рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Российская эмиграция в ХХ в.

Российская эмиграция в ХХ в. - раздел Культура, Культурология Корни Российской Эмиграции Уходят В Глубину Веков. Первым Из Известн...

Корни российской эмиграции уходят в глубину веков.

Первым из известных эмигрантов в русской истории был князь Курбский, наместник Ивана IV в г. Юрьеве (1564 г.). Объясняя мотивы эмиграции, он писал о том, что Иван Грозный «затворил русскую землю, сиречь естество человеческое, аки в адовы твердые». В XVII – XIX вв. российская эмиграция имела характер дворянской. Из страны уехали адмирал П. Чагов, декабристы Н. Тургенев и Я. Толстой, профессор В. Печерин, литераторы М. Бакунин, А. Герцен.

В XХ в. наряду с политическими появились экономиче­ские, этнические, идеологические и другие причины эмиграции. В XX столетии можно выделить пять периодов, или «волн», эмиграции, отражающих более или менее массовый выезд россиян на постоянное место жительства за рубеж в связи с теми или иными событиями. Внутри периодов четко прослежи­ваются «приливы» и «отливы», т.е. увеличение или уменьшение потока. Хронологически эти этапы имеют следующие границы: 1. начало XX в. – февраль 1917 г. 2. февраль 1917 г. – 1920 г. 3. конец 1930-х – 1940-е гг. 4. 1970-е – середина 1980-х гг. 5. конец 1980-х гг. – по настоящее время.

В публицистике и на уровне обыденного сознания бытует представление о трех волнах эмиграции: послереволюционной, послевоенной и 1970-х гг.

Первая волнаэмиграции носила ярко выраженный экономический характер, в культуре заметного следа не оставила, поэтому на ней останавливаться не будем.

Вторая волнаэмиграции составила 1,5–2 млн человек. Эмиграция второй волны носила по преимуществу политиче­ский характер. её начало связано с февральской буржуазно-демократической революцией. В это время эмигрировали твердые сторонники монархии, которые не хотели иметь дело даже с правительством князя Львова. Массовая эмиграция началась в октябре 1917 г. К предыдущей группе присоедини­лись представители торгово-промышленной и финансовой буржуазии, интеллигенция, а также большое количество людей, которых можно отнести скорее не к эмигрантам, а к беженцам, поскольку они покидали страну не по политическим мотивам, а в силу житейских неурядиц: солдаты, служащие, казаки, врачи, учителя.

К этой же волне необходимо отнести высылку из страны в 1922 г. 160 выдающихся деятелей культуры (т. н. «философский пароход»). В эмиграции оказались лидеры всех политических партий России (кроме большевиков), поэтому в большинстве публикаций она характеризуется как белая эмиграция. В конце 1920-х гг. появились представители политической, но красной эмиграции – противники режима личной власти Сталина, активные участники Октябрьской революции: Б. Бажанов – один из секретарей Сталина (1928 г.), Л. Троцкий, высланный в 1929 г., Г. Беседовский – советник советского посольства во Франции (1929 г.), Ф. Раскольников, не вернувшийся с дипломатической работы в 1939 г.

Рассматривая жизньпослереволюционной эмиграции, сле­дует отметить, что при всей её многоплановости, разобщен­ности в ней была логика. Она определялась не столько внутренней жизнью российского зарубежья, сколько постоян­ным соотношением с покинутым Отечеством. При всей мозаичности состава эмиграции этой волны, при всем разнообразии мнений о путях «спасения России», у боль­шинства русских эмигрантов имелся идеал – великая, свободная Россия (в которую они надеялись вернуться).

По своему профессиональному, сословному и мате­риальному положению, по своим идеалам и политическим приверженностям эта эмиграция была разнородным явлением. её представляли все классы и слои российского общества, но большинство составляли дворянство, буржуазная интеллиген­ция, офицерство, меньше всего было рабочих и духовенства (за рубеж выехало 10% епископата и 0,5% священников). Русское рассеяние было высококультурным. Значительная часть его – с высшим и почти 3/4 со средним образованием. В политическом отношении в эмиграции были представлены все партии и оттенки мнений – от крайне правых до крайне левых, т.е. была воссоздана почти копия дореволюционной России. В 1920-е гг. 80% русской эмиграции сосредоточились в Европе.

Несмотря на критику Советской власти, отношение к ней было различным. Так, РОВС (Российский общевойсковой союз, руководитель П. Врангель) не только пропагандировал свои взгляды, но и готовил кадры для похода против СССР в «подходящий момент» и восстановления монархии военным путем. В то же время переход к НЭПу породил у части эмигрантов надежду на диалог с большевиками. Это идейное течение получило название «сменовеховство» (от названия сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в 1921 г.).

Первые годы над всеми настроениями эмиграции – и тех, кто смирился со своим положением эмигранта, и кто не сомневался в возращении – господствовало одно – обида. Вот как вспоминает встречу с эмиграцией Н. Бердяев, высланный из страны в 1922 г.: «Эмиграция встретила группу высланных подозрительно и недоброжелательно. Были даже такие, которые позволяли говорить, что это не высланные, а подосланные для разложения эмиграции... Было что-то маниакальное в этой неспособности эмиграции говорить о чем-либо, кроме большевизма».

Колебания эмиграции и её расслоение происходили под влиянием политических изменении в мире и СССР. Московские процессы над «врагами народа», массовые репрессии приводят в восторг самые реакционные круги эмиграции. Испанские события стали еще одним катализатором дальнейшей поляризации эмиграции. «Низы» русской эмиграции выделили из своих рядов сотни интербригадовцев. Именно в это время во Франции эмигрантами создается «Союз возвращения на Родину». И многие вернулись, в т.ч. композитор С. Прокофьев и др. Писатель А. Толстой так объяснил свой поступок: «Я представляю из себя натуральный тип русского эмигранта, т.е. человека, проделавшего весь скорбный путь хождения по мукам. В эпоху великой битвы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед. В эти годы погибли два моих брата, расстреляно двое моих дядей, восемь человек моих родных умерло от голода и болезней. Я сам с семьей страдал ужасно. Мне было за что ненавидеть... Но интересы Родины выше…».

Приход к власти Гитлера резко изменил настроения в эмигрантской среде. Многие понимали опасность германского фашизма и для борьбы с ним создают в Париже «Союз оборонцев» (издавал печатный орган «Голос Отечества»). В него пришли люди разные. Среди них генерал Махров (начальник штаба Врангеля), адмирал Вердеревский (морской министр Временного правительства), профессор Одинцов и др.

С началом Второй мировой войны многие эмигранты выступили против фашизма с оружием в руках. Во французском Сопротивлении участвовали русские ученые В. Вильде и А. Левицкий, сын царского министра И. Кривошеин и многие др. И поэтому Гитлер опасался русской эмиграции в случае войны с СССР. Уже 22 июля 1941 г. русская эмиграция во Франции была подвергнута превентивному заключению. Нападение Германии на Советский Союз окончательно размежевало эмиграцию. На сторону Гитлера перешли генерал П. Краснов, атаманы А. Шкуро, Султан-Гирей Клыч.

Большая часть эмиграции определилась сразу. А как только Красная Армия стала одерживать победы, колебания в эмиграции закончились. Подавляющее большинство эмигрантов успешно выдержало экзамен на верность Отечеству. Формы проявления патриотизма были самые разно­образные – от политических жестов до жертвенности. Так, император Всероссийский Владимир, сменивший на троне своего отца (1938 г.), отказался благословить фашистское вторжение в Россию. Князь Юсупов не согласился служить Гитлеру. Генерал Деникин за свое нелояльное отношение к нацистам был вынужден ежедневно отмечаться в комендатуре. В 1944 г. он выступил с обращением, в котором говорилось: «Обстановка в международном масштабе в корне изменилась. Враг изгнан из пределов Отечества. Мы – и в этом неизбежный трагизм нашего положения – не участники, а лишь свидетели событий, потрясших нашу Родину за последние годы. Мы могли лишь с глубокой скорбью наблюдать за страданиями нашего народа и с гордостью – за величие его подвига. Мы испытывали боль в дни поражения армии, хотя она и зовется «красной», а не Российской, и радость – в дни её победы. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем её победоносного завершения... Ибо судьбы России важнее судеб эмиграции».

Проявлением подлинного патриотизма стал сбор средств в помощь СССР. Эмигранты в США организовали несколько комитетов в помощь СССР. На земле Франции за честь Родины сражалась Анна Максимович (дочь царского генерала, врач); она вступила в эмигрантскую организацию «оборонцев», а затем в движение Сопротивления, погибла в концлагере. Ариадна Скрябина (дочь композитора) сражалась в партизанском отряде, погибла в 1944 г. Елизавета Кузьмина-Караваева (философ, поэтесса, в прошлом член партии эсеров) в 1945 г. сожжена в крематории. И этот список можно продолжить.

Третий периодсвязан со Второй мировой войной. В это время в вынужденной (недобровольной) эмиграции оказались граждане, выполнявшие договорные обязательства СССР на территории Германии и интернированные (в частности моряки торгового флота), военнопленные, люди, насильственно вывезенные оккупантами для выполнения трудовых работ (иностранные рабочие). Еще одну группу эмигрантов составляя­ли пособники фашистов (полицейские, каратели, власовцы, бандеровцы и др.). Всего за границей в этот период оказалось около 10 млн человек, из которых к концу войны в живых осталось около 5 млн чел. После возвращения на Родину большинства из них за рубежом (к 1952 г.) осталось около 450 тыс. чел.

После войны оккупационные власти США, Англии и Франции на территории Германии в определенной мере препят­ствовали возвращению на Родину вынужденных переселенцев, предлагали им первоначальную помощь, и немалая часть советских людей этим воспользовалась. Многие из оставшихся на Западе не вернулись из-за боязни попасть в сталинские лагеря. Среди послевоенных эмигрантов адаптация проще проходила у тех, кто заключал браки с иностранцами и растворился в местной среде. Заметного следа в культуре эта волна не оставила.

 

Четвертый период– 1970-е – середина 1980-х гг. Эмигрантами этого периода стали представители разных соци­альных групп, в основном интеллигенции. Их отъезд был вызван обострившимися противоречиями нашего общества во всех сферах жизни. Началом четвертого периода эмиграции считается февраль 1971 г., когда первые 24 человека, желающие воссоединиться с родственниками в Израиле, получили официальное разрешение на выезд. Основными группами эмигрантов в этот период были люди, официально выезжающие для воссоединения семей. Формально – по национальным, семейным мотивам, реально – по идеологическим.

Выезжали главным образом армяне, немцы, евреи (в 1989 г. наиболее активно граждане СССР выезжали в Израиль – 44,7%, в ФРГ – 41,8%, в США – 6%). Представители творческой интеллигенции, недовольные существующим строем, часто предпочитали не возвращаться в СССР из зарубежных поездок (режиссер А. Тарковский, артист балета Р. Нуриев) или высылались из страны властями (писатель А. Солженицын, философ А. Зиновьев и др.). Эта волна эмиграции отличается высоким образовательным и творческим потенциалом. Среди тех, кто эмигрировал в США, 76% имели высшее образование, 6% – ученые степени. 60,3% заявили, что главной причиной, побудившей их покинуть Родину, явилось неприятие политиче­ской системы.

Пятый период. С конца 1980-х гг. следует вести отсчет новой крупной волны эмиграции, по своему характеру в основном экономической. Эмиграцию этой волны нельзя соединять с четвертой, поскольку изменились причины отъезда. По численности она сопоставима со второй волной.

С середины 1980-х гг. поток эмиграции несколько уменьшился, что было связано с начавшейся в СССР перестройкой. Но спустя несколько лет количество эмигрантов возрастает, особенно после распада СССР. В ходе пятой волны эмиграциив течение 1990-х гг. из России на постоянное жительство в страны дальнего зарубежья ежегодно выезжало около 100 тыс. человек.

Стабилизация ситуации в России в начале 2000-х гг. вновь приостановила поток эмигрантов. Сегодня проблема эмиграции не столь остра, как в ХХ веке. В современном глобализирующемся мире смена места жительства становится обычным делом; эмиграция часто становится временной, вызванной производственной необходимостью или личным выбором человека. В то же время остается вопрос об «утечке мозгов» – ученых, квалифицированных специалистов.

 

Несмотря на трудности адаптации, прежде всего психологической, многие эмигранты стремились и стремятся сохранить свои культурные корни и традиции. Мало того, без творчества российских ученых, философов, общественных деятелей, литераторов и художников, особенно принадлежащих ко второй волне эмиграции, сегодня невозможно представить развитие мировой культуры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

НОУ ВПО Западно Уральский институт экономики и права... Культурология Учебное пособие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Российская эмиграция в ХХ в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Теория культуры
  1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Культурология – наука о культуре. Сегодня существует несколько сот определений кул

Структура и функционирование культуры
Духовная жизнь (сфера деятельности), будучи наряду с экономической, политической и социальной сферами подсисте­мой общества, в то же время сама имеет сложное строение. Чтобы понять, как она функцио

Первобытная культура
  История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 т

Культура Древнего Востока
Первые классовые общества,первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения

Античная культура
  Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русс

Культура Средневековья
  В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира, античности и началом Средневековья, котор

Культура Возрождения и Реформации
Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XIV – XVI вв. нашли отражение в понятии эпоха Возрождения,илиРенессанс. Она выросла из феодализма. Уже в XI

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX вв. Модернизация – переход от традиционного к индуст­риальному (современ

Культура России XIX в.
  Первая половина XIX в. характеризуется бурным расцве­том культуры, выдающимися достижениями во всех областях духовной жизни. Отечественная культура становится явлением мирового масш

Индустриальный
переходные (индустриально-постиндустриальный, традиционно-индустриально-постиндустриальный)   Остановимся подробнее на характеристике индустриаль­ной культуры XX

Кризис и перспективы развития современной культуры
  В ХХ столетии население нашей планеты выросло в 3 раза. В среднем на один кв. км суши приходится 40 чел.[14] «Демографический взрыв» сопровождается бурным развитием техники, что при

Сущность и особенности советской культуры
Типологическая характеристика советской культуры во многом зависит от методологического подхода. С марксист­ских позиций Октябрьская революция стала началом перехода от капиталисти

Развитие советской науки, идеологии и искусства
На теоретическом, идеологическом (в широком смысле слова) уровне в культуре ХХ в. определяющую роль играет наука. Она занимала существенное место уже в духовной жизни царской Росси

Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
  Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев,

Художественная эмиграция
Русская эмиграция послереволюционной поры делала все возможное для сохранения русской культуры. В 1920-е гг. столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще

Тема 6. Изобразительное искусство
XIX – XXI веков   1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи   Искусство как форма общ

Музыка как вид искусства
  Музыка возникла почти одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходили ритм и звук. Древний человек уже был способен различать звуковые тональ

Особенности русской музыки XIX века
  Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному твор

Кинематограф. Отечественное киноискусство
  Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в конце XIX в. и быстро завоевывает

Цели и задачи дисциплины
  Цели дисциплины: - дать студентам целостное представление о культуре как о развивающейся системе; - показать её роль в жизни общества и каждого че

Электронные издания и Интернет-ресурсы
1. Черных В.Ю., Шестова Т.Ю., Рожин К.Ю. Курс лекций по культурологии: Электрон. учеб.-метод. пособие / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2001. 2. Культурология

Роль информации в культуре
1. Гринин Л.Е. Феномен информационного общества: «люди известности» // Философия и общество. 2004. №2. С. 5 – 24. 2. Бухман В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диа­лога

Роль религии в жизни общества
1. Добрускин М.Е. Русская православная церковь на современ­ном этапе // Философия и общество. 2006. №3. 2. Семенов В.С. Религия, её философские основания и место в культуре и

Деловые игры и формирование управленческой культуры
1. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994. 2. Лившиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л., 1989. 3. Деловые педагогические игры

Индо-буддийская культурная традиция
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 71 – 86. 2. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.

Древнегреческое искусство
1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007. 2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985. 3. Ч

Особенности культуры Урала XVIII в.
1. История Урала / Под ред. И.С. Капцуговича. 2-е изд. Т. 1. Пермь, 1976. С. 162 – 184. 2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казари

Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
1. Пермь от основания до наших дней: Ист. очерки / Под ред. М.Г. Нечаева. Пермь, 2000. С. 42 – 51, 99 – 113. 2. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь,

НТР и культура
1. Салов Е.И., Салова С.Е. Коэволюция науки и нравствен­ности – новая парадигма культуры // Философия и общество. 2006. №1. 2. Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч.

Экологическая культура
1. Яницкий О.Н, Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики // История и современность. 2005. №1. 2. Воробьева Л.А. Формирование экологического стил

Идеи и судьба Н.Д. Кондратьева
1. Возвращенные имена. Кн. 1. М., 1989. С. 235 – 265. 2. Суровая драма народа: Сб. ст. М., 1989. С. 375 – 400. 3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динам

Темы рефератов
Российская эмиграция в ХХ в.: причины и проблемы 1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991. 2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 199

Музыка как вид искусства
1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8. 2. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., 1988. 3. Виды искусства в социалистической художественной культуре.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
  На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания. &n

Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследова­тельские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); с

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для заочной формы обучения)   1. Архаические формы культуры (тотемизм, анимизм, магия). 2. Художественная культура Древнего Китая. 3. Лите

Иерархия ценностей по М. Шелеру
  Ценностные модальности (классы основных ценностей) Предмет основных ценностей Состояния – корреляты (модусы чувств) субъекта

Локально-цивилизационная типология культуры
Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру Цивилизации по А. Тойнби Египет

Структура противоречий в духовной жизни
Уровень Внутренние Внешние Для общества Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией

Культурология
Учебное пособие Редактор И.М. Минсадыров Корректор В.О. Дедова     Подписано в печать ??.??.2009. Формат 60´90/16. Усл. печ. л. 10,8 Тираж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги