Дзэн-буддистская практика.

 

Разобраться в сути дзэн, приблизиться к своей природе помогали диалоги (мондо), парадоксальные загадки (коаны) и притчи (року) – короткие рассказы-поучения о поведении наставников дзэн в различных житейских ситуациях.

С момента своего возникновения дзэн делает упор только на собственный опыт человека. Ни опыт Будды – Великого Учителя, ни поучения конкретного наставника сами по себе ничем не помогут. Искать путь к внезапному озарению человек должен сам. Если он сумеет проникнуть в суть мондо, то быстрее приблизишься к пониманию истины. Вот один из них.

 

Когда Бодхидхарма (в японской традиции – Дарума) пришел в царство правителя У из южнокитайской династии Лян, тот спросил его:

- Что является первым принципом твоего учения?

- Безграничная пустота, а не святость, царь!

- Кто же тот, кто сидит передо мною?

И Бодхидхарма ответил:

- Я не знаю.

 

Слова « я не знаю» - лейтмотив погружения в дзэн. Мир переменчив, истина, не познаваемая умом, постоянно ускользает, хотя кажется – вот она, рядом, еще немного – и она откроется ищущему.

А вот другой диалог ищущего истину ученика с учителем:

- Что такое Будда?

- Кусок засохшей грязи.

- Что такое Дао?

- Три меры льна.

- Что такое дзэн?

- Ветка цветущей сливы.

Медитативное постижение алогичных диалогов быстрее любого рассуждения должно было подтолкнуть ученика к открытию истины.

Вначале парадоксальные загадки-коаны были частью диалогов-мондо. Затем они выделились в самостоятельный жанр. Многие последователи дзэн месяцами не могли найти ответов на эти загадки. Вот две из них:

Вы висите над пропастью, зацепившись зубами за куст. В это время вас спрашивают: «В чем истина дзэн?». Что вы ответите?

Один монах спросил: «Говорят, что все вещи сводятся к Единому, но к чему же сводится Единый?».

Всего известно 1700 подобных загадок. Многие коаны передавались из поколения в поколение. Два наиболее известных сборника, составленные в 11-12 вв., называются «Застава без ворот» и «Записки у бирюзовой скалы». Ими уже восемь веков пользуются наставники чань в Китае и дзэн в Японии.

Наконец, притчи-року. Они более понятны, чем мондо и коаны. Заложенный в них поучительный смысл доступен каждому, а не только последователю дзэн. Сборники притч также известны в Японии с раннего Средневековья.