Иероним Босх

Абсолютно неповторим и мгновенно узнаваем художественный мир другого знаменитого нидерландца Иеронима Босха[25]. Если итальянские мастера Возрождения стремились представить светлое целостное начало, то Босх на своих полотнах создает множественное, раздробленное пространство. В то время как итальянцы чтут совершенство в природе, Босх отказывает ему. Отличается от итальянских мастеров он и тем, что совершенно не рассчитывает перспективу, она у него интуитивна. Кроме того, в его изобразительных произведениях отсутствует акцентирование центра композиции, и пространство всегда подается с высоким горизонтом. И, конечно, прежде всего, творчество этого художника отличается неподражаемой фантазией, изобретательностью, способностью создавать характерные, полные символического смысла образы. Среди них много абсолютно отталкивающих: преобладают пресмыкающиеся, чешуйчатые и, вообще, фантасмагорические существа.

И. Босх Сад земных наслаждений.

И. Босх. Воз сена

И. Босх. Корабль дураков

Босх был одержим стремлением разгадать тайны мироздания, и, конечно, нетрудно заметить, что оно окрашено у него в мрачные тона. Сопряжение данной ему от природы остроты художественного зрения со сложной социальной ситуацией (разорение страны испанцами, власть инквизиции, нашествие чумы, засилье мистики и колдовства) делает его искусство уникально чутким и в чем-то болезненным (почти как зеркало тролля). Среди наиболее известных произведений Босха можно назвать: «Корабль дураков» (художник изображает людей, утерявших идеалы, потерявших почву под ногами); «Воз сена» (Босх демонстрирует символическое представление о мире как возе или стоге сена, из которого каждый норовит схватить все, что удастся, а сено – это, конечно, богатство, власть, любовь), «Несение креста», (художник подчеркивает злобу, зависть и лицемерие людей, окружающих Христа), «Блудный сын» и др..

В дальнейшем отказ от религиозных изображений, вызванный требованиями протестантизма, влечёт за собой в странах, где он побеждает, развитие в изобразительном искусстве светских жанров. Здесь укрепляется интерес к предметности изображения и акцентировании внимания на обычной жизни простого человека. Так, в искусстве протестантской Голландии ощущается любовь к бытовому пространству и его значимости. Неслучайно, сюжеты многих картин посвящены рядовым событиям обычной бюргерской жизни. Люди едят, танцуют, играют.

Совпадающие по времени Реформация и Возрождение (позднее Итальянское и Северное) могут показаться чуждыми друг другу явлениями. Возрожденческий тип культуры часто ассоциируется с нарождающейся светскостью, а другой, - путь Реформации – с, пусть и «модернизированной», но экзальтированной религиозностью. Однако здесь все не так просто. Культура Возрождения (и итальянского, и, тем более, Северного) вовсе не была отделена от религиозной духовности. Рождая новое сознание, Итальянское Возрождение модифицировало религиозную духовность, но вовсе не искореняло ее. А Реформация, в свою очередь, будучи религиозным по духу движением, подчас отрицающим всякую ученость («Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», — писал Ж. Кальвин[26]), тем не менее, формировала новый тип личности и, тем самым, разрушала старые средневековые нормы.

И в этом смысле эти общественные движения близки – они шли в одном направлении: становлении новых капиталистических общественных отношений и формировании культуры буржуа. Другое дело, что осознание этих реальных целей данных массовых движений (как «рядовыми исполнителями», так и «организаторами и вдохновителями») пришло не сразу, как это часто (а, может быть, и всегда) случается в истории, но истинное значение Возрождения и Реформации в культурно-историческом процессе проявилось, конечно, в искоренении отживших средневековых порядков. Протестантизм, обучая человека индивидуальному общению с Богом, пробуждая в человеке чувство собственного достоинства, стал религией буржуазного общества, провозгласившего, в конечном итоге главенство демократии и прав человека.

Возрождение и Реформация выступили предпосылками ускорения общественного развития, утвердить же добродетели эпохи раннего капитализма позже удалось буржуазным революциям (в XVII в. – в Голландии и Англии, в XVIII в. – во Франции), и не в последнюю очередь потому, что их одобрила протестантская вера[27].


[1] Степанов А. Мастер Альбрехт. Л., Искусство, 1991. С. 150.

[2] Цит. по книге А. Степанова «Мастер Альбрезт», с.150.

[3] Портрет Филиппа Меланхтона (1526), Виллибальда Пиркхеймера (1524), Эразма Роттердамского (1526) – гравюры на меди.

[4] «Портрет молодого человека» (1521), «Мужской портрет» (1524), «Иероним Хольцшуэр» (1526) и др.

[5] Эразма Роттердамского, уголь, 1520

[6] «Лука Лейденский» (1521)

[7] «Агнес Дюрер» (1521)

[8] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II/Северное Возрождение; страны западной европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. М., «Искусство», 1989. С. 61. 61-64

[9] см. Степанов А. Мастер Альбрехт. Л., Искусство, 1991. С. 67.

[10] Он оставил около 900 листов рисунков.

[11] Грюневальд Матиас (1470 или 1475-1528) – немецкий художник Северного Возрождения.

[12] Изенгеймский алтарь (1516,г. Колмар (ныне), Франция

[13] Дмитриева Н.А. краткая история исткусств. Вып. II, М., 1989. С. 67-68

[14] наряду с работой «Смерть Христа» Ганса Гольбейна Младшего (1521), где тоже предельно натуралистично изображено мертвое тело Христа, лежащее на спине

[15] Бычков подчеркивает, что появление столь натуралистических образов имело свои причины. В частности, к ним толкала художников «эстетика аскетизма» христианского монашества. Натуралистические образы выступали символами аскетического подвига, а традиция чувственного изображения страдающего, умирающего и мертвого Христа и святых и была развита в западном искусстве – в отличие от древнерусских иконописных образов. Эта тенденция вызывания не мистического, но психологического переживания продолжилась потом и в кинематографе.

 

[16] Бычков В.В. Эстетика. М., ГАРДАРИКИ, 2004 с. 298

 

[17] См.:Корсикова Л.И. Северное Возрождение. // Культурология. Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010. С.251-252.

[18] Эразм Роттердамский (1469 –1536) - выдающийся нидерландский философ и писатель Северного Возрождения.

[19] Наталья Басовская. Эразм Роттердамский // «Все так», передача на радистанции «Эхо Москвы» http://www.echo.msk.ru/programs/vsetak/49195/

 

[20] Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) – ярчайший французский драматург конца XVIII в.

[21] Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Перевод с латинского П.К. ГУБЕРА. Статья и комментарии Л.Е. ПИНСКОГО. Изд.: Государственное издательство художественной литературы, М., 1960 (http://lib.ru/FILOSOF/ERAZM/pohwala.txt#­@548A;>285)

[22] Ян Ван Эйк – нидерландский художник, один из мастеров Северного Возрождения, (1385-1441).

[23]Юрий Михайлович Лотман 1922-1993) – советский литературовед, культуролог и семиотик.

[24] См.: Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). – СПб.: Академический проект, 2002. – C. 388-400. (http://philologos.narod.ru/lotman/theatre.htm#_p1)

[25] Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) (1450-1516) – крупнейший нидерландский художник, представитель Северного Возрождения.

[26] Жан Кальви́н (1509- 1564) — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

[27] Среди главных добродетелей раннего капитализма, зависящих одна от другой – трудолюбие, умеренность, предприимчивость, бережливость. Бережливость, например, предполагает у буржуа умеренность и предприимчивость и сказывается в буржуазную эпоху не в накоплении денег, а в умеренности расходов и вложении значительной суммы в сулящее большую выгоду дело.