рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Кризис и перспективы развития современной культуры

Кризис и перспективы развития современной культуры - раздел Культура, Культурология   В Хх Столетии Население Нашей Планеты Выросло В 3 Раза. В Сре...

 

В ХХ столетии население нашей планеты выросло в 3 раза. В среднем на один кв. км суши приходится 40 чел.[14] «Демографический взрыв» сопровождается бурным развитием техники, что привело к появлению глобальных проблем современности, которые и составляют содержаниекризиса земной цивилизации. Самая острая из них – проблема войны и мира. Сегодня накоплено такое количество оружия массового поражения, что человечество можно уничтожить десятки раз.

Однако если третью мировую войну удается предотвратить, то демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая и другие глобальные проблемы – это повседневная реальность. В течение ХХ в. объем мирового промышленного производства вырос более чем в 20 раз. За последние 20 лет ХХ в. потреблено столько природных ресурсов, сколько было потреблено за всю предыдущую историю. Почву, воду и воздух загрязняют миллионы заводов, судов, самолетов, автомобилей. В Европе содержание нитратов в дождевой воде за вторую половину ХХ в. удвоилось. Половина находящейся в атмосфере серы – искусственного происхождения.

Кризис цивилизации – это еще и кризис культуры. Он заключается в том, что индустриальная культура в ХХ в. начинает так видоизменять свои основные характеристики (рационализм, гуманизм, прогресс), что они вступают в проти­воречие друг с другом и превращаются в свои противополож­ности. Для традиционной культуры было характерно представ­ление о неизменности и непознаваемости созданного Богом мира. Главной целью человека было: не нарушать божествен­ных законов, соответствовать им. Идея прогресса переориен­тировала человека на познание, изменение и улучшение окружающего мира. Преобразующая деятельность стала рас­сматриваться как главное предназначение человека. Сегодня масштабы и скорость преобразований стали такими, что нарушились механизмы адаптации, приспособления человека к этим изменениям. Создавая новую технику, он невольно стал её рабом. («Разве можно прожить без автомобиля, компьютера, мобильника?») Так прогресс вступил в конфликт с гуманизмом. Не меньше противоречий существует и между прогрессом и рациональностью, разумностью. Как с точки зрения разума объяснить господствующую в современных международных отношениях стратегию устрашения, когда для поддержания мира требуется производство все более мощного оружия?

Гуманизм (свобода личности) в соединении с идеей прогресса стимулируют небывалую активность человека и одновременно конкуренцию, которая порождает новые формы эксплуатации, эгоизм, зависть и социальные конфликты. В социальной психологии современного общества глубоко укоренился стереотип: конкуренция – двигатель прогресса и самый эффективный стимул для достижения наилучших результатов. Однако это – не более чем предрассудок. Человек – существо изначально коллективное, а групповая деятельность немыслима без тесной кооперации, солидарности и сотрудничества. Думается, это вполне очевидно, особенно для условий первобытного и традиционного обществ. Но работает ли принцип коллек­тивизма в обществе индустриальном? Ведь экономика в нем товарная, а товарно-денежные отношения трудно представить без конкуренции. Однако исследования начала XXI в., проведенные психологами К. Воппелем, Э. Монтегю, К. Хорни и др., показали, что наилучшие результаты деятельности достигаются не в условиях соревнования, а при сотрудничестве или при свободном творчестве. Жажда соперничества и конкуренции является результатом неуверенности в себе и низкой самооценки. Психоаналитик Р. Мей провел большое междисциплинарное исследование о возникновении страха в группе и пришел к выводу, что соперничество является наиболее частой причиной страха в культуре. Оно ослабляет связи между людьми и приводит к самоизоляции, одиночеству, распаду социальных связей.

Рынок и закон стоимости – вещи достаточно рацио­нальные. Но стремление к максимальной рационализации экономики и всей жизни с целью получения наибольшей прибыли превращает общество в механизм, а человека – в его деталь, «винтик». Личность из субъекта культуры превращается в объект, из цели – в средство. Именно дегуманизация современной культуры является главным проявлением её кризиса. Возможен ли из него выход?

 

В индустриальном обществе, впрочем, как и в любом другом, есть противоречия (между трудом и капиталом, личностью и государством и др.), которые периодически вызывают кризисные ситуации. Ученые, философы, обществен­ные деятели давно предсказывали возможность общего кризиса индустриальной цивилизации и пытались найти пути выхода из этого кризиса. Отражением таких поисков стал ряд социа­листических теорий (марксизм и др.), возникших в ХIХ в. и частично реализовавшихся в ХХ в. Однако ни радикальный их вариант, воплотившийся в государственном социализме в СССР и других странах, ни реформистский, осуществленный на Западе, не разрешил противоречий индустриального общества.

Вероятно, этому помешала безграничная вера в научно-технический прогресс (НТП). Лишь в конце ХХ в. стала заметна его оборотная сторона. В 1930-е гг. выдающийся советский ученый В.И. Вернадский предположил, что НТП должен стать фактором эволюции не только человека, но и Земли, Космоса, что превратит биосферу нашей планеты в ноосферу («сферу разума»). Наука действительно стала мощной социо-био-геологической силой. К сожалению, не только созидательной, но и разрушительной. Оптимисты по отношению к науке сегодня говорят: НТП остановить нельзя; хотя наука и породила кризис цивилизации, но только она сможет его преодолеть.

Пессимисты предсказывают почти фатальную гибель цивилизации от НТП. Такая точка зрения обоснована в работах известного советского астрофизика И.С. Шкловского и др. Но пессимизм по отношению к науке и индустриальному обществу не обязательно означает веру в скорый «конец света». Н.А. Бердяев в 1920-е гг. писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира... Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни – все это привело к созданию индустриально-капиталисти­ческой системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы... Повсюду раскры­вается дурная бесконечность, не знающая завершения». Выход из этого тупика Н.А. Бердяев видел в том, что на смену Новому времени (Новой истории) придет Новое средневековье (с возрожденной духовностью и стремлением к Богу). То есть новое – это хорошо забытое старое. Многие современные футурологи (специалисты в области прогнозирования) считают также, что без возрождения ценностей традиционной культуры сегодня не обойтись.

 

Интересны исследования Римского клуба, неформаль­ного объединения ученых 30 стран, созданного в 1968 г. для изучения глобальных проблем. С помощью математического моделирования и других методик они пытались «просчитать» возможные варианты развития человечества.

Участники исследований разделились на два направления. Дж. Форрестер, Д. Медоус (США) и другие заняли позицию пессимизма по отношению к нынешней цивилизации. А. Тоффлер (США), Э. Пестель (ФРГ), Н. Моисеев (СССР) и их сторонники полагали, что можно изменить ситуацию в мире с помощью «оптимизации развития». В представленном Римскому клубу в 1972 г. группой Дж. Форрестера и Д. Медоуса докладе «Пределы роста» было показано, что относительно высокий уровень благополучия, достигнутый к 1970-м гг. развитыми странами, – иллюзия, а дальнейшая ориентация на безграничное производство и потребление приведет к глобальной катастрофе. Для её предотвращения необходим переход от роста к глобальному равновесию, в частности, стабилизация численности населения планеты на уровне 1975 г., сокращение потребления ресурсов в 8 раз, а загрязнения окружающей среды – в 4 раза по сравнению с уровнем 1970 г. и др.

Важная роль в выходе из кризиса цивилизации в разработ­ках Римского клуба отводится культуре. Она заключается в перевоспитании, переориентации людей. Президент клуба А. Печчеи в известной книге «Человеческие качества» показывает, что человек должен осознать свои возможности и место в мире, сократить потребности до разумного минимума и целью считать не рост своей власти или потребления, а гармоничное развитие, иначе – углубление кризиса и мировая катастрофа.

Современный, или новый гуманизм, по мнению А. Печчеи, должен означать ориентацию человека и человечества не столько на рост своего могущества и преобразование мира, сколько на сохранение и оптимизацию (улучшение), гармонизацию жизни. Принципами современного гуманизма должны стать: 1) понимание глобальности, 2) стремление к справедливости и 3) отвращение к насилию. Эта концепция может показаться утопичной. Сегодня развитые страны, в которых проживает 10% населения Земли, потребляют 80% добываемых ресурсов и неохотно делятся с остальными. Однако, как считает А. Печчеи, «всемирная социально-политическая револю­ция бедных» (стран) – объективна и неизбежна, поэтому в интересах развитых государств направить её в мирное русло.

 

Каков же идеал будущей цивилизации, к которому должно стремиться человечество? На этот вопрос пытается ответить член Римского клуба американский футуролог А. Тоффлер, один из авторов популярной сегодня концепции постиндустриального общества. В работе «Третья волна» (1980) он показывает, что в истории было три технологических волны. Первая связана с аграрной революцией, появлением сельского хозяйства. Вторая – с индустриальным производст­вом. Они определили не только характер экономики, но и культуру общества, его ценности. Для индустриальной цивилизации, по мнению А. Тоффлера, характерны централизм, гигантизм, бюрократизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. НТР – это начало «третьей волны». Новейшие технологии стимулируют переход к «цивилизации третей волны» (постиндустриальному, или информационному, обществу), в котором труд будет более творческим; производство – экологически чистым и не массовым, а мелкосерийным или на заказ; жесткий график работы сменится гибким; предприятия в основном станут малыми; бюрократию сменит адхократия – подвижные творческие группы для решения конкретных задач. Это будет очень динамичное общество, следовательно, неизбежна перестройка всей системы воспитания. Духовная сфера в новом мире станет главной.

Возможно, концепция американского футуролога слишком оптимистична. Многие ученые считают, что развитие культуры трудно прогнозировать и тем более планировать. Она, как и природа и общество, – живой организм с неизвестными законами, а человечество будет не столько развиваться, сколько пытаться выжить, вернувшись к неторопливому ритму и ценнос­тям традиционного общества (некоторые из этих ценностей присутствуют в концепции А. Тоффлера). Но ясно одно: сегодня складывается новый глобальный тип культуры, и от того, какие ценности станут в ней главными, будут зависеть характер и особенности развития как локальных цивилизаций, так и всего человечества.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

НОУ ВПО Западно Уральский институт экономики и права... Культурология Учебное пособие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Кризис и перспективы развития современной культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Теория культуры
  1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Культурология – наука о культуре. Сегодня существует несколько сот определений кул

Структура и функционирование культуры
Духовная жизнь (сфера деятельности), будучи наряду с экономической, политической и социальной сферами подсисте­мой общества, в то же время сама имеет сложное строение. Чтобы понять, как она функцио

Первобытная культура
  История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 т

Культура Древнего Востока
Первые классовые общества,первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения

Античная культура
  Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русс

Культура Средневековья
  В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира, античности и началом Средневековья, котор

Культура Возрождения и Реформации
Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XIV – XVI вв. нашли отражение в понятии эпоха Возрождения,илиРенессанс. Она выросла из феодализма. Уже в XI

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX вв. Модернизация – переход от традиционного к индуст­риальному (современ

Культура России XIX в.
  Первая половина XIX в. характеризуется бурным расцве­том культуры, выдающимися достижениями во всех областях духовной жизни. Отечественная культура становится явлением мирового масш

Индустриальный
переходные (индустриально-постиндустриальный, традиционно-индустриально-постиндустриальный)   Остановимся подробнее на характеристике индустриаль­ной культуры XX

Сущность и особенности советской культуры
Типологическая характеристика советской культуры во многом зависит от методологического подхода. С марксист­ских позиций Октябрьская революция стала началом перехода от капиталисти

Развитие советской науки, идеологии и искусства
На теоретическом, идеологическом (в широком смысле слова) уровне в культуре ХХ в. определяющую роль играет наука. Она занимала существенное место уже в духовной жизни царской Росси

Российская эмиграция в ХХ в.
Корни российской эмиграции уходят в глубину веков. Первым из известных эмигрантов в русской истории был князь Курбский, наместник Ивана IV в г. Юрьеве (1564 г.). Объясняя мотивы эмиграции,

Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
  Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев,

Художественная эмиграция
Русская эмиграция послереволюционной поры делала все возможное для сохранения русской культуры. В 1920-е гг. столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще

Тема 6. Изобразительное искусство
XIX – XXI веков   1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи   Искусство как форма общ

Музыка как вид искусства
  Музыка возникла почти одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходили ритм и звук. Древний человек уже был способен различать звуковые тональ

Особенности русской музыки XIX века
  Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному твор

Кинематограф. Отечественное киноискусство
  Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в конце XIX в. и быстро завоевывает

Цели и задачи дисциплины
  Цели дисциплины: - дать студентам целостное представление о культуре как о развивающейся системе; - показать её роль в жизни общества и каждого че

Электронные издания и Интернет-ресурсы
1. Черных В.Ю., Шестова Т.Ю., Рожин К.Ю. Курс лекций по культурологии: Электрон. учеб.-метод. пособие / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2001. 2. Культурология

Роль информации в культуре
1. Гринин Л.Е. Феномен информационного общества: «люди известности» // Философия и общество. 2004. №2. С. 5 – 24. 2. Бухман В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диа­лога

Роль религии в жизни общества
1. Добрускин М.Е. Русская православная церковь на современ­ном этапе // Философия и общество. 2006. №3. 2. Семенов В.С. Религия, её философские основания и место в культуре и

Деловые игры и формирование управленческой культуры
1. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994. 2. Лившиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л., 1989. 3. Деловые педагогические игры

Индо-буддийская культурная традиция
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 71 – 86. 2. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.

Древнегреческое искусство
1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007. 2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985. 3. Ч

Особенности культуры Урала XVIII в.
1. История Урала / Под ред. И.С. Капцуговича. 2-е изд. Т. 1. Пермь, 1976. С. 162 – 184. 2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казари

Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
1. Пермь от основания до наших дней: Ист. очерки / Под ред. М.Г. Нечаева. Пермь, 2000. С. 42 – 51, 99 – 113. 2. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь,

НТР и культура
1. Салов Е.И., Салова С.Е. Коэволюция науки и нравствен­ности – новая парадигма культуры // Философия и общество. 2006. №1. 2. Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч.

Экологическая культура
1. Яницкий О.Н, Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики // История и современность. 2005. №1. 2. Воробьева Л.А. Формирование экологического стил

Идеи и судьба Н.Д. Кондратьева
1. Возвращенные имена. Кн. 1. М., 1989. С. 235 – 265. 2. Суровая драма народа: Сб. ст. М., 1989. С. 375 – 400. 3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динам

Темы рефератов
Российская эмиграция в ХХ в.: причины и проблемы 1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991. 2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 199

Музыка как вид искусства
1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8. 2. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., 1988. 3. Виды искусства в социалистической художественной культуре.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
  На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания. &n

Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследова­тельские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); с

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для заочной формы обучения)   1. Архаические формы культуры (тотемизм, анимизм, магия). 2. Художественная культура Древнего Китая. 3. Лите

Иерархия ценностей по М. Шелеру
  Ценностные модальности (классы основных ценностей) Предмет основных ценностей Состояния – корреляты (модусы чувств) субъекта

Локально-цивилизационная типология культуры
Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру Цивилизации по А. Тойнби Египет

Структура противоречий в духовной жизни
Уровень Внутренние Внешние Для общества Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией

Культурология
Учебное пособие Редактор И.М. Минсадыров Корректор В.О. Дедова     Подписано в печать ??.??.2009. Формат 60´90/16. Усл. печ. л. 10,8 Тираж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги