Культурология

ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия
им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

НОУ ВПО Западно-Уральский институт экономики и права

 

Культурология

Учебное пособие

Утверждено ученым советом ГОУ ВПО ПГМА
и научно-методическим советом НОУ ВПО ЗУИЭП
в качестве учебного пособия

 

 
Пермь 2009

 

 

УДК 008: 930.8

ББК 71.0: 63.3

К 906

 

К 906Культурология: учеб. пособие / под. общ. ред. Н.А. Невоструева, В.Ю. Черных; Перм. гос. мед. академия; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2009. – 173 с.

Авторский коллектив – преподаватели кафедры истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии ГОУ ВПО ПГМА: канд. ист. наук, доц. Н.Я. Азанова; канд. ист. наук, доц. Л.Ю. Кожевникова; д-р ист. наук Н.А. Невоструев; канд. ист. наук, доц. В.П. Фотеева; преп. Л.Н. Черных; д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философии и культурологии НОУ ВПО ЗУИЭП В.Ю. Черных; д-р ист. наук, доц. кафедры истории и гуманитарных дисциплин НОУ ВПО ЗУИЭП Т.Ю. Шестова; д-р. ист. наук, доц. кафедры философии и культурологии НОУ ВПО ЗУИЭП Г.А. Янковская.

Рецензенты: д-р филос. наук, проф. кафедры культурологии Пермского государственного технического университета Н.З. Коротков; канд. ист. наук, доц., зав. кафедрой культурологии Пермского государственного педагогического университета О.В. Игнатьева.

Пособие издано при благотворительной помощи Пермского филиала некоммерческой организации «Благотворительный фонд “ЛУКОЙЛ”»

ISBN 978-5-89919-112-1

 

Учебное пособие в соответствии с Федеральным государствен­ным образовательным стандартом высшего профессио­нального образования по культурологии содержит разделы по теории и истории мировой и отечественной культуры. Дает представление об аксиологическом, деятельностном и других современ­ных подходах к анализу культуры. Включает теоретический курс и учебно-методический комплекс. Предназначено для студентов высших учебных заведений.

 

На обложке – знак доктора медицины. Утвержден 11 февраля 1871 г. Право ношения знака присваивалось медикам, удостоенным Военно-медицинской академией и университетами звания доктора медицины. Знак представляет собой серебряный российский государственный герб, обвитый снизу серебряными дубовой и лавровой ветвями. На месте переплетения ветвей золотая «гиппократова» чаша и две золотые, ползущие к ней змеи.

 

 

УДК 008: 930.8

ББК 71.0: 63.3

 

ISBN 978-5-89919-112-1 Ó Коллектив авторов, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов.................................................................................
Теоретический курс
Тема 1. Теория культуры.........................................................
Тема 2. Развитие культуры до Нового времени....................
Тема 3. Культура Нового времени..........................................
Тема 4. Культура XX – XXI веков..........................................
Тема 5. Культура российской эмиграции..............................
Тема 6. Изобразительное искусство XIX – XXI веков.........
Тема 7. Музыка XIX – XXI веков...........................................
Тема 8. Театр и кино XIX – XXI веков..................................
Учебно-методический комплекс
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по культурологии...........................................................................
Цели и задачи дисциплины......................................................
Требования к уровню освоения дисциплины……………….
Программа курса.......................................................................
Объем и разделы дисциплины.................................................
Контроль и учет результатов усвоения материала. Контрольные вопросы..............................................................
Методическая обеспеченность дисциплины. Основная и дополнительная литература, электронные издания и интернет-ресурсы.....................................................................
Планы семинаров...................................................................
Тема 1. Теория культуры.........................................................
Тема 2. Развитие культуры до Нового времени....................
Тема 3. Культура Нового времени..........................................
Тема 4. Культура XX – XXI веков..........................................
Тема 5. Культура российской эмиграции..............................
Тема 6. Изобразительное искусство XIX – XXI веков.........
Тема 7. Музыка XIX – XXI веков...........................................
Тема 8. Театр и кино XIX – XXI веков..................................
Правила оформления реферата...............................................
Темы контрольных работ.........................................................
Приложение. Таблицы 1 – 6....................................................

ОТ АВТОРОВ

 

Уважаемый читатель! Вы приступаете к изучению культурологии – учебной дисциплины, появление которой связано с тенденцией к гуманизации и гуманитаризации образования. её задача заключается не только в расширении кругозора, сколько в том, чтобы создать целостное представле­ние о культуре, показать её роль в жизни общества и каждого человека, способствовать творческому развитию личности.

Уже само понятие «культура», сложное и многогранное, предполагает творческий подход к изучению культурологии. Сегодня насчитывается множество определений культуры. Поэтому авторы пособия видят свою задачу прежде всего в том, чтобы ознакомить Вас с главными подходами к пониманию культуры в прошлом и настоящем.

Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни людей(духовной сферы общества), авторский коллектив предлагает варианты её системного анализа,который должен помочь Вам разобраться вкатегориях,отражающих структуру культуры (религия, наука, искусство и др.), понять закономерности, тенденции и противоречия её функционирования и развития. В многообразии и богатстве форм её эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли выделяются типы культуры.За основу авторами взята глобально-историческая типология (первобытная, традиционная, индустриальная, постиндустриаль­ная культуры).

Наряду с этим в пособии уделено внимание и конкретным историческим формам культуры, прежде всего отечественной. Такой подход дает возможность осмыслить специфику и место российской культуры в глобальном историческом процессе, выработать собственное представление о путях её динамики.

Этому должны помочь лекции, практические занятия, изучение рекомендуемой литературы, подготовка докладов, рефератов, контрольных работ. Организации самостоятельной работы поможет материал, содержащийся в учебно-методическом комплексе. Для объективной оценки уровня усвоения курса предлагаются вопросы для самоконтроля.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС

Тема 1. Теория культуры

1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Культурология – наука о культуре. Сегодня существует несколько сот определений… Термин «культура» латинского происхождения (cultura, cultus), в Древнем Риме означал обработку земли, выращивание…

Структура и функционирование культуры

«Вертикальное» деление культуры, как правило, подразделяют на два слоя: идеологию и обыденное сознание. Идеологию здесь следует понимать не в узком… «Нижний», теоретически неоформленный уровень общественного сознания можно… Нормальное функционирование культуры зависит от соответствия идеологии характеру, состоянию психологии людей.…

Тема 2. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Первобытная культура

История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens –… Первобытная культура до сих пор имеет большое значение в обществе. Помимо… К. Юнг, выдвигая идею «коллективного бессознательного», исходил из того положения, что, когда общество находится в…

Культура Древнего Востока

Многие блага цивилизации, без которых просто невоз­можно представить жизнь современного общества, берут начало в древневосточной культуре. Так,… Впечатляющими были успехи древневосточных народов в математике, астрономии,… Древний Восток оставил такие непреходящие ценности, как эпос, драмы, притчи, мифы, строгая египетская скульптура,…

Античная культура

Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших… Все недостатки, все достоинства человека и природы есть и в божестве... В… Античный Космос – совершеннейшее произведение искусства. Античная культура любит симметрию, гармонию, ритмику, меру.…

Культура Средневековья

В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира,… Характерными чертами Средневековья являются: 1) фео­дальная форма… Главную роль в формировании средневековой культуры сыграло христианство, расколовшееся в XI в. на православие и…

Культура Возрождения и Реформации

Она выросла из феодализма. Уже в XIII в. наблюдаем отдаленные предпосылки Возрождения. В северных итальянских городах бурно развива­ются ремесла,… Термин «Возрождение» означает возврат к образцам высокой классики Греции и…  

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Модернизация – переход от традиционного к индуст­риальному (современному) обществу, начавшись в XVI в., активно идет в экономической, политической,… Многообразие исторических ситуаций, включавших множество войн, революций,… Каковы же были основные черты нового человека? Личная свобода человека независимо от его положения в иерархической…

Культура России XIX в.

Первая половина XIX в. характеризуется бурным расцве­том культуры, выдающимися достижениями во всех областях духовной жизни. Отечественная культура… В первой половине XIX в. в области науки и техники появляются такие имевшие… Среди них: П.Л. Чебышев – разработавший теоретические основы механики; П.Н. Аносов – создатель высококачественных…

Первобытный

переходный (первобытно-традиционный)

Традиционный

переходный (традиционно-индустриальный)

Индустриальный

  Остановимся подробнее на характеристике индустриаль­ной культуры XX – XXI вв.… Массовые формы культуры (ритуальные танцы, карна­валы и т.д.) известны с Древности. Однако формирование современной…

Кризис и перспективы развития современной культуры

В ХХ столетии население нашей планеты выросло в 3 раза. В среднем на один кв. км суши приходится 40 чел.[14] «Демографический взрыв» сопровождается… Однако если третью мировую войну удается предотвратить, то демографическая,… Кризис цивилизации – это еще и кризис культуры. Он заключается в том, что индустриальная культура в ХХ в. начинает так…

Сущность и особенности советской культуры

В Западной Европе элементы индустриального общества (в его капи­талистическом варианте) появляются уже в ХIV – ХVI вв. Окончательно оно оформляется… То, каким стало российское общество к середине ХХ в., в рамках… С позиций локально-цивилизационного подхода тип российской культуры в ХХ в. ничуть не изменился, а советский период…

Развитие советской науки, идеологии и искусства

Число научных работников увеличилось с 11,6 тыс. в 1913 г. до 98,3 тыс. в 1940 г. В 1985 г. оно превысило 1,5 млн чел. Государство проявляя­ло… Эти впечатляющие цифры не должны заслонять противоречий и проблем развития… Советская наука стала крупным явлением в истории культуры. Мировая наука гордится достижениями П.Л. Капицы, И.В.…

Тема 5. КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ

Российская эмиграция в ХХ в.

Первым из известных эмигрантов в русской истории был князь Курбский, наместник Ивана IV в г. Юрьеве (1564 г.). Объясняя мотивы эмиграции, он писал о… В XХ в. наряду с политическими появились экономиче­ские, этнические,… В публицистике и на уровне обыденного сознания бытует представление о трех волнах эмиграции: послереволюционной,…

Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику

Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались… Среди них работы Н. Бердяева «Смысл истории», «О назначении человека», «О… Русская философская мысль не только оказала влияние на развитие философии на Западе, но в ряде случаев опережала ее.…

Художественная эмиграция

В 1920-е гг. столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще традициях культур­ных связей в берлинских издательствах… Этим занимались издательства Гржебина, «Эпоха», «Слово», «Геликон», «Грани»,… Русская эмиграция во многом была продолжением России с её традициями, самосоздавалась по её образу и подобию. Работали…

Тема 6. Изобразительное искусство

  1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи  

Музыка как вид искусства

Музыка возникла почти одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходили ритм и звук. Древний человек уже был способен… Первые убедительные свидетельства о музыке древности относятся к эпохе… В раннем и зрелом Средневековье в Европе господство­вала христианская церковь, поначалу считавшая недопустимым…

Особенности русской музыки XIX века

Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса.… Распространенным музыкальным жанром в эти годы становится лирический и бытовой… Отечественная война 1812 г. принесла на русскую сцену народно-героическую тематику. Основоположником нового…

Кинематограф. Отечественное киноискусство

Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в… Отличительными особенностями кино являются: 1) визуальность – зритель… С технической точки зрения история кинематографа делится на несколько периодов. Первый длился с 1895 по рубеж…

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по культурологии

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культу­рологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины: - дать студентам целостное представление о культуре как о развивающейся… - показать её роль в жизни общества и каждого человека;

Требования к уровню освоения дисциплины

 

Студент должен знать:

- основные подходы к определению культуры;

- морфологию культуры;

- типы культуры;

- главные этапы развития мировой культуры;

- роль и место России в системе мировой культуры.

Студент должен уметь:

- оценивать достижения культуры, приобрести опыт анализа произведений искусства;

- достойно следовать в своей профессиональной деятельности идеям гуманизма.

 

Студент должен иметь представление:

- об основных культурологических категориях;

- закономерностях функционирования и развития культуры.

 

Программа курса

 

Раздел 1. Теория культуры

Культурология как наука. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Понятия «культура» и «цивилизация» в XVIII – XX вв. Становление культурологии в ХХ в.

Предмет культурологии. Западная и отечественная культурология. Основные современные подходы к определению культуры: аксиологический (ценностный), деятельностный и др. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и приклад­ная культурология. Методы культурологических исследований: сравнительно-исторический, структурно-функциональный, се­миотический и др.

Структура и функционирование культуры. Морфоло­гия культуры. Уровни культуры. Формы общественного сознания: мораль, религия, искусство и др. Культурные ценности и нормы. Функции культуры: познавательная, нормативная и др. Субъекты культуры. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоиден­тичность. Язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации.

Развитие культуры и её типы. Культурогенез и динамика культуры. Культура и общество. Культура и природа. Типология культуры. Восточные и западные типы культур. Этническая и национальная культуры. Специфические и «серединные» культуры. Религиозная типология культуры. Локальные культуры. Глобально-исторический подход к типологии культуры и теория постиндустриального общества.

Раздел 2. Исторические типы культуры

Первобытная культура. Первое формы общественного сознания – мораль, искусство, религия. Зарождение цивилизаций. Традиционная культура. Аграрное общество и культурные традиции. Особенности древневосточной культуры. Античная культура: этапы развития и главные достижения. Культура европейского Средневековья; её христианские ценности. Арабо-исламская культура. Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации. Древнерусская культура VI – XV вв. Культура России XVI – XVII вв. Становление российской цивилизации.

Индустриальная культура. Культурная модернизация. Гуманизм, прогресс и другие ценности культуры Нового времени. Модернизация отечественной культуры в XVIII в. Российская культура XIX в. Главные её достижения в науке, образовании, литературе и искусстве. «Серебряный век» русской культуры. Русская религиозная философия и русский модерн. Место и роль России в мировой культуре.

Культура ХХ – XXI вв. Массовая и элитарная культура. НТР и её влияние на духовную жизнь. Религия и искусство в ХХ – XXI вв. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и глобальные проблемы современности. Кризис и перспективы развития современной культуры. Концепция информационного общества. Советская культура. Культурная революция и её влияние на развитие науки, идеологии и искусства. Проблемы постсоветской культуры.

Культура российской эмиграции: характеристика основных этапов развития. Вклад русской эмиграции в философию, науку, технику и искусство.

Раздел 3. Современное искусство

Изобразительное искусство. Русская живопись ХIХ – начала ХХ вв.: основные направления и жанры. Отечественная живопись советского и постсоветского периодов.

Музыка как вид искусства. Особенности русской музыки XIX в. Музыкальная культура ХХ – XXI вв.

Специфика театрального искусства. Развитие отечест­венного театра в ХIХ – ХХI вв. Кинематограф. Отечественное киноискусство.

 

ОБЪЕМ И РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы[16]

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоёмкость дисциплины
Аудиторные занятия:
- лекции
- практические занятия
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля (зачёт, экзамен) Зачет

Разделы дисциплины и виды занятий

 

№ п/п Раздел дисциплины Количество учебных часов
Лекции Практи-ческие занятия Самосто- ятельная работа Всего
Теория культуры.
Развитие культуры до Нового времени
Культура Нового времени
Культура ХХ – XXI веков
Культура российской эмиграции -
Изобразительное искусство ХIХ – ХХI веков -
Музыка ХIХ – ХХI веков -
Театр ХIХ – ХХI веков -
  Всего

 

 

Контроль и учет результатов
усвоения материала

 

Формами текущего контроля являются: опрос, тестирова­ние, письменные контрольные работы, защита реферата. Форма итогового контроля – зачет.

Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях, а также во внеаудиторное время при проверке контрольных работ. Его результаты фиксируются преподавате­лем в академическом журнале. Оценка по зачету носит официальный характер и фиксируется в соответствующих документах (зачетной книжке, ведомости, академическом журнале, журнале зачетов).

 

 

Контрольные ВОПРОСЫ

 

1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Понятия «культура» и «цивилизация».

2. Становление культурологии в ХХ в. Предмет культурологии.

3. Структура и функционирование культуры.

4. Развитие и типы культуры.

5. Первобытная культура. Зарождение цивилизаций.

6. Особенности древневосточной культуры.

7. Античная культура: этапы развития и главные достижения.

8. Культура европейского Средневековья; её христианские ценности. Характерные черты средневекового искусства. Арабо-исламская культура.

9. Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации. Идеи гуманистов и их влияние на искусство и науку. Появление протестантской этики.

10. Древнерусская культура VI – XV вв. Характерные черты религии, литературы и искусства в докиевский, киевский и удельный периоды развития Руси.

11. Культура России XVI – XVII вв. Становление российской цивилизации. Новые тенденции в искусстве.

12. Основные черты культуры Нового времени. Гуманизм, прогресс и другие ценности индустриального типа культуры.

13. Модернизация отечественной культуры в XVIII в. Реформы Петра I в духовной сфере. Просвещенный абсолютизм при Екатерине II. Появление новых направлений в искусстве.

14. Российская культура XIX в. Главные её достижения в науке, образовании, литературе и искусстве.

15. «Серебряный век» русской культуры. Появление русской религиозной философии и русского модерна.

16. Типология культуры ХХ – XXI вв. Индустриальный и другие типы культуры. Массовая и элитарная культура.

17. Научно-технический прогресс и его влияние на духовную жизнь в ХХ – XXI вв. Идеология и религия в современном мире.

18. Искусство ХХ – XXI вв. Модернизм и реализм, элитарное и массовое искусство.

19. Кризис и перспективы развития современной культуры. Глобальные проблемы современности и их влияние на культуру. Концепция информационного общества.

20. Типологическая характеристика советской культуры. Проблема культурной революции, её содержание. Новая система образования и воспитания в СССР. Советская власть и интеллигенция.

21. Особенности советской науки и идеологии. Преемственность, новизна и противоречивость в их развитии.

22. Советское искусство. Социалистический реализм и свобода творчества.

23. Проблемы постсоветской культуры.

24. Культура российской эмиграции: характеристика основных этапов развития. Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику.

25. Деятели отечественного искусства за рубежом. Наиболее яркие достижения эмигрантской литературы и искусства.

26. Виды изобразительного искусства.

27. Русская живопись ХIХ – начала ХХ в.

28. Отечественная живопись XX – XXI вв.

29. Музыка как вид искусства.

30. Особенности русской музыки XIX в.

31. Музыкальная культура ХХ – XXI вв.

32. Специфика театрального искусства. Развитие отечествен­ного театра в ХIХ – ХХI вв.

33. Кинематограф. Отечественное киноискусство.

 

Методическая обеспеченность дисциплины

При изучении культурологии студенты могут использо­вать имеющиеся в библиотеке учебники, рекомендованные Министерством образования и науки; изданный ЗУИЭП «Курс лекций по культурологии», имеющий гриф УМО Министерства культуры РФ, и созданное на его основе электронное учебно-методическое пособие; другую рекомендуемую преподавате­лями научную и учебно-методическую литературу. Студенты имеют возможность воспользоваться услугами учебного кабинета кафедры истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии ПГМА; компьютерных классов; базами электронных изданий в библиотеке ПГМА и на учебном портале ЗУИЭП. На занятиях используются мультимедийные средства обучения.

Основная литература

1. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007. 288 с.

2. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча, М.: Инфра-М, 2008. 413 с.

3. Культурология: учеб. пособие / под. общ. ред. Н.А. Невоструева, В.Ю. Черных; Перм. гос. мед. академия; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2009. 173 с.

 

Дополнительная литература

1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004.

2. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология (альбом схем и таблиц): Учеб. пособие. М.: Щит-М, 1999.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2000.

4. Малюга А.Ю. Культурология: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и испр. М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Учебный комплекс по дисциплине «Культурология» / Отв. ред. О.Л. Лейбович; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2005.

Электронные издания и Интернет-ресурсы

2. Культурология. ХХ век: Энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. С.Я. Левит. М., 1998. 3. Библиотека по культурологии – коллекция статей и перекрестных ссылок по… 4. Репетиционное тестирование по культурологии на сайте информационно-методической поддержки Федерального…

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

Тема 1. Теория культуры

План семинара

1.Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв.

2.Становление культурологии в ХХ в. Предмет культурологии.

3.Структура и функционирование культуры.

4.Развитие культуры и её типы.

 

Список литературы

1. Учебный комплекс по дисциплине «Культурология» / Отв. ред. О.Л. Лейбович; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2005. Раздел 2. Лекции 1 – 4.

2. Кнэхт Н.П. Культурология сегодня: новые подходы // Соци­ально-гуманитарные знания. 2007. №1.

3. Коротков Н.З. Методологические принципы культурологии // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 1 / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2001. – http://wuiel.ru/science/

4. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. С. 58 – 93, 213 – 220.

5. Полищук И.С. Диалектика саморазвития общества, культуры, цивилизации // Философия и общество. 2006. №2.

6. Оганов А.А. Современная проблематика философии куль­туры // Философия и общество. 2007. №2.

 

Темы рефератов

Просветители XVIII в. о культуре

1. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

2. Кузицын Г.М. Культурный прогресс человечества и его критерии. 2-е изд., исправ. и доп. Пермь, 2006. С. 23 – 41.

3. Культурология: Хрестоматия для вузов / Сост. А.И. Кравченко. М., 2003.

4. Лифшиц М. Собрание соч. Т. 2. М., 1986. С. 4 – 56.

5. Малюга Ю.А. Культурология. М., 2000. Гл. 1.

К. Маркс и Ф. Энгельс о культурно-историческом процессе

1. Человек и общество. Кн. 1. М., 1993. С. 90 – 132.

2. Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 75 – 89.

3. Черных В.Ю Аксиология истории России. Пермь, 1999.

4. Кузицын Г.М. Культурный прогресс человечества и его критерии. 2-е изд., исправ. и доп. Пермь, 2006. С. 41 – 60.

5. Мусаелян Л.А. Концепция исторического процесса К. Маркса: человеческий контекст // Философия и общество. 2007. №3.

Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер о культуре и цивилизации

1. Асланов И.К. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского // Философия и общество. 2002. №1.

2. Осипов Н.Е. О. Шпенглер и цивилизация // Философия и общество. 2005. №4.

3. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

А. Тойнби о культуре

1. Учебный комплекс по дисциплине «Культурология» / Отв. ред. О.Л. Лейбович; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2005. С. 159 – 167.

2. Культурология. М., 1993. С. 21 – 22, 29, 55 – 59.

3. Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

4. Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1992.

Роль информации в культуре

2. Бухман В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диа­лога и взаимопонимания культур // Философия и общество. 2003. №2. 3. Крапивенский А.С. Концепт «информация» в дискурсе поли­тической и… 4. Петрова И.А. Информационная революция и её прогнозируе­мые последствия // Гуманитарное образование и медицина: Сб.…

Роль науки в духовной жизни общества

1. Салов Е.И., Салова С.Е. Коэволюция науки и нравствен­ности – новая парадигма культуры // Философия и общество. 2006. № 1.

2. Человек и общество. Кн. 2. М., 1993. С. 88 – 107.

3. Человек и общество. Кн. 3. М., 1993. С. 40 – 53, 120 – 131.

4. Глозман А.Б. Техника и наука в их историческом взаимо­действии // Философия и общество. 2005. №4.

Роль религии в жизни общества

2. Семенов В.С. Религия, её философские основания и место в культуре и обществе // Философия и общество. 2007. №2. 3. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Христи­анство //… 4. Бондаренко И.М. и др. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в…

Деловые игры и формирование управленческой культуры

2. Лившиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л., 1989. 3. Деловые педагогические игры для учителей. Методические рекомендации для… 4. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка мене-д­жеров. Л., 1989.

Тема 2. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

План семинара

 

1.Первобытная культура.

2.Культура Древнего Востока.

3.Античная культура.

4.Культура Средневековья.

5.Культура Возрождения и Реформации.

6.Древнерусская культура.

 

Список литературы

1. Фетискин В.В. Первобытный синкретизм // Философия и общество. 2002. №2. С. 121 – 138.

2. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994. С. 32 – 45, 46 – 80.

3. История культуры России. М., 1993. С. 23 – 34.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985.

5. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.

6. Малюга Ю.А. Культурология. М., 2000.

 

Темы рефератов

Первобытная культура

1. Культурология: Хрестоматия для вузов / Сост. А.И. Кравченко. М., 2003.

2. Бондаренко Е.С. Информационное поле неолита Ближнего Вос­тока // История и современность. 2006. №2. С. 47 – 66.

3. Фетискин В.В. Первобытный синкретизм // Философия и общество. 2002. №2.

4. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. С. 115 – 133.

5. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

6. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: Проблемы палеопсихологии. М., 1974.

7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 25 – 41.

Первобытное искусство

1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. С. 115 – 133.

2. Фетискин В.В. Первобытный синкретизм // Философия и общество. 2002. №2.

3. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 25 – 41.

5. Куценков П.А. Память и искусство палеолита // Историческая психология и социология истории. 2008. №1. С. 142 – 157.

Культура Древнего Египта

1. Культурология: Хрестоматия для вузов / Сост. А.И. Кравчен­ко. М., 2003.

2. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004.

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985.

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 41 – 55.

Индо-буддийская культурная традиция

2. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993. 3. Введение в культурологию: Учеб. пособие. 2-е изд. / Под ред. Е.В. Попова.… 4. Лелюхин Д.Н. Коллективные органы управления и их роль в структуре индийского государства // История и…

Особенности античной культуры

1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. С. 150 – 177, 274 – 288.

2. Кессиди Ф.Х. О «греческом чуде» и менталитете древних греков // Философия и общество. 2003. №1.

3. Древние олимпийские игры как мировоззренческий фактор // Вопросы истории. 2002. №8.

4. Махматов Т.М. Античная демократия как образ жизни граждан // Философия и общество. 2007. №4.

Древнегреческое искусство

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985. 3. Человек и общество. Кн. 2. М., 1993. С. 140 – 144. 4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Искусство Возрождения

1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985.

3. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994. С. 80 – 92.

4. История искусства зарубежных стран: Средние века. Возрождение. М., 1982.

5. Малюга Ю.А. Культурология. М., 2000.

Происхождение и культура древних славян

1. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2004.

2. История культуры России. М., 1993.

3. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный спра­воч­ник / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. М., 2004.

Православие в русской культуре

1. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казаринова, Л.В. Перескоков. Пермь, 1998.

2. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

3. Пащенкова Е.И., Благодарева А.И. Нравственные ценности христианского вероучения и современное воспитание // Гумани­тарное образование и медицина: Сб. науч. тр. Т. 57. Вып. 2. Волгоград, 2001. С. 159 – 170.

4. Россия: Полный энциклопедический иллюстрированный справочник / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. М., 2004.

Древнерусская архитектура

1. История русского искусства в 2-х т. Т. 1. М., 1978.

2. Россия: Полный энциклопедический иллюстрированный справочник / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. М., 2004.

3. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искус­ство. М., 1989.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985.

Древнерусская живопись

1. История русского искусства в 2-х т. Т. 1. М., 1978.

2. История русского искусства. М., 1987.

3. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искус­ство. М., 1989.

4. Россия: Полный энциклопедический иллюстрированный справоч­ник / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. М., 2004.

Андрей Рублев

1. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М., 2005.

2. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994. С. 92 – 98.

3. Прибытков В. Андрей Рублев. М., 1960.

4. Романовский С.Т. Повесть об Андрее Рублеве. М., 1982.

5. Сергеев В.Н. Рублев. М., 1986.

 

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

План семинара

1.Основные тенденции развития мировой культуры в XVII – XIX вв.

2.Эпоха Просвещения и модернизация русской культуры в XVIII в.

3.Культура России XIX в.

4.«Серебряный век» русской культуры.

 

Список литературы

1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб., 2006.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 2. М., 1994. С. 51 – 79.

3. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993. С. 66 – 87.

4. Кефели И.Ф. Русская культура XIX века // Социально-политический журнал. 1996. №3.

5. Невоструев Н.А. Образование и развитие элементов россий­ского гражданского общества на Урале во второй половине XIX – начале ХХ века. Пермь, 2005. Гл. 2.

 

Темы рефератов

Творчество О. Бальзака

1. Лифшиц М. Собр. соч. Т. 2. М., 1986.

2. Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. М., 1983.

Петровские реформы в области культуры

1. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994.

2. Малюга. Ю. А. Культурология. М., 2000. С. 198 – 202.

3. История культуры России. М., 1993.

4. История России. Часть 1. М., 1994. С. 173 – 190.

Русская живопись XVIII в.

1. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искус­ство. М., 1989.

2. История русского искусства в 2-х т. Т. 1. М., 1978.

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985.

4. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1995.

Особенности культуры Урала XVIII в.

2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казаринова, Л.В. Перескоков. Пермь, 1998. 3. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994. С. 10… 4. Волгирева Г.П. Традиционная книжность Прикамья XVII – начала ХХ века как источник для изучения духовной культуры…

Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала

2. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994. С. 38 – 67, 95 – 103, 189 – 191. 3. Христианская культура Пермского Прикамья / Под ред. Н.З. Короткова. Пермь,… 4. Князева О.Р. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в 1905 – 1917 гг. (на примере епархий Пермской…

План семинара

1.Особенности культуры ХХ – XXI вв.

2.Наука, идеология и искусство в ХХ – XXI вв.

3.Кризис и перспективы развития современной культуры.

4.Сущность и особенности советской культуры.

5.Развитие советской науки, идеологии и искусства.

6.Кризис отечественной культуры конца ХХ в. и перспективы её развития в XXI в.

 

Список литературы

1. Учебный комплекс по дисциплине «Культурология» / Отв. ред. О.Л. Лейбович; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2005. Разд. 2. Лек­ции 7 – 10.

2. Жукова О.А. История русской культуры и современность // Вопросы истории. 2006. №8.

3. Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 2. М., 1994. Гл. 16.

5. Малюга Ю.А. Культурология. М., 2000. С. 249 – 274.

6. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб., 2006.

 

Темы рефератов

 

Что такое массовая культура?

1. Киященко Н.И. Массовая культура и массовое искусство как глобальная проблема ХХI века // Философия и общество. 2003. №4.

2. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985.

3. Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр. Т. 60. Вып. 1 / Гл. ред. В.И. Петров. Волгоград, 2003. С. 39 – 54.

4. Рубчевский К.В. СМИ и проблема развития личности // Философия и общество. 2006. №1.

5. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие. / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007.

6. Завалько Г.А. Антиискусство как социальное явление // Философия и общество. 2009. №1.

НТР и культура

2. Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр. Т. 60. Вып. 1 / Гл. ред. В.И. Петров. Волгоград, 2003. С. 39 – 54. 3. Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993. С. 71 – 89, 107 – 124. 4. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. 261 с. – http://alt-future.narod.ru/page4.htm

Религия в современном мире

1. Добрускин М.Е. Русская православная церковь на современ­ном этапе // Философия и общество. 2006. №3.

2. Семенов В.С. Религия, её философские основания и место в культуре и обществе // Философия и общество. 2007. №2.

3. Человек и общество. Кн. 3. М., 1993. С. 78 – 102.

4. Пащенкова Е.И., Благодарева А.И. Нравственные ценности христианского вероучения и современное воспитание // Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр. Т. 57. Вып. 2. Волгоград, 2001.

5. Религия в истории и культуре / Под ред. М.Г. Писманика. Пермь, 1995.

6. Шилов В.В. Церковь и наше наследие // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 9 / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2004. – http://wuiel.ru/science/

7. Митрофанова А.В. «Политическое православие» и проблема религиозности // Философия и общество. 2006. №1.

Модерн в искусстве хх века

1. Малюга Ю.А. Культурология. М., 2000. С. 249 – 274.

2. Малая история искусств: Искусство ХХ века: 1901 – 1945. М., 1991. С. 6 – 43, 136 – 140, 170 – 202 и др.

3. Всеобщая история искусств. Т. 4. Кн.1. Искусство ХХ века. М., 1965.

4. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007.

5. Завалько Г.А. Антиискусство как социальное явление // Фило­софия и общество. 2009. №1.

Экологическая культура

2. Воробьева Л.А. Формирование экологического стиля мышле­ния в современном обществе // АНТРО: Анналы научной теории развития общества. Вып. 5.… 3. Зубаков В.А. Итоги ХХ и перспективы XXI веков глазами геоэколога: ипостаси… 4. Олейников Ю.В. Экологические ограничения бытия общества // Философия и общество. 2008. №3.

Взлеты и падения советской генетики

1. Возвращенные имена. Кн. 1. М., 1989. С. 81 – 106.

2. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человече­ском поведении в Советском Союзе. М., 1991.

3. Ивин М.Е. Судьба Николая Вавилова. Л., 1991.

4. Николай Иванович Вавилов. М., 1987.

5. Суровая драма народа: Сб. ст. М., 1989. С. 401 – 446.

В.И. Вернадский

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Россия в мировой цивилизации: Хрестоматия / Под ред. И.А. Петровой. М.-Волгоград, 2003. С. 7 – 15.

2. Исторические силуэты. М., 1991.

3. Человек и общество. Кн. 3. М., 1993. С. 120 – 130.

4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

Идеи и судьба Н.Д. Кондратьева

2. Суровая драма народа: Сб. ст. М., 1989. С. 375 – 400. 3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989. Национальное самосознание русского народа вчера, сегодня, завтра

Тема 5. КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ

План семинара

1.Российская эмиграция в ХХ веке.

2.Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику.

3.Художественная эмиграция.

 

Список литературы

1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991.

2. История культуры России. М., 1993. С. 173 – 195.

3. Башкирова Г.В., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку: (рас­сказы о судьбах эмиграции). М., 1990.

4. Глезер А. Русские художники на Западе. М., 1991.

5. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 228 – 381.

 

Темы рефератов

1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991. 2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 1990. № 7, 8. 3. История культуры России. М., 1993.

Русская церковь за рубежом

1. Башкирова Г.В., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку: (рассказы о судьбах эмиграции). М., 1990. С. 53 – 74.

2. Афанасьев А.Л. Полынь в чужих краях. М., 1987. С. 131 – 138.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 161 – 200.

4. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье… (Пути и судьбы русской эмиграции). М., 1990. С. 246 – 256, 329 – 350.

Русские философы за границей

1. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 248 – 381.

2. Люкс Л.К вопросу об истории идейного развития «первой» русской эмиг­рации // Вопросы философии. 1992. № 9.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 161 – 200.

4. Пуляева О.В. Вопросы смысла истории в философии Н.А. Бердяева // Философия и общество. 2007. № 2.

Российская наука за рубежом

1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991. С. 43 – 54.

2. История культуры России. М., 1993. С. 177 – 180.

3. Башкирова Г.В., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку: (рассказы о судьбах эмиграции). М., 1990. С. 19 – 34, 251 – 258.

К. Бальмонт

1. Бальмонт К.Д. Избранное. М., 1989.

2. Бальмонт К.Д. Стихотворения. М., 1990.

3. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 1990. № 7, 8.

Д. Мережковский

1. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 1990. № 8. С. 186 – 197.

2. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 429 – 435.

Русская проза В. Набокова

1. Набоков В.В. Собр. соч. Т. 1. М., 1990.

2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 1990. № 7, 8.

М. Осоргин

1. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье… (Пути и судьбы русской эмиграции). М., 1990. С. 289 – 292, 419 – 430.

2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 1990. № 7. С. 185 – 186.

Русские художники за рубежом

1. Башкирова Г.В., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку: (рассказы о судьбах эмиграции). М., 1990.

2. Алехин А.Д. Николай Константинович Рерих. М., 1974.

3. Глезер А. Русские художники на Западе. М., 1991.

4. История культуры России. М., 1993. С. 189 – 195.

М. Шемякин

1. Глезер А. Русские художники на Западе. М., 1991.

2. Башкирова Г.В., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку: (рассказы о судьбах эмиграции). М., 1990. С. 261 – 304.

 

Тема 6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ХIХ – ХХI ВЕКОВ

План семинара

1.Виды изобразительного искусства. Особенности современ­ной живописи.

2.Русская живопись ХIХ – начала ХХ вв.

3.Отечественная живопись XX – XXI вв.

Список литературы

1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007.

2. Коровин В.И. Искусство и мы. М., 1990.

3. Малюга Ю.А. Культурология. М., 2000. С. 249 – 274.

4. Художники ХХ века. М., 1974.

Темы рефератов

Изобразительное искусство: специфика, виды, жанры

1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007.

2. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994. С. 46 – 66, 80 – 98.

3. Мосина В.Р. Изобразительное искусство и формирование эсте­тического и социокультурного пространства // Соци­ально-гуманитарные знания. 2007. №1.

4. Виды искусства в социалистической художественной культуре. М., 1984.

5. Коровин В.И. Искусство и мы. М., 1977.

6. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология. М., 1999. С. 131 – 135.

Портретная живопись

1. Зингер Л.С. Автопортрет в советской живописи. М., 1986.

2. Зингер Л.С. Советский живописный портрет. М., 1976.

3. Культурология. ХХ век: Энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. С.Я. Левит. М., 1998.

Скульптура как вид искусства

1. Виды искусства в социалистической художественной культуре. М., 1984.

2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казаринова, Л.В. Перескоков. Пермь, 1998.

3. Ковальская С.А. Советская скульптура. М., 1985.

4. Перфильев В.И. Развитие жанров в советской станковой скульптуре. М., 1981.

Декоративно-прикладное искусство

1. Ковальская С.А. Советская скульптура. М., 1985.

2. Воронов Н.В. Советское художественное стекло. М., 1984.

3. Мусина Р.Р. Искусство Гжели. М., 1985.

Народное и самодеятельное художественное творчество

1. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. М., 1986.

2. Богемская К. Г. Самодеятельное художественное творчество. М., 1987.

3. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казаринова, Л.В. Перескоков. Пермь, 1998.

Особенности русской живописи XIX в.

1. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искус­ство. М., 1989.

2. История русского искусства. М., 1987.

3. История русского искусства: в 2-х т. Т. 2. Кн. 1. М., 1980.

В.М. Васнецов

1. История русского искусства. М., 1987.

2. История русского искусства: в 2-х т. Т. 2. Кн. 1. М.. 1980.

И.Н. Крамской

1. Розенвассер В.Б. Иван Николаевич Крамской. М., 1987.

2. История русского искусства: в 2-х т. Т. 2. Кн. 1. М., 1980.

3. История русского искусства. М., 1987.

В.И. Суриков

1. Розенвассер В.Б. Василий Иванович Суриков. М., 1988.

2. История русского искусства. М., 1987.

3. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искус­ство. М., 1989.

В.А. Серов

1. История русского искусства: В 2-х т. Т.2. Кн. 2. М., 1980.

2. Розенвассер В.Б. Валентин Серов. М., 1990.

3. История русского искусства. М., 1987.

Живопись «серебряного века»

1. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искус­ство. М., 1989.

2. История русского искусства. М., 1987.

3. Малюга Ю.А. Культурология. М., 2000. С. 256 – 270.

4. История культуры России. М., 1993.

Объединение «Мир искусства»

1. История культуры России. М., 1993.

2. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

3. История русского искусства: В 2-х т. Т. 2. Кн. 2. М., 1980.

Особенности живописи советского периода

1. Богемская К.Г. Развитие жанров в советской живописи. М., 1983.

2. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

3. Малая история искусств: Искусство ХХ века: 1901 – 1945. М., 1991.

4. Морозов А.И. Советская живопись 70-х. М., 1979.

5. Червонная С.М. Современное советское изобразительное искусство. М., 1986.

Художники Прикамья

1. Трунов Г.М. Династия художников Кашиных. Пермь, 2000.

2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казаринова, Л.В. Перескоков. Пермь, 1998.

3. Крепостные и забытые живописцы Прикамья конца XVIII – 1-й половины XIX вв.: Каталог выставки / Сост. Н.В. Казаринова и др. Пермь, 1988.

4. Сергей Дягилев и художественная культура XIX – XX вв.: Материалы I-х Дягилевских чтений. Пермь, 1989.

5. Художники Перми: Сб. ст. Пермь, 1981. 150 с.

6. Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959.

7. Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987.

8. Потапов М.М. Каталог выставки. Соликамск, 1991.

9. Шилов В.В. Страницы истории Березниково-Усольской земли. Березники, 1998. С. 47 – 58, 64 – 66.

Тема 7. МУЗЫКА ХIХ – ХХI ВЕКОВ

План семинара

1.Музыка как вид искусства.

2.Особенности русской музыки XIX в.

3.Музыкальная культура ХХ – XXI вв.

Список литературы

1. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., 1988.

2. Букетова Т.А. Музыкальные поля видения и артикуляции в историко-культурных пространствах рубежа ХХ века // Философия и общество. 2003. №4.

3. Музыка и общение молодежи. М., 1985.

4. Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия. М., 1985.

5. Энтелис Л.А. Силуэты композиторов ХХ века. Л., 1975.

6. Олейник М.А. Проблема музыкальной коммуникации в современной культуре // Философия и общество. 2009. №1.

 

 

Темы рефератов

Музыка как вид искусства

2. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., 1988. 3. Виды искусства в социалистической художественной культуре. М., 1984. 4. Олейник М.А. Проблема музыкальной коммуникации в современной культуре // Философия и общество. 2009. № 1.

С.А. Бородин

1. Дианин С.А. Бородин. М., 1960 .

2. Дубровинский Р.Г. Композитор, ищущий неизвестности. М., 1978.

М.П. Мусоргский

1. Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский. М., 1986.

2. Орлова А.А. Мусоргский в Петербурге. Л., 1974.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

Н.А. Римский-Корсаков

1. Курин И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М., 1983.

2. Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия. М., 1985.

С.В. Рахманинов

1. Алексеев А.Д. С.В. Рахманинов. М., 1954.

2. Энтелис Л.А. Силуэты композиторов ХХ века. Л., 1975.

3. Гнилов В.Г. Вклад славянских композиторов в развитие музыкальной культуры Европы (XIX – XX вв.) // Вопросы истории. 2006. № 8.

Д.Д. Шостакович

1. Грум-Гржимайло Т.Н. О Шостаковиче. М., 1990.

2. Энтелис Л.А. Силуэты композиторов ХХ века. Л., 1975.

Ф.И. Шаляпин

1. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Пермь, 1961.

2. Петелин В. Восхождение: Документальное повествование о молодом Шаляпине // Москва. 1989. № 3-5.

Современная молодежная субкультура и музыка

1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8.

2. Культурология. ХХ век: Энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. С.Я. Левит. М., 1998.

3. Воробьева Т. История ансамбля «Битлз». Л., 1990.

4. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: Размышления о неформальном дви­жении. М., 1989.

5. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985.

6. Музыка и общение молодежи. М., 1985.

7. Троицкий А.К. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. М., 1990.

8. Федоров Е.В. Рок в нескольких лицах. М., 1989.

Русский рок

1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004.

2. Федоров Е.В. Рок в нескольких лицах. М., 1989.

3. Троицкий А.К. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. М., 1990.

4. Музыка и общение молодежи. М., 1985.

5. Культурология. ХХ век: Энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. С.Я. Левит. М., 1998.

 

Тема 8. ТЕАТР И КИНО ХIХ – ХХI ВЕКОВ

План семинара

1.Специфика театрального искусства. Развитие отечественного театра в ХIХ – ХХI вв.

2.Кинематограф. Отечественное киноискусство.

Список литературы

1. Белова Л.И. Советская кинодраматургия. М., 1984.

2. Караганов А.В. Советское кино: проблемы и поиски. М., 1977.

3. Коровин В.И. Эстетический идеал советского искусства. М., 1976.

4. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. М., 1977.

5. Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн. 1. От истоков до Великого Октября. М., 1990.

6. Хайченко Г.А. Театр наших дней. М., 1976.

Темы рефератов

Театр как вид искусства

1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие. / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007.

2. Виды искусства в социалистической художественной культуре. М., 1984.

3. Щепкина-Куперник Т.Л. Из воспоминания о русском театре. М., 1956.

4. Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн. 1. От истоков до Великого Октября. М., 1990.

5. Хайченко Г.А. Театр наших дней. М., 1976.

Театр и синтез искусств

1. Грум-Гржимайло Т.Н. Музыка и драма. М., 1975.

2. Бе­резкин В.И. Молодые художники театра. М., 1981.

3. Эстрада без парада. М., 1990.

4. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие. / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007.

Комедия в театре и кино

1. Фролов В.В. На сцене – комедия. М., 1976.

2. Юренев Р.Н. Советская кинокомедия. М., 1964.

Русский театр XIX в.

1. Арденс Н.Н. Драматургия и театр А.С. Пушкина. М., 1939.

2. Щепкина-Куперник Т.Л. Из воспоминания о русском театре. М., 1956.

3. Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн. 1. От истоков до Великого Октября. М., 1990.

4. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1962.

К.С. Станиславский о театре

1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1962.

2. Станиславский К.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1988.

Советский театр

1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1962.

2. Станиславский К.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1988.

3. Хайченко Г.А. Театр наших дней. М., 1976.

4. Ярон Г.М. О любимом жанре. М., 1963.

Советское кино: проблемы и поиски

1. Караганов А.В. Советское кино: проблемы и поиски. М., 1977.

2. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970. С. 489 – 510.

3. Белова Л.И. Тема труда в кино. М., 1984.

4. Фрайлих С.И. Личность героя в советском фильме. М., 1976.

5. Медведев А.Н. Духовный мир героя советского кино. М., 1984.

6. Зак М.Е. Современная кинорежиссура. М., 1977.

7. Лотис Т.И. Молодые режиссеры советского кино. М., 1981.

 

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА

На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания.  

Критерии оценки реферата

На «хорошо» оцениваются умения и навыки, освоенные на инициативном уровне активности: во введении – умение четко и грамотно сформулировать цель и… На «отлично» оценивается работа, выполненная на творческом уровне. В ней… При публичной защите реферата оцениваются: умение грамотно построить выступление, уложиться в регламент (как правило,…

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Архаические формы культуры (тотемизм, анимизм, магия). 2. Художественная культура Древнего Китая.

Приложение

Таблица 1

Иерархия ценностей по М. Шелеру

Таблица 2 Соотношение типов общества в марксизме и в концепции постиндустриализма …  

Глобально-историческая типология культуры

Тип культуры Время формирования Господствующие коды коммуникации
Первобытная (ро­довая, архаическая) Около 40 тыс. лет назад Дописьмен­ный
Традиционная (аграрная, доиндустриальная) Х – IV тыс. до н.э. Вербальный (словесный) письменный и устный
Индустриальная (современная, рациональная, Нового времени, модернистская) ХVI – ХVIII вв. Вербально-печатный
Постиндустриальная (информационная, антропогенная) С середины ХХ в. Визуально-экранный

 

Таблица 4

Локально-цивилизационная типология культуры

Таблица 5

Структура противоречий в духовной жизни

Количественные показатели развития отечественной культуры в 1913 – 1985 гг. Показатели До революции 1940 г. 1985 …   Учебное издание

Культурология

Редактор И.М. Минсадыров Корректор В.О. Дедова