Справка.

· ЧЕСТЬ – имеет общий корень со словами – «честность, честный», а это -доброе имя, незапятнанная репутация личности.

Видимо, не случайно основное обращение к судье, ведущим судебное заседание, на всех языках звучит примерно одинаково: - «Ваша честь...».

· ДОСТОИНСТВО, состоит из двух частей, «до – стоит», то есть, пусть стоит и не колеблется... Пусть не рушится.

· РЕПУТАЦИЯ (франц. reputation), создавшееся общее мнение о качестве, достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо.

· ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ, в том числе - это доброе, незапятнанное никакими проступками и нарушениями честное имя того человека, который занимается этим делом.

Подумаем. Каждое из этих трёх понятий – «честь, достоинство, деловая репутация» - имеют в нашем законодательстве свою правовую защиту. А именно: по российскому государственному праву каждый рядовой гражданин или любое юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. В случае невозможности установления лица, распространившего указанные сведения, гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанных сведений несоответствующими действительности.

В этом, в частности, состоит долг силовых структур и правоохранительных органов страны. И лежит этот долг на совести всех сотрудников силовых структур и правоохранительных органов страны.

Итак. Норма для всякой творческой личности состоит, в частности, в её добром имени (чести) и в общественных побуждених её личной совести (долга). На этой основе развивается тот феномен, который принято называть – культурой личности. Это и есть в окончательном варианте – норма для профессионала, юриста, в том числе, и в первую очередь.

Вопрос*Ответ. Но про честь мы уже говорили, а про долг – ещё нет?

 

ДОЛГ

ПРОФЕССИОНАЛА

 

Справка.ДОЛГ, категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. И в любом случае, долг, как и совесть, самым тесным образом связан с этической культурой профессионального юриста. Об этом и пойдёт речь в следующем подразделе. Если кратко, то в рамках нашей тематики: долг юриста заключается в том, что он, юрист, если он Юрист, то должен быть, и гуманитарно, и профессионально культурным. Вот, и всё!

Совет. Про СОВЕСТЬ, понятие морального сознания, см. лекцию 2.

 

КУЛЬТУРА ДОЛГА В ЭТИКЕ

Справка. Некогда сам Платон (428-348 до нашей эры) считал, что среди всех идей, обсуждаемых человечеством, самой высшей является та, что означает «высшее благо». Нет слов, что наши дни едва ли могут быть в полной мере охарактеризованы как расцвет этических отношений между гражданами, впрочем, как и по всем другим показателям эт­ики. Наше время и трудное, и суровое... Примеров тому великое множество, часть из которых можно ежедневно видеть и слышать по средствам массовой информации, от центрального телевидения и газет, до местных телеканалов и региональных печатных изданий.

В наши дни можно часто услышать современные новоявленные слова вроде: - «мочить, - опустить, - послать на..., - послать в...», и пр. Перемежаемые откровен­но нецензурной бранью, они стали обыденными не только для бытовой речи, но даже и для публичной, официальной, передаваемой на весь мир по радио и по телевидению, Интернету.

Подумаем. Но мы не про это, поскольку такой поворот темы совсем не укладывается в канву нашего сюжета. Поэтому вернёмся к нашим баранам.

Если предыдущие разделы соотносятся в наибольшей сте­пени с интеллектом личности, то, видимо, раздел о культуре и этике эффективнее начать с другого. А именно связать его не столько с её сознанием, сколько с сердцем, с душой того человека, кто собирается высказать некото­рые свои соображения по обусловленной тематике на встрече между несколькими высокими профессионалами, занятыми, например, решением одной и той же сложной профессиональной задачи.

Действительно, вежливость взаимо­зависима от всех сторон.

Чтобы ругать, драться и «мочить» друг друга,

достаточно желание одной из сторон.

Но чтобы поддерживать добрые отношения,

нужны усилия всех сторон.

 

Причем сам человек, как индивид, в первую очередь, может сознательно способствовать дальнейшему развитию собственной личности, а в том числе и в том аспекте, который рассматривается на этой странице нашего ЭУМК. Следовательно, одним из основных условий становления личности является серьезное от­ношение не только к самому себе, но и к ближнему, не только уважение, на­правленное на "себя любимого", но и на своих родных, знакомых и даже на незнакомых людей. Очевидно, что формирование уважительного отношения к окружающему миру следует воспитывать у детей с самого раннего возраста. И процесс этот совершенно исключительно труден, чрезвычайно многогранен и принципиально неисчерпаем, абсолютно не имея никаких чётких границ успеха в течение всей дистанции человечес­кой жизни.

Как сказано:

- Никогда не делай другим того,

чего тебе не хотелось бы испытать

по отношению к самому себе!

 

Итак. За прошедшие столетия человечеством разработано немало конкретных пра­вил отношений между людьми, деловыми партнерами, и т.д., в ходе как вербально­го, так и невербального общения между ними.

Вопрос*Ответ. Как же нам встречать друг друга:

или, а) только - "по одежке"?
или, б) только - "по уму"?

или, в) одновременно - и так, и эдак?

 

Некоторые рецепты на это случай есть в этикете, в протоколе, как в части – этики. Нам нужно понять в целом довольно простую истину, которую можно выразить всего несколькими словами:

Каковы мы, каждый из нас,

таково и общество, в целом.