Позднее Возрождение в Италии. Формирование маньеризма. Венецианская живописная школа.

Позднее Возрождение. (с 40-х гг. 16в.) Италия под властью иностранных держав. Католичество переживает кризис. Лишь богатая Венеция свободна и может развивать искусство. Представители Позднего Возрождения: Тициан, Паоло Веронезе, Тинторетто.

Живопись. Наряду с образами отдельных героев все чаще в произведениях возникает образтолпы. Веронезе. Младший современник Тициана. Он обращается к более непосредственному отображению современной ему жизни. Воспевает праздничную, шумную аристократическую Венецию. Пиры, дорогое убранство, наряды. Мастер колорита. Строит его на чередовании насыщенных цветовых пятен и нежнейших оттенков, но при этом предпочитает холодную серебристую краску. Излюбленные темы: изображение искрящихся весельем торжественных пиров и празднеств – «Брак в Кане», «Пир в доме Левия». Декоративно-монументальная живопись маслом. «Тайная вечеря», «Пир в доме Левия» – Свободно трактует евангельские сюжеты, за что вызван на суд инквизиции. Украшает дворец Дожей в Венеции – «Триумф Венеции» -декоративная пышность, бравурность, предвосхищающие искусство барокко 17 века.

Тинторетто. Его бунтарское искусство, полное страстности, титанической мощи, пронизано необузданной фантазией, одухотворенностью, динамикой. Восстал против традиции симметрии, уравновешенности, расширил границы пространства, заполнил пространство динамикой, чувствами. Создавал грандиозные по размаху декоративные росписи и целые циклы фресок, алтарные картины, объединенные в ансамбли, портреты своих современников.

Ранние произведения – в традициях Выс. Возрождения, с его величием, героикой, оптимизмом. Но уже в них ощущается повышенный интерес худ-ка к динамике резко освещенной формы, необычным ракурсам, к изображению народной толпы, охваченной единым действием, настроением, состоянием – «Чудо св. Марка», «Введение Марии во храм», «Тайная вечеря». В последнем – порывает с традиционным решением этого сюжета, переносит действие в полуподвальное помещение таверны, располагая стол и сидящих за ним апостолов под углом к картинной плоскости, беспорядочность движений, незначительные жанровые эпизоды – все это усиливает драматизм главного действия.

Драматическое, полное эмоциональной силы искусство Тинторетто не только завершает этап позднего Возрождения, но намечает пути дальнейшего развития европейского искусства – реализм 17 века.

Маньеризм. В связи с изменениями, проис­шедшими в Италии в 1520—1530-е гг., в искус­стве распространяются явления, чуждые куль­туре Возрождения, получившие впоследствии название «маньеризм».

Внутренний разлад и чувство бессилия перед неразрешимыми противоречиями, которые пере­живали многие художники, приводили их к отказу от идеалов гармонической личности, к пессимистическому надлому, осознанию одино­чества. Они насыщали свои произведения на­строениями тревоги и беспокойства, религиоз­ной экзальтации, а иногда чувственности. Со­зданные ими образы в большинстве своем отли­чаются внутренней хрупкостью, опустошенно­стью и холодностью. Деформация, крайне удли­ненные пропорции фигур, причудливо из­вивающиеся линии, беспокойные ритмы характерны для произведений мастеров этого направления: Понтормо (1494-1557), Пармиджанино (1503-1540)- «Маданна с длинной шеей» и др.

Искусство маньеристов, по сути своей анти­народное и ложное, с преобладанием внешней формы над содержанием, вызвано было нара­станием субъективизма и болезненного излома, явившихся выражением кризиса гуманизма.