рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Первобытная культура

Первобытная культура - раздел Культура, Культурология   История Первобытного Общества Охватывает Период Примерно С 2,...

 

История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 тыс. лет назад в Древний каменный век – палеолит.

Первобытная культура до сих пор имеет большое значение в обществе. Помимо того, что на Земле продолжают проживать племена, находящиеся на первобытной ступени развития, значительное количество признаков этой культуры перешло в современную жизнь. Запрет на произнесение настоящего имени, которое может быть использовано для враждебного наговора, приводит к переводу имен ближайших родственников на имя-заменитель (мама, папа, дедушка, бабушка и т.д.). Аналогичная метаморфоза происходила с названия­ми животных: вол – «тот, кто волочит добычу», медведь – «тот, кто ведает мед» и т.д. Современный человек, не задумываясь, застилает по утрам кровать, исполняя тем самым древний магический обряд ликвидации своего следа, по которому может пойти преследование.

К. Юнг, выдвигая идею «коллективного бессознательного», исходил из того положения, что, когда общество находится в кризисных своих моментах, особенно при резком изменении идеологических позиций, на первый план выходят очень древние мотивы. Таковыми мы можем считать элементы первобытной культуры. В этих условиях люди начинают верить в чудеса, в сознании блокируется необходимое для анализа обстановки как ненужное. Начинается влияние не разума, а чудотворцев, нарастает влияние сект. С одной стороны, современный человек продолжает обращаться к первобытной культуре, с другой – он не владеет всем комплексом знаний, присущих ей. На этот процесс влияет также и сложность в понимании первобытной культуры. Сказывается отдаленность первобытной культуры во времени. В наше же время даже те народы, которые находятся на первобытной стадии развития, испытывают на себе влияние современности, искажающее черты первобытной культуры.

В поисках общего и различного между психикой современного и древнего человека сложилось несколько научных школ. Представители эволюционной школы считали, что психика человека однотипна на всем протяжении времени. Философы, склонные к психологическим аспектам изучения человека, также расходились в своих взглядах – от сравнения сознания дикаря с детским восприятием и до соответствия человека современного и древнего с усиленной эмоциональной сферой последнего. Сторонники фрейдизма опирались на невротическое восприятие мира первобытными людьми. Существует также точка зрения о коллективистско-дологических представлениях древних. Несмотря на все различия, в этих точках зрения можно выделить единое целое, с чего начинается любая культура – это язык и его формы. Затем к основным условиям существования любой культуры присоединяются трудовая деятельность и творческая активность самого человека. На основе опыта происходит дальнейшее развитие языка, каждый предмет определяется символом, словом.

 

Древнейшие люди (архантропы) изготовляли простейшие орудия труда из природных материалов. С появлением и совершенствованием орудий труда возникает материальная культура. Первобытные люди занимались собирательством, рыболовством и охотой (эпоха потребляющего хозяйства), расселялись по берегам рек. Люди жили в пещерах, хижинах и полуземлянках. Они были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обязанностями, среди них не было богатых и бедных. В первых общностях человека – стадо, род, племя, семья – отношения определялись родственными связями.

Главной задачей племени было выживание. Постепенно складываются система норм поведения, поощрений и запретов (табу), помогающая решать эту задачу. Так зарождается нравственность (по-латински – мораль). В первобытном обществе зарождаются и первыерелигиозные представленияи верования. Анимизм (от лат. anima – душа, дух) – это вера в души, всеобщее одухотворение природы.

Эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Главным в анимизме становится душа, тень, двойник. Отсюда ведут свое начало все манипуляции с зеркалами при гаданиях. Нельзя также неожиданно будить человека или менять во сне его внешность – душа, странствующая за пределами тела, не успеет в него вернуться или не узнает его. Английский этнограф и историк культуры Э. Тайлор писал: «Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы, верование, которое достигает высшей своей точки в олицетворении ее. Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры, становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных».

Тотемизм – вера человека в родственную связь между его родом и определенным животным или растением (тотемом), которое считалось «прародителем» и защитником от бед и болезней. В период Средневековья тотемизм трансформиро­вался в геральдику. Фетишизм (фетиш – амулет, магический предмет) – вера в сверхъестественные свойства неодушевлен­ных предметов. Стали изготовляться в качестве культовых предметов талисманы от болезней, ранений в бою и т.п. Магия (с греческого – колдовство) – вера в способность человека обратиться к сверхъестественным силам и тем самым воздейст­вовать на других людей и окружающий мир. Зарождается лечеб­ная магия, знахарство. Остатки этих форм религий сохранились во всех регионах, в традициях и быту народов мира. Человек в первобытном обществе еще не личность, а часть единого родового организма. Его деятельность по изготовлению орудий труда способствовала формированию коллективного сознания и психологии, архаичной, мифологической модели мышления, речи и действия. В мифах закрепляются представления чело­века об окружающем мире.

 

В первобытную эпоху зарождается изобразительное искусствокак отражение первых образно-символических представлений человека об окружающем мире. Ранние пещерные росписи животных достаточно примитивны. Они выполнены минеральными красками, которые сохранили свой колорит до сих пор. В росписях преобладает красный цвет. Позднее стали прорисовывать детали (рога, копыта), в рисунках появилось больше динамики (бегущий олень, фигуры загонщиков и т.д.). Наносили ритуальные узоры на тело – татуировку.

Со временем сформировались виды декоративно-прикладного искусства – резьба по камню и кости,керамика, обработка металла. Орудия труда и быта украшались (например, рукоятки ножей). В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла (изготовление изделий из бронзы, золота, серебра). В древних погребениях найдены многочисленные украшения из раковин и полудрагоценных камней. Первые зеркала были сделаны из блестящего обсидиа­на. Повседневную жизнь украшала богато орнаментированная глиняная посуда.

Интересны образцы скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Археологи нашли много фигур женщин из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно их изображали обнаженными и полными.

Особенностью первобытного искусства (и культуры в целом) был синкретизм (с греческого – соединение) – нерасчлененность художественной культуры, когда музыка, пение, танец не были отделены друг от друга. Танец, песнопение, заклинание тесно переплетались в ритуале. В основе ритуала лежали представления о разделении мира на мир высших сил и мир повседневный. В ритуалах человек пытался обратиться к потустороннему миру и вызвать, например, дождь, рост растений, соединиться с божеством.

К концу первобытной эпохи появились такие архитектурные сооруже­ния, как неукрепленные поселения (стоянки, селища) и укрепленные (городи­ща). Возводились глинобитные дома с алебастровыми полами на каменном фундаменте. Полы домов, стены окрашивались в красный или черный цвет. Строились общинные святилища. К ним примыкали обширный дом и зернохранилище. Из камня возводились гробницы (в виде большого каменного ящика, накрытого плитой), кромлехи (культовые сооружения из врытых в землю длинных камней, расположенных по кругу) и др.

 

Приблизительно 14–12 тыс. лет назад (в ХII – Х тысячеле­тии до н.э.) начинается аграрная революция– переход от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. земледелию и скотоводству. К IV тыс. до н.э. появляется ирригационное сельское хозяйство, послужившее толчком к возникновению первых цивилизаций. Стадия развития, переходная от родового (первобытного) общества к цивилизации, в различных исторических и философских концепциях называется по-разному: варварство, период земледельческой (или соседской) общины, аграрная революция, военная демократия. Эти термины отражают разные стороны качественных изменений, положивших начало Древней истории, которая охватывает период с IV тыс. до н.э. до середины I тыс. н.э.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

НОУ ВПО Западно Уральский институт экономики и права... Культурология Учебное пособие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Первобытная культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Теория культуры
  1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Культурология – наука о культуре. Сегодня существует несколько сот определений кул

Структура и функционирование культуры
Духовная жизнь (сфера деятельности), будучи наряду с экономической, политической и социальной сферами подсисте­мой общества, в то же время сама имеет сложное строение. Чтобы понять, как она функцио

Культура Древнего Востока
Первые классовые общества,первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения

Античная культура
  Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русс

Культура Средневековья
  В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира, античности и началом Средневековья, котор

Культура Возрождения и Реформации
Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XIV – XVI вв. нашли отражение в понятии эпоха Возрождения,илиРенессанс. Она выросла из феодализма. Уже в XI

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX вв. Модернизация – переход от традиционного к индуст­риальному (современ

Культура России XIX в.
  Первая половина XIX в. характеризуется бурным расцве­том культуры, выдающимися достижениями во всех областях духовной жизни. Отечественная культура становится явлением мирового масш

Индустриальный
переходные (индустриально-постиндустриальный, традиционно-индустриально-постиндустриальный)   Остановимся подробнее на характеристике индустриаль­ной культуры XX

Кризис и перспективы развития современной культуры
  В ХХ столетии население нашей планеты выросло в 3 раза. В среднем на один кв. км суши приходится 40 чел.[14] «Демографический взрыв» сопровождается бурным развитием техники, что при

Сущность и особенности советской культуры
Типологическая характеристика советской культуры во многом зависит от методологического подхода. С марксист­ских позиций Октябрьская революция стала началом перехода от капиталисти

Развитие советской науки, идеологии и искусства
На теоретическом, идеологическом (в широком смысле слова) уровне в культуре ХХ в. определяющую роль играет наука. Она занимала существенное место уже в духовной жизни царской Росси

Российская эмиграция в ХХ в.
Корни российской эмиграции уходят в глубину веков. Первым из известных эмигрантов в русской истории был князь Курбский, наместник Ивана IV в г. Юрьеве (1564 г.). Объясняя мотивы эмиграции,

Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
  Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев,

Художественная эмиграция
Русская эмиграция послереволюционной поры делала все возможное для сохранения русской культуры. В 1920-е гг. столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще

Тема 6. Изобразительное искусство
XIX – XXI веков   1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи   Искусство как форма общ

Музыка как вид искусства
  Музыка возникла почти одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходили ритм и звук. Древний человек уже был способен различать звуковые тональ

Особенности русской музыки XIX века
  Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному твор

Кинематограф. Отечественное киноискусство
  Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в конце XIX в. и быстро завоевывает

Цели и задачи дисциплины
  Цели дисциплины: - дать студентам целостное представление о культуре как о развивающейся системе; - показать её роль в жизни общества и каждого че

Электронные издания и Интернет-ресурсы
1. Черных В.Ю., Шестова Т.Ю., Рожин К.Ю. Курс лекций по культурологии: Электрон. учеб.-метод. пособие / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2001. 2. Культурология

Роль информации в культуре
1. Гринин Л.Е. Феномен информационного общества: «люди известности» // Философия и общество. 2004. №2. С. 5 – 24. 2. Бухман В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диа­лога

Роль религии в жизни общества
1. Добрускин М.Е. Русская православная церковь на современ­ном этапе // Философия и общество. 2006. №3. 2. Семенов В.С. Религия, её философские основания и место в культуре и

Деловые игры и формирование управленческой культуры
1. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994. 2. Лившиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л., 1989. 3. Деловые педагогические игры

Индо-буддийская культурная традиция
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 71 – 86. 2. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.

Древнегреческое искусство
1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007. 2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985. 3. Ч

Особенности культуры Урала XVIII в.
1. История Урала / Под ред. И.С. Капцуговича. 2-е изд. Т. 1. Пермь, 1976. С. 162 – 184. 2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казари

Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
1. Пермь от основания до наших дней: Ист. очерки / Под ред. М.Г. Нечаева. Пермь, 2000. С. 42 – 51, 99 – 113. 2. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь,

НТР и культура
1. Салов Е.И., Салова С.Е. Коэволюция науки и нравствен­ности – новая парадигма культуры // Философия и общество. 2006. №1. 2. Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч.

Экологическая культура
1. Яницкий О.Н, Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики // История и современность. 2005. №1. 2. Воробьева Л.А. Формирование экологического стил

Идеи и судьба Н.Д. Кондратьева
1. Возвращенные имена. Кн. 1. М., 1989. С. 235 – 265. 2. Суровая драма народа: Сб. ст. М., 1989. С. 375 – 400. 3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динам

Темы рефератов
Российская эмиграция в ХХ в.: причины и проблемы 1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991. 2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 199

Музыка как вид искусства
1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8. 2. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., 1988. 3. Виды искусства в социалистической художественной культуре.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
  На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания. &n

Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследова­тельские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); с

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для заочной формы обучения)   1. Архаические формы культуры (тотемизм, анимизм, магия). 2. Художественная культура Древнего Китая. 3. Лите

Иерархия ценностей по М. Шелеру
  Ценностные модальности (классы основных ценностей) Предмет основных ценностей Состояния – корреляты (модусы чувств) субъекта

Локально-цивилизационная типология культуры
Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру Цивилизации по А. Тойнби Египет

Структура противоречий в духовной жизни
Уровень Внутренние Внешние Для общества Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией

Культурология
Учебное пособие Редактор И.М. Минсадыров Корректор В.О. Дедова     Подписано в печать ??.??.2009. Формат 60´90/16. Усл. печ. л. 10,8 Тираж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги