Матиас Грюневальд

Матиас Грюневальд[11] еще один яркий художник эпохи Северного (немецкого) Возрождения, который не в меньшей степени мощно выразил трагизм и религиозный дух своей эпохи. Эпоха Возрождения и в Италии, и на Севере отличалась, кроме всего прочего, и тем, что за достаточно небольшой промежуток времени появилось не просто большое количество гениев, но совершенно разнообразных по дарованию людей. Скажем, в Италии почти одновременно творили такие разные по творческой манере художники как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичеллли: один воплощал уравновешенный и острый интеллект, второй – порывистность, а в конце творческой жизни повышенную чувственность. Так же и в Германии эпохи Возрождения находятся рядом интеллектуальный сдержанный Дюрер и экзальтированный эмоциональный Грюневальд. В технике изображения Дюрер приверженец линии, Грюневальд – цветовой стихии. Но, главное, что эти разные по манере творцы точно выражали эпоху.

«Распятие» Изенгеймского алтаря[12] Грюневальда поразительно экспрессивно, даже страшно, потому что «тут нет условности готических композиций: фон имеет реальную глубину, а фигуры – реальный объем; окровавленное мертвое тело выглядит настоящим.

Матиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь.

Патетические фигуры по сторонам креста по размеру значительно меньше распятого, хотя расположены в той же пространственной плоскости. Если бы общее решение картины было плоскостным и условным, тут не было бы ничего особенного. Но так как оно реально и живописно, то и в этом нарушении масштабов чудится что-то от кошмарного сна: тело распятого словно надвигается на зрителя из глубины»[13].

Изенгеймский алтарь был закончен в переломные для Германии годы, в 1516 году – вспомним, что в 1517 году произошло выступление Лютера, а чуть позже началась крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера. И распятый Христос, почти натуралистично показанный Грюневальдом, невероятно точно выразил это время, но что особенно любопытно, это произведение явилось символическим и пророческим для серьезного специалиста в области эстетики В. В. Бычкова. Он полагает, что «Распятие» Грюневальда стало предтечей Нового времени[14]. Нечеловеческая экспрессия и натуралистическая очевидность[15] умершего на кресте Иисуса «приношение Богом Самого Себя Себе в Жертву во искупление грехов человеческих в этих картинах превратилось в леденящий кровь вопиющий художественный символ реальной и окончательной смерти Бога. Бог умер! — возгласил ренессансный Разум»[16]. Действительно Возрождение положило начало секуляризации культуры, дальнейшему раскрепощению человека, развитию научно-технического прогресса и всех тех процессов, которые в конце ХХ в. приводит европейское общество к кризису, к некой точке бифуркации, когда Культура с большой буквы (как носитель и самовыразитель Духа) умирает, а что приходит (и придет ли) ей на смену, пока не ясно.

Конечно, бог еще не умер в эпоху Возрождения, Ренессанс и в Италии, и в странах Северного Возрождения был пропитан религиозностью, а идея Бога (христианская идея) поддерживала не оставляла человечество вплоть до середины ХХ в., но религиозность Возрождения, конечно, стала уже иной.

Северное Возрождение в Германии проявило себя и в других видах искусства. Достижения архитектуры Северного Возрождения менее самобытны, чем достижения живописи. То же можно сказать и о скульптуре. В музыке же к XVI в. наличествовал богатый фольклор, в первую очередь вокальный. Музыка присутствовала в Германии той эпохи повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях, в военном лагере. К тому же, подъем песенного народного творчества вызвали Крестьянская война и Реформация. Существует достаточно много выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно.Хоровое пение, вообще, стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения, а протестантский хорал, вообще, оказал влияние на позднейшее развитие всей европейской музыки. Кроме того, он сказался и на музыкальности самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественнонаучное.

Литература Германии Эпохи Возрождения опиралась на традиции средневековой рыцарской лирики, поэзию миннезигеров, среди которых наиболее известным поэтом и композитором был мейстерзингер Ганс Сакс (1494 – 1576), написавший более шести тысяч произведений, в том числе отличавшиеся остротой сатирические шванки. Наряду с Лютером, он считается создателем современного немецкого языка.[17]