Лунарные мифы.

 

Лунарные мифологические сюжеты концентрируются вокруг образа женского божественного персонажа – богини, именуемой Чан-э, и вплетаются в общую канву солярных повествований. Это, во-первых, миф о рождении лун, в котором Чан-э выступает роженицей 12 дочерей-лун. Данный миф тоже излагается в «Каталоге гор и морей», образуя парный сюжет с соответствующим солярным мифом. Сама Чан-э, как и Си-хэ, называется супругой Ди-ку, что позволяет вновь истолковывать миф о рождении лун как повествующий об установлении календарной традиции (деление года на 12 лунных месяцев с записью слов «луна» и «месяц» одним и тем же иероглифом).

Во-вторых персонаж по имени Чан-э оказывается главным действующим лицом второй части мифа о Стрелке, где Чан-э фигурирует в ипостаси супруги Стрелка, небожительницы, спустившейся вместе с ним на землю. В этой части мифа о Стрелке говорится, что в наказание за убийство солнц боги лишили Стрелка статуса небожителя и бессмертия. Такая же участь постигла и Чан-э. Страшась наступления старости и смерти, Чан-э уговорила Стрелка совершить путешествие на запад к Царице Запада Сиванму и раздобыть эликсир бессмертия. Несмотря на все трудности и опасности такого путешествия, Стрелок выполнил просьбу жены. Но Чан-э, решив, что привезенного им эликсира недостаточно для двоих, тайком от мужа выпила волшебный напиток. Она обрела бессмертие, но в наказание за вероломство была обречена на вечное одиночество на луне.

По другим версиям этого сюжета, дополнительной карой стало превращение Чан-э из красавицы-небожительницы в трехлапую жабу. Так объясняется в традиции стандартная для национальной культуры графическая лунарная символика – круг с жабой внутри. Существует ряд и других лунарных образов, одновременно являющихся символами бессмертия. Это лунный заяц, толкующий в ступке снадобье, дарующее бессмертие, и Коричное дерево, растущее на луне.