Особые» божества небесной заводи.

После брошенного вскользь упоминания о разделении неба и земли в "Кодзики" начинается повествование о рождении первых божеств. Для чего они появлялись, что делали - нам не известно. Более того, после появления своего они тут же «скрывались», оставляя нам для догадок лишь свои имена, по которым современные исследователи и пытаются определить их предназначение. Ничего с уверенностью сказать о характере этих божеств нельзя, за исключением того, что они были холостяками и, как подчеркивает "Нихонги", мужского рода, «произведенные исключительно началом ян».

Перейдем же теперь к непосредственному изложению описываемых в "Кодзики" событий.

Итак, в низу находилась Страна Мрака, которая также называлась Страной Корней, Донной Страной и даже Материнской Страной. В "Кодзики" это название записывается иероглифами, которые означают Страна Желтых Источников. Именно так называли потусторонний мир соседние китайцы. Выше этой преисподней, которая во многом напоминает «нормальный мир», только без света, лежит Срединная Страна Тростниковых Долин, населенная людьми, всяческой живностью и огромным количеством божеств. Выше – Равнина Высокого Неба, где обитают богиня Солнца Аматэрассу и ее подчиненные. Существенного различия в описании этих миров мы не наблюдаем, так как на Равнине Высокого Неба есть свое море и рисовые поля, а под землей в Стране Мрака растут деревья.

Именно на этой Равнине Высокого Неба, образовавшейся из легких частиц при разделении хаоса, появляется первый бог – Амэ-но-минако-нусси (Повелитель Священного Центра Небес) и еще два божества – Токами-мусуби (Бог Высокого Священного Творения) и Ками-мусуби (Бог Божественного творения). Со временем из еще не затвердевшей, «подобной медузе» земли появляется нечто похожее на «ростки тростника». Они превращаются в еще двух божеств – Умасиасикаби-хикодзи (Прекрастные Побеги Тростника) и Амэ-но-токотати (Навечно Утвердившийся в Небесах), которые тоже «скрываются».

Похоже, что для древних японцев процесс затвердевания земли непосредственно связывался с прорастанием сквозь нее тростника, факт природный, легко наблюдаемый на любом болоте.

Эти пять божеств не упоминаются в тексте "Нихонги", где вместо такого «наивного» рассказа о сотворении земли и неба появляется более «солидная» континентальная версия про ян и инь. В традиционной же синтоистской классификации, в которой наибольшую ценность имеют именно "Кодзики", эти пять божеств считаются первотворцами и официально именуются «особыми богами Небесной Заводи».

Затем в "Кодзики" рассказывается о появлении еще двух одиноких божеств – Кунини-но токотати (Навечно Утвердившийся на Земле) и Тоёкумоно (Обильные Облака над Равниной). С этого момента повествования в "Кодзики" и "Нихонги" начинают, в основном, совпадать.