ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

 

 

1. Эпоха Просвещения в значительной мере оказалась и эпохой великих социальных потрясений, реальную основу которых составили, с одной стороны, развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой — обострение социальной несправедливости.

2. Центральным звеном, сфокусировавшим в себе все противоречия времени, становится человек, поэтому вырабатываются различные концепции, которые касаются его роли в мире, способов достижения целей, отношений с обществом и миром в целом. Уже не проблема выбора, не проблема смысла жизни, но проблема места человека — становится главной в философии и искусстве этого времени.

3. Несмотря на то, что эпоха Просвещения возвеличила Разум и связывала с ним все стороны социальных надежд, именно в это время Разум терпит поражение во всех областях существования человека и общества. Французская революция, начавшаяся как торжество Разума и не затронувшая многосторонний внутренний мир человека, закончилась трагически. Вопреки постулатам Канта, понявшего, что человек не должен быть средством, Французская революция не считала его целью.

4. В этой связи в искусстве формируются новые стили и направления, стремящиеся воплотить в своих образах человека как существо глубоко и сильно чувствующее, как существо свободолюбивое и гордое (Ричардсон, Грей, Шиллер, Руссо).

5. Эпоха Просвещения стала началом классической философии, которая развивалась в начале следующего века в Германии. Может быть, одним из важнейших результатов этого периода развития культуры было то, что Просвещение разбудило в Европе социальную мысль и социальное чувство.