Материальная культура

Материальная культура это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам человек в своей материальной, физической сущности. Самые первые шаги культуры на земле связаны с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но ни одно из них не создало ничего такого, чего бы не было в природе. Только человек оказался способен на создание новых предметов, расширяющих его возможности и способности для удовлетворения своих потребностей.

Этот созидательный процесс имел чрезвычайно важные последствия. С одной стороны, одновременно с созданием, освоением орудий труда и приручением природы (огня, животных), постепенно развивалось и сознание человека. Для дальнейшей деятельности ему оказалось недостаточно одних органов чувств, которые отражают лишь внешние стороны вещей. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, отношений между частями предметов, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в таком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятельность сознания, мышление. Великий немецкий философ Людвиг Фейербах (1804—1872) говорил, что животные отражают только непосредственно для жизни необходимый свет солнца, человек — сияние отдаленных звезд; только человеческие глаза знают бескорыстные радости, только человеку знакомы духовные пиршества. Но прийти к духовным пиршествам человек смог лишь тогда, когда начал изменять мир вокруг себя, когда создал орудия труда, а вместе с ними и свою историю, в процессе которой он бесконечно их совершенствовал и совершенствовался сам.

С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира, усложнялись отношения между людьми, и материальная культура все более и более переплеталась с также развивающейся духовной культурой, составляя системную целостность. Чтобы полнее понять структуру культуры, необходимо расчленить эту целостность и рассмотреть отдельно ее основные элементы.