для его исполнения понадо
История Оокунинуси.
История Оокунинуси начинается с рассказа о его противостоянии с восьмьюдесятью старшими братьями, которые все отличались вздорным и коварным нравом и в борьбе с которыми он в конце концов одерживае
Вступление во власть Ниниги-но микото
Аматэрасу предлагает своему сыну Осихомими (Обильный Колос) вступить во владение Срединной Землей. Однако он предлагает послать на землю своего сына Ниниги (Изобильный). Причина, по которой Осихоми
Удачливый на Море и Удачливый в Горах.
Дальше в повествование включается легенда о недоразумении, возникшем между старшим и младшим сыновьями Ниниги. Легенда интересна своим сюжетом, но привлекает внимание еще и потому, что на ее пример
Характеристика синтоистских божеств – ками.
Ками бывают четырёх видов – мифологические, то есть упомянутые в официальных сводах японских мифов; исторические, о которых
Дзэн – буддизм как культурная традиция Японии.
Первые идеи чань-буддизма (в японском прочтении – дзэн- буддизма) пришли в Японию из Китая уже в 8 – 9 вв., а с 12 в. на Японских островах стали появляться дзэнские школы.
Для Японии это б
Дзэн-буддистская практика.
Разобраться в сути дзэн, приблизиться к своей природе помогали диалоги (мондо), парадоксальные загадки (коаны) и притчи (року) – к
Влияние дзэн на культуру Японии.
Парадоксальное словесное обращение в дзэн-буддизме хорошо согласуется с традицией символической передачи учения, ведущей свое начало от Бодхидхармы. Ведь именно он, как утверждает предание, оставил
Эстетика дзэн.
В понимании самурая истинную ценность вещь может приобрести лишь со временем, после того как в ней как бы «высветлятся» подлинные, глубинно-эстетические свойства. Японцы называют это саби
Дзэнские искусства: чайная церемония.
Легенда утверждает, что основатель чань-буддизма Бодхидхарма, сидя в долгой медитации, ощутил, как его клонит в сон и глаза неудержимо слипаются. Рассердившись на себя, он вырвал св
Дзэнские искусства: икэбана и ландшафтные парки.
Стремление украсить жилища и храмы цветами и зелеными ветвями свойственно людям, но на Востоке, и особенно в Японии, этот обычай возведен в ранг особого искусства и науки. В дзэн-бу
Воинские искусства.
Дзэн утверждает, что к Просветлению можно прийти и через совершенствование в боевых искусствах. Приемы боя, рождавшиеся в дзэнских монастырях, со временем дали начало множеству стил
Бусидо», или «путь воина».
Так называется оформившийся в Средние века свод заповедей, которыми должен был руководствоваться в своем поведении настоящий воин.
Самурайство как сословие сложилось в Япон
Банкэй.
Банкэй (1622 – 1693), овеянный славой разрушителя традиций, - одна из самых оригинальных фигур японского дзэн-буддизма. Не придавая значения уставу, отказываясь от коанов и абстрактного теор
Живопись сумие.
Дзэн пришел в Японию в двенадцатом столетии и за восемь веков своей истории оказал влияние на различные аспекты японской жизни — не только на духовную жизнь самураев, но также на ху
Традиционная японская поэзия хайку.
Можно считать исключительно японским дух вечного одиночества. Под этим духом, или художественным принципом, подразумевается то, что в Японии принято называть "саби" или &q
Новогоднее утро.
Всюду ветки сосен у ворот.
Словно сон одной короткой ночи
Промелькнули тридцать лет.
«Осень уже пришла!»
— Шепнул мне на ухо ветер,
Подк
I. Выберите правильный ответ.
Древневосточный мудрец, о котором идет речь в этом отрывке: «От учителя можно было слышать о культуре и делах гражданских, но о сущности вещей и небесном пути от учителя нельзя было услышать
II. По какому принципу образованы ряды?
Жэнь, вэнь, ли, цзюнь-цзы: а) даосизм;
б) конфуцианство;
в) классический (индийский) буддизм;
г) дзэн-буддизм.
Карма, с
III. Что является лишним в перечнях?
Лишним в данном перечне является термин: а) синтоизм;
б) конфуцианство;
в) даосизм;
г) чань-буддизм.
Лишним в данном пе
Мондо – см.вэнь-да.
нирвана – букв. «угасание» одна из основных категорий буддизма, обозначающая высшую цель на пути просветления, выход из круга перерождений, освобождение от желаний,
Рэнга– одна из традиционных японских форм стихосложения, тесно связанная с дзэн. См. такжетанка, хайку.
саби – букв. «патина времени», «ржавчина веков», один из важнейших эстетических принципов искусства дзэн, означающий, что истинную ценность и красо
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Составители: Тишкова Н.Ю., Культенко Л.Ю.
Тираж экз. Заказ №
Издательство Дальневосточной государственной
академ
Новости и инфо для студентов