рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура Древнего Востока

Культура Древнего Востока - раздел Культура, Культурология Первые Классовые Общества,Первые Цивилизации Возникли В Конц...

Первые классовые общества,первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения процесса становления классового общества было появление монументальных каменных или кирпичных сооружений и возникновение письменности. Древ­ний Восток включает в себя Древний Египет и государственные образования Междуречья: Шумер, Аккад, Вавилонию, Асси­рию. Древние Индия, Китай, Япония, Корея и другие азиатские и африканские страны также заняли достойное место среди первых цивилизаций.

Многие блага цивилизации, без которых просто невоз­можно представить жизнь современного общества, берут начало в древневосточной культуре. Так, привычные нам европейские алфавиты происходят от древнегреческого. Греки же позаимствовали алфавитное письмо от финикийцев. Первые правовые кодексы создали шумеры. Они же изобрели колесную повозку, гончарный круг, бронзу. Наиболее прославленные достопримечательности Древнего Востока – египетские пирами­ды, террасные, т.н. «висячие», сады Семирамиды в Вавилоне – входят в число «семи чудес света». Древневосточные архитекто­ры умели возводить монументальные каменные и кирпичные строения, совершенные санитарно-технические сооружения, водяные мельницы и т.д.

Впечатляющими были успехи древневосточных народов в математике, астрономии, медицине, лингвистике. Шестидеся­тичная система в исчислении времени (60 минут, 60 секунд) была создана шумерами, десятичная система измерения с применением нуля – индийцами. Затем эта система была заимствована арабами, в наше время ею пользуются во всем мире. Индийское происхождение имеют математические терми­ны «цифра», «корень», «синус». Уже во II тыс. до н.э. в Древнем Китае делили год на 12 месяцев, месяц на 4 недели, составили первый в мире звездный каталог на 800 светил, каталог медицинских книг, «Классический труд по иглотерапии и прижиганию». В Китае изобрели пушки и порох, компас и фейерверк, стремена, помогающие держаться в седле, бумагу и подвижной шрифт, механические часы и т.д. Древние индийцы имели представление о вращении Земли вокруг своей оси, владели обработкой металла, знаниями об агрикультуре, распо­лагали совершенной системой водопровода и канализации.

Древний Восток оставил такие непреходящие ценности, как эпос, драмы, притчи, мифы, строгая египетская скульптура, стекло, фарфор, шелк, хлопок. По великому шелковому пути товары и предметы искусства продавались от Китая до Средиземноморья. Складывался синтез регионально-этнических культур.

 

В VII – VI вв. до н.э. в трех цивилизациях – Индии, Китае и Греции – появляется новая форма общественного сознанияфилософия. В Древней Индии все философские школы ведут свое начало от Вед – священных книг ариев (индоевропейцев), завоевавших Индию в XIII в. до н.э. В целом для индийской философии характерны идеализм, религиозность, космоцен­тризм, созерцательность. Базовым направлением индийской философии стала веданта, одним из основателей которой считается Бадараяна.

Главная её цель – истолкование (логическое или мистическое) Вед. Согласно веданте, смысл жизни человека заключается в достижении после праведной жизни (точнее – целой цепи перевоплощений) состояния «мокша» – слияния Атмана (индивидуальной души) с Брахманом (Космической, Божественной душой, Абсолютом). Праведная жизнь дает возможность остановить Сансару (колесо перевоплощений). Этой же цели можно достичь и при жизни. Помогают этому безгрешность и специальная система упражнений, итогом которых становится достижение состояния «самадхи» (сосредоточе­ние). Такая религиозно-философская практика получила название «йога». её родоначальником считается Патанджали, живший во II в. н.э.

В VI в. до н.э. возникает ряд религиозно-философских школ, отрицав­ших авторитет Вед: буддизм, джайнизм, материалистическое учение чарвака (локаята) и др.

Буддизм стал первой мировой религией, получившей распространение во многих странах Азии (в т.ч. и в России). В 40 лет принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал называться Буддой («просветленным»). Он учил, что жизнь является страданием; источник страданий – жажда жизни, жажда наслаждений, власти, обладания, а освобождение от желаний ведет к избавлению от страданий и достижению нирваны (слияния с Абсолютом). Для этого надо следовать основным положениями «восьмеричного пути»: праведным взглядам, поведению, усилиям, речи, мыслям, памяти, образу жизни, самоуглублению. Буддизм, будучи религией, одновре­менно является и религиозной философией.

В отличие от брахманизма, индуизма (ранняя и более поздняя индийские национальные религии) и веданты буддизм утверждает, что нирваны может достичь не только брахман (жрец, представитель высшей из четырех варн – сословий Древней Индии), но и представитель любой варны: кшатриев (воинов, управленцев), вайшьев (тружеников) или шудр («неприкасаемых» – людей, не имеющих гражданских прав, чернорабочих).

Древнекитайская философия включает в себя ряд религиозно-философских школ. Вместе с тем есть общие для них понятия. По мнению китайских мыслителей, все изменения в мире являются результатом взаимодействия двух начал – Ян и Инь, светлого и темного, мужского и женского. Ян и Инь происходят от Дао – первопричины и сущности мира, абсолютного принципа или закона мироздания. Мировое Дао порождает Дао («путь», смысл жизни) человечества, народа и каждого человека. Дао познается только долгим подвижниче­ским жизненным путем.

Понятие «Дао» лежит в основе учения даосизма, основанного в VI в. до н.э. Лао-Цзы. Согласно этому учению мир вечен и находится в непрерывном изменении. Даосизм проповедовал пассивное отношение человека к окру­жающей действительности и, вместе с тем, гармонию с миропорядком. Наиболее ярко это выражается в принципе «У вэй», означающем недеяние: «Мудрец действует недеянием и учит молчанием». Поскольку в даосизме допускается мысль о том, что душа умирает вместе с телом, смыслом существования человека становится максимальное продление жизни (в идеа­ле – достижение бессмертия). Социальным идеалом считается крепкая крестьянская община и небольшое стабильное государство.

В условиях развития Китая по пути империи среди правящих слоев большую популярность начиная с VI в. до н.э. приобретает философия Конфуция (Кун-цзы). В центре учения Конфуция – человек, понимаемый прежде всего как член общества; последнее, в свою очередь, уподоблялось большой семье во главе с отцом-патриархом (императором). Все проблемы человеческого существования и мироздания осмыс­ливаются Конфуцием в социально-этической плоскости. Конфуцианство сыграло большую роль в формировании образа честного, грамотного и справедливого чиновника, что способст­вовало прочности государственно-имперских традиций в Китае.

Уже в эпоху древних цивилизаций обнаруживается специфика восточных обществ в положении человека и в отношении к нему общества и государства. Её основные черты: государственно-общинная система с верховной собственностью на землю, на производимый на ней продукт и на самого работника; преобладание коллективного начала над индиви­дуальным, растворение человека в определенной социально-культурной общности (например, в касте); резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограничиваемая эксплуатация общинников деспотической верховной властью. Для Востока характерен бюрократический произвол. Несмотря на обилие изобретений, Восток никогда не стремился к системности науки.

Термин «наука» имеет два значения: 1. Древняя и средневековая нау­ка – теоретические знания, основанные на логике, являющиеся частью философского (физика, математика), религиозного (астрология, медицина) знания или обобщением практического опыта (медицина). 2. Современная (экспериментальная) наука – самостоятельная форма общественного сознания, возникшая в XVII в. – теоретические знания, основанные на логике и экспери­менте.

Поскольку мир иллюзорен, то не следует искать в нем каких-либо закономерностей. На Востоке стремятся понять силы, заложенные в природе, но эксперимент как деятельност­ное отношение к ней человека мало популярен.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

НОУ ВПО Западно Уральский институт экономики и права.. Культурология Учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура Древнего Востока

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Теория культуры
  1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Культурология – наука о культуре. Сегодня существует несколько сот определений кул

Структура и функционирование культуры
Духовная жизнь (сфера деятельности), будучи наряду с экономической, политической и социальной сферами подсисте­мой общества, в то же время сама имеет сложное строение. Чтобы понять, как она функцио

Первобытная культура
  История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 т

Античная культура
  Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русс

Культура Средневековья
  В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира, античности и началом Средневековья, котор

Культура Возрождения и Реформации
Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XIV – XVI вв. нашли отражение в понятии эпоха Возрождения,илиРенессанс. Она выросла из феодализма. Уже в XI

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX вв. Модернизация – переход от традиционного к индуст­риальному (современ

Культура России XIX в.
  Первая половина XIX в. характеризуется бурным расцве­том культуры, выдающимися достижениями во всех областях духовной жизни. Отечественная культура становится явлением мирового масш

Индустриальный
переходные (индустриально-постиндустриальный, традиционно-индустриально-постиндустриальный)   Остановимся подробнее на характеристике индустриаль­ной культуры XX

Кризис и перспективы развития современной культуры
  В ХХ столетии население нашей планеты выросло в 3 раза. В среднем на один кв. км суши приходится 40 чел.[14] «Демографический взрыв» сопровождается бурным развитием техники, что при

Сущность и особенности советской культуры
Типологическая характеристика советской культуры во многом зависит от методологического подхода. С марксист­ских позиций Октябрьская революция стала началом перехода от капиталисти

Развитие советской науки, идеологии и искусства
На теоретическом, идеологическом (в широком смысле слова) уровне в культуре ХХ в. определяющую роль играет наука. Она занимала существенное место уже в духовной жизни царской Росси

Российская эмиграция в ХХ в.
Корни российской эмиграции уходят в глубину веков. Первым из известных эмигрантов в русской истории был князь Курбский, наместник Ивана IV в г. Юрьеве (1564 г.). Объясняя мотивы эмиграции,

Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
  Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев,

Художественная эмиграция
Русская эмиграция послереволюционной поры делала все возможное для сохранения русской культуры. В 1920-е гг. столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще

Тема 6. Изобразительное искусство
XIX – XXI веков   1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи   Искусство как форма общ

Музыка как вид искусства
  Музыка возникла почти одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходили ритм и звук. Древний человек уже был способен различать звуковые тональ

Особенности русской музыки XIX века
  Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному твор

Кинематограф. Отечественное киноискусство
  Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в конце XIX в. и быстро завоевывает

Цели и задачи дисциплины
  Цели дисциплины: - дать студентам целостное представление о культуре как о развивающейся системе; - показать её роль в жизни общества и каждого че

Электронные издания и Интернет-ресурсы
1. Черных В.Ю., Шестова Т.Ю., Рожин К.Ю. Курс лекций по культурологии: Электрон. учеб.-метод. пособие / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2001. 2. Культурология

Роль информации в культуре
1. Гринин Л.Е. Феномен информационного общества: «люди известности» // Философия и общество. 2004. №2. С. 5 – 24. 2. Бухман В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диа­лога

Роль религии в жизни общества
1. Добрускин М.Е. Русская православная церковь на современ­ном этапе // Философия и общество. 2006. №3. 2. Семенов В.С. Религия, её философские основания и место в культуре и

Деловые игры и формирование управленческой культуры
1. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994. 2. Лившиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л., 1989. 3. Деловые педагогические игры

Индо-буддийская культурная традиция
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 71 – 86. 2. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.

Древнегреческое искусство
1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007. 2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985. 3. Ч

Особенности культуры Урала XVIII в.
1. История Урала / Под ред. И.С. Капцуговича. 2-е изд. Т. 1. Пермь, 1976. С. 162 – 184. 2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казари

Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
1. Пермь от основания до наших дней: Ист. очерки / Под ред. М.Г. Нечаева. Пермь, 2000. С. 42 – 51, 99 – 113. 2. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь,

НТР и культура
1. Салов Е.И., Салова С.Е. Коэволюция науки и нравствен­ности – новая парадигма культуры // Философия и общество. 2006. №1. 2. Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч.

Экологическая культура
1. Яницкий О.Н, Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики // История и современность. 2005. №1. 2. Воробьева Л.А. Формирование экологического стил

Идеи и судьба Н.Д. Кондратьева
1. Возвращенные имена. Кн. 1. М., 1989. С. 235 – 265. 2. Суровая драма народа: Сб. ст. М., 1989. С. 375 – 400. 3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динам

Темы рефератов
Российская эмиграция в ХХ в.: причины и проблемы 1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991. 2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 199

Музыка как вид искусства
1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8. 2. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., 1988. 3. Виды искусства в социалистической художественной культуре.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
  На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания. &n

Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследова­тельские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); с

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для заочной формы обучения)   1. Архаические формы культуры (тотемизм, анимизм, магия). 2. Художественная культура Древнего Китая. 3. Лите

Иерархия ценностей по М. Шелеру
  Ценностные модальности (классы основных ценностей) Предмет основных ценностей Состояния – корреляты (модусы чувств) субъекта

Локально-цивилизационная типология культуры
Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру Цивилизации по А. Тойнби Египет

Структура противоречий в духовной жизни
Уровень Внутренние Внешние Для общества Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией

Культурология
Учебное пособие Редактор И.М. Минсадыров Корректор В.О. Дедова     Подписано в печать ??.??.2009. Формат 60´90/16. Усл. печ. л. 10,8 Тираж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги