Экологическая философия

 

Задача современной экологической науки – искать такие способы воздействия на окружающую среду, которые помогли бы предотвратить катастрофические последствия и практическое использование которых существенно улучшило бы биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

Взаимодействие системы и окружающей среды становится настолько общим понятием, что сегодня уже говорят об экологии культуры, языка, самого человека. Все эти направления экологии ориентированы на изучение равновесии между системами культуры, языка, человека и соответствующей средой (культурной и т.п.). Что касается человека, то он уже научился оказывать негативное влияние на окружающую его среду и дошел в этом воздействии до пределов, способных разрушить биосферу. В связи с этим особое значение приобретает формированиеэкологического сознания человека и человечества. Формирование такого сознания представляет собой формирование важных граней планетарного мышления (синергетического мышления) и включает в себя следующие направления: экологическое научное сознание (прежде всего, экологическую философию), экологическую этику, психологию, правосознание.

Сформировавшаяся к 50-м гг. XX в. общая экология сосредоточила свое внимание на изучении взаимодействия организмов и структуры образуемых ими систем. Затем начала формироваться физиологическая и эволюционная экология, а в 70-х гг. – экология человека, илисоциальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Во второй половине XX столетия произошла «экологизация» многих естественных наук, были установлены связи экологии с философией. Таким образом, в настоящее время основные направления экологии активно участвуют в формировании современной научной картины мира.

В основеэкологической философии лежит идея единства человека и космоса, в ней утверждаются гармоничность и целостность природы; обосновываются идеи отказа от традиционных ценностей современной цивилизации (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм). Экологическая философия является теоретической основой идеологии альтернативных социальных и культурных движений. Экологическая философия согласуется с новым диалогом человека и природы.

Большой резонанс в современной экологии получила«глубокая экология», разработка которой началась в 70-х гг. XX столетия. Из родоначальников этого направления наиболее известен норвежский ученый А. Наэсс, а из основных идей – принцип биосферного равенства в существовании всех основных частей биосферы (организмов, сред их обитания и т.п.).

Подготовка указанных концепций шла не только в философии и науке, но также в литературе и искусстве. О чувстве «соприкосновения» с основными законами природы часто писал Ф.М Достоевский: «Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее».

Экологический кризис заставляет человечество отказаться от господствующей в настоящее время экономической парадигмы. Как считает известный современный эколог и политолог Э. фон Вайцзекер, современная экономическая парадигма должна уступить место экологической парадигме. XXI веку придется поставить проблему изучения взаимодействий с окружающей средой в качестве одной из основных.

Время стихийного развития человечества заканчивается, наступает эпоха управляемого развития, но сами механизмы этого управления еще до конца не ясны. Знаменитый американский физик-теоретик Ф. Дайсон предвидит возникновение «зеленой» технологии, которая будет строиться на тех же принципах самоорганизации, что и живая природа. Ф. Дайсон противопоставляет ее традиционной «серой» технологии, основывающейся на жестких механистических предписаниях и пассивных следованиях внешним командам.