I. Выберите правильный ответ.

  1. Древневосточный мудрец, о котором идет речь в этом отрывке: «От учителя можно было слышать о культуре и делах гражданских, но о сущности вещей и небесном пути от учителя нельзя было услышать ничего»:

а) Конфуций;

б) Лао-цзы;

в) Будда Шакьямуни;

г) Бодхидхарма.

 

  1. Эстетическая категория, о которой идет речь в этом отрывке: «Даже дорогой доспех самурая обязан соотноситься с глубокой древностью, хотя бы по своему «покрою». В икэбане и чайной церемонии особенно высоко ценилась утварь, отмеченная печатью времени»:

а) аварэ;

б) ваби;

в) саби;

г) цукими.

 

  1. Древневосточная традиция, котороую характеризуют высказывания типа: «Разбей свое знание», «Смотри прямо бессмысленным взором», «Близок к постижению тот, кто забыл, что он знал»:

а) конфуцианство;

б) даосизм;

в) синтоизм;

г) классический (индийский) буддизм.

 

  1. Древневосточный мудрец, о котором идет речь в этом отрывке: «Он нашел краткую формулу для духовного учения, которым должны были овладеть его последователи. Она выражалась в требовании «два проникновения и четыре действия». «Два проникновения» это два способа достижения просветления: первый – путем созерцания своей истинной природы, второй путем совершения практических действий, то есть «добрых дел»:

а) Будда Шакьямуни;

б) Бодхидхарма;

в) Лао-цзы;

г) Конфуций.

 

  1. Важнейшая философская категория конфуцианства, обозначающая порядок, гармонию:

а) жэнь;

б) вэнь;

в) тянь;

г) ли.

 

  1. Древневосточная традиция, основной категорией которой является категория чистоты. Чистоты во всех проявлениях, начиная от отсутствия грязи и пыли и заканчивая чистотой помыслов:

а) конфуцианство;

б) классический (индийский) буддизм;

в) синто;

г) чань-буддизм.

 

  1. Мифологический персонаж древнекитайской культуры, олицетворяющий процесс упорядочивания вселенной:

а) И;

б) Пань-гу;

в) Гунь;

г) Юй.

 

  1. Философская категория, о которой идет речь в этом отрывке: «Оно туманно и неопределенно. Оно бестелесно, но оно везде, направо и налево, оно растекается всюду. Его невозможно постичь, ни зрением, ни слухом, ни осязанием. Все видимое бытие бесконечно ниже его. Поэтому осмелюсь назвать его небытием»:

а) нирвана;

б) сансара;

в) дао;

г) у-вэй.

 

  1. Жанр китайской традиционной живописи, который с определенной долей условности можно уподобить европейскому портрету:

а) жэньу;

б) хуа-няо;

в) гунби;

г) шань-шуй.

 

  1. Древневосточная традиция, которую характеризует абсолютное недоверие к слову. Бессмысленные задачи, вопросы, диалоги призваны помешать ученику рационально осмысливать мир:

а) синтоизм;

б) классический (индийский) буддизм;

в) чань-буддизм;

г) даосизм.

 

  1. Персонаж древнеяпонской мифологической традиции, олицетворяющий неулравляемость стихии:

а) Сусаноо;

б) Аматэрасу;

в) Цукиеми;

г) Идзанаги.

 

  1. Древневосточный мудрец, которого традиционно изображали высоким желтолицым стариком с длинной бородой, густыми черными бровями и голым шишковатым черепом. Нередко его также изображали на быке, который уносил его в неведомые края:

а) Будда Шакьямуни;

б) Лао-цзы;

в) Конфуций;

г) Бодхидхарма.

 

  1. Философская традиция, которую иллюстрируют следующие высказывания: «Когда хлопают две ладоши, возникает определенный звук. А каков звук хлопка одной ладони?»; «Если у вас есть посох, я дам его вам, если у вас его нет, я возьму его у вас?»:

а) классический (индийский) буддизм;

б) чань-буддизм;

в) даосизм;

г) конфуцианство.

 

  1. Период истории, который немецкий философ К. Ясперс назвал осевым временем:

а) с 800 по 200 г до н. э.;

б) с 600 по 200 г. до н. э.;

в) с 800 по 400 г. до н. э.;

г) с 500 по 700 г.

 

  1. Древневосточное философское учение, которое характеризуется требованием строгого соблюдения этических и социальных правил, отсутствием интереса к мистическому, потустороннему:

а) конфуцианство;

б) даосизм;

в) синтоизм;

г) чань-буддизм.