Ян Ван Эйк

 

Изобразительное искусство Нидерландов эпохи Северного Возрождения так же самобытно как и литература. Прилежный интерес к миру – лицам, ситуациям, определенным событиям – важная черта возрожденческого искусства этой страны. Одним из ярчайших художников этой эпохи является Ян Ван Эйк[22]. Среди его произведений «Гентский алтарь» (совместно с Хубертом ван Эйком), 1432, собор св. Бавона, Гент; «Богоматерь канцлера Ролена», около 1436, Лувр, Париж, «Портрет человека в красном тюрбане», 1433, Национальная галерея, Лондон и др. Одним из самых известных произведений Яна Ван Эйка является «Портрет четы Арнольфини».

Ян Ван Эйк. Портрет четы Арнольфини.

Здесь художник предстает и замечательным тонким портретистом, и невольно помогает нам судить об особенностях жизни бюргерства той эпохи. Так, мы отмечаем их любовь к домашнему очагу и уюту в нем, почитании супружества, особой радости ожидания ребенка (беременность как тема картины не случайна, ею гордились во времена массового вымирания от эпидемий чумы). Художник с особой тщательностью выписывает каждую деталь знакомого ему и интересного нам, живущим много лет спустя, пространства, будь то яблоко, свеча, люстра или зеркало. Изображение зеркала – это, вообще, особая черта искусства XVI-XVII веков. Так, Ю. Лотман[23] посвятил этому особое внимание. Он считал, что изображение зеркала – это своеобразная игра художника со зрителем. Зеркало на картине как бы подчеркивало, что именно искусство есть основной объект внимания аудитории – вторичное (зеркальное) удвоение резко повышало меру условности. Обращаясь к искусству Ренессанса, Лотман писал, что его пафос заключался в утверждении «естественной» перспективы, воплощении определенной константной точки зрения. Однако введение зеркала (например, в «Венере перед зеркалом» Веласкеса, где главная фигура – Венера – показана с двух точек зрения) обогатило художественное восприятие, обнажив знаковую природу художественного текста, в данном случае живописного.

Диего Веласкес. Венера с зеркалом.

В картине же Яна Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», считает Лотман, эффект еще более усложнен, поскольку «изображение в зеркале дается с искажением: сферическая поверхность зеркала трансформирует фигуры, что заостряет внимание на специфике отражения...» «Именно зеркало и отраженная в нем перспектива вскрывают противоречие между плоской природой и объемным характером изображенного на нем мира, то есть природу языка живописи»[24]. Кроме этого, зеркало здесь отображает и самого художника, создающего семейный портрет.