Эмоции. Творчество

Эмоции представляют собой реакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. Различают положительные эмоции – радость, наслаждение, удовольствие – и отрицательные – грусть, печаль, неудовольствие. Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими изменениями в организме, соответствующими психическими проявлениями. Например, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг – расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость, нетерпение сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости, кроме того, Расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация Движений, увеличивается содержание сахара в крови и пр.

Эмоциональное возбуждение мобилизирует все имеющиеся у организма резервы. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы, в кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, Увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включиться в работу одновре­менно, а не поочередно. Блокируется процесс, тормозящий мышечную деятельность при утомлении.

В процессе эволюции эмоции сформировались как механизм приспособления. Огромную роль в жизни человека играют положительные эмоции. Они важны для сохранения здоровья в работоспособности человека.

Творчество – процесс создания чего-либо нового, часто пред­полагает, что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, и именно поэтому ему необходимо создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение воображение помогают это сделать. Огромную роль эмоций в творческом процессе признавал и В.И. Вернадский. Он писал: «Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!.. Одна нить – разум, другая – чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве».

Творчество проявляется в поиске принципиально нового решения научной или технической проблемы, причем структура мыслительного процесса решения проблем сложна, но неизменно успеху, «озарению», нахождению нового решения способствует эмоциональная увлеченность проблемой, вера в успех, эмоциональная положительная стимуляция.

Выделяют четыре стадии решения проблемы: подготовка, созревание решения, вдохновение, проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы следующая:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что известно», «что требуется найти»).

3. Поиск решения на основе следующих операций:

- поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное решение).

- поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

- решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

- поиск принципиально нового решения (творческое мышление): на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.п.), использования аналогий, эвристических приемов, эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи – переключение на другую деятельность («период инкубационного отдыха» – «созревание идей»), потом снова озарение, вдохновение, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое
доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознании, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели; он является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема познанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий.

Исследуя решение творческих задач, можно наблюдать следующую закономерность: вначале используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем первичные способы действия реализуются до тех пор, пока не становится ясно, что данным способом задачу не решить.

На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается причина этих неудач, и именно то, что средства не соответствуют задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия. В результате к условиям сдачи применяется более широкий круг средств, происходит выработка программ «поисковой доминанты», потом на низшем (неосознанном) уровне принимается интуитивное решение, «решение в принципе», а на последних этапах (высший уровень) происходит логическое обоснование и формализация решения.

Для активизации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм» – метод, предложенный А. Осборном (США). Он предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения «мозгового штурма» следующие:

1. Группа состоит из нескольких человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. «Запрет критики» – чужую идею нельзя прерывать, критиковать; можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта.

4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, стенографических записях) без указания авторства.

5. Собранные в результате обсуждения идеи передаются группе экспертов-специалистов, занимающихся данной проблемой, для от­бора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывает примерно 10%. Участников в состав «жюри-экспертов» не включают.

Практика показала, что эффективность таких «мозговых штурмов» очень высока. «Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой («подумайте, как решаются задачи, похожие на данную»); личной («попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать его точки зрения»); символической («дайте в двух словах образ» определение сути задачи»); фантастической («представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники»).

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается и на воображение, которое в свою очередь неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека. Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) Путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое в свою очередь разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Мечта – также вид творческого воображения, связанного с дознанием желаемого будущего.