Справка

АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель), зодчество, искусство проектировать и строить здания и др. сооружения, а также их комплексы, создающие материально организованную внешнюю среду, всегда необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных строительных образах. Хорошая архитектура формирует хороший вкус, а плохая – плохой.

ИСКУССТВО, имеет несколько значений: 1) художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис) человека окружающей его природе, то есть, через чувственное (человеческое)

выражение сверхчувственного (природного) и т. п. 2) В более узком смысле — это изобразительное искусство: живопись, скульптура. 3) Это - высокая степень умения, мастерства в любой сфере творческой деятельности. Высокий вкус формируется высоким искусством.

СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры заключаются в построениях объемной формы, пластической моделировке (лепка), разработке силуэта, фактуры, в некоторых случаях также и цвета. Различаются: круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона, стены, объёма).

ТЕАТРЫ, МУЗЕЙ, оперные, балетные, народные песенные и танцевальные ансамбли и др. коллективы играют в нашей культуре не последнюю роль. И многие самодеятельные, в том числе. Упомянув о них, мы ничего про них не скажем, за недостатком печатных площадей.

Подумаем. На фоне сказанного о культуре в целом, нужно добавить по нашей тематике только одну дополнительную дефиницию за счёт прибавления только одного к ней слова: - отечественный (ая, ое). Тогда получиться так: наш предмет, о котором мы говорим, это - отечественная литература, отечественная музыка, отечественное искусство, отечественное прикладное искусство, отечественное искусство народных промыслов, и пр.

Справка.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКА, требует дополнительных рассуждений. Остановимся только на многообразии народной песни и русского романса.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ, о которой иногда говорят, что она часто представляет собой варианты народной музыкальной молитвы. Среди них – песни самые разные: героические, ямщицкие, любовные, свадебные, танцевальные, трудовые, семейный, разлучные и пр., которых в целом насчитывается бесконечное количественное и качественное разнообразие.

РУССКИЙ РОМАНС: классический, старинный, авторский, городской, цыганский – специфические русские по настроению и разнообразные по аккомпанементу (сопровождению) поэтические музыкальные произведения для голоса и с инструментом: роялем, гитарой, оркестром, хором.

Подумаем. Отечественное искусство в целом чрезвычайно влияет на нашу культуру. Во всех его национальных, климатических и иных существенных особенностях. И помноженное на рассыпанные тут и там золотые маковки церквей... На Пушкинские - зиму и осень. На Шишкинские леса да рассветы. На прозрачные Левитановские дали. На Саврасовских грачей по весне. На удивительные дожди и ночи Куинджи. Да на морскую волну Айвазовского... И, не забыть бы нам ещё про «Христа» и «Незнакомку» – Крамского, про портретные галереи Репина и Доу, про многостраничные сложности эпопей Толстого и Толстых, про искристые и тающие снега на картинах Грабаря... И ещё, не забыть бы нам и вспомнить про нашу неяркую природу: про её поля и перелески, покрытые белыми русскими берёзками, да ещё и их меньшими сёстрами – ромашками... Вот они, некоторые из тех основ, на которых формируется и зреет отечественная культура во всём её удивительном и бесконечном многообразии и абсолютной необъятности.

Ах, как много можно было бы ещё к этому добавить!

Пример. Вспомним про то, как певец Иван Семёнович Козловский сумел мастерски превратить второстепенный в целом образ Юродивого в знаменитой опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» в центральное событие всего развития исторического оперного сюжета. В частности, в тот момент, когда царь по ходу действия просит Юродивого:

- «Молись за меня, блаженный!», -

то певец отвечает ему словами своего персонажа по тексту великого произведения Александра Сергеевича Пушкина:

- «Нельзя, Борис, нельзя молиться за царя ирода, Богородица не велит... Мальчишки отняли копеечку... Вели их зарезать, как ты зарезал маленького царевича...».

Высокий тенор великого певца звенит в мёртвой тишине под куполом переполненного театра. В этот момент по огромному зрительному залу Московского Большого театра пробегали волны не только восторга, но и ужаса... Ах, как много можно было бы ещё сюда добавить! Про поле русское, да про кресты на необозримом Русском поле... Да, вот, ещё, что говорят...

Подумаем. Говорят ещё, что три цвета государственного флага России можно объяснять, правда, совсем не с научной точки зрения, тремя основными цветами русской летнего небесного простора:

· белый – лёгкие чистые прозрачные облачка, плывущие тут и там в небе над Отечеством;

· лазоревый – цвет утреннего неба над просыпающейся Россией;

· алый – цвет самых первых лучей восходящего над ней солнца.

 

Но, хватит. Про государственный фялаг своей страны, природу России каждый студент сможет рассказать, и сам, и самостоятельно, и творчески, и без подсказок со стороны.

Совет. Правда, в наши дни на эстраде нередко можно слышать и видеть многие пошлости, так называемых, «известных», но на самом деле, малоталантливых «актёров» и крики безголосых «певцов», которые напрочь забивают про наши национальную культуру, то есть, про то, что некогда наш великий «первый поэт» характеризовал и просто, и ёмко, и всего только шестью русскими словами: -

«... здесь русский дух, здесь Русью пахнет...».

 

А если к этому негативу добавить эстрадный грохот «рока», «тяжёлого металла», монотонные и бессодержательные бормотания «техно» и «рэпа», то... То приходится, к сожалению, констатировать, что в наши дни этот давний «русский дух» нашей древней, если не древнейшей русской культуры, в значительной степени выветрился. Современная молодежь нередко отождествляет себя не с культурой отцов и дедов, а с праздниками и напевами Африки, Азии, Америки и др. континентов и даже островов, поскольку собственную культуру она практически и не знает. А не знает в основном потому, что нет, или, скажем более осторожно, почти нет её «запаха» и «духа» в обширных границах собственного «любезного нам Отечества». Мало «нашего духа» и на эстраде, и по ТВ, и по радио, и пр.

Необходимо не забыть, что культурная традиция любого народа не может быть прерывистой. Если она прервётся полностью, и хотя бы даже только на некоторое время, то возврата к ней может и не быть совершенно. Почти так и происходит в наши дни с народной музыкой: с народной песней, русскими старинными романсами, с народными инструментами, например, с гармонью... Молодежь часто их совершенно не знает, поскольку родную народную музыку услышать, научиться ей, порадоваться ей практически негде: по радио, по телевидению их транслируют вполне редко.

Но столь различные по своим названиям, и столь похожие по малой своей музыкальности современные – «роки, хэви, рэпы, техно» и пр. слышны повсюду, и помногу часов в день. Так и получается, что современные молодые люди нередко теряют свои национальные культурные истоки и связи, поскольку нет у них «на слуху» того, что у старших поколений было полностью увязано с понятием Отечества, Родины, с великой национальной культурной традицией. Но такова наша реальная действительность!

Итак. Тут следует вспомнить латинское: Quo vadis? «Куда идём?». Вопрос, как все понимают, не о дороге их пункта А, в пункт Б. Вопрос совсем о другом, о духовном, нравственном пути формирования личности, общества, государства, Отечества.

Вопрос*Ответ.А нам пора добраться, наконец, и до основной нашей темы: «профессиональной правовой культуры».

Что это такое? Нужна абсолютно точная научная дефиниция.

Чем общая гуманитарная культура отличается от профессиональной?

Юридической культуры, в том числе?

Ответ начнём с давних времён Древнего Рима.


 

Раздел 2