рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сущность и особенности советской культуры

Сущность и особенности советской культуры - раздел Культура, Культурология Типологическая Характеристика Советской Культуры Во Многом З...

Типологическая характеристика советской культуры во многом зависит от методологического подхода. С марксист­ских позиций Октябрьская революция стала началом перехода от капиталистической формации к социализму – первой фазе коммунистической формации. Соответственно в духовной сфере происходила смена буржуазного типа культуры на социалистический. Глобально-цивилизационный подход (тео­рии модернизации, постиндустриализма) дает иную картину.

В Западной Европе элементы индустриального общества (в его капи­талистическом варианте) появляются уже в ХIV – ХVI вв. Окончательно оно оформляется в ХVIII – ХIХ вв. И хотя его утверждение сопровождается революционными потрясениями и войнами, развитие индустриального типа культуры – процесс для Запада достаточно органичный и постепенный. Иное дело в России. её вхождение в индустриальное общество происходит скачкообразно. Первая форсированная модернизация происходит в виде «революции сверху», т.е. радикальных реформ Петра I, в начале ХVIII в. При этом индустриальная культура развивается лишь в среде дворянства. Следующий этап модернизации связан с реформами Александра II. Индуст­риальная культура к началу ХХ в. получила распространение в городах, в основном, среди промышленной буржуазии, интеллигенции и рабочих. В среде аристократии, чиновников, купцов и мещан были еще очень сильны черты традиционного сознания. Последняя форсированная модернизация в России приходится на 1920 – 1930-е гг.

То, каким стало российское общество к середине ХХ в., в рамках глобально-цивилизационного подхода можно опреде­лить как специфический вариант индустриального общества с чертами традиционного. Они проявляются в подчинении лич­ности обществу, а общества – государству и др. Ввиду этого советскую культуру иногда характеризуют как индустриаль­ную с сильными чертами традиционной.

С позиций локально-цивилизационного подхода тип российской культуры в ХХ в. ничуть не изменился, а советский период стал очередным этапом в её самобытном развитии. Ведь даже если считать советское общество не просто российским, а индустриальным, его отличие от классической западной модели вполне очевидно. И не случайно Россия выбрала не рыночно-капиталистический, а государственно-социалистический вариант развития, т.к. он больше соответствовал отечественному менталитету, для которого характерны коллективизм, вождизм, стремление к справедливости и др.

Итак, советская культура, будучи генетически связанной с предшествующей российской, в то же время развивалась в русле общемировых тенденций. С учетом этих двух моментов попытаемся выявить характерные черты её становления и эволюции.

 

На Западе переход от классической индустриальной культуры к её массовому варианту, произошедший в ХХ в., был достаточно постепенным. В России он был очень резким, т.к. дореволюционная культура содержала немало традиционных и даже архаичных компонентов, а пришедшие к власти больше­вики считали возможным скачкообразный переход к обществу нового типа, с принципиально новой культурой. Не случайно этот рывок получил название культурной революции.Впервые данный термин употребил В.И. Ленин в работе 1923 г. «О кооперации».

В этой и других последних работах 1922 – 1923 гг. В.И. Ленин выдвинул идею, что в России можно построить социализм, не дожидаясь мировой революции. Он писал, что «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией – это есть строй социализма». Чтобы достигнуть цивилизованности, нужна культурная революция, в ходе которой за 10–20 лет необходимо ликвидировать неграмотность и научиться толково, грамотно – не «по-азиатски», а «по-европейски» – торговать и вести дела.

Сегодня понятно, что без резкого наращивания культур­ного потенциала страна могла бы просто не выжить в бурях ХХ в. Отметим, что в начале 1920-х гг. среднестатистическая грамотность в СССР была менее 30%, а, например, среди киргизов и туркменов – менее 1%. Доля специалистов с высшим и средним образованием составляла всего 0,1% населения.

 

Одной из базовых черт индустриальной культуры в ХХ в. становится развитая система массового образования. В силу специфики России её становление в годы культурной револю­ции включало ликвидацию неграмотности. И эта сложная задача была в основном решена к середине ХХ в.

Начало борьбы с неграмотностью положил декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.). По нему все, не умеющие читать и писать, должны были пройти 3-4-месячные курсы и обучиться грамоте на русском или родном языке. Для этого создавались соответствую­щие условия (предоставление помещений, сокращения рабочего дня на 2 часа и др.). В 1920 г. образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Большую работу проводило общество «Долой неграмотность», созданное в 1923 г. комсомолом. К 1939 г. было обучено 50 млн неграмотных и 40 млн малограмотных. Проведенная в этом году перепись населения показала, что грамотных людей в возрасте от 9 до 49 стало 87,4%. Перепись 1959 г. дала цифру 100%. В ходе культурной революции 40 народов получили свою письменность. Правда, стоит подчеркнуть, что ликбез решал проблему самых элементарных знаний, проводился радикальными методами, его программы работали на идеологическое обоснование советской системы.

Одной из первых задач перестройки образования была демократизация начальной, средней и высшей школы, вклю­чавшая такие моменты, как обеспечение доступа к образованию рабочим и крестьянам; переход от старой многоструктурной школы, дававшей преимущества привилегированным слоям, к новой единой (по структуре) советской школе. Для слабопод­готовленных абитуриентов создавались подготовительные курсы – рабфаки (рабочие факультеты). Преимущество при поступлении получали дети рабочих и крестьян.

Появились новые методики преподавания. С 1922 г. занятия в школах и вузах проводились по так называемой «комплексной системе», которая вместо предметов предусмат­ривала изучение комплексных тем. Преобладали «левацкие» (революционные) методы обучения: «бригадно-лабораторный», «метод проектов» и др. Обучение велось по «рабочим книгам», которые, в отличие от учебников, не давали систематических знаний.

 

В начале 1930-х гг. проходит крупная реформа школы,соответствующая основной тенденции того периода – переходу от многоликой, экспериментальной культуры 1920-х гг. к моно­стилистической культуре авторитарного политического режима.

Выходит ряд постановлений ЦК ВКП(б) («О начальной и средней школе» 1931 г. и др.), направленных на устранение «левацких» перегибов в образовании. Основной формой учебы были признаны уроки со стабильной группой учащихся, проводившиеся по четкому расписанию и предусматри­вающие индивидуальный, а не групповой (бригадный) учет знаний. Обучение стало проводиться по стабильным и единообразным программам и учебникам по каждому предмету. Аналогичная реформа проходит и в вузах. С 1935 г. вводятся единые правила приема, предусматривающие вступительные экзамены и отмену ограничений по социальному происхождению.

В 1930 г. вводится обязательное начальное, в 1962 г. – обязательное 8-летнее, а в 1976 г. – обязательное среднее образование. В итоге количественно и качественно изменилась интеллигенция. Она стала массовой. Так, если в 1913 г. в стране было 28 тыс. врачей, то 1985 г. – свыше 1 млн[15].

С 1914 по 1985 гг. количество учащихся увеличилось в 10 раз, число вузов – в 8,5 раз, а студентов – в 40 раз. С 1918 по 1985 г. подготовлено 20,7 млн специалистов с высшим образованием. До революции к интеллиген­ции относили всех работников умственного труда, в настоящее время к ней относят только специалистов, т.е. людей умственного труда, имеющих высшее или среднее специальное образование. Их количество с 1913 по 1985 г. выросло со 190 тыс. чел. (0,1% от всего населения) до 33,6 млн чел. (12%).

Советская система образования оказалась настолько эффективной, что в 1950-1960-е гг. многие её элементы были заимствованы западными странами. Однако уже в 1970-е гг. в её развитии возникли проблемы. Связаны они были в основном с несоответствием образования условиям НТР. Она требует всё более высокообразованных специалистов, умеющих самосовер­шенствоваться и быстро переучиваться.

Научить человека навыкам самообразования и воспитать творческую личность должна именно школа. Но она не может заставить человека стремиться к знаниям. Ориентация правительства в 1960 – 1980-е гг. на стирание грани между физическим и умственным трудом приводила к повышению оплаты неквалифицированных работников. В итоге упал престиж образования, что ощущается и сегодня.

Таким образом, советская система образования позволила миллионам людей приобщиться к богатствам культуры и стать грамотными профессионалами.

 

Образование являлось частью более широкой системы воспитания.Переход к советскому типу культуры предусмат­ривал воспитание нового человека, носителя коммунисти­ческой морали и марксистского мировоззрения. Большевики взялись за решение этой задачи весьма решительно. Им удалось уничтожить, выслать из страны или устранить из общественной жизни практически всех идеологических конкурентов. В воспитании применялись все методы – от разъяснения и убеждения (в системе образования и просвещения) до внушения (средствами искусства и др.) и наказания (с использованием репрессивного аппарата государства). В итоге к концу 1930-х гг. марксизм стал неотъемлемой частью системы воспитания. Для многих людей (особенно молодых, воспитанных в годы Советской власти) вера в грядущую победу коммунизма стала частью мировоззрения.

Слово «вера» здесь не оговорка. Восприятие коммунистических идей в России было больше религиозно-общинным, нежели рациональным, научным. Марксизм в России очень быстро превратился из философской теории в практику своеобразной «государственной религии». В ней были свои «черти» (капиталисты, враги народа) и «ад» (капитализм), «рай» (коммунизм) и «боги», правда, земные, но непогрешимые (Маркс, Ленин, Сталин). Все иные взгля­ды – буржуазные, националистические, «оппортунистические», религиозные или монархические – считались недопустимой «ересью», подлежащей уничтожению. Отсюда понятно, почему большевикам показалось недоста­точно отделения церкви от школы и государства, а также национализации церковных и монастырских земель. Была развернута атеистическая пропаган­да, стали разрушать храмы. С 1918 по 1938 г. было репрессировано около 250 митрополитов, архиепископов и епископов, сотни священников Русской православной церкви. В своих должностях оставались лишь 3 митрополита и один архиепископ. Такая практика идеологической борьбы при всей её жестокости и антигуманности придавала советскому обществу и его культуре известную сплоченность и устойчивость к внешним воздействиям, но не давала людям возможности нормально удовлетворять их религиозные потребности.

Активную роль в воспитании играли средства просвеще­ния и массовой коммуникации.Ликвидация неграмотности стимулировала развитие печати.

За 1918 – 1985 гг. было выпущено 3,6 млн книг общим тиражом 64 млрд экземпляров, из которых 30 млрд приходилось на личные библиотеки. Больше всего выходило детской и учебной литературы. С 1913 по 1985 г. в 70 раз увеличился тираж газет.

Активно развивались радио, кино, телевидение (с 1931 г.), сеть библиотек, музеев, театров, клубов и дворцов культуры. Все это способствовало, с одной стороны, приобщению широких слоев населения к культурным ценностям и созданию новых ценностей, а с другой – активному внедрению идеологических стереотипов в массовое сознание, формированию массовой индустриальной культуры.

 

Важную роль в развитии советской культуры играла интеллигенция.Еёвзаимоотношения с Советской властью складывались достаточно противоречиво.

Так, во время гражданской войны 40% кадровых офицеров бывшей царской армии воевали против большевиков, а 30% – служили в Красной армии, составляя свыше половины её комсостава. Тысячи специалистов оказались в эмиграции. В 1920-е гг. ставится задача «перевоспитания буржуаз­ной интеллигенции» и привлечения её к строительству социализма. Несогласие с этим приводило к жестким мерам административного характера. Так, в 1922 г. из страны были высланы 160 видных ученых, литераторов и общественных деятелей (Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.), не согласных с большевистской идеологией. В 1920-е гг. негативное отношение к интеллигенции получило очень емкое название «спецеедство». Оно имело место и в 1930-е гг., но уже применительно к новой, советской интеллигенции.

Борьба с инакомыслием, цензура, социальное происхож­дение большинства специалистов, получивших образование в годы Советской власти (из среды рабочих и крестьян, а не потомственных интеллигентов), сравнительно невысокий уровень зарплаты, казалось бы, должны были превратить сознание советской интеллигенции в элемент формирующейся массовой культуры. Однако черты элитарной культуры оказались в нем достаточно сильны. Они нашли выражение в тяге к творчеству, высоком уровне достижений в науке и искусстве, элементах инакомыслия.

Последнее достаточно ярко проявилось в годы реформ 1956 – 1965 гг. во взглядах поколения «шестидесятников» – прежде всего «бардов», писателей и поэтов, пытавшихся по-новому взглянуть на историю и современную жизнь. Ориентация «брежневского» руководства на свертывание реформ превратила часть «шестидесятников» в диссидентов (по-латыни, буквально: «несоглас­ных»), а позднее – в правозащитников. Неумение властей вести диалог с интеллигенцией, боязнь критики и любых изменений в обществе стали одной из причин нынешнего кризиса, переживаемого Россией.

 

Таким образом, советская культура, накопив значитель­ный духовный потенциал и способствовав модернизации стра­ны, в то же время была достаточно противоречивой и не смогла в конце ХХ в. придать обществу динамизм, необходимый для преодоления застойных и кризисных явлений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

НОУ ВПО Западно Уральский институт экономики и права... Культурология Учебное пособие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность и особенности советской культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Теория культуры
  1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Культурология – наука о культуре. Сегодня существует несколько сот определений кул

Структура и функционирование культуры
Духовная жизнь (сфера деятельности), будучи наряду с экономической, политической и социальной сферами подсисте­мой общества, в то же время сама имеет сложное строение. Чтобы понять, как она функцио

Первобытная культура
  История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 т

Культура Древнего Востока
Первые классовые общества,первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения

Античная культура
  Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русс

Культура Средневековья
  В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира, античности и началом Средневековья, котор

Культура Возрождения и Реформации
Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XIV – XVI вв. нашли отражение в понятии эпоха Возрождения,илиРенессанс. Она выросла из феодализма. Уже в XI

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX вв. Модернизация – переход от традиционного к индуст­риальному (современ

Культура России XIX в.
  Первая половина XIX в. характеризуется бурным расцве­том культуры, выдающимися достижениями во всех областях духовной жизни. Отечественная культура становится явлением мирового масш

Индустриальный
переходные (индустриально-постиндустриальный, традиционно-индустриально-постиндустриальный)   Остановимся подробнее на характеристике индустриаль­ной культуры XX

Кризис и перспективы развития современной культуры
  В ХХ столетии население нашей планеты выросло в 3 раза. В среднем на один кв. км суши приходится 40 чел.[14] «Демографический взрыв» сопровождается бурным развитием техники, что при

Развитие советской науки, идеологии и искусства
На теоретическом, идеологическом (в широком смысле слова) уровне в культуре ХХ в. определяющую роль играет наука. Она занимала существенное место уже в духовной жизни царской Росси

Российская эмиграция в ХХ в.
Корни российской эмиграции уходят в глубину веков. Первым из известных эмигрантов в русской истории был князь Курбский, наместник Ивана IV в г. Юрьеве (1564 г.). Объясняя мотивы эмиграции,

Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
  Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев,

Художественная эмиграция
Русская эмиграция послереволюционной поры делала все возможное для сохранения русской культуры. В 1920-е гг. столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще

Тема 6. Изобразительное искусство
XIX – XXI веков   1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи   Искусство как форма общ

Музыка как вид искусства
  Музыка возникла почти одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходили ритм и звук. Древний человек уже был способен различать звуковые тональ

Особенности русской музыки XIX века
  Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному твор

Кинематограф. Отечественное киноискусство
  Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в конце XIX в. и быстро завоевывает

Цели и задачи дисциплины
  Цели дисциплины: - дать студентам целостное представление о культуре как о развивающейся системе; - показать её роль в жизни общества и каждого че

Электронные издания и Интернет-ресурсы
1. Черных В.Ю., Шестова Т.Ю., Рожин К.Ю. Курс лекций по культурологии: Электрон. учеб.-метод. пособие / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2001. 2. Культурология

Роль информации в культуре
1. Гринин Л.Е. Феномен информационного общества: «люди известности» // Философия и общество. 2004. №2. С. 5 – 24. 2. Бухман В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диа­лога

Роль религии в жизни общества
1. Добрускин М.Е. Русская православная церковь на современ­ном этапе // Философия и общество. 2006. №3. 2. Семенов В.С. Религия, её философские основания и место в культуре и

Деловые игры и формирование управленческой культуры
1. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994. 2. Лившиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л., 1989. 3. Деловые педагогические игры

Индо-буддийская культурная традиция
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 71 – 86. 2. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.

Древнегреческое искусство
1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007. 2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985. 3. Ч

Особенности культуры Урала XVIII в.
1. История Урала / Под ред. И.С. Капцуговича. 2-е изд. Т. 1. Пермь, 1976. С. 162 – 184. 2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казари

Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
1. Пермь от основания до наших дней: Ист. очерки / Под ред. М.Г. Нечаева. Пермь, 2000. С. 42 – 51, 99 – 113. 2. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь,

НТР и культура
1. Салов Е.И., Салова С.Е. Коэволюция науки и нравствен­ности – новая парадигма культуры // Философия и общество. 2006. №1. 2. Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч.

Экологическая культура
1. Яницкий О.Н, Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики // История и современность. 2005. №1. 2. Воробьева Л.А. Формирование экологического стил

Идеи и судьба Н.Д. Кондратьева
1. Возвращенные имена. Кн. 1. М., 1989. С. 235 – 265. 2. Суровая драма народа: Сб. ст. М., 1989. С. 375 – 400. 3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динам

Темы рефератов
Российская эмиграция в ХХ в.: причины и проблемы 1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991. 2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 199

Музыка как вид искусства
1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8. 2. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., 1988. 3. Виды искусства в социалистической художественной культуре.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
  На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания. &n

Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследова­тельские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); с

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для заочной формы обучения)   1. Архаические формы культуры (тотемизм, анимизм, магия). 2. Художественная культура Древнего Китая. 3. Лите

Иерархия ценностей по М. Шелеру
  Ценностные модальности (классы основных ценностей) Предмет основных ценностей Состояния – корреляты (модусы чувств) субъекта

Локально-цивилизационная типология культуры
Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру Цивилизации по А. Тойнби Египет

Структура противоречий в духовной жизни
Уровень Внутренние Внешние Для общества Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией

Культурология
Учебное пособие Редактор И.М. Минсадыров Корректор В.О. Дедова     Подписано в печать ??.??.2009. Формат 60´90/16. Усл. печ. л. 10,8 Тираж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги